Реферат 2
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы консультирования как средства преодоления агрессивного поведения у младших школьников 13
1.1. Подходы к понимаю агрессии и агрессивного поведения 13
1.2. Особенности агрессивного поведения младших школьников: причины,
факторы, механизмы 16
1.3. Групповое консультирование как метод преодоления агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста 24
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению техник в психологическом консультировании детей младшего школьного возраста
страдающих агрессивным поведением 28
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 28
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 37
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 43
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложения
Актуальность темы исследования. Своеобразие реакций на воздействие окружающей среды присуще каждому человеку. Поведение человека проявляется в индивидуальных и своеобразных формах, не всегда адекватных происходящим воздействиям. Часто неадекватный образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным, а поскольку нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, они, по мере их закрепления, начинают восприниматься как нормальное явление. Таким образом, то, что в субъективном восприятии считается совершенно естественным и нормальным, объективно может являться проявлением отклоняющегося поведения.
Социально-экономическая ситуация в России оказывает негативное воздействие на несовершеннолетних, а число детей с серьезными отклонениями в поведении возрастает. Это особенно заметно в младшем школьном возрасте, когда ребенок при переходе из детского сада в начальную школу, входит в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования взглядов, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также на самоопределение и самоутверждение личности.
В отечественной науке проблемы агрессивности рассматриваются в работах известных девиантологов, педагогов и психологов. Биологические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Б.С. Братуся, Л.Л. Вдовиченко, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, П. И. Сидорова и др.
Психолого-педагогические подходы к проблеме агрессивного поведения разрабатывали И.П. Башкатов, С.А. Беличева, О.Н. Боровикова, Т.Д. Брагинская, В.В. Веселова, В.И. Петрищев, В.Ф. Пирожков и др.
Социальные причины агрессивного и отклоняющегося поведения несовершеннолетних изучали В.С. Афанасьев, В.Г. Бочарова, Я.И. Глинский, И.И. Карпец, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, Ю.Б. Леонтьев, Н.М. Романова, А.М. Яковлев и др.
Исследователи отмечают, что развитие системы начального образования предполагает использование психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на личность ребенка, поэтому психологическое обоснование проблем агрессивного поведения младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ снижения агрессивности младшего школьника. Мы считаем, что психологическое консультирование является действенным средством преодоления агрессивного поведения у младших школьников.
Проблемные вопросы и перспективы предоставления психологического консультирования рассматривались в работах многих исследователей, среди которых стоит выделить наработки: А.А. Гаджиалихановой, А.Б. Чернова, Е.А. Рогожиной, Ю.В. Кобазовой, Т.В. Мальцевой, В.Е. Петрова. Вопросы психологического консультирования младших школьников подробно освящены в работах Т.Д. Боязитовой, О.С. Зембатовой, С.А. Игнатовой, Т.И. Олешко, Т.Ю. Солодухиной и др.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что на сегодняшний день существует противоречие между востребованностью в практике и реализации конкретных форм психологического консультирования агрессивного поведения младших школьников и недостаточной разработанностью данного направления в практической психологии. Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему, которая состоит в необходимости изучения возможностей консультирования как средства преодоления агрессивного поведения у младших школьников.
Целью настоящего исследования является теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования группового консультирования как средства преодоления агрессивного поведения у младших школьников.
Объектом исследования является процесс агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования - консультирование как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что групповая форма консультирования младших школьников в целях преодоления агрессивного поведения будет эффективна, если:
1) будут проведены групповые консультации по специально организованной программе;
2) будут использованы методики, техники психологического консультирования, позволяющие обучать навыкам сотрудничества, навыкам эффективного поведения в конфликте, понимать поведение других людей, развития навыков конструктивного взаимодействия;
3) на консультациях будут использованы следующие формы организации деятельности соответствующие возрастным особенностям детей младшего школьного возраста: беседы, мини-лекции, игры, упражнения, имеющие коррекционно-профилактическую направленность.
Согласно поставленной цели и гипотезе исследования был сформулирован ряд задач, а именно:
1. Изучить подходы к пониманию агрессивности в научной литературе.
2. Рассмотреть процесс психолого-педагогического консультирования детей младшего школьного возраста.
3. Подобрать комплекс диагностических методик, которые позволили бы выявить склонности к агрессивному поведению младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление склонностей к агрессивному поведению детей младшего школьного возраста.
5. Разработать и внедрить программу группового консультирования с младшими школьниками склонными к агрессивному поведению, с целью его профилактики.
6. Проследить динамику изменения склонности к агрессивному поведению младших школьников до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- Исследования в области группового консультирования: Т.Д. Боязитовой, О.С. Зембатовой, С.А. Игнатовой, Т.И. Олешко, Т.Ю. Солодухиной и др.
- Психолого-педагогические подходы к проблеме агрессивного поведения: И.П. Башкатов, С.А. Беличева, О.Н. Боровикова, Т.Д. Брагинская, В.В. Веселова, В.И. Петрищев, В.Ф. Пирожков и др.
- Биологические аспекты проблемы агрессивности: Б.С. Братуся, Л.Л. Вдовиченко, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, П.И. Сидорова и др.
- Социальные причины агрессивного и отклоняющегося поведения несовершеннолетних: В.С. Афанасьев, В.Г. Бочарова, Я.И. Глинский, И.И. Карпец, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, Ю.Б. Леонтьев, Н.М. Романова, А.М. Яковлев и др
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - тестирование, беседа, эксперимент (групповое консультирование).
Статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики.
Экспериментальная база: исследование проводилось в МОУ СОШ №154 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 51 учащихся 3 «ж» и 3 «з» класса. Все дети в возрасте 9-10 лет.
Апробация результатов исследования происходила входе организации и проведения групповых консультаций в МОУ СОШ №154 г. Красноярска. Всего было проведено 8 групповых консультаций.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Научная новизна исследования заключается в систематизации разнообразия теоретических представлений об агрессивном поведении как социально-педагогической проблеме (признаки, стадии развития и типы), о его основных причинах и факторах. В данной диссертации представлено обоснование целесообразности применения психологического консультирования как средства для преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретического материала по вопросам преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанная и апробированная программа групповых консультаций младших школьников, склонных к агрессивному поведению может быть использована в дальнейшем в профессиональной деятельности консультирующего психолога, внедрена в психологическую службу учебного заведения, в работу психолога внешкольного уровня и пр.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема агрессивного поведения младших школьников вызывает острую научно-практическую заинтересованность многих исследователей и остается актуальной в течение всего существования общества, а особенно в наше время, так как с каждым годом увеличивается увлечённость детей компьютерными играми агрессивного содержания, идет распространение насилия и жестокости на экране, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Изучение причин агрессии и разработки методов ее коррекции в настоящее время необходимо, так как в последнее время увеличилось количество младших школьников с агрессией в поведении.
Агрессивное поведение характерно для каждого ребенка, но не у всех агрессия становится устойчивой, поэтому необходимо вовремя выявлять повышенный уровень агрессивного поведения, для того чтобы впоследствии не возникало трудностей у ребенка в личностном развитии, его самореализации и общении.
В младшем школьном возрасте наиболее часто проявляются всплески агрессии в поведении, так как именно этот возраст представляет собой важный этап значимых изменений в психическом развитии ребенка, и именно в этом возрасте мы можем не только наблюдать наиболее ярко выраженные проявления агрессивности по отношению к сверстникам и взрослым, но и вовремя предпринять корректирующие меры по снижению уровня агрессивного поведения детей.
В данной диссертационной работе была описана специфика группового консультирования младших школьников как средство преодоления агрессивного поведения.
На первом этапе данного исследования мы провели изучение и анализ научной литературы по теме исследования; уточнили тему, задачи и гипотезу исследования. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования, мы описали теоретические основы агрессивного поведения младших школьников, рассмотрели феномен агрессивного поведения с точки зрения разных подходов, в том числе, особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте; привели особенности группового консультирования младших школьников. Нами были описаны критерии исследования. Также был проведен подбор методов изучения агрессивного поведения младших школьников.
На втором этапе мы описали методическую организацию исследования, провели констатирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен актуальный уровень агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Были приведены организация и проведение формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования, по окончании реализации программы группового консультирования, был проведен повторный диагностический срез, где повторно было исследовано агрессивное поведение участников экспериментальной группы. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы исследования.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что приведенная специфика работы в контексте группового консультирования младших школьников эффективна для снижения уровня агрессивного поведения. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась, то есть групповая форма консультирования младших школьников в целях преодоления агрессивного поведения будет эффективна, если: будут проведены групповые консультации по специально организованной программе; будут использованы методики, техники психологического консультирования, позволяющие обучать навыкам сотрудничества, навыкам эффективного поведения в конфликте, понимать поведение других людей, развития навыков конструктивного взаимодействия; на занятиях будут использованы следующие формы организации деятельности: групповое консультирование, соответствующее возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста, игры, беседы, лекции, упражнения, имеющие коррекционно-профилактическую направленность.
Анализ работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретического материала по вопросам преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что нами разработана и апробирована программа групповых консультаций младших школьников, склонных к агрессивному поведению. Она может быть использована в дальнейшем в профессиональной деятельности консультирующего психолога, быть внедрена в психологическую службу учебного заведения, в кабинет психолога внешкольного уровня и пр.
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича. СПб.: Речь, 2012. - 464 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Акад. проект, 2007. - 232 с.
3. Азаданов С. Д., Юдичева Е. Д. О соотношении понятий «агрессия» и «агрессивность» // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. - С. 232-235.
4. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-114.
5. Ачинович Т.И. Индивидуальное и групповое консультирование: теория и практикум: учебно-методический комплекс. - Минск: Белорусский государственный университет, 2019. - 157 с.
6. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников/ Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 35-39.
7. Бакушкина Е.О., Невзорова М.С. Групповое психологическое консультирование школьников в условиях современных образовательных организаций // Наука и образование. - 2020. - Т.3. - №2. - С. 362.
8. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика учебное пособие для вузов / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2001. - 336 с.
9. Бачинин В.А. Психология: энциклопедический словарь.
СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. 271 с.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. - 512 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Боголюбская Л.А., Хухлаева О.В. Подходы к изучению проявления гнева и агрессии у младших школьников в работах зарубежных исследователей // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2017. - № 3 (47). - С. 47-54.
13. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. 544 с.
14. Боязитова Т.Д. Актуальные вопросы психологического консультирования детей, подростков и их родителей // Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее. - СПб: ЧОУВО Восточно-европейский институт психоанализа, 2019. - С. 199-205.
15. Брониковская Д.А. Профилактика агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. - Симферополь: Ариал, 2021. - С. 43-46.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
17. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2007. - Ч. 1. - 160с. - Ч. 2. - 128 с.
18. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для психологов-консультантов / под ред. П.Г. Нежнова. М.: ВНИК «Школа», 1989. - 60 с.
19. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
20. Выготский Л.С. Психология развития. - М.: Юрайт, 2018. - 302 с.
21. Газиева М.З., Ковалева А.В., Дашуева И.С. Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе // Шаг в науку. - Махачкала: Алеф, 2019. - С. 521-526.
22. Гасымова Н.А. Особенности агрессии у младших школьников и работа с ними в образовательных учреждениях // Результаты современных научных исследований и разработок. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 340-342.
23. Голубченко А.И., Сухоруков И.С. Коррекция агрессии младших школьников в условиях современной школы // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации. - Курск: Курский государственный университете, 2020. - С. 236-239.
24. Гранько А.С. Психологическое консультирование как вид психологической помощи // Диалог наук в XXI веке. - 2015. - № 1 (2). - С. 14-16.
25. Дворянкина Д.С., Дунаевская Э.Б. Особенности теоретических подходов к рассмотрению понятий: агрессивность, агрессия, агрессивное поведение // Студенческий вестник. - 2017. №3-1 (3). - С. 30-32.
26. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2019. - 216 с.
27. Дроздов А.Ю., Скок Н.А. Проблемы агрессивного поведения личности: учебное пособие. - Чернигов: ЧГПУ, 2000. - 156 с.
28. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. - 230 с.
29. Евдокименко Н.А. Групповое консультирование как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество // Студенческий вестник. - 2021. - №16-1 (161). - С. 82-84.
30. Етумян Г.Г. Агрессия и агрессивность в среде младших школьников // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 6 (37). - С. 61-63.
31. Зембатова О.С. Особенности психологического консультирования детей младшего школьного возраста в условиях временного детского объединения // Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - Ялта: Рибест, 2019. - С. 392-397.
32. Изотова Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 469-472.
33. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. —
М.: КНОРУС, 2016. - 112 с.
34. Карабаева Н.З.
сопровождения младших школьников с повышенным уровнем агрессии // Академия педагогический идея «Новация». - 2019. - № 6 - С 45-50.
35. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 264 с.
36. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - . 186-190.
37. Кашапов М.М. Психологическое консультирование: учебник и практикум. - Москва: Юрайт, 2019. - 157 с.
38. Кетова Н.А., Васильев Н.А., Кочугова Е.И. Теоретические подходы к понятию агрессия // Агрессия и насилие как явления современного общества. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2018. - С. 45-49.
39. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 241 с.
40. Колесникова М.Г. Тренинг саморегуляции в постдипломном образов ании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы IV междунар. науч. практ. конф. СПб., 2004. С. 12.
41. Кори Д. Теория и практика группового консультирования/ Д. Кори; пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2003. 640 с.
42. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 2000. - 350 с.
43. Круподер Н.А. Понятие агрессивности и подходы к ее изучению // В мире научных открытий. - Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2017. - С. 90-92.
44. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
45. Ленючаева А.В., Чупина В.Б. Особенности и коррекция агрессивного поведения младших школьников // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. - Красноярск: Версо, 2018. - С. 541-544.
46. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 255 с.
47. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Римис, 2012. - 352 с.
48. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2006. 159 с.
49. Немов, Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
50. Нистор А.С. Обзор научных взглядов на содержание понятия «агрессия» в психологии // Студенческий вестник. - 2018. - №24-1 (44). - С. 35¬38.
51. Новохатная М.А. Групповое консультирование как средство психологической помощи младших школьникам в преодолении чувства обиды // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - Уфа: Агентство международных исследований, 2018. - С. 68-71.
52. Олешко Т.И., Игнатова С.А. Особенности психологического консультирования младших школьников // Научные исследования и современное образование. - Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 139-141.
53. Патеева О.В., Иванова И.П. Изучение агрессивного поведения младших школьников // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018. - 131-138.
54. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. Издатель - Гном и Д. - 2016. - 160 с
55. Пахальян В. Э., Забродин Ю.М. Психологическое консультирование. М.: Эксмо, 2010. 310 с.
56. Поникарова В.Н. Теоретические основы процесса психологического консультирования. Череповец: ЧГУ, 2011. 93 с.
57. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. - 528 с.
58. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/.
59. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Психология изучения личности. - 1999. - № 9. - С. 216-251.
60. Романова, Е.С. Психодиагностика / Е.С. Романова. - М.: Генезис, 2011. - 410 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
62. Самединова Э.Э. Роль семьи в преодолении агрессии младшего школьника // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. - Симферополь: Ариал, 2020. - С. 183-187.
63. Скиперских Д.С. Влияние социометрического статуса на проявления агрессии у младших школьников // Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. - С. 85-88.
64. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. М.: КНОРУС, 2016. - 280 с.
65. Солодухина Т.Ю. Актуальные подходы формирования
эмоционального состояния младших школьников в процессе психологического консультирования // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г.
Петровского, 2019. - С. 132-136.
66. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ, 2012. - 671 с.
67. Сушков А.В., Гузенко А.Д. Понятие агрессии в исследованиях российских и зарубежных ученых // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 204-206.
68. Тарасов В.И., Хнычева Ю.А. Формирование психологического здоровья младших школьников средствами консультирования // Вестник научных конференций. - 2018. - №3-4 (31). - С. 149-153.
69. Технологии индивидуального и группового консультирования / С.Л. Богомаз, А.А. Ганкович. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. - 302 с.
70. Тест школьной тревожности Филлипса [Электронный ресурс]: http://azps. ruZtestsZtests_philips.html
71. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Групповой психологическое консультирование: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 195 с.
72. Царюк А.Д. Коммуникативная агрессия: теоретический анализ понятия, форм проявления и влияния на них // Евразийское научное объединение. - 2018. - №12-5 (46). - С. 359-364.
73. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога /М.Ю. Чудакова. - М.: Генезис, 2012. - 200 с.
74. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. - 3¬е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 575 с.
75. Шалагинова К.С. Опыт реализации психологического сопровождения агрессивных младших школьников // Мир педагогики и психологии. - 2021. - №5 (58). - С. 110-120.
76. Шамухаметова Е.С., Рудакова Е.Е. Исследование агрессии у младших школьников // Педагогика и психология как основа развития современного общества. - Уфа: Агентство международных исследований, 2020. - С. 172-175
77. Фомиченко, А.С. Причины проявления агрессии в детском возрасте / А. С. Фомиченко //Культурно-историческая психология. 2010. - №2. - С. 83- 87.
78. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл / пер. с англ. и нем. /общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
79. Charlotte Buhler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972.
80. May, R. The Meaning of Anxiety. - N.Y.: Pocket Books, 1977. P. 140
81. Skinner B.F., Catania A.C. Organism // American Psychologist. 1992. № 47. P. 1521-1530.