ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ (ВОСПИТАТЕЛЕЙ) ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Исторический обзор становления методической деятельности в
дошкольной образовательной организации 12
1.2. Организация методического сопровождения педагогов в
дошкольной образовательной организации 20
1.3. Теоретическое обоснование условий методического сопровождения
развития профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) ДОО 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 59
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ (ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 62
2.1. Изучение уровней развития профессиональной компетентности
педагогов (воспитателей) ДОО 62
2.2. Реализация методического сопровождения развития
профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольной образовательной организации 75
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 89
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы профессионального развития педагогических кадров на одно из ведущих мест. Педагог - ключевая фигура реформирования образования.
В стремительно меняющемся мире педагог должна быть мобильным, готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу дошкольного образования (воспитателю). Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и утверждение профессионального стандарта педагога отражает переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования. Новые образовательные приоритеты требуют переосмысления и переоценки целого ряда психолого-дидактических проблем. Готовность воспитателей к работе в соответствие со спецификой социального заказа становится ключевым элементом в успехе проводимых преобразований. Это ориентирует современную систему дошкольного образования на постановку новых задач и выдвижение новых требований к личности и деятельности педагогических кадров, где ведущее место занимают требования, связанные с формированием определенных квалификационных характеристик, совокупность которых в целом составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного образования как субъекта профессиональной деятельности. Профессионализм деятельности воспитателя не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств, направленностью личности, особенностями мотивации, ценностными ориентациями.
На протяжении всего периода трудовой деятельности педагога дошкольного образования структура его личностных характеристик подвергается качественным изменениям. Характер динамики этих изменений и их эффективность обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями самого педагога, с другой - воздействием тех условий, которые оказывают влияние на развитие его профессиональной компетентности.
Анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что они не всегда готовы к организации педагогического процесса нового типа. Эго обусловлено отсутствием личностно¬ориентированного взаимодействия с субъектами образования. Накопить такой опыт взаимодействия не позволяет существующая практика методической деятельности в дошкольной организации, для которой характерна ориентация на общие образовательные задачи детского сада, а не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности каждого воспитателя...
Проведенное нами исследование проблемы методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) ДОО позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Было установлено, что наиболее ценным является организация индивидуально-ориентированного сопровождения, позволяющего оказать помощь и поддержку конкретному педагогу в условиях реальной профессиональной деятельности.
Проделанный анализ позволил:
- установить сущность понятия методического сопровождения, рассматриваемое нами как особым способом организованное целостное систематическое взаимодействие старшего воспитателя, узких специалистов и педагога, направленное на оказание помощи последнему в выборе наиболее оптимальных путей решения профессиональных трудностей, опираясь на профессиональный и жизненный опыт педагога;
- определить основные этапы методического сопровождения воспитателя в условиях ДОО, к которым относятся: аналитико-диагностический этап, проектировочный этап, деятельностный этап, контрольно-оценочный этап;
- выявить, что в качестве основного метода сопровождения педагога рассматривается методическая поддержка, включающая в себя следующие виды: педагогическую, психологическую, социальную, правовую, валеологическу поддержки;
- определить, что к основным приемам методического сопровождения, учитывая двусторонний характер данного процесса относятся диалогические приемы: подкрепление, одобрение, выслушивание, ободрение, совет и т.д.
Появление компетентностного подхода позволяет рассматривать профессиональную компетентность как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, интеграция которых позволяет педагогу грамотно решать свои профессиональные задачи. В результате анализа педагогических исследований конкретизировано содержание профессиональной компетентности воспитателя и определены группы задач, решаемые воспитателем в процессе организации образовательного процесса: изучать ребенка в образовательном процессе; проектировать и организовывать образовательный процесс; организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса; создавать развивающую среду; организовывать процесс самообразования и саморазвития (профессионального),
В качестве условий методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций, выявлены: разработка модели методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций; создание профессиональной команды специалистов ДОО, способной реализовать модель методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций; использование внутреннего потенциала дошкольной образовательной организации для преодоления профессиональных трудностей педагогов (воспитателей) ДОО...
1. Александрова Е.А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Вестник поморского университета, серия «Физиологические и психолого¬педагогические науки». 2006. № 3. С. 62-66.
2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы: Учеб. Пособие. СПб.: 1997. 104с.
3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: Зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит. 2000. 223с.
4. Алексеев С.В. Самостоятельная работа слушателей в системе постдисциплинарного образования: методическое пособие / С.В. Алексеев, С.Г. Вершиловский. СПб.: СПбГУПМ. 2003. 41 с.
5. Асмолов А.О. О новых российских программах для дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. С. 23-26.
6. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.432с.
7. Банникова Л.Н. Управление персоналом: учебное пособие / Л.Н. Банникова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2009. 151с.
8. Бакайкина А.С. Сущность понятия профессиональной компетентности педагога в
современной отечественной науке. [Электронный ресурс] // Электронный журнал "Конференц-зал" Режим доступа: http://www.konf-
zal.com/images/stories/konf-zal/stat-i/sis_edu/bakaikina_bolshoy-ului_sso.pdf (дата обращения 16.09.2015)
9. Белая КЮ. Методическая работа в дошкольном учреждении. М.: 1991.45с.
10. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М.: 2004. 56с.
11. Белая КЮ. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: 2003. 75с.
12. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2001. С. 122-128.
13. Бережнова Л.Н., Доровонов В.А., Петров А.А. программа сопровождения процесса адаптации студентов из числа малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Самосохранение в личностно-профессиональном развитии /Под общ. ред. Л.Н. Бережновой. СПб.: Астерион. 2003. С. 101-104.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика. 1989. - 192с.
15. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: 1998.298с...79