Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 17
1.1. Исследование профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе 17
1.2. Особенности профессионального самоопределения в подростковом
возрасте 28
1.3. Возможности группового консультирования при преодолении
проблем профессионального самоопределения у подростков 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 48
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 52
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение
результатов констатирующего эксперимента 52
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 75
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 79
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
Актуальность исследования. В процессе личностного развития каждого подростка наступают периоды, требующие принятия самостоятельных и важных решений, способных оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Самоопределение личности это сложный и многогранный процесс, имеющий множество различных аспектов. Большинство подростков, столкнувшись с проблемами самоопределения, оказываются не готовы, а зачастую и не способны к принятию решений и выбору будущей профессии. И первоочередной задачей является оказание помощи подрастающему поколению в познании себя и как итог - принятие ими самостоятельных решений в выборе будущей профессии.
В настоящее время в науке имеются определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы.
Психологические основы к подходу самоопределения и возникающих в его процессе проблем изучались К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Е.М. Борисовой, Е.А. Климовым, С.Л. Рубинштейном, В.Ф. Сафиным, Э. Эриксоном и многими другими.
Исследованы психологические особенности подросткового возраста, потенциальные возможности и задачи развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Реан), личностные особенности обучающихся в кадетских корпусах (М.С. Антонова, Н.В. Зубарев, М.Р. Шакиров, В.И. Шарагин); определена сущность профессионального самоопределения и формирования профессиональной ориентации (Дж. Голланд, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Г. Резапкина и др.) обоснована необходимость психологического сопровождения обучающихся (А.В. Галоненко, С.А. Дынин, Н.В. Ипполитов, Е.А. Климов и др.).
Для формирования личности, способной самостоятельно принять решение о выборе определенной профессии, соответствующей личностным особенностям и интересам, необходимо включение в психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса, что в дальнейшем способствует осознанному выбору подростка и построению дальнейшей индивидуальной профессиональной траектории и приведет к повышению уровня профессионального самоопределения.
Исследование процесса, направленного на осуществление подростками осознанного выбора профессиональной деятельности, показало, что вопрос профессионального самоопределения у воспитанников кадетского корпуса является недостаточно разработанным.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена обнаруженными противоречиями между:
- потребностью профессионального сообщества в обучающихся с высоким уровнем профессионального самоопределения и низким уровнем профессионального самоопределения обучающихся;
- необходимостью профессионального самоопределения обучающихся и недостаточностью психолого-педагогического сопровождения этого процесса в кадетском корпусе.
Значимость проблемы и ее актуальность обозначили тему исследования «Групповое консультирование как способ решения проблем профессионального самоопределения у подростков».
Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить возможности группового консультирования с подростками в вопросах самоопределения в будущей профессии.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования: групповое консультирование подростков как средство психологической помощи в процессе самоопределения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что групповое консультирование будет являться эффективным средством психологической помощи подросткам, стоящим перед выбором будущей профессии, если:
1) в процессе консультирования будет обеспечиваться возможность добровольного участия, субъективный выбор активности и психологическое воздействие будет направлено на повышение уровня самоопределения;
2) в содержание консультирования будут включены групповые дискуссии, информирование, практические психотехники и упражнения, способствующие активной позиции подростков в процессе консультирования;
3) техники группового консультирования будут применяться с учетом специфики профессионального самоопределения подростка и его психологических особенностей.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной науке подходы к пониманию профессионального самоопределения.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей самоопределения подростков в будущей профессии.
3. Определить актуальный уровень самоопределения подростков в будущей профессии.
4. Разработать и внедрить программу группового консультирования подростков, позволяющую оказать помощь в самоопределении подростков в будущей профессии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— деятельностный подход: принцип детерминизма, принцип
единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— системный подход: принцип системности, принцип развития (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, и др.);
— субъектно-развивающий подход: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (А. Маслоу, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, и др.);
— исследования в области профессионального самоопределения и формирования профессиональной ориентации (Н.Н. Захаров, А.М. Кухарчук, Е.М. Павлютенков, А.В. Петровский, В.А. Поляков, А.Б. Ценципер, С.Н. Чистякова и др.);
— современные исследования, рассматривающие уклад
жизнедеятельности кадетских корпусов (В.А. Монастырский, Н.Ю. Милованова, Л.В. Смольникова, А.Н. Коростылева, Н.В. Власова);
— работы, в которых обоснована необходимость психологического сопровождения подростков (Г. Лебон, Ж.Г. Тард, Н.К. Михайловский, В.М. Бехтерев, Н. Триплет, У Мак-Даугал, Г.Ф. Олпорт и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования используются следующие методы:
— теоретические методы: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по теме исследования;
— эмпирические методы, которые включают: тестирование, опрос, метод проективного сочинения.
— методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Статистические расчеты выполнялись при помощи статистической программы STATGRAPHICS Plus 5.0 и программы Excel.
В ходе психодиагностического исследования применялись следующие методики:
1. «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова;
2. «Дифференциально диагностический опросник» Е.А. Климова;
3. «Методика изучения профессиональной идентичности» Л.Б. Шнейдер;
4. «Методика определения типа ценностных ориентаций» М.С. Гуткина, Т.И. Шалавиной, С.Н. Чистяковой;
5. Метод проективного сочинения
Опытно-экспериментальной базой исследования является краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». В научном исследовании принимали участие обучающиеся 10 класса (всего 21 человек). Возрастные характеристики респондентов: от 16 до 17 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявлена и описана специфика профессионального самоопределения обучающихся кадетского корпуса;
2) определены основные направления, формы, методы психолого-педагогической работы по преодолению проблем профессионального самоопределения подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации научного представления о содержании понятия «профессиональное самоопределение» у обучающихся кадетского корпуса .
Определены особенности взаимосвязей показателей профессионального самоопределения в подростковом возрасте.
Практическая значимость работы:
Выявлены и описаны трудности, испытываемые обучающимися краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя», в процессе профессионального самоопределения, что позволяет выделить направления психолого-педагогической работы с обучающимися и педагогами.
Разработана и внедрена программа развития профессионального самоопределения обучающихся, учитывающая особенности подростков, которые обучаются в кадетском корпусе.
Апробация работы и ее внедрение:
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева.
Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались: на международной научно-практической конференциях:
«Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и образовании» (г. Ижевск, 2022 г.);
«Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества» (г. Воронеж, 2022 г.).
Результаты исследования использованы автором при публикации 2 научных статей:
1) Мирошников И.И. Выявление ведущих профессиональных мотивов, как одно из условий успешного самоопределения обучающихся кадетского корпуса при выборе профессии // Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, РФ, 25 октября 2022г.). Уфа: Аэтерна, 2022.248-253 С.
2) Мирошников И.И., Гордиенко Е.В. Особенности профессиональной идентичности воспитанников кадетского корпуса // Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, РФ, 15 декабря 2022г.). Уфа: Аэтерна, 2022.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Обоснована актуальность решения проблем профессионального самоопределения подростков, обусловленная необходимостью разрешения противоречия между потребностью профессионального сообщества в обучающихся с высоким уровнем профессионального самоопределения и низким уровнем профессионального самоопределения обучающихся; необходимостью профессионального самоопределения обучающихся и недостаточностью психолого-педагогического сопровождения этого процесса в кадетском корпусе.
2. Понятие «профессиональное самоопределение» сводится к:
— серии задач, предъявляемых обществом и требующих от личности решения;
— процессу поэтапного принятия решений, в результате которых чело-век регулирует собственные предпочтения относительно запросов общества в кадрах;
— процессу формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Под «профессиональным самоопределением» будем понимать процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее реализации.
3. В качестве основных компонентов профессионального самоопределения определены:
мотивационный (содержит потребность в профессиональном развитии, устойчивую мотивацию к самообразованию в интересующей профессиональной сфере, осознанность важности профессионального самоопределения, характер доминирующего мотива выбора профессии, сформированность и структуру профессиональных интересов, структуру жизненных целей);
когнитивный (знание общеобразовательных и специальных дисциплин, своих профессиональных качеств, склонностей и возможностей о различных сторонах своей личности и о себе, как потенциальном участнике профессиональной деятельности, а также требований выбранной профессии.);
операционально-деятельностный (владение методами конструирования личного плана профессионального развития: использование алгоритма составления плана, умение намечать корректные, реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, оценивать продвижение к поставленной цели, осуществлять коррекцию разработанного плана карьерного роста.),
оценочно-рефлексивный (адекватная самооценка своей социальной компетенции, т.е. способность принимать решения и делать выбор, готовность нести ответственность за свой выбор, способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального развития).
4. Выявлены особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте. У девушек процесс профессионального определения начинается раньше, чем у юношей и отличается большей целостностью, дифференцированностью, устойчивостью. Если у девушек основные параметры профессионального определения сформированы к 14-15 годам, то у юношей в этот возрастной период отмечается слабая дифференциация жизненных ориентиров, повышается степень неопределенности профессионального выбора.
Основная роль педагога заключается в том, чтоб сформировать положительное отношение к труду в целом, оказание помощи в поиске баланса между потребностями и запросами современного общества и личными профессиональными предпочтениями подростка.
Образовательное учреждение должно создать условия, позволяющие повысить имеющийся у воспитанников уровень готовности к ответственному и самостоятельному выбору профессии с опорой на когнитивные, мотивационные, ценностно-смысловые, рефлексивные и регулятивные характеристики личности подростков.
5. Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровня профессионального самоопределения подростков:
«Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова;
«Дифференциально диагностический опросник» Е.А. Климова;
«Методика изучения профессиональной идентичности» Л.Б.Шнейдер;
«Методика определения типа ценностных ориентаций» М.С. Гуткина, Т.И. Шалавиной, С.Н.Чистяковой;
Метод проективного сочинения
В результате констатирующего эксперимента было выявлено: в экспериментальной группе у 18% подростков высокий уровень профессионального самоопределения, для 46% испытуемых характерен средний уровень профессионального самоопределения, у 36% респондентов отмечается низкий уровень профессионального самоопределения; в контрольной группе у 20% отмечается высокий, у 40% - средний и у 40% - низкий уровни профессионального самоопределения.
Низкий уровень сформированности профессионального самоопределения характеризуется тем, что обучающиеся имеют размытое представление о своей профессиональной перспективе и ее необходимости в настоящее время, ярко выраженное недовольство собой, неадекватное оценивание своих ресурсов и возможностей, постоянная самокритика, самообвинение в неудачах, проявляется потеря интереса к происходящему в настоящее время. Обучающиеся испытывают состояние тревожности, не склонны к проявлению активной жизненной позиции, планированию, действуют по заданному образцу, ответственность за принятие важных решений перекладывается на других, либо навязана окружением (значимыми взрослыми, сверстниками, общепринятыми стереотипами). Для работы с данной группой необходима высокая мотивация к деятельности, постоянный контроль извне за выполнением заданного плана.
Подростки на среднем уровне сформированности профессионального самоопределения осознают необходимость и важность умения определить свои жизненные приоритеты, выбрать профессиональную деятельность, в настоящее время подросток находится на стадии поиска себя, определении своих целей, осознании того, что он действительно хочет добиться. Имеется положительная (представлена на среднем, либо высоком уровне) мотивация.
Высокий уровень сформированности профессионального самоопределения говорит о том, что воспитанники осознают важность и значимость профессионального самоопределения. Четко представляют чего они хотят достичь, умеют ставить цели, как краткосрочные, так долгосрочные планировать пути достижения, оценивать конечный результат, корректировать при необходимости. Данное состояние сопровождается чувством удовлетворения, осмысленности жизни, отмечается позитивное отношение к себе.
С целью решения проблем профессионального самоопределения подростков была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня сформированности профессионального самоопределения.
В экспериментальной группе количество подростков, имеющих низкий уровень сформированности профессионального самоопределения с 33% уменьшилось до 9%. В контрольной группе для общей выборки уровень также снизился (с 40% до 30%).
К среднему уровню сформированности профессионального самоопределения в экспериментальной группе до формирующего эксперимента относилось 46% обучающихся, после их количество стало 36%.
В контрольной группе для общей выборки в рамках среднего уровня сформированности профессионального самоопределения произошли изменения в сторону увеличения количества обучающихся с 40% до 50%.
Относительно высокого уровня сформированности профессионального самоопределения в экспериментальной группе увеличилось (с 18% до 55%). Очевидна положительная динамика развития. В контрольной группе в рамках высокого уровня сформированности профессионального самоопределения изменения не произошли.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно при решении проблем профессионального самоопределения подростков.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.
Москва: Наука. 1980. 335 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/
record/01001000622.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. Москва: «Наука». 1977. 184 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/BooksZ6/0067/ 6_0067-147.shtml.
3. Артемьева, Т. И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т. 5. N 3. С. 46-55. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21397436.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика
и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 304 с. Режим доступа: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/08742235- E501-46E6-B262-E2038DCB1B22.pdf.
5. Белых И.Л. Самоопределение личности: философский,
социологический, психологический, педагогический аспекты // Вестник КрасГАУ. 2013. N 3. С. 170-173. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-lichnosti-filosofskiy-sotsiologic heskiy-psihologicheskiy-pedagogicheskiy-aspekty.
6. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый
этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 1999. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-gotovnost-k-perekhodu-na- novyi-etap-vozrastnogo-razvitiya-kak-lichnostnoe.
7. Бобриков В.Н. Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования // ИТС. 2003. N 1. С. 70-76. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya- lichnosti-pri-profilnom-obuchenii-v-sisteme-nepreryvnogo-tehnicheskogo-obrazo vaniya.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Международная пед. академия. 1995. 264 с. Режим доступа:
https://ebooks.grsu.by/psihologia/bozhovich-l-i-etapy-formirovaniya-lichnosti-v- ontogeneze.htm.
9. Брендакова Л.В. Психологические условия и средства развития
профессиональных намерений учащихся на предпрофильной ступени обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 2008. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-i-sredstva-razvitiya -professionalnykh-namerenii-uchashchikhsya-na/read.
10. Буянова Г.В. Анализ подходов к изучению и формированию профессионального самоопределения студентов вуза // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. N 2. С. 13-22. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-izucheniyu-i- formirovaniyu-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-vuza.
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб.
пособие. М: Ось-89. 1999. 176 с. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/
0186/1_0186-16.shtml.
12. Володина Ю.А. Психология профессионального самоопределения
подростков и юношей : учеб. пособие. Москва: Берлин : Директ-Медиа. 2022. 200 с. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/%
D0%9F%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 %D 0%B8%D 1 %8F_%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D0%B5%D1%81 %D 1
%81%D0%B8%D0%BE/jnFUEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0.
13. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО - Пресс. 2000. 1008 с. Режим доступа: https://klex.ru/b3w
14. Гладкова О.В. Мотивы и ценности в системе профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2022. N 2 (397). С. 175-178. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/397/87771.
15. Головей Л.А.., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. и др. Профессиональное
развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб.: Нестор- История, 2015. 336 с. Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/
11701/2285/1/%D0%9F%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %8 1%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B E%D0%B5%20%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0 %B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 % D1 %82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D 1 %87%D0%B0%D0%BB%D0%BE% 20%D0%BF%D 1 %83%D 1 %82%D0%B8.pdf.
16. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления. Сборник научных статей. М.: МГ1111У. 2011. С. 62-77. Режим доступа: https://psyjoumals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48300.shtml.
17. Горбунова Л.Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов
к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности // Ярославский педагогический вестник. 2014. Том 2. N 1. С. 150-156. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pred
professionalnaya -podgotovka-kadetov-k-deyatelnosti-v-sfere-s-vysokim-
urovnem-riska-i-grazhdanskoy-otvetstvennosti.
18. Горностаева Е.Е. Культурное самоопределение старшеклассников
в обучении социально-гуманитарным дисциплинам: автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Волгоград. 2016. Режим доступа: https://vspu.ru/sites/default/
files/disfiles/dissertations/dissertaciya_5.pdf.
19. Григоренко Д.Л. Самоопределение личности как
междисциплинарная проблема // Человек и образование. 2008. N 2. С. 89-94. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-lichnosti-kak- mezhdistsiplina rnaya-problema.
20. Данилова Г.В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 1997. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vlij anie-massovoj -kultury- na-process-samoopredelenija-starsheklassnikov.html.
21. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение подростков
в связи с интеллектуально-личностными особенностями и социально¬семейной ситуацией развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург. 2009. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-
podrostkov-v-svyazi-s-intellektualno-lichnostnymi-osobennost/read.
22. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт. 2022. С. 42. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492929.
23. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период
от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика. 1987. 181 с.
Режим доступа: https:ZZspblib.ru/ru/catalogZ-/books/10618772-formirovaniye- lichnosti-v-perekhodnyy-period-ot-podrostkovogo-k-yunosheskomu-vozrastu
24. Дука Н.А., Соловьёв Д.Н., Соловьёва Т.О. Профориентация в деятельности классного руководителя кадетского корпуса ZZ Современное педагогическое образование. 2021. N 11. С. 55-59. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-v-deyatelnosti-klassnogo-ruko voditelya-kadetskogo-korpusa.
25. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М.: Эксмо. 2002. 448 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002156954.
26. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 2007. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-professionalnogo-samoopredele niya-sovremennykh-podrostkov/read.
27. Зубкова С.Н. Психологические особенности мышления подростков ZZ Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно¬практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно¬технологический университет. 2019. С. 47-50. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43806900.
28. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности
профессионального самоопределения современных школьников ZZ Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. N 3 (99). С. 201-207. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-professionalnogo-samoop redeleniya-sovremennyh-shkolnikov.
29. Кайкаева А.К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников ZZ Молодой ученый, 2020. № 24 (314).
С. 485-489. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/314/71455.
30. Кармазина Н.В., Шушара Т.В., Коваль Т.В. Профессиональное самоопределение: история вопроса // Гуманитарные науки. 2016. N 2 (34). С. 23-28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe- samoopredelenie-istoriya-voprosa.
31. Касаткина Н.Э., Пахомова Е.А., Руднева Е.Л. Формирование
профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. N 2 (31). С. 181-188. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-usloviyah- regionalnogo-rynka-truda-kak-faktor-ustoychivoy.
32. Кипнис М. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. Изд-во: АСТ. 2020. 832 с. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/ %D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF %D0%B5%D0%B4%D0%B8%D 1 %8F_%D0%B8%D0%B3%D 1 %80_%D0%B8 _%D1%83%D0%BF/UuRTDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0.
33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2010. 304 с. Режим доступа: https://academia-
moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21192.pdf.
34. Колесников И.А. Профессиональное самоопределение старших
школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. N 31 (164). С. 71-76. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-
starshih-shkolnikov-kak-pedagogicheskoe-ponyatie.
35. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат. 1978. 367 с. Режим
доступа: https://klex.ru/bqt.
36. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Книга
по Требованию. 2013. 176 с. Режим доступа: https://www.bookvoed.ru/
files/3515/10/76/97.pdf.
37. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М.: Эксмо. 2003. 640 с. Режим доступа: https://klex.ru/aqk.
38. Костюнина Е.А. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. 2015. N 20 (100). С. 530-533. Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/100/22646.
39. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000. 992 с. Режим
доступа: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Krajg-Grejs.-Psihologiya-
razvitiya.pdf.
40. Ларина А.А. Психологические стратегии личностно¬
профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук. Тамбов. 2011. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-strategii-lichnostno- professionalnogo-samoopredeleniya-podrostka-v-usloviy/read.
41. Ларина А.А. Личностно-профессиональное самоопределение
учащихся - одна из центральных задач современной школы // Молодой ученый. 2010. N 1-2 (13). Т. 2. С. 205-208. Режим доступа:
https: //moluch.ru/archive/13/1166.
42. Логинова А.А. Гендерные особенности мышления детей подросткового возраста // Наука через призму времени. 2019. N 3 (24). С. 87-90. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37096832.
43. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб.: Речь. 2001. 417 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/abraham-maslou/novye-rubezhi- chelovecheskoy-prirody/chitat-onlayn.
44. Милованова Н.Ю. Трудности социальной адаптации воспитанников к особенностям жизнедеятельности кадетского корпуса // Социально-экономические явления и процессы. 2011. N 10. C. 314-317. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trudnosti-sotsialnoy-adaptatsii-vospitannikov-k- osobennostyam-zhiznedeyatelnosti-kadetskogo-korpusa.
45. Мирошников И.И. Выявление ведущих профессиональных мотивов,
как одно из условий успешного самоопределения обучающихся кадетского корпуса при выборе профессии ZZ Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, РФ, 25 октября 2022г.). Уфа: Аэтерна, 2022. 248-253 С. Режим доступа:
https: ZZaeterna-ufa. ruZsbornikZNK-437. pdf
46. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития
субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История. 2014. 376 с. Режим
доступа: https:ZZwww.pirao.ru/imagesZworkersZMitinaLM/psikhologiya-razvitiya.
pdf.
47. Монастырский В.А., Милованова Н.Ю. Адаптация учащихся
к жизнедеятельности кадетского корпуса // Гаудеамус. 2006. N 9. C.122-127. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-
zhiznedeyatelnosti-kadetskogo-korpusa.
48. Нездайминова Е.А. Исследование влияния кадетских образовательных учреждений на личностное развитие подростков // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. N 2 (21). С. 171-173. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23935713.
49. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / под общей редакцией
профессора Л.И. Скворцова. Москва: ООО «Издательство Оникс»:
ООО «Издательство Мир и образование». 2007. 640 с.
50. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии
у учащихся общеобразовательных школ: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Запорожье. 1983. Режим доступа: https:ZZwww.dissercat.comZcontentZformirovanie-motivov- vybora-professii-u-uchashchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-shkol.
51. Панина С.В., Макаренко Т.А. Самоопределение
и профессиональная ориентация учащихся. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт. 2016. 312 с. Режим доступа: https://avidreaders.ru/read-book/samoopredelenie-i-
professionalnaya-orientaciya-uchaschihsya-3.html.
52. Петрова С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания
личности: методический аспект // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2007. N 1. С.182-190. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-strukturnyh-
komponentov-samosoznaniya-lichnosti-metodicheskiy-aspekt.
53. Петрова Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных
психологических исследованиях // Молодой ученый. 2016. N 22 (126).
С. 224-227. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34998.
54. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования». Режим доступа: https: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920.
55. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория
и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия». 2008. 320 с. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/PPs-2008/PPs-
320.htm#.
56. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия. 2000. -184 с. Режим доступа: https://klex.ru/geb.
57. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/под ред. А.А.Реана. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК. 2007. 656 с. Режим доступа: https://klex.ru/358.
58. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. 12-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 2010. 816 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21551443.
59. Рыжов Б.Н. Системная психология. Второе издание Москва: Т8 Издательские Технологии. 2017. 356 с. Режим доступа: https://klex.ru/vwy.
60. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. N 5. С. 5-24. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7idM7825491.
61. Самойлик Н.А. Типы профессионально-ценностных ориентаций представителей разных профессиональных групп // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. N. 21. С. 78-86. Режим доступа: https: //cyberleninka. ru/article/n/tipy-professionalno-tsennostnyh- orientatsiy-predstaviteley-raznyh-professionalnyh-grupp.
62. Саукова Е.В. Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии // Молодой ученый. 2020. N 39 (329). С. 60-62. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/329/73807.
63. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб.пособие. Свердл. пед. институт Свердловск. 1986. 142 с. Режим доступа: https: //bookree. org/reader?file=385989&pg=4.
64. Саханский Н.Б. Консультирование как вид образовательной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2014. N 2 (14). С. 1-23. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultirovanie-kak-vid- obrazovatelnoy-deyatelnosti.
65. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости:
монография. Челябинск: Изд-во ЮУр-ГУ. 2005. 281 с. Режим доступа:
Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002805358.
66. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004073005
67. Соловьева Т.П. Формирование устойчивых интересов старшеклассников к профессии в совместной деятельности школы, УПК и юношеской библиотеки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 1984. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ustoichivykh-interesov- starsheklassnikov-k-professii-v-sovmestnoi-deyatelnosti.
68. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. 303 с. Режим
доступа: https://bookap.info/book/spirkin_soznanie_i_samosoznanie_1972/bypa
ge.
69. Смирнягина М.М. Возрастные границы и психологическое
содержание стабильного периода подросткового возраста // Психология. Психофизиология. 2009. N 5 (138). С. 56-61. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-granitsy-i-psihologicheskoe-soderz hanie-stabilnogo-perioda-podrostkovogo-vozrasta.
70. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др.] ; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. Москва: Просвещение. 2003. 158 с. Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01001860828.
71. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). Москва: Мысль. 1975. 198 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006978578.
72. Тошихина Е.Г. Неклиническая психотерапия и практикум. Часть 2.
Издательство: СПбГУ. 2019. 104 с. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-
evgeniya-troshihina/175818-neklinicheskaya-psihoterapiya-i-praktikum-chast-2- evgeniya-troshihina/read/page-1 .html.
73. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. 1996. 248 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001706606.
74. Фролова С.В. Групповое психологическое консультирование. Саратов: Саратовский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского. 2018. 145 с. Режим доступа:
http: //elibrary.sgu.ru/uch_lit/2203 .pdf.
75. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Групповое психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 195 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494478.
76. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения
школьников. М.: Издательский центр «Академия». 2005. 128с. Режим
доступа: https: //search.rsl .ru/ru/record/01002688582.
77. Чупров Л.Ф. Психолого-педагогическое просвещение
в практической деятельности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. N 1-1. С. 104-110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-prosveschenie-v- prakticheskoy-deyatelnosti-psihologa.
78. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва: Гардарики. 2005. 349 с. Режим доступа: http://www.intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Shapovalenko_ Vozrast_psihol_2005.pdf.
79. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт. 2019. 328 с. Режим доступа: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/5AF0CD34-CC59-4434-9106-
375029236498.pdf.
80. Ярая Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные науки,
2016. N 2 (34). С. 101-107. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pro fessionalnogo-samoopredeleniya-podrostkov.
81. Tishkova, A.S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // SMALTA.
2017. N 5. P. 72-75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/
item. asp?id=30040466.