Групповое консультирование как средство повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся
|
Реферат 4
Введение 10
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения привлекательности будущего педагога для обучающихся 15
1.1. Теоретический анализ проблемы аттракции в психологической науке в
зарубежных и отечественных исследованиях 15
1.2. Психологические особенности межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик» 21
1.3. Возможности применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 27
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 39
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 39
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по
повышению психологической привлекательности будущего педагога для
обучающихся в процессе группового консультирования 59
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 67
Выводы по Главе II 79
Заключение 82
Список используемых источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 94
Приложение В 100
Приложение Г 139
Приложение Д
Введение 10
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения привлекательности будущего педагога для обучающихся 15
1.1. Теоретический анализ проблемы аттракции в психологической науке в
зарубежных и отечественных исследованиях 15
1.2. Психологические особенности межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик» 21
1.3. Возможности применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 27
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся 39
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 39
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по
повышению психологической привлекательности будущего педагога для
обучающихся в процессе группового консультирования 59
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 67
Выводы по Главе II 79
Заключение 82
Список используемых источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 94
Приложение В 100
Приложение Г 139
Приложение Д
Взаимодействие людей друг с другом является одной из значимых проблем в социальной психологии. В контексте этого взаимодействия рассматривается механизм восприятия другого человека, степень взаимной симпатии между людьми - межличностная аттракция, выступающая как фактор межличностного общения. Данный вопрос изучался многими зарубежными исследователями и с середины XX века был выделен в качестве самостоятельного направления.
Межличностная аттракция, может выступать в роли одного из анализируемых механизмов взаимодействия, которые имеют высокую важность и необходимость в процессе выстраивания межличностных отношений. Учет всех необходимых социально -психологических факторов, способных влиять на взаимодействие, позволит лучше понимать поведение субъектов общения, прогнозировать варианты его развития, углубить понимание закономерностей эмоциональных отношений, что в конечном итоге обеспечит всестороннее развитие сразу двух субъектов общения (согласно Марксу, «... развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении»). Но какими же способами можно достичь вышеперечисленных результатов? Среди массы исследований в этой области нет единого подхода к пониманию межличностной аттракции, вследствие чего возрастает количество теорий и концепций, позволяющих рассматривать такой феномен, как аттракция, с разных сторон, с разных точек зрения (Д. Левингер, А. Керкоф, Д. Бирн и др.).
В связи с ощутимой нехваткой знаний в данной области выбранная нами тема приобретает свою актуальность и необходимость в исследовании, анализе и использовании результатов в практической деятельности в области взаимодействия будущего педагога и ученика.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Объект исследования: процесс повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что групповое консультирование будет являться эффективным средством повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся, если:
1) будет организован процесс группового консультирования, базирующийся на развитии межличностной аттракции как фактора межличностного общения;
2) групповые консультации будут направлены на повышение уровня межличностного взаимодействия будущего учителя и ученика;
3) в ходе консультаций будут применяться техники, позволяющие развивать такие особенности личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
В исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать
диагностический комплекс для изучения психологической
привлекательности будущего педагога для обучающихся.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на изучение психологической привлекательности будущего учителя в системе межличностных отношений «педагог-ученик».
5. Составить программу группового консультирования в условиях повышения уровня психологической привлекательности будущего учителя на основе развития таких особенностей личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
6. Провести повторный диагностический срез, проанализировать динамику уровня психологической привлекательности будущего учителя до и после группового консультирования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Тестирование.
3. Проективные методы (метод ассоциаций, метод незаконченных предложений).
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе КГПУ им В.П. Астафьева. В качестве экспериментальной группы были выбраны 24 студента 3-4 курсов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере межличностной аттракции: Л.Я. Гозман, Т.Ньюком, А. Ребер, Р. Винч, Фестингер, Хайдер, Бирн, Г.М. Андреева, К Дайон, Э. Аронсон и т.д.;
- исследования особенностей межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик»: В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, А.И.Щербаков и т.д.;
- исследования в области группового консультирования: Дж. Кори, Р. Кочунас, К. Левин, С.В. Фролова и т. д.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности между людьми.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе образовательных и досуговых организаций.
Структура и объем диссертации:
Полный объем - 148 страниц, включая 18 рисунков, 22 таблицы, 5 приложений. Количество использованных источников - 80.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы межличностной аттракции. Рассмотрено понятие «аттракция» в психологии, критерии, способствующие повышению межличностной аттракции, особенности психологической привлекательности в системе отношений «педагог-ученик», специфика группового консультирования. Выводы по главе.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы по главе.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и план консультаций.
Межличностная аттракция, может выступать в роли одного из анализируемых механизмов взаимодействия, которые имеют высокую важность и необходимость в процессе выстраивания межличностных отношений. Учет всех необходимых социально -психологических факторов, способных влиять на взаимодействие, позволит лучше понимать поведение субъектов общения, прогнозировать варианты его развития, углубить понимание закономерностей эмоциональных отношений, что в конечном итоге обеспечит всестороннее развитие сразу двух субъектов общения (согласно Марксу, «... развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении»). Но какими же способами можно достичь вышеперечисленных результатов? Среди массы исследований в этой области нет единого подхода к пониманию межличностной аттракции, вследствие чего возрастает количество теорий и концепций, позволяющих рассматривать такой феномен, как аттракция, с разных сторон, с разных точек зрения (Д. Левингер, А. Керкоф, Д. Бирн и др.).
В связи с ощутимой нехваткой знаний в данной области выбранная нами тема приобретает свою актуальность и необходимость в исследовании, анализе и использовании результатов в практической деятельности в области взаимодействия будущего педагога и ученика.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Объект исследования: процесс повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что групповое консультирование будет являться эффективным средством повышения психологической привлекательности будущего педагога начальных классов для обучающихся, если:
1) будет организован процесс группового консультирования, базирующийся на развитии межличностной аттракции как фактора межличностного общения;
2) групповые консультации будут направлены на повышение уровня межличностного взаимодействия будущего учителя и ученика;
3) в ходе консультаций будут применяться техники, позволяющие развивать такие особенности личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
В исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать
диагностический комплекс для изучения психологической
привлекательности будущего педагога для обучающихся.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на изучение психологической привлекательности будущего учителя в системе межличностных отношений «педагог-ученик».
5. Составить программу группового консультирования в условиях повышения уровня психологической привлекательности будущего учителя на основе развития таких особенностей личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
6. Провести повторный диагностический срез, проанализировать динамику уровня психологической привлекательности будущего учителя до и после группового консультирования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Тестирование.
3. Проективные методы (метод ассоциаций, метод незаконченных предложений).
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе КГПУ им В.П. Астафьева. В качестве экспериментальной группы были выбраны 24 студента 3-4 курсов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере межличностной аттракции: Л.Я. Гозман, Т.Ньюком, А. Ребер, Р. Винч, Фестингер, Хайдер, Бирн, Г.М. Андреева, К Дайон, Э. Аронсон и т.д.;
- исследования особенностей межличностной аттракции в системе
отношений «педагог-ученик»: В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, А.И.Щербаков и т.д.;
- исследования в области группового консультирования: Дж. Кори, Р. Кочунас, К. Левин, С.В. Фролова и т. д.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования как формы повышения психологической привлекательности между людьми.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе образовательных и досуговых организаций.
Структура и объем диссертации:
Полный объем - 148 страниц, включая 18 рисунков, 22 таблицы, 5 приложений. Количество использованных источников - 80.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы межличностной аттракции. Рассмотрено понятие «аттракция» в психологии, критерии, способствующие повышению межличностной аттракции, особенности психологической привлекательности в системе отношений «педагог-ученик», специфика группового консультирования. Выводы по главе.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства повышения психологической привлекательности будущего педагога для обучающихся. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы по главе.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и план консультаций.
На высокую продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса оказывает влияние такой феномен, как аттракция. Она включает в себя индивидуальные, психологические, социально-демографические и профессиональные качества и характеристики педагога.
Для аттрактивного взаимодействия учителя и ученика необходимо повышать психологическую привлекательность будущего учителя. Проанализировав все аспекты исследуемого понятия, нами был подобран диагностический комплекс для изучения психологической привлекательности педагога для обучающихся (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика незаконченных предложений, методика свободных ассоциаций).
В результате констатирующего эксперимента и определения уровня аттрактивности будущего педагога выявилось, что по всем критериям наблюдается несоответствие результатов тестируемых портрету привлекательного учителя. Это говорит о поверхностном взаимодействии участников образовательного процесса: слабый процесс понимания партнера, неточность межличностного восприятия, неразвитые коммуникативные способности.
Поэтому нами был сделан вывод о необходимости повышать уровень психологической привлекательности будущих учителей для учеников, что улучшит их общение и позволит положительно влиять и управлять им для более эффективного и продуктивного взаимодействия.
С целью совершенствованию значимых профессиональных качеств педагога, необходимых для выстраивания грамотных взаимоотношений с обучающимися, установлению эмоциональных контактов с ними была разработана и апробирована программа групповых консультаций.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня психологической привлекательности будущих педагогов начальных классов. Это подтвердилось статистической проверкой различий.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях повышения психологической привлекательности на примере студентов - будущих учителей.
Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами иных образовательных и досуговых организаций.
Для аттрактивного взаимодействия учителя и ученика необходимо повышать психологическую привлекательность будущего учителя. Проанализировав все аспекты исследуемого понятия, нами был подобран диагностический комплекс для изучения психологической привлекательности педагога для обучающихся (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика незаконченных предложений, методика свободных ассоциаций).
В результате констатирующего эксперимента и определения уровня аттрактивности будущего педагога выявилось, что по всем критериям наблюдается несоответствие результатов тестируемых портрету привлекательного учителя. Это говорит о поверхностном взаимодействии участников образовательного процесса: слабый процесс понимания партнера, неточность межличностного восприятия, неразвитые коммуникативные способности.
Поэтому нами был сделан вывод о необходимости повышать уровень психологической привлекательности будущих учителей для учеников, что улучшит их общение и позволит положительно влиять и управлять им для более эффективного и продуктивного взаимодействия.
С целью совершенствованию значимых профессиональных качеств педагога, необходимых для выстраивания грамотных взаимоотношений с обучающимися, установлению эмоциональных контактов с ними была разработана и апробирована программа групповых консультаций.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня психологической привлекательности будущих педагогов начальных классов. Это подтвердилось статистической проверкой различий.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях повышения психологической привлекательности на примере студентов - будущих учителей.
Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами иных образовательных и досуговых организаций.
Подобные работы
- Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020



