Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВОГО ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10
1.1 "Виктимность" и "ролевое виктимное поведение" как предмет
теоретического анализа 10
1.2 Причины возникновения ролевой виктимности на различных возрастных
этапах 22
1.3 Обоснование программы профилактики ролевого виктимного поведения в
групповом консультировании 29
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РОЛЕВОГО ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 36
2.1 Методика организации исследования ролевого виктимного поведения. . 36
2.2 Программа профилактики ролевого виктимого поведения 44
2.3 Анализ результатов психологического консультирования 48
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования ролевого виктимного поведения, заключается в теоретической и практической значимости данной темы для работы психолога консультанта. В практике не редки случаи, когда на прием к психологу приходят люди с целью получить внимание, сочувствие, жалость консультанта на свои жалобы о поведении окружающих, сложной жизненной ситуации или несправедливости мира. Основная сложность в работе с такими клиентами - это их нежелание брать на себя ответственность и работать над своей проблемой, так как уходить в позицию обвинения кого-то со стороны в своих проблемах для них проще или даже привычнее, чем каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Безусловно, в подобном поведении имеются и свои выгоды, однако они скорее вторичны, и мешают решению сложившейся проблемной ситуации. Как психолог-консультант мы, разумеется, не можем заставить человека измениться, однако мы можем выяснить и показать ему, что стоит за его поведением.
С точки зрения теории, понятие «ролевое виктимное поведение» встречается в литературе не часто, в отличии, например, от сходных понятий «виктимность» и «виктимное поведение», однако последние два связаны со сферой юридической психологии или виктимологии и подразумевают тематику преступлений. В психологии личности, упоминание виктима встречается только в рамках трансактного анализа, и четких определений или подробной характеристики данной модели поведения в трансактном анализе нет.
Таким образом, мы пришли к тому, что разработок и четко сформулированных характеристик с точки зрения психологии личности для работы с виктимом - крайне мало. Именно по этой причине нами было принято решение проанализировать данную тему и провести исследование в этом направлении.
Цель исследования - составить и апробировать программу групповых консультаций для молодых людей, направленную на профилактику ролевого виктимного поведения.
Объект исследования - ролевое виктимное поведение.
Предмет исследования - процесс группового психологического консультирования с целью профилактики ролевого виктимного поведения у молодых людей.
Гипотеза заключается в предположении о том, что люди склонные к манипуляциям, имеющие неудовлетворенные потребности в безопасности, внимании и любви, а также имеющие склонность к избеганию ответственности - проявляют ролевое виктимное поведение. Групповое психологическое консультирование будет эффективным средством профилактики ролевого виктимного поведения при условии:
1) проработки неудовлетворенных социальных потребностей и потребности в безопасности.
2) формирования ответственного отношения участников к своей жизни и совершаемым поступкам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить теоретические предпосылки к реализации виктимности и ролевого виктимного поведения.
3. Выделить критерии для измерения виктимности и подобрать диагностический инструментарий.
4. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня виктимности у молодежи и описать актуальный уровень ролевого виктимного поведения; проанализировать полученные результаты исследования.
5. Разработать программу профилактики ролевого виктимного поведения.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - тестирование, эксперимент.
Экспериментальной базой исследования стали двадцать молодых людей возрастом от 17 до 35 лет, основную часть которых составляли студенты Красноярского Государственного Педагогического Университета имени В. П. Астафьева. Среди участников исследования было 12 девушек и 8 юношей.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в уточнении содержания понятия виктимная личность, в углублении понимания особенностей и причин её становления, а также дальнейшего проявления ролевого виктимного поведения.
Практическая значимость работы заключается в изучении ролевого виктимного поведения у молодых людей, составлении и апробации программы профилактики в групповом консультировании молодых людей, с целью предотвращения их дальнейшей виктимизации.
Апробация результатов исследования: Представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях научных статей в зарубежном научном журнале «German international journal» и электронном научном журнале «Молодой Ученый».
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения
1. Виктимность представляет собой свойство личности, из-за которого у человека появляется предрасположенность становиться жертвой в различных социальных ситуациях, формируется дезадаптивное поведение и дефицит таких качеств как социальная активность, ответственность и самостоятельность. Виктимность, как свойство личности, так же предполагает демонстрирование виктимом особого поведение, связанного с принятием определенной роли жертвы. Такое поведение называется ролевым виктимным поведением. Ролевое виктимное поведение, это поведение для которой характерно минимальное сопротивление в случае нарушения личных границ, уклонение от позиции субъекта жизнедеятельности и ответственности, использование манипуляций для удовлетворения своих потребностей. Среди своих потребностей, виктим зачастую испытывает неудовлетворенность в безопасности, внимании и любви. Виктимность и ролевое виктимное поведение рассматривается в различных направлениях психологии и смежных с ней отраслях, как например юридическая психология, виктимология, социальная психология и косвенно упоминания о виктиме можно встретить в философии.
2. Предпосылки к реализации виктимности, закладываются еще в детстве. Среди них можно выделить нарушения базового доверия к миру, которое приводит к страхам и тревожности и может в дальнейшем привести к зависимости от других людей, способных обеспечить безопасность для виктима, фрустрацию потребности в любви со стороны родителей или значимых взрослых. Причиной фиксации на ролевом виктимном поведении, не редко выступает легкость в удовлетворении потребностей и снятие с себя ответственности по средствам «игры в жертву». Играя роль несамостоятельного, слабого и постоянно притесняемого человека, ребенок может с раннего детства, принять подобный тип поведения как рабочую схему для достижения своих целей. Данные неудовлетворенности могут быть сформированы ещё в детстве, из-за особенностей воспитания в семье.
3. В рамках исследовательской работы были выделены критерии, характеризующие степень для измерения проявлений ролевого виктимного поведения: мотивационный, поведенческий и личностный. В проведенном исследовании нами был использован следующий диагностический комплекс: методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Т. Банта), методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Метод парных сравнений В.В. Скворцова) и методика диагностикиответственности - тест «экспресс-диагностика ответственности» В.П.Прядеина.
4. На основании проведенного нами исследования, мы выяснили что, у молодежи на момент проведения исследования преобладает средний уровень ролевой виктимности, что означает ситуативную ответственность в вопросах поведения и собственной жизни, склонность к использованию манипуляции и ряд частично удовлетворенных потребностей, в число которых входят потребность в безопасности и социальные потребности, такие как любовь и внимание.
5. Анализ полученных результатов исследования позволил нам разработать программу профилактики ролевого виктимного поведения . Целью программы была профилактика ролевого виктимного поведения, которая достигалась формированием ответственного поведения, проработкой удовлетворения потребностей и отработкой новых способов поведения . Групповая работа в рамках программы разделена на 5 разделов, три из которых связанны с исследуемыми нами ранее критериями: Знакомство, Ответственность, Потребности, Манипуляция и Завершение. Общее количество занятий: 6 занятий продолжительностью примерно 60 минут (для небольшой группы) каждое. В процессе психологического консультирования мы успешно реализовали предложенную программу группового консультирования. Анализ процесса консультаций показал положительную динамику в изменении ролевого виктимного поведения участников программы, и вследствие этого подтверждает, что программа выполняет поставленные задачи и может быть использована для профилактики ролевого виктимного поведения.
1. Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // Ученые записки Казанского государственного университета. В 149 т. Сер. Гуманитарные науки. 2007. С.46-60.
2. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим поведением // Вестник Томск. гос. ун-та. № 9 (187).
2009. С. 120-126.
3. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Новосиб. гос. пед. ун-т., 2005. 20 с.
4. Баймешова А.Б Биктина Н.Н. О профилактике виктимной личности юношеского возраста. Вестник магистратуры. 2015. № 6-1 (45). С. 109 - 113.
5. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. 742 с.
6. Берн Э.М.Д. Игры в которые играют люди / Eric Berne, M. D. GAMES PEOPLE PLAY /The Psychology of Human Relationships. 1964. 216 с.
7. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477с
8. Варчук, Т.В. Вишневецкий К.В. Виктимология: учебное пособие. 2 изд. М.: ЮНИТИ, 2015. 191 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мин.: Харвест. 1998. 800 с.
11. Горбачевич К.С. Словарь современного русского литературного языка. В 17т. СПб.: Наука, 2014. 2126 с.
12. Гритчина М.Д. Апробация программы профилактики ролевого
виктимного поведения в рамках группового консультирования// Гритчина М.Д., Гордиенко Е.В.// Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 432-435. [URL:https://moluch.ru/archive/364/81520/]
13. Гритчина М.Д. Исследование проявлений виктимности у молодежи/ Гритчина М.Д., Гордиенко Е.В. /German international journal №7 vol.2, Artmedia 24, Industriestrasse 8,74589 Satteldorf, Germany. April, 2021. [URL: https://dizzw.com/en/%e2%84%967-april-2021/]
14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо Издательство МГУ, 1997. 344 с.
15. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1998. 160 с.
16. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение.
2010. 448 с.
17. Ильин В.В., Разумов А.Е. Догматизм теории — дефицит
ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого. // Коммунист. 1988. № 12. С. 60—72.
18. Ильин Е.П. «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень» СПб.: Издательский дом "Питер", 2011 г. 224 с.
19. Ильин B.C. Наука будущего: гносеологический анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1985. №5. С 14-19.
20. Карабанова О.А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005. 238 с.
21. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
22. Колесникова, Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. М.: Феникс. 2005. 192 c.
23. Леонтьев Д.А. Потребность. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Осипов Ю.С. М.: Большая российская энциклопедия. 2004—2017. 799 с.
24. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010. 1008 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер. 2008. 352 с.
26. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь. М.: Институт консультирования и системных решений. 2014 г. 352 с.
27. Мосс М., Юбер А.Социальные функции священного. Очерк о природе и функциях жертвоприношения. / пер.Утехина Е.В. СПб.: Евразия. 2000 г. 448 с.
28. Мудрик А.В. Человек - объект, субъект и жертва социализации // Известия РАО. 2008. № 8. C. 48-57.
29.Одинцова М.А. Позитивные эффекты отрицательной значимости другого. Социальная психология малых групп: материалы II
Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В.Петровского (г. Москва: 25 - 26 октября 2011 г.) отв. Ред. М.Ю. Кондратьев. М.: МГППУ. 2011. С. 183 - 187.
30.Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Опросник ролевой
виктимности. Самара: Бахрах. 2013. 160 с.
31. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого. Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 7-18.
32. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер. 2013. 288 с.
33. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер. 2002. 304 с.
34. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология СПб.: Юрид. центр Пресс. 2000. 332 с.
35. Руденский Е.В. Деформация Я-концепции как предмет социально-педагогической виктимологии (опыт экспериментального
исследования). Новосибирск: СибПСИ. 2000. 59 с.
36. Руденский Е.В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 162-166.
37. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 8 - 13
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс. 1995. 384 с.
39. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Гозмана Л.Я. и Леонтьева Д.А. М.: Прогресс, 1990. 368с:
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1994. 478 с.
41. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: учебное пособие Ростов н/Д.: Феникс. 2004. 416 с.
42. Шанина Г.Е. Психогигиена и психопрофилактика. М.: Логос. 2013. 184 с.
43. Шишкоедов П.Н. «Общая психология». М.: Эксмо. 2009. 284 с.
44. Шорохова, О.А. Созависимость. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь. 2002. С. 6-16
45. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. Мн.: Полифакт. 1992. 128 с.
46. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. и науч. ред.
А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
47. Яценко Т.Е., Лушкевич Т.И. Ориентация виктимных подростков на образ «значимого Другого» как условие их девиктимизации. Адукацыя i выхаванне. 2016. № 10. С. 26-32.
48. Karpman S.B. Fairy tales and script drama analysis, Transactional analysis bulletin, 1968, V.7, № 26, P.39-43