Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое консультирование как средство повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся

Работа №167707

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы149
Год сдачи2022
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 4
Введение 10
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения привлекательности будущего педагога для обучающихся 15
1.1. Теоретический анализ проблемы аттракции в психологической науке в
зарубежных и отечественных исследованиях 15
1.2. Психологические особенности межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик» 21
1.3. Возможности применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 27
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 39
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 39
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по
повышению психологической привлекательности будущего педагога для
обучающихся в процессе группового консультирования 59
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 67
Выводы по Главе II 79
Заключение 82
Список используемых источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 94
Приложение В 100
Приложение Г 139
Приложение Д

Взаимодействие людей друг с другом является одной из значимых проблем в социальной психологии. В контексте этого взаимодействия рассматривается механизм восприятия другого человека, степень взаимной симпатии между людьми - межличностная аттракция, выступающая как фактор межличностного общения. Данный вопрос изучался многими зарубежными исследователями и с середины XX века был выделен в качестве самостоятельного направления.
Межличностная аттракция, может выступать в роли одного из анализируемых механизмов взаимодействия, которые имеют высокую важность и необходимость в процессе выстраивания межличностных отношений. Учет всех необходимых социально -психологических факторов, способных влиять на взаимодействие, позволит лучше понимать поведение субъектов общения, прогнозировать варианты его развития, углубить понимание закономерностей эмоциональных отношений, что в конечном итоге обеспечит всестороннее развитие сразу двух субъектов общения (согласно Марксу, «... развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении»). Но какими же способами можно достичь вышеперечисленных результатов? Среди массы исследований в этой области нет единого подхода к пониманию межличностной аттракции, вследствие чего возрастает количество теорий и концепций, позволяющих рассматривать такой феномен, как аттракция, с разных сторон, с разных точек зрения (Д. Левингер, А. Керкоф, Д. Бирн и др.).
В связи с ощутимой нехваткой знаний в данной области выбранная нами тема приобретает свою актуальность и необходимость в исследовании, анализе и использовании результатов в практической деятельности в области взаимодействия будущего педагога и ученика.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Объект исследования: процесс повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что групповое консультирование будет являться эффективным средством повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся, если:
1) будет организован процесс группового консультирования, базирующийся на развитии межличностной аттракции как фактора межличностного общения;
2) групповые консультации будут направлены на повышение уровня межличностного взаимодействия будущего учителя и ученика;
3) в ходе консультаций будут применяться техники, позволяющие развивать такие особенности личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
В исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать
диагностический комплекс для изучения психологической
привлекательности будущего педагога для обучающихся.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на изучение психологической привлекательности будущего учителя в системе межличностных отношений «педагог-ученик». 
5. Составить программу группового консультирования в условиях повышения уровня психологической привлекательности будущего учителя на основе развития таких особенностей личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
6. Провести повторный диагностический срез, проанализировать динамику уровня психологической привлекательности будущего учителя до и после группового консультирования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Тестирование.
3. Проективные методы (метод ассоциаций, метод незаконченных предложений).
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе КГПУ им В.П. Астафьева. В качестве экспериментальной группы были выбраны 24 студента 3-4 курсов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере межличностной аттракции: Л.Я. Гозман, Т.Ньюком, А. Ребер, Р. Винч, Фестингер, Хайдер, Бирн, Г.М. Андреева, К Дайон, Э. Аронсон и т.д.;
- исследования особенностей межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик»: В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, А.И.Щербаков и т.д.;
- исследования в области группового консультирования: Дж. Кори, Р. Кочунас, К. Левин, С.В. Фролова и т. д.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности между людьми.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе образовательных и досуговых организаций.
Структура и объем диссертации:
Полный объем - 148 страниц, включая 18 рисунков, 22 таблицы, 5 приложений. Количество использованных источников - 80.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы межличностной аттракции. Рассмотрено понятие «аттракция» в психологии, критерии, способствующие повышению межличностной аттракции, особенности психологической привлекательности в системе отношений «педагог-ученик», специфика группового консультирования. Выводы по главе.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы по главе.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и план консультаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На высокую продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса оказывает влияние такой феномен, как аттракция. Она включает в себя индивидуальные, психологические, социально-демографические и профессиональные качества и характеристики педагога.
Для аттрактивного взаимодействия учителя и ученика необходимо повышать психологическую привлекательность будущего учителя. Проанализировав все аспекты исследуемого понятия, нами был подобран диагностический комплекс для изучения психологической привлекательности педагога для обучающихся (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика незаконченных предложений, методика свободных ассоциаций).
В результате констатирующего эксперимента и определения уровня аттрактивности будущего педагога выявилось, что по всем критериям наблюдается несоответствие результатов тестируемых портрету привлекательного учителя. Это говорит о поверхностном взаимодействии участников образовательного процесса: слабый процесс понимания партнера, неточность межличностного восприятия, неразвитые коммуникативные способности.
Поэтому нами был сделан вывод о необходимости повышать уровень психологической привлекательности будущих учителей для учеников, что улучшит их общение и позволит положительно влиять и управлять им для более эффективного и продуктивного взаимодействия.
С целью совершенствованию значимых профессиональных качеств педагога, необходимых для выстраивания грамотных взаимоотношений с обучающимися, установлению эмоциональных контактов с ними была разработана и апробирована программа групповых консультаций.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня психологической привлекательности будущих педагогов начальных классов. Это подтвердилось статистической проверкой различий.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях повышения психологической привлекательности на примере студентов - будущих учителей.
Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами иных образовательных и досуговых организаций.



1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. Т.25. №2. С. 86-95.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды /К.А.Абульханова. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология
личности / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1980. 334с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко//Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
5. Агапов, B.C. Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: монография / B.C. Агапов, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова. М.: АПК и ППРО, 2005. 201с.
6. Агапов, B.C. Типология структурной интеграции самосознания личности: монография / В.С. Агапов, Е.В. Егунова / под ред. А.В. Иващенко. М.: МНЭПУ, 2008. 132 с.
7. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. М.: Наука, 1983. 58с.
8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 292с.
9. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. 64с.
10. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
11. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева, H.H. Богомолова, Л.А.Петровская. М.: Наука, 1978. 394с.
12. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.:
Наука, 1980. 139с.
13. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.:
Наука, 2007. 238с.
14. Андропова, Л.О. Самоконтроль в структуре Я-концепции учителя начальных классов: состояние проблемы исследования / Л.О. Андропова. Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2007. 36с.
15. Анциферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л.И. Анциферова//Вопросы психологии. 1973. № 4. С.32 56.
16. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Наука, 1984. 112с.
17. Балл, Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы. психологии. 1990. № 6. С. 25-36.
18. Бассин, Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии / Ф.В. Бассин//Вопросы психологии. 1971. № 4. С.74.
19. Бекоева, Д.Д. Самосознание / Д.Д. Бекоева. М.: РИЦ «Аврора» МГОПУ, 2001. 205с.
20. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. 301с.
21. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. — Л.: Просвещение, 1991. 73с.
22. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
23. Благонадежина, Л.В. Эмоции и чувства / Л.В. Благонадежина. М.: Наука, 1956. 65с.
24. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: Наука, 1982. 154с.
25. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар: Наука, 1979.
89с.
26. Бодалев, А.А. О психологическом понимании «Я» человека // Мир психологии. 2002. №2. С. 12-17.
27. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А. Бодалев. Л.: Наука, 1970. 56с.
28. Борисова, М.В. Психологическая детерминанта феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-104.
29. Бороздина, JI.B. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.
30. Варламова, Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 28-43.
31. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники / И.В. Вачков. М.: Ось 89, 2000. 217с.
32. Веккер, Л.М. Психические процессы. В 3-х томах. Т. 3 / Л.М.Веккер. Л.: Наука, 1981. 284с.
33. Визгина, А.В. Внутренний диалог и самоотпошение / А.В. Визгина, В.В. Столин // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6. С. 50-57.
34. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Наука, 1976. 173с.
35. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности /С. Н.Гавров, Н.Д. Никандров//Вестник УРАО. 2008. №5. С. 21-29.
36. Гилфорд, Дж. Тест на социальный интеллект [Электронный
ресурс] / Дж. Гилфорд. Электронная статья.
URL:https://psylist.net/praktikum/gilf.htm.30.10.2021.
37. Гозман, Л.Я. Теоретические предпосылки и методы исследования межличностной аттракции / Л.Я. Гозман. М.: Наука,1983. 64с.
38. Давыдова, Л.В. Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] / Л.В.
Давыдова, М.В. Сафонова. Электронная статья. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k- sotrudnichestvu-v-konfliktnoy-situatsii/viewer. 08.05.2022
39. Дементий, Л.И. Ответственность как ресурс личности / Л.И. Дементий. М.: Информ Знание, 2005. 188с.
40. Деркач, А.А. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов, С.В. Тарасенко. М.: Народное образование, 2004. 192с.
41. Дубовицкая, Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3.
42. Духновский, С.В. Социально психологическая дистанция в
межличностных отношениях: факторы и регуляции [Электронный ресурс] / С.В Духновский, Л.В. Куликов. Электронная статья.
URL:https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno psihologicheskaya distantsiya vmezhlichnostnyh otnosheniyah faktory i regulyatsii. 05.06.2021.
43. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. М.: Наука, 1982. 248с.
44. Иванова, В.В. Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя: сущность, критерии, условия // Педагогические науки. 2004. № 2. С. 101-102.
45. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе / Я.Л.Коломинский. М.: Наука, 1976. 59с.
46. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С.Кон. М.: Наука, 1988. С.5.
47. Кондратьев, М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые
межличностной значимости [Электронный ресурс] / М.Ю. Кондратьев. Электронная статья. URL:
http://psyjournals.ru/files/42338/social psy 2011 n2 Kondratyev.pdf.05.06.2021.
48. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций личности / Е.Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384с.
49. Кори, Д. Теория и практика группового консультирования / Д. Кори. М.: Эксмо, 2003. 640с.
50. Кричевский, P.JI. Социальная психология: личность и общение / Р.Л. Кричевский. М.: РАГС, 2000. 115с.
51. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольши. СПб., 2002. 173с.
52. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. М.: Наука, 2008. 68с.
53. Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах / В.А. Лабунская. М.: Гардарики, 1999. С.34-49.
54. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. 487 с.
55. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1975. 215с.
56. Магун, В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности / В.С. Магун. Л.: Наука 1983. 81с.
57. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. 110с.
58. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л.М. Митина. М.; СПб.: Нестор -История, 2018. 456 с.
59. Мишина, Е.И. Проблема личной рефлексии в психологии / Е.И. Мишина. М.: МААН, МГОУ, 2008. 43с.
60. Московичи, С. // Психологический журнал. 1995. №1. С.3-18.
61. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. М.: Владос, 2001. 528с.
62. Обозов, H.H. Межличностные отношения / H.H. Обозов. Л.: Наука, 1979. 239с.
63. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р.
Пантилеев. — М.: Смысл, 1993. 32с.
64. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1991. 110с.
65. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /
А.В.Петровский. М.: Наука, 1982. 167с.
66. Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 449с.
67. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. 496с.
68. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 720с.
69. Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах М, 2003.С. 174-194.
70. Саркисян, Ш.В. Особенности познаний людьми друг друга в условиях совместной деятельности / Ш.В.Саркисян. М.: Наука, 1980. 92с.
71. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Электронный ресурс] / М.Е. Сачкова. Электронная статья. URL: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZspetsifLka mezhlichnostnyh otnosheniy mladshihshkolnikov. 05.06.2019.
72. Холл, Н. Тест на эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] / Н. Холл. Электронная статья. URL:https://psycabi.net/testy/21emotsionalnyj intellekt eq. 30.10.2021.
73. Хромов, В.В. Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию [Электронный ресурс] / В.В. Хромов. Электронная статья. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie haraktera vzaimodeystviya na mezhlichnostnuyu attraktsiyu. 05.06.2021.
74. Шингаров, Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г.К. Шингаров. М.: Наука, 1971. 154с.
75. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н.
Шихирев. М.: ИПРАН; КСП; Академический Проект, 1999. 448с.
76. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Наука, 1971. 286с.
77. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман. СПб.: Питер, 2020. 448 с.
78. Эм, Е.А. Диагностика сформированности умений декодирования невербальной информации в практике организации учебно -воспитательного процесса в школе [Электронный ресурс] / Е.А. Эм. Электронная статья. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-umeniy-dekodirovaniya-neverbalnoy-informatsii-v-praktike-organizatsii-uchebno-vospitatelnogo-protsessa/viewer. 08.05.2022
79. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2 -е расширенное изд. / В.А. Ядов. М.: ЦСПиМ, 2013. 376с.
80. Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом Спб.: Питер, 2000. 640 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ