Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 17
1.1. Понятия «эмпатия» и «социально опасное положение» в научной
литературе 17
1.2. Психологические особенности эмпатии в младшем школьном
возрасте 28
1.3. Групповое консультирование как средство психологической помощи в
повышении уровня развития эмпатии младших школьников 34
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 44
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 44
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 62
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 66
Выводы по Главе II 83
Заключение 85
Список литературы 88
Приложения
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода. С одной стороны, она рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Р.Н. Ибрагимова, А.Г. Ковалев, Я.З. Неверович, и др.), а с другой стороны - как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, С.Н. Николаева, О.В. Порваткина, О.В. Тютяева, Е.А. Сорокоумова, С.Н. Сорокоумова, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, А.М. Щетинина, К. Роджерс).
Изначально термин «эмпатия» дословно означал «вчувствоваться в...» и описывал процесс понимания людьми произведений искусства, объектов природы, а в дальнейшем - и человека.
Сегодня существует множество определений понятия «эмпатия». Отечественные психологи (Ю.Б. Гиппернейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова) предлагают такие определения:
- это способность к последовательному выражению понимания другого человека в речи и/или действии;
- это способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания к искреннему выражению своих чувств;
Т.П. Гавриловой были выделены четыре наиболее часто встречающихся определения термина [18]:
1. Эмпатия как понимание чувств, потребностей другого;
2. Эмпатия как вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3. Эмпатия как эффективная связь с другими, разделение состояния другого или группы;
4. Эмпатия как свойство психотерапевта.
В первых трех терминах эмпатия рассматривается как процесс, а в четвертом как свойство.
Изучению особенностей проявления эмпатии в детском возрасте в отечественной психологии посвящены работы Г.М. Бреслава, А.В. Запорожца, Т.П. Гавриловой, Н.В. Глоба, А.Д. Кошелевой, Е.О. Смирновой и др. Исследования Н.И. Лысенко показывают, что первые эмпатические реакции можно наблюдать уже у младенцев в конце периода новорожденности. В процессе развития двигательной активности и развития речи проявления сочувствия у детей на втором и третьем году жизни становятся более разнообразными и независимыми от взрослого. С того момента, когда ребенок начинает выделять себя из ситуации общения, начинается формирование личностных форм эмпатии, когда эмпатические переживания в достаточной степени дифференцированы, выборочны, осмысленны.
Эмпатический способ общения с другим человеком включает в себя несколько сторон: - вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома»; - постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху, гневу, растроганности, стеснению; - временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения.
Современная педагогика, с позиции обращения к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей» людьми, выделяет идею гуманизации как ведущую идею современного образования (Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Б.Г. Гершунский, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.).
Современная педагогическая теория и практика уделяют значительное внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями, сопереживать другому - другими словами, развитию его эмпатии.
Однако, в наше время развитие эмпатии, а, соответственно, и развитие личности человека затрудняется возникшим в обществе социально-нравственным кризисом. Исследователи считают, что его возникновению способствовали следующие причины: - нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих людей; - тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению; но самой главной проблемой они называют проблему воспитания подрастающего поколения в семье, детском саду, школе и иных образовательных учреждениях. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность и эмоциональная глухота, они замыкаются на себе и собственных интересах. В таких условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетной задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания детей.
С точки зрения Л. Мерфи, проявление эмпатии у детей зависит от совокупности психологических, психофизиологических, психосоциальных факторов: степень близости с объектом эмпатии и частоты общения с ним (родство, дружба, привязанность), интенсивность стимула эмпатии, предшествующий эмпатийный опыт; индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности; установки и требования социально-культурного окружения.
Эмпатия направляет процесс социализации детей, помогает их вхождению в мир взрослых и сверстников. Она также связана с особенностями отношения ребенка младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками, направляя и корректируя их процесс.
Л.С. Выготский утверждал, что переживания - это центральное звено в психическом развитии ребенка, а эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения [16].
Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия - это сочетание теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о том, что развитие ребенка происходит как процесс установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Именно родительские отношения к ребенку являются механизмом, который оказывает значительное влияние на развитие эмпатии у детей к сверстникам и другим людям. Механизм этот связан с принятием-отвержением ребенка, оказанием ему помощи и поддержки, разумным контролем и опекой. Микросреда семьи образует необходимые в младшем школьном возрасте условия для интериоризации эмпатических моделей поведения, которые посредством экстериоризации «переносятся» на сверстника в форме эмпатического отношения к нему.
Однако если эмоциональный контакт ребенка с родителями нарушен и в семье отсутствует эмоциональной принятие и эмпатическое понимание, это оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка. В своих работах А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова отмечают, что для детей из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, выраженный страх отвержения, трудно насыщаемая потребность во внимании, низкая готовность к принятию автономности других людей, учету их индивидуальных особенностей. В связи с этим особое значение повышение уровня развития эмпатии имеет у детей, находящихся в социально опасном положении (СОП).
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и перспективы развития в современных условиях послужили основанием для выбора темы исследования: групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
Цель исследования - разработать и апробировать программу группового консультирования, направленную на повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
Объект исследования: процесс повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что групповая форма консультирования младших школьников, находящихся в СОП, будет эффективна, если:
• в содержание программы будут включены следующие формы организации деятельности: беседа, практические психотехники, упражнения и техники арт-терапии;
• указанные формы будут направленны на развитие способности к распознанию эмоциональных состояний другого человека, способности к восприятию и пониманию внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, способности к установлению межличностного взаимодействия, стремлению к оказанию действенной помощи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научную литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для определения актуального уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление актуального уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
4. Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента на основе группового консультирования по повышению уровня эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
5. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
6. Проанализировать полученные результаты для выявления изменений в уровне развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Опросные методы;
3. Эксперимент (групповое консультирование);
4. Методы количественного и качественного анализа;
5. Методы математической обработки данных;
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 9-10 лет, находящихся в СОП, из них 9 мальчиков и 7 девочек.
Научная новизна исследования заключается:
- в систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений об эмпатии, ее особенностях в младшем школьном возрасте и возможностях повышения уровня ее развития в процессе группового консультирования младших школьников;
- в обосновании возможности применения методов группового консультирования в целях повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- концепция эмпатии, разработанная в трудах И.М. Юсупова;
- исследования особенностей эмпатии в детском возрасте (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Н.В. Глоб, А.Д. Кошелева, Е.О. Смирнова и др.);
- исследования условий развития и формирования эмпатии (С.Б. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая и др.);
- идеи развития личности в системе межличностных отношений (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, А.В. Петровский и др.);
- исследования в области группового консультирования (Дж. Кори, Р. Кочунас и др.);
- положения Федерального закона N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе мы обобщили теоретические подходы группового консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного средства повышения уровня развития эмпатии детей младшего школьного возраста, находящихся в СОП.
Практическая значимость исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций, направленной на повышение уровня развития эмпатии детей младшего школьного возраста, находящихся в СОП.
Апробация результатов диссертационного исследования: результаты диссертационного исследования были опубликованы в международном научном журнале «Молодой ученый» №49 (235), декабрь 2018г.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 153 страницы текста, проиллюстрированного 27 рисунками и 21 таблицей.
Объем - 153 страницы, включая 27 рисунков, 21 таблицу, 5 приложений. Количество использованных источников - 84.
В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от того направления, в котором работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. Нарушение эмоционального контакта с родителями, сверстниками, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.
Эмпатийное, доверительное взаимодействие подростков друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера доверительных, дружественных отношений.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. Предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его. Младшие школьники с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум. Однако у детей, находящихся в социально опасном положении развитие эмпатии затруднено, так как они воспитываются в неблагоприятных психологических условиях.
Таким образом, природа эмпатии не является однородной. В ее структуре выделяются три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Причем, когнитивный компонент базируется на имеющихся способности распознавать и дифференцировать эмоциональное состояние другого; эмоциональный компонент включает в себя способность откликаться на переживания другого; поведенческий компонент включает в себя в том числе мотивационный (побуждение к содействию) и коммуникативный (передача собеседнику понимания его состояния) компоненты. Мы рассматриваем его как действенную характеристику эмпатии, побуждающую к оказанию помощи другому человеку. Эта помощь может быть оказана и отражением объекту эмпатии его переживаний, и демонстрацией понимания его состояния, эмоций, переживаний. Все три компонента эмпатии взаимопроникают друг в друга.
Экспериментальное исследование показало, что большинство младших школьников, находящихся в СОП, обладают средним и низким уровнями эмпатии, что свидетельствует о недостаточном развитии данного свойства. В связи с этим повышение уровня развития эмпатии у них приобретает особую важность.
Нами была разработана и апробирована программа группового консультирования, направленная на повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня развития эмпатии в экспериментальной группе младших школьников, находящихся в СОП.
Реализация составленной нами программы консультативных встреч и анализ динамики изменений после проведенного эксперимента показал, что проведение групповых консультаций в форме просветительского диалога с включением практических упражнений, бесед, знакомство с теоретическими основами, способствует повышению уровня развития эмпатии у младших школьников, находящихся в СОП.
Анализ проведенной работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «эмпатия» и ее структуры, в углублении понимания особенностей развития эмпатии как свойства личности в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в изучении особенностей эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, составлении и апробации программы группового консультирования младших школьников, находящихся в СОП, как средства повышения уровня развития эмпатии данной возрастной группы.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при изучении возрастной психологии, теории и методики воспитания, а также педагогами-психологами образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания для организации психологического сопровождения детей данного возраста, находящихся в СОП.
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии./И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.
3. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст]/Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 135 с.
4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
//Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256. — URL
https://moluch.ru/archive/43/5271/(дата обращения: 19.11.2018).
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. - 464 с.
6. Белобрыкина, О.А. Эмпатия и ее развитие в детском возрасте [Текст]/ О.А. Белобрыкина.//В сборнике: Поддержка семьи в условиях кризиса. - 2010. - 22-29 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
8. Бондарь Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников [Текст]/Н.Г. Бондарь//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 8. - С. 34-37.
9. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии [Текст]/С.Б. Борисенко. - Л.: Лениздат, 2010. - 115 с.
10. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М., 2004. - 534 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст]/А. Валлон. - СПб.: Питер, 2011 - 208 с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст]/Ф.Е. Василюк. - М.: Академия, 2011. - 200 с.
13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : изд- во Ось-89, 2007. - 255 с.
14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - СПб.: Питер, - 2012. - 312 с.
15. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников,
воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская; НИИ психологии. - Киев, 1991. - 20 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //Вопросы психологии. - 1975. - № 2 С. 140-156.
18. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. - 180 с.
19. Галиева С.Ю. Принципы и педагогически условия развития
воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении / С.Ю. Галиева, В.В. Коробкова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - Рига - М., 2012. -
№1(17). - С. 42-49.
20. Гаркушева И.С. Исследование уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении // Молодой ученый. — 2018. — №49.
21. Гаркушева И.С. Повышение уровня развития эмпатии младших
школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования // Молодой ученый. — 2018. — №49.
22. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст]/Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова //Вопросы психологии. 2013, - № 4. - С. 61-68.
23. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст]./ О.В.
Гордеева//Вопросы психологии. СПб.: Речь, 2012. -№ 2. -С. 6-9.
24. Джерназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях [Текст] / Л.Н. Джерназян. - Тбилиси, 2014. - 16 с.
25. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. -Ростов н/Дон: Феникс, 2013. - 321 с.
26. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М.: МГУ, 1991. - 96 с.
27. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173 с.
28. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография/ В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - М. : Перо, 2014. - 185 с.
29. Едиханова Ю.М. Эмпатия как основа формирования эмоционального
компонента отношения к другому в психолого-педагогической
литературе//Проблемы эмоционального интеллекта в современном
психолого-педагогическом пространстве [Текст]: материалы
Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2012 года / ФГБОУ ВПО "Шадринский гос. пед. ин-т" [и др.]; [редкол.: Пономарева Л. И. и др.]. - Шадринск [и др.]: Шадринский дом печати, 2012. - С. 26-32.
30.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка.- М.: Педагогика, 1986.- 320 с.
31. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа [Текст] / Пер. О. Исаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
32. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард - СПб. : Питер, 2014 - 464 с.
33. Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 5(19). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 19.11.2018).
34. Карамуратова, Р.Б. Психологические исследования роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе [Текст] / Р.Б. Карамуратова. - Тбилиси, 2012. - 25 с.
35. Карпунова, Н. М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье/Н. М. Карпунова // Дефектология. - 2009. - N 5. - С. 64-70.
36. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
37. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой - М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
38. Кравченко Ю. Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28-38
39. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -288 с.
40. Кузьмишина Т.Л., Мелентьева Е.В. Проблема детско-родительского взаимодействия в современных зарубежных исследованиях// Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. — № 3. — М.: МГППУ, 2014. — С. 16—26.
41. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол., 1989, № 3, с.11-21.
42. Липина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е. Ю. Ляпина - Волгоград: Учитель, -2008. -231c.
43. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения [Текст] / Ю.А. Менджеринская // Прикладная психология. - 2012.- № 4. - С. 54-63.
44. Методическое пособие по практическому использованию модели
механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 215 с.
45. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.
46. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы
социального педагога [Текст] / авт.-сост. А. Н. Свиридов. - Волгоград : Учитель, 2011. - 184 с.
47. Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте// Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2008, - Т.14, - №1, с. 71 - 75.
48.Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов. - Л.: Лениздат, 2009. - 164 с.
49.Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.Р. Овчаренко. - Волгоград: Дом печати, 2010. - 196 с.
50. Орлов, А.Б., Хазанова, М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С.: 68-73.
51. Особенности эмпатических отношений младших школьников [Текст] // Психологическая наука: проблемы и перспективы. - 2012. - № 4. - С. 39¬40.
52. Пашукова, Т.Н. О механизмах эмпатии и некоторых ее психологических коррелятах [Текст] / Т.Н. Пашукова // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - 2012. - № 4. - С. 89-92.
53. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
54. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
55. Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - Издание 2-е, стереотипное. - Москва: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006.
56. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 105-110.
57. Разварина И.Н. Семья как фактор нервно-психического развития детей // Вопросы территориального развития. 2015. № 3 (23). С. 5-15.
58. Романова О.М. Особенности эмоциональной культуры младших
школьников // Интеграция образования. 2010. №3. С. 89-93.
59. Романова О.М. Формирование эмоциональной культуры младших
школьников// Вестник Балтийского Федерального университета им. И.Канта.Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. № 10. С.41-47.
60. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник ЧГПУ им. Яковлева. 2012. Т. 1. № 73. С. 142-147.
61. Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт- педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. С. 228-230.
62. Серебрякова И. В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми //
Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 460-461. — URL
https://moluch.ru/archive/122/33691/(дата обращения: 19.11.2018).
63. Синельникова Е. С. Понимание и доверие как условия успешной
внутрисемейной коммуникации//Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств, 2010. Том 190. С. 236-239.
64. Слуднова Н.В. Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 115-120.
65. Соловьева С.Л. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. М.: АСТ, 2010. - 640 с.
66. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии [Текст] / А.П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Кубанского гос. ун-та. - Краснодар, 2012. - № 5. - С. 89-95.
67. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. М.: ООО «Вари-ант», 2015. - 100 с.
68. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие /С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — Ростов н/Д: Феникс,2013. — 380 с.
69. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения [Текст] / Л.П. Стрелкова // Развитие социальных эмоций у детей младшего школьного возраста. - М.: Истоки, 2010. - 100 с.
70. Тищенко С.П. Особенности переживаний детьми отношения к ним взрослого [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 2011. - 76 с.
71. Троицкая Е.А. Влияние факторов возраста и пола на развитие структурных компонентов эмпатии // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред.Р.А. Березовской - СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - С. 317-318.
72. Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук: Ярославль, 2002.
73. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних— URL http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-
24061999-n-120-fz-ob/ (дата обращения: 19.11.2018).
74. Федотова Н. И. Роль семьи как социального института в социализации детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 939-941. — URL https://moluch.ru/archive/125/34591/(дата обращения: 19.11.2018).
75. Шемшурина А. И. Субъективный подход к ребенку в нравственно- этическом воспитании школьников: научно-методическое пособие для классных руководителей/ // Этическое воспитание. - 2008, № 2. - С.5-94.
76. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
77. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / И. М. Юсупов. - СПб, 1995.
78. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] / П. М. Якобсон. д-р психол. наук. - Москва: Знание, 1976. - 64 с.
79. Яновская М. Г. Воспитывать, вызывая ответные чувства/М. Г. Яновская // Начальная школа, 2016, № 1.-С.8-14.
80. Яновская М. Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры
младших школьников/М. Г. Яновская // Начальная школа, 2015, № 6.- С.12-18.
81. Eisenberg, N. The roots of prosocial behavior in children / N. Eisenberg, P. Mussen. — Cambridge University Press, 1989. — 120 p.
82. Hoffman, M. Empathy and moral development / M. Hoffman. — Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2000. — 26 p.
83. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10.
84.Schaffer, M. The role of empathy and parenting style in the development of antisocial behaviors / M. Schaffer [et al.] // Crime & Delinquency. — 2008. — Vol. 20. — P. 1-14.