Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАФИЧЕСКИЙ НАБРОСОК С НАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №167712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания младшего подростка возраста 7
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «внимание». Основные
виды и свойства внимания 7
1.2. Особенности развития внимания младшего подростка 21
1.3. Значение графического наброска с натуры для развития внимания 29
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению развития произвольного внимания младшего подростка 38
2.1. Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.2. Описание формирующего эксперимента 51
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие произвольного
внимания младшего подростка 71
Выводы по 2 главе 79
Заключение 81
Библиография 84
Приложение

В современном мире со стремительными потоками информации, на маленького человека со всех сторон обрушивается масса различных раздражителей. Сознание человека с точной ясностью не в состоянии охватить одновременно все эти раздражители и объекты. Что-то попадает в поле четкого сознания, что-то смутно осознается, а что-то проходит мимо нас и остается незамеченным.
Из всего объема окружающих предметов, объектов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и фантазиям, жизненным планам. Всякая деятельность человека требует выделение объекта, необходимого для этой деятельности, и сосредоточенности на нем. Внимание - это и есть выделение чего-то конкретного и сосредоточенность на нем.
Принято считать, что первоначальная форма внимания - ориентировочный рефлекс, или, как его назвал Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для результативной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.
Одна из главных целей учебно-воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать ребенка внимательным к нужному на данный момент объекту. Всё развитие человека, нравственное и умственное, выражается в направлении его внимания. Внимание развивается постепенно и на определённом уровне своего развития становится свойством личности, его постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми, с окружающим миром. Чуткость, отзывчивость, сочувствие, понимание переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно делает все наши психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность воспринимать и понимать окружающий нас мир. Оно может многое сказать о социальной направленности человека, о его личности в целом.
У внимательности основа органическая, представляющая особую структуру мозга, обеспечивающая функционирование этого параметра и отвечающая за проявление характеристик внешнего плана. В головном мозге за внимательность отвечают особые клетки - нейроны, которые специалисты называют ещё детекторами новизны.
Важность внимательности можно обозначить на простейших ситуативных примерах из ежедневной деятельности человека. Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий. При некоторых психических расстройствах невнимательность, в крайних ее проявлениях, выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития.
Проблема внимания, в силу своей практической значимости, традиционно считается одной из самых важнейших и сложнейших проблем научной психологии. Крайне актуально изучение внимания и для педагогики. Не одно десятилетие зарубежные и отечественные педагоги бьются над проблемой формирования устойчивого внимания учащихся на различных занятиях.
Л.С. Выготский определил одним из этапов развития и совершенствования внимания - школьный возраст. На этом этапе непроизвольное внимание должно уступить место произвольному - прежде всего организованному вниманию[6]. Так как учение - целенаправленная, организованная, сознательная деятельность значит, важнейшим средством произвольного внимания является школьное обучение.
Новизна исследования заключается в том, что для того, чтобы выявить наиболее результативные методы развития у школьников произвольного внимания, был исследован многовековой педагогический опыт и достижения современной педагогики и передовой педагогической практики, а на основе этого выделены основные аспекты формирования произвольного внимания на занятиях по изобразительному искусству.
В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью развития произвольного внимания учащихся общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью методического комплекса для этого. Уроки по изобразительной деятельности считаются второстепенными в современной школе, и многие педагоги игнорируют их значимость и возможности, которые можно использовать для воспитания познавательных процессов школьников.
Актуальность проблемы послужила поводом для выбора темы нашего исследования: «Графический набросок с натуры как средство развития произвольного внимания младших подростков».
Цель исследования: составить серию занятий по изобразительному искусству на основе использования графических набросков с натуры, направленную на развитие произвольного внимания младшего подростка.
Объект исследования - процесс развития произвольного внимания младшего подростка.
Предмет исследования - графический набросок с натуры как средство развития произвольного внимания младшего подростка.
Гипотеза нашего исследования базируется на предположении о том, что рисование графических набросков с натуры будет способствовать развитию произвольного внимания младшего подростка, если содержание заданий будет направлено на развитие объема, устойчивости и концентрации внимания и будут использованы формы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младшего подростка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Охарактеризовать особенности произвольного внимания младшего подростка.
3. Подобрать диагностические методики для изучения внимания младшего подростка.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
5. Составить серию занятий, основанных на рисовании графических набросков с натуры, и предложить методические рекомендации, направленные на развитие произвольного внимания младшего подростка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.
Экспериментальной базой стало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия «Универс» №1 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие ученики 5 «Д» класса в количестве 23 человек. Исследование проводилось с 1 октября по 27 декабря 2017г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа освещает актуальную в современной психологии проблему - развитие произвольного внимания учащихся младшего подросткового возраста. В работе содержатся как теоретические аспекты изучения внимания в отечественной и зарубежной психологической литературе, так и описание организации, проведения и результатов эмпирического исследования свойств внимания у младших подростков.
В первой главе даннойработы мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировали особенности внимания учеников младшего подросткового возраста. Дали определение понятию «внимание», определение психологическим особенностям внимания, рассмотрелисвойства и виды внимания. Выявили особенности развития внимания у младших подростков, изучен процесс развития произвольного внимания, особенности формирования произвольноговнимания, приемы активизации внимания на уроках.
Раскрыто понятие графического наброска с натуры, его влияние на процесс формирования произвольного внимания, как в целом, так и конкретно для младшего подростка.
Анализируя научную литературу, можно ознакомиться с множеством определений внимания, ставших более или менее общепризнанными иустойчивыми. Большинство ученых отмечают, что внимание -универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Высокий уровень развития всех свойств внимания способствует успешной деятельности, обеспечивает успешность учебных и трудовых процессов.
Внимание - это важное условие эффективного познания окружающей действительности, так как оно обеспечивает активность мышления, полноту и глубину зрительного восприятия, концентрацию волевых усилий на изучение того или иного объекта, явления. Одну из главных ролей играет внимание в познавательно - трудовой деятельности человека, так как познавательные процессы участвуют во всех видах деятельности людей.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития произвольного внимания и его свойств - устойчивости, концентрации, объема.
Использовались такие диагностические методики как, тест «Перепутанные линии», тест Пьерона-Рузера, методика на выявление объема внимания.
Составлена серия занятий по изобразительному искусству и предложены методические рекомендации к ним. Уроки по изобразительному искусству в руках опытного педагога могут стать важнейшим инструментом в развитии всех познавательных психических процессов детей младшего подросткового возраста. Для достижения своих целей, учитель изобразительного искусства может использовать не только все разнообразие окружающего мира, но и внутренний мир ребенка, его фантазии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научного, методического и педагогического опыта в области развития произвольного внимания младших подростков в процессе творческой деятельности.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов педагогами общеобразовательной школы на внеурочных занятиях и уроках изобразительного искусства.
Именно на занятиях изобразительного искусства, опытный педагог может привести в гармоничное соответствие наблюдательную и изобразительную деятельность, активно развивая произвольное внимание и используя различные методические средства, а именно, рисование графических набросков с натуры. Опираясь на вышесказанное и завершая наше исследование, можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза о том, что рисование графических набросков с натуры будет способствовать развитию произвольного внимания младшего подростка, если содержание заданий будет направлено на развитие объема, устойчивости и концентрации внимания и будут использованы формы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младшего подростка, полностью подтвердилась.



1. Барщ, Л.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970. - 168 с.
2. Белинский, П.А. Академический рисунок. Наброски: учебно-методическое пособие. - М.2009. - 160 с.
3. Вейн, А.М. Внимание человека. - М.: Просвещение, 2011. -162 с.
4. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2000.- 320 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1960. -500 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.-186 с.
7. Выготский,Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.
8. Выготский,Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ,Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
9. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 145 с.
10. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.- 102 с.
11. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. - М., 1987. - С. 169-175.
12. Ганжало, Т. Наброски: Уроки изобразительного искусства // Юный художник. - 1991. - №7. - С. 41-43.
13. Головин,С.Ю.«Словарь практического психолога». - Минск: Харвест, 1998.- 551 с.
14. Гоноблин, Ф. Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.- 160 с.
15. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
16. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки. - М.: ЛКИ, 2016. -202 с.
17. Джеймс, У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г.- С. 50-103.
18. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание: учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1958.- 118 с.
19. Добрынин, Н. Ф. Воспитание внимания: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1980. - 292 с.
20. Дормашов, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: учебник для вузов/ Ю.Б. Талызина, В.Я. Романов. - МПСИ, 2007. -375 с.
21. Дроздова, В.А. Основные свойства внимания и возможности их
эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL:
http://psychology.snauka.ru/2014/02/2776(дата обращения: 07.06.2018).
22. Заболотных, О. В. Использование разнообразных графических
изобразительных техник и материалов при выполнении набросков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т 36. - С. 146-150.
23.Занков, Л.В. Внимание. - М., 2011. -198 с.
24. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 409-412.
25. Истомина, З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение, 2012. -120 с.
26. Карпов, А.В. Общая психология. - Гардарики, 2005.- 232 с.
27. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
28. Кузин, B.C. Наброски и зарисовки. - М., 1970.- 168 с.
29. Кузин, Н.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2011. -289 с.
30. Крутецкий, В. А.Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение, 1980.- 352 с.
31. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980.¬93 с.
32. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию. - М.: Издательство Московского Университета, 1976. -296 с.
33. Леонтьев, А.Н. Развитие внимания. - М., 2011 -278 с.
34. Лурия, А. Р Внимание и память. - М., 1975.- С. 45-51.
35. Ляудис, Н.В. Внимание в процессе развития. - М.: Владос, 2011. -145 с.
36. Мальцева, К.П. Развитие внимания школьника. - М.: АПН, 2010. -261 с.
37. Милюков, А.А. организация натурных постановок на уроках
изобразительного искусства в школе. - М., 1978. - 80 с.
38. Немов, Р.С., Психология, в 3 т., т.1,- М.,1998.- 688 с.
39. Немов, Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3
кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и
психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 640 с.
40. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. -136 с.
41. Платонов, К.К. Психологический практикум: Учеб.пособие для
индустриально-педагогических техникумов. - М.: Высш. школа, 1980.
42. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов./ Под ред. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В.; Учеб.пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. - 177 с.
43. Психология внимания/Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
44. Рибо, Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.-С. 66-102.
45. Рогов, Е.И. Общая психология - курс лекций. - М.: Владос, 2009. - 420 с.
46. Роговин, М.С. Проблемы внимания. - М.: Высшая школа, 2011. -186 с.
47. Роговин, М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 2011. - 53 с.
48. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1976.- 287 с.
49. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: "Просвещение", 1980.- 246 с.
50. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
52. Рудик, П.А. Психология. - М.: Просвещение, 2010. -345 с.
53. Смирнов, А.А. Проблемы психологии внимания. - М.: Просвещение, 2011. -193 с.
54. Степанов, С. С.Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд- воЭксмо, 2005. - 672 с.
55. Страхов, И.В. Внимание и структура личности, Саратов, 1969.- 4 с.
56. Теплов, Б.М. Психология: Учебник из средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд, 2011.
57. Узнадзе, Д.Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.- 448 с.
58. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1945.- 416 с.
59. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/Под ред.
Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. - М.:Просвещение, 2011. -426 с.
60.Чупров, Л. Ф. Исследование особенностей внимания. - Абакан: АГПИ, 2011. -37 с.
61.Чутко, Н. Я. Развитие внимание школьника. - М.:Педагогика, 2011. -192 с.
62.Шванцара, Й. Познавательные процессы // Шванцара Й. и колл.
Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - С.182-184.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ