Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Готовность учителей к организации школьного дистанционного обучения

Работа №167713

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения готовности педагогов к организации дистанционного обучения 7
1.1 Готовность педагогов к организации образовательного процесса как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности готовности педагогов к организации образовательного
процесса в период дистанционного обучения 16
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Изучение готовности педагогов к организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 в школах города Красноярска 31
2.1 Качественное исследование готовности педагогов к организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 31
2.2. Модель формирования готовности педагогов к организации школьного дистанционного обучения 55
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Библиография 71

Пандемия коронавируса (COVID-19) запустила новую цифровую трансформацию образовательного процесса на всех уровнях образования. Трансформация происходила намного быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов. Жесткий карантин, выявил острую необходимость в изменении процесса обучения в современных условиях.
Закрытие школ и экстренный переход на дистанционное обучение школ сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования), отсутствием или слабой подготовкой педагогов к работе в новых условиях. Проблемы подготовки педагогов можно разделить на две подгруппы: проблемы, связанные с неумением организовать учебный процесс в дистанционном формате и проблемы, связанные с учебно-методическим обеспечением учебного процесса.
Выявление профессионально-личностных особенностей, определяющих готовность педагогов является основной проблемой данного исследования.
Готовность к профессиональной деятельности рассматривается теоретиками как: психическое состояние личности (Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов и др.); устойчивая характеристика личности (качество), являющаяся результатом подготовленности к деятельности (В.А. Крутецкий, М.А. Кобзев и др.); объединяющая обе группы (М.И. Дьяченко, Л.В. Кандыбович).
Вопросами теории и практики дистанционного обучения занимались А. Андреев, В. Быков, Л. Брескина, Х. Венга, Н. Жевакина, С. Клашникова и другие.
Проблема нашего исследования - Каковы особенности готовности педагогов к организации образовательного процесса в период дистанционного обучения.
Цель исследования - Выявить и охарактеризовать особенности готовности педагогов к организации образовательного процесса в период дистанционного обучения, теоретически обосновать условия по восполнению выявленных дефицитов
Объект - Готовность педагогов к организации образовательного процесса
Предмет исследования - Особенности готовности педагогов к организации образовательного процесса в период дистанционного обучения
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать педагогическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования
• Выявить сущность и особенности готовности педагогов к организации дистанционного обучения, разработать критерии готовности.
• Провести качественное исследование готовности педагогов к организации дистанционного обучения в период COVID-19
• Разработать, теоретически обосновать модель развития готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения
Гипотеза исследования:
1. Готовность педагогов к организации школьного дистанционного обучения недостаточна и характеризуется следующими особенностями:
- сложностями в организации урока в дистанционном режиме;
- затруднениями в подборе учебных и учебно-методических материалов, в том числе из цифровых образовательных ресурсов;
- недостаточностью знаний о моделях дистанционного обучения;
- затруднениями, вызванными разницей во владении методами и средствами организации образовательного процесса в условиях традиционной и дистанционной форм его построения.
2. Повышению готовности педагогов к организации школьного дистанционного обучения будет способствовать разработанная структурно-содержательная модель формирования готовности педагогов к организации школьного дистанционного обучения, включающая гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный, инновационный компоненты.
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы, интерпретации полученных данных, сравнения и обобщения информации, контент-анализ; моделирование.
Эмпирические - метод опроса (полуструктурированое интервью), комплексная оценка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном анализе и уточнение таких понятий как: «готовность педагога», «дистанционное обучение», «готовность педагога к организации школьного дистанционного обучения». А также, в выявлении сущности процесса развития готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана модель развития готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения, включающая в себя программу повышения квалификации «Применение технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе»
Основные этапы исследования
1 этап. Подбор и анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение особенностей готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения; определение объекта и предмета исследования, целей и задач, разработка гипотезы, выбор методов исследования, изучение теоретических основ проблемы, определение базы исследования.
2 этап. Разработка интервью и проведение с учителями города Красноярска. Проведение анализа интервью. Составление профилей каждого учителя и объединение их в типы.
3 этап. Разработка модели развития готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения, в соответствии с выявленными трудностями и дефицитами учителей. Формулирование выводов. Оформление текста магистерской диссертации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению готовности учителей к организации дистанционного обучения.
Содержание и актуальность проблемы исследования определяется закрытием школ и экстренный переход на дистанционное обучение школ в марте 2020 года, в связи с пандемией коронавируса (COVID-19). И вытекающими из этого проблемой: отсутствием или слабой подготовкой педагогов к работе в новых условиях. Проблемы подготовки педагогов можно разделить на две подгруппы: проблемы, связанные с неумением организовать учебный процесс в дистанционном формате и проблемы, связанные с учебно-методическим обеспечением учебного процесса.
В процессе изучения проблемы, нами были сформулированы следующие понятия:
Готовность педагога к профессиональной деятельности - качество личности специалиста, который обладает высокими показателями выполнения профессиональной деятельности, корректирующий свои профессиональные навыки и умения в процессе осуществления педагогической деятельности, внося свой индивидуальный вклад в профессию и повышающий престиж своей профессии в обществе.
Дистанционное обучение - организация образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, предполагающих использование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для передачи информации и опосредованного синхронного или асинхронного взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
Отличительными особенностями готовности педагога к организации школьного дистанционного обучения являются:
• умение индивидуально работать в дистанционной форме, уделяя внимание каждому ученику, не упуская каждого из поля своего внимания;
• умение профессионально оценивать уровень усвоения пройденного материала;
• перестройка педагогической деятельности в направлении персонализации обучения;
• активное освоение педагогом новых ИКТ, интернет-ресурсов, цифровых средств;
Для выявления типичных дефицитов у педагогов нами было проведено интервью с учителями города Красноярска. На каждого педагога был составлен отдельный профиль с индивидуальными трудностями и особенностями по следующим компонентам:
• Гностический
• Проектировочный
• Конструктивный
• Организационный
• Коммуникативный
• Инновационный
После этого профили были объединены по типичным ошибкам. Нами было выявлено 4 типа в которых:
Тип А - это педагоги, которые успешно перешли на дистанционное обучение. Трудностей в организации обучения у педагогов не было.
Тип Б - педагоги, которые адаптировались к дистанционному обучению, но с рядом затруднений. Главные трудности у педагогов возникали в адаптации материала, контроле знаний обучающихся и технических трудностей.
Тип В - педагоги, у которых переход происходил тяжелее. Сложность педагогов была в том, что педагоги пытались перенести традиционный урок, в дистанционный формат. У таких педагогов возникло много трудностей с организацией урока, проектированием индивидуальной и групповой работы. Полученные дополнительные знания о технологиях дистанционного обучения, они не могли перенести на свой урок.
Тип Г - педагоги, которые были не готовы к переходу на дистанционное обучение и не смогли адаптироваться. В нашем исследовании был только 1 такой педагог.
Дополнительно нами был выявлен Тип Д, для него были опрошены заместители директоров школ, все они отмечали, что педагогам приходилось помогать, курировать.
После выявления типичных ошибок учителей, нами была разработана модель развития готовности учителей к организации школьного дистанционного обучения.



1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология
личности. - 1980.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] - СПб: Питер, 2012 - 276 с.
3. Андреев A.A. Вопросы методической поддержки дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». - СПб., 2006, ART 1013. - URL : http//www.emissia.org/offline/2006/l 013.html
4. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О.,
Коновалов А.А., Чебыкина И.В. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2021 - № 2.;URL:
http://science-education.ru/ru/article/view?id=30563
5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] : Метод, пособие. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -114 с.
6. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс - исследования и экс-пресс-опроса): в 2 ч //Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №. 2 (41).
7. Бодров, В.А. Психология Профессиональной пригодности [Текст]. / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2014 - 511 с.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] / А.К. Болотова // Вопросы психологии. - 2016. - №.2. - С. 116¬126.
9. Борисова Л.В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект [Текст] // Вектор науки ТГУ. - Тольятти, 2012. - № 1 (8).
10. В. П. Кулагин, Ю. М. Кузнецов и др. ; под ред. А. Н. Тихонова и др. М. : Московская типография № 2, 2008.
11. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели
образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.В. Григорьева // Ученые записки. Т.3. Сер. Психология. Педагогика. -2010. -№4(12). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli- obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy- psihologii
12. Давыдов В. В. Психологический словарь / В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.
13. Даценко Е. Ю. Дистанционное обучение в основной общеобразовательной школе: перспективы и барьеры //Юность. Наука. Перспектива. - 2020. - С. 60-63.
14. Демидова А. В. НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ //Современная психология и педагогика: проблемы и решения. - 2021. - С. 34-39.
15. Евдошенко О. В. Традиционное и дистанционное обучение в условиях пандемии 2020 года //Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - №. 2.
16. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013 - С. 35-37.
17. Загашев И. О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрениясистемы управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5(2). С. 418-420.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - 1997. - С. 477.
19. Зубкова Д.В. Возможности дистанционного обучения и контроля знаний в школе// Наука, образование и культура. 2018. - С. 76¬79.
20. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : моногр. М. : Изд-во РГСУ «Союз», 2005. 192 с.
21. Иващенко, Н. В. Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессионального образования с использованием дистанционной формы обучения / Н. В. Иващенко, А. В. Игнатенко, С. В. Осадчий. // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 483-486.
22. Исаева Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога: Психология профессионального образования [Текст] // Вопросы психологии - 2013, № 3 - С.78.
23. Исследование Высшей школы экономики «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей» [Электронный ресурс] URL:https://icef.hse.ru/data/2020/04/15/1556221517/Дистанционное%20обу чение%20глазами%20учителей.рбГ
24. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - Издательский дом" Питер", 2008.
25. Ишниязова И. Х., Абитаванова М. С., Баймуханова В. С. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ //ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. - 2021. - С. 136-138.
26. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004.
27. Краснорядцева О.М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды// Вестник Томского государственного университета. 2012. - С. 152-154.
28. Крутецкий В. А. Педагогические способности профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя : сб. науч. тр. М. : МГПИ, 1983. С. 185-188.
29. Кузнецов И. Н. Дистанционные образовательные технологии- приоритетное направление школьного обучения в условиях современной образовательной парадигмы //Образование и наука в современных реалиях. - 2020. - С. 60-65.
30. Лукьянова М. И. Готовность учителя к реализации личностно - ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды. - 2004.
31. Лутфуллаев Г. У. и др. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 //Проблемы педагогики. - 2020. - №. 4 (49).
32. Миронова Е.В. Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения// Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015. - С. 261-264.
33. Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1992. - 32 с.
34. Морозова, М. А. Педагогическое руководство процессом самореализации студентов вуза / М. А. Морозова // Вузовская наука в современных условиях. - Ульяновск : 42 НТК, УлГТУ, 2008. - С. 60-66.
35. Мурзина Н.П. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению в условиях напряженной ситуации в обществе и образовании// Гуманитарные исследования • 2020 • № 2 (27). - С. 152¬156.
36. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я.Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
37. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
38. Наумова С. Б. Методические особенности применения смешанного обучения в средней школе //наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. - 2021. - С. 111-113.
39. Никуличева Н. В., Дьякова О. И., Глуховская О. С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе //Открытое образование. - 2020. - Т. 24. - №. 5.
40. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
41. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 392 с.
42. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма
субъектности. Ростов н //Д: Издательство «Феникс. - 1996.
43. Попова М. Н., Барахсанова Е. А. Организация онлайн-урока в условиях дистанционного обучения //Педагогика. - 2020. - Т. 84. - №. 6. - С. 96-100.
44. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст]: методические рекомендации / Н.А. Крушная [и др.]. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 36 с.
45. Резниченко А. В., Жук И. А. Модель дистанционного образования и современные информационные технологии //Государственная служба. - 2017. - Т. 19. - №. 4 (108).
46. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образовании (психолого-педагогический и технологический аспекты). М. : ИИО РАО, 2008.
47. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей //Факты образования. - 2020. - №. 4 (29).
48. Сафонцева Н. Ю., Ольшанский В. В., Плотникова М. В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, РИСКИ, ПУТИ РАЗВИТИЯ //Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №. 2 (87). - С. 389-393.
49. Семенова Г. В., Гусева Ю. Е., Поссель Ю. А. Структура психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Выпуск 2 (39) 2019. - С. 71-75.
50. Севастьянова А. Д., Поначугин А. В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ //Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2020. - №. 2. - С. 109-111.
51. Семаева О. В. Дистанционное обучение в контексте современных реалий //Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - №. 4.
52. Семенова И. Н. Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий: монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2010.
53. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский журнал. 2007. № 1. С. 42-49.
54. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования
55. Современные педагогические технологии интернет -обучения : сб. статей / А. Н. Тихонов .
56. Соломатова А. Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ //Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. - 2020. - С. 69-71.
57. Стенякова, Н. Е. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н. Е. Стенякова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - C. 15-17.
58. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного
подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. : М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с. URL:
http: //www.trinitas. ru/rus/doc/0012/001 b/00121542- subetto. pdf (дата
обращения: 10.02.2021).
59. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №3.
60. Толстобоков О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. - 2020.
61. Хаблиева С. Р. Организация модели смешанного обучения с
использованием информационно-коммуникационных технологий
//Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2018. - Т. 4. - №. 2. - С. 20-24.
62. Хавелова Н. А., Нерубенко С. В. Дистанционное обучение в условиях ФГОС в школе //Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. - №. 5-4. - С. 93-94.
63. Черняков М. К., Чернякова М. М. Модели дистанционного обучения //ББК 74.58 Т 384. - 2017. - С. 61.
64. Чичикин В. Т. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры : моногр. Н. Новгород : Нижегород. ин-т развития образования, 2011. 256 с.
65. Шалавина Т. И. Особенности педагогической поддержки
профессионального самоопределения учащейся молодежи//
Профессиональное образование в России и за рубежом. Профессиональное образование в России и за рубежом. 3 (7) 2012. - С. 101-103.
66. Шипилова, Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Дис..к.психол.н. - М., 2007.
67. Шныпко В. С. Дистанционное обучение: уроки Covid
//Школьные технологии. - 2021. - №. 1. - С. 14-18.
68. Щадная М. А. Дистанционное обучение в современной реальности //Наука, техника и образование. - 2020. - №. 5 (69).
69. Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of
digital technology and its conditions with a view to understanding what ‘adequate digital competence’ may mean in a national policy initiative // Educational Studies. 2019. Vol. 45, Iss. 2. URL:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/(https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-gotovnost-uchiteley-k-distantsionnomu-obucheniyu-v- usloviyah-napryazhennoy-situatsii-v-obschestve-i-obrazovanii/viewer)
70. Trilling B., Fadel C. 21st Century Skills: Learning forLife in Our
Times. San Francisco : Jossey-Bass/Wiley, 2009.243 р.
(https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-gotovnost-uchiteley-k- distantsionnomu-obucheniyu-v-usloviyah-napryazhennoy-situatsii-v- obschestve-i-obrazovanii/viewer)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ