Помощь студентам в учебе
Групповое консультирование как средство развития новых приемов самовыражения в подростковом возрасте
|
Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы изучения группового консультирования как средства психологической помощи подросткам 13
1.1. Понятие самовыражение в психологической науке 13
1.2. Самовыражение в подростковом возрасте 19
1.3. Специфика группового консультирования в подростковом возрасте 35
Выводы по Главе 1 41
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возможностей группового психологического консультирования как средства самовыражения в подростковом возрасте 43
2.1. Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их
обсуждение 43
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 55
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 64
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение А 82
Приложение Б 90
Приложение В 93
Приложение Г 96
Приложение Д
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы изучения группового консультирования как средства психологической помощи подросткам 13
1.1. Понятие самовыражение в психологической науке 13
1.2. Самовыражение в подростковом возрасте 19
1.3. Специфика группового консультирования в подростковом возрасте 35
Выводы по Главе 1 41
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возможностей группового психологического консультирования как средства самовыражения в подростковом возрасте 43
2.1. Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их
обсуждение 43
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 55
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 64
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение А 82
Приложение Б 90
Приложение В 93
Приложение Г 96
Приложение Д
Вопросом самовыражения личности занималось большинство ученых (Ш.Бюллер, А. Маслоу, З.Фрейд, К.Ясперс, М.Е.Бурно, И.Ю.Калмыкова, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Д.Б.Эльконин) в разные временные отрезки и по сей день данный вопрос актуален.
Процесс самовыражения отражает внутренний мир личности по отношению к внешнему миру и особо ярко данный процесс мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Опираясь на Эльконина подростковый возраст 12-17 лет, включает себя младший подростковый и старший подростковый возраст, для которых характерна не учебная деятельность, а интимно-личностные отношения и подготовка к профессиональному самоопределению [53]. В предлагаемом возрасте активною роль играет процесс самовыражения личности, самовыражение - механизм отражения сознания и чувств через отношение личности к внешнему миру, в котором она презентирует миру свое «Я», свою личность с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности.
С момента вступления в подростковый период, ребёнок начинает иначе репрезентовать внешнему миру себя, он опирается на уже известные ему методы и приемы самовыражения, но не всегда эти методы оказываются эффективные и в таком случае, это негативно отражается на внутреннем состоянии подростка, понижается самооценка, изменяются паттерны поведения, снижается положительные эмоциональный фон.
Цель научного исследования - составить и апробировать программу группового консультирования, направленную на развитие новых способов самовыражения у подростков.
Объект исследования - процесс приемов самовыражения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство развития новых приемов самовыражения у подростков.
Основная гипотеза исследования: основы самовыражения и эффективность их развития приемов у подростков будет результативным, если:
1) будет организовано групповое психологическое консультирование, как пространство, обеспечивающее развивающую направленность;
2) консультации будут направлены на развитие навыков общения, внутренних качеств, самооценки, преодоление психологических барьеров.
3) в процессе работы будут использоваться дискуссии, психотехники, игры и упражнения, направленные на получение и освоения новых способов самовыражения.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идеи зарубежных и отечественных психологов в области изучения самовыражения: Ш.Бюллер, Э.Эриксон, З.Фрейд, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Унадзе, К.А. Абульханова-Славская и др.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с известными средствами самовыражения подростков.
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: ученики 11 «а» класса в
количестве 15 человек МБОУ СШ № 89 г. Красноярска.
Апробация результатов исследования: происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обоснование возможностей применения в групповом консультировании подростков техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью знаний некоторых приемов и способов самовыражения в обществе..
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе теоретического анализа, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования подростков, по вопросам самовыражения.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных психологов, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы появления и применение самовыражения. Рассмотрено понятие самовыражения в психологии, теории разных авторов, виды и способы самовыражения в соответствии с возрастом, специфика группового консультирования в условиях работы с подростками. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства получения и развития новых способов и методов самовыражения. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Таким образом, в ходе теоретической и опытно -экспериментальной работы положения гипотезы получили подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.
Процесс самовыражения отражает внутренний мир личности по отношению к внешнему миру и особо ярко данный процесс мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Опираясь на Эльконина подростковый возраст 12-17 лет, включает себя младший подростковый и старший подростковый возраст, для которых характерна не учебная деятельность, а интимно-личностные отношения и подготовка к профессиональному самоопределению [53]. В предлагаемом возрасте активною роль играет процесс самовыражения личности, самовыражение - механизм отражения сознания и чувств через отношение личности к внешнему миру, в котором она презентирует миру свое «Я», свою личность с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности.
С момента вступления в подростковый период, ребёнок начинает иначе репрезентовать внешнему миру себя, он опирается на уже известные ему методы и приемы самовыражения, но не всегда эти методы оказываются эффективные и в таком случае, это негативно отражается на внутреннем состоянии подростка, понижается самооценка, изменяются паттерны поведения, снижается положительные эмоциональный фон.
Цель научного исследования - составить и апробировать программу группового консультирования, направленную на развитие новых способов самовыражения у подростков.
Объект исследования - процесс приемов самовыражения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство развития новых приемов самовыражения у подростков.
Основная гипотеза исследования: основы самовыражения и эффективность их развития приемов у подростков будет результативным, если:
1) будет организовано групповое психологическое консультирование, как пространство, обеспечивающее развивающую направленность;
2) консультации будут направлены на развитие навыков общения, внутренних качеств, самооценки, преодоление психологических барьеров.
3) в процессе работы будут использоваться дискуссии, психотехники, игры и упражнения, направленные на получение и освоения новых способов самовыражения.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идеи зарубежных и отечественных психологов в области изучения самовыражения: Ш.Бюллер, Э.Эриксон, З.Фрейд, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Унадзе, К.А. Абульханова-Славская и др.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с известными средствами самовыражения подростков.
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: ученики 11 «а» класса в
количестве 15 человек МБОУ СШ № 89 г. Красноярска.
Апробация результатов исследования: происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обоснование возможностей применения в групповом консультировании подростков техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью знаний некоторых приемов и способов самовыражения в обществе..
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе теоретического анализа, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования подростков, по вопросам самовыражения.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных психологов, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы появления и применение самовыражения. Рассмотрено понятие самовыражения в психологии, теории разных авторов, виды и способы самовыражения в соответствии с возрастом, специфика группового консультирования в условиях работы с подростками. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства получения и развития новых способов и методов самовыражения. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Таким образом, в ходе теоретической и опытно -экспериментальной работы положения гипотезы получили подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Вопрос значимости механизма самовыражения личности интересовало множество ученных :Ш.Бюллер, А. Маслоу, З.Фрейд, К.Ясперс, М.Е.Бурно, И.Ю.Калмыкова, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Д.Б.Эльконин. Как мы уже говорили, что одним из периодов человеческой жизни, важным для применения и формирования механизма самовыражения, является подростковый возраст. Исходя из проведенной работы, следует, что дети от 15-17 лет для способов самовыражения выбирают делинтквентное поведение, зависимое ситуативное поведение, использование нецензурной брани и прочее, не принимаемые обществом действия.
После анализа научной литературы, нами была составлена проведения программы, цель которой повышение уровня знаний способов самовыражения в подростковом возрасте, можно сделать вывод, что программа оказалась эффективна, так как после проведения повторного среза, включающее в себе тот же диагностический материал, показатели улучшились.
Группе подростков удалось освоить новые способы самовыражения, повысить самооценку и понизить эмоциональную напряженность, что благотворно влияет на развитие их личности.
Анализ работы позволяет оценить теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе теоретического анализа, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования подростков, по вопросам самовыражения.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных психологов, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
После анализа научной литературы, нами была составлена проведения программы, цель которой повышение уровня знаний способов самовыражения в подростковом возрасте, можно сделать вывод, что программа оказалась эффективна, так как после проведения повторного среза, включающее в себе тот же диагностический материал, показатели улучшились.
Группе подростков удалось освоить новые способы самовыражения, повысить самооценку и понизить эмоциональную напряженность, что благотворно влияет на развитие их личности.
Анализ работы позволяет оценить теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе теоретического анализа, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования подростков, по вопросам самовыражения.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных психологов, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 1999, 224с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Абулъханова-Славская К. А. Принципы исследования активности личности // Актуальные вопросы психологии личности: сб. науч. трудов советских и болгарских психологов / отв. ред. И. И. Чеснокова. М.: Институт психологии АН СССР, 1988. С. 47-65.
4. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 132 c.
5. Алабугина, Юлия Владимировна. Толковый словарь русского языка
для школьников с приложением. Москва: Издательство АСТ,2016, Содерж.: Толковый словарь русского языка /Ю.В. Алабугина.
Этимологический словарь русского языка / М.Э. Рут. Словарь устаревших слов /Л.А. Глинкина.
6. Алёшина, Наталья Представления об объектах экологического риска у подростков: моногр. / Наталья Алёшина. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 188 c.
7. Альтернативная культура: Энциклопедия /А68 Десятерик].
Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005, 240 с.
8. Ананьев Б. Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского // Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 270- 279.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2001,288 с. (Серия «Мастера психологии»).
10. Анн, Людмила Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. М.: Питер, 2017. 272 c.
11. Астапов, В. М. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности / В.М. Астапов, А.Н. Гасилина. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. 272 c.
12. Барабанщиков В. А. Идея системности в психологии: пути развития // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 5-13.
13. Барабанщиков В. А. Принцип системности в психологии //
Барабанщиков В. А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 18-88.
14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, Издательство: М.: Прогресс , 1986. / Редакция литературы по психологии и педагогике © 1982 Holt, Rinehart and Winston Ид.Перевод на русский язык с сокращениями, вступительная статья, комментарии.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
16. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учеб, пособие. М.: РПА, 1998. 262 с.
17. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период /. - Москва //
Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. Москва : АНО ПЭБ, 2008. С. 52-61. (Психология образования)
18. Вачков И.В. Основы технологии группового консультирования.
Электронный ресурс: Точка доступа [https://docviewer
.yandex.ru/view/0/?*=eeVbFC5MKmCJw%2Bcnjkadfqyiujp7InVybCI6Imh 0dHBzOi8vdnNocC5wcm8vd3AtY29udGVudC91cGxvYWRzLzIwMjAvM DMvV mFjaGtvdi 1JLlY uLU9zbm92eS10ZWhub2xvZ2lpLWdydXBwb3Zv Z28tdHJlbmluZ2EucGRmIiwidGl0bGUiOiJWYWNoa292LUkuVi4tT3Nub 3Z5LXRlaG5vbG9naWktZ3J1cHBvdm9nby10cmVuaW5nYS5wZGYiLCJ ub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjIzNjQ3MjQyMjA4LCJ 5dSI6Ijk1MDk2MDUwNjE0Nzg1MzM4NjUiLCJzZXJwUGFyYW1zIjoid G09MTYyMzY0NzIzOSZ0bGQ9cnUmbGFuZz1ydSZuYW1lPVZhY2hrb3 YtS S5WLi1 Pc25 vdnktdGVobm9sb2dpaS 1 ncnVwcG92b2dvLXRyZW5pbm dhLnBkZiZ0ZXh0PSVEMCVCOC4lRDAlQjIrJUQwJUIyJUQwJUIwJUQx JTg3JUQwJUJBJUQwJUJFJUQwJUIyKyVEMCVCRSVEMSU4MSVEM CVCRCVEMCVCRSVEMCVCMiVEMSU4QislRDElODIlRDAlQjUlRDE lODUlRDAlQkQlRDAlQkUlRDAlQkIlRDAlQkUlRDAlQjMlRDAlQjglR DAlQjgrJUQwJUIzJUQxJTgwJUQxJTgzJUQwJUJGJUQwJUJGJUQwJUJ FJUQwJUIyJUQwJUJFJUQwJUIzJUQwJUJFKyVEMSU4MiVEMSU4MC VEMCVCNSVEMCVCRCVEMCVCOCVEMCVCRCVEMCVCMyVEM CVCMCZ1cmw9aHR0cHMlM0EvL3ZzaHAucHJvL3dwLWNvbnRlbnQvd XB sb2Fkcy8yMDIwLzAzL 1ZhY2hrb3YtS S5WLi1Pc25 vdnktdGVobm9sb2 dpaS1ncnVwcG92b2dvLXRyZW5pbmdhLnBkZiZscj02MiZtaW1lPXBkZi ZsMTBuPXJ1JnNpZ249MDk0ZDE3MWZlYWE3OGE5YWVkODM1N2I 5OWY3YmEyM2Yma2V5bm89MCJ9&lang=ru]
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва. 'смысл'. В 92 Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
20. Выготский Л. С. В92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
21. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2015. 771 c.
22. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия,1999.432с.
23. Доценко Е.Д. Психология личности: учеб, пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. 512 с.
24. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-32.
25. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
26. Зарубежные теории личности: Учебное пособие по курсу ''Психология личности'' Шкуратова Т.А. Электронный ресурс. Точка доступа [https://booksee.org/book/801002].
27. Зинченко Е.В. САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ, Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Электронный ресурс. Точка доступа [https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-i-psihicheskoe-zdorovie- lichnosti/viewer].
28. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. М.: Питер, 2018. 288 c.
29. Ковшарова Я. und Светлана Еланцева Психоэмоциональная устойчивость подростков / Яна Ковшарова und Светлана Еланцева. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 52 c.
30. Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ.
Е. Рачковой. М.: Изд-во Эксмо, 2003, 640 с. (Серия "Искусство
консультирования»).
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с. (Классическая учебная книга).
32. Леонтьев Д.А. Человечность как проблема // Академик Фролов Иван Тимофеевич (1929-1999). Электронный ресурс. Точка доступа [http://www.frolov-it.ru/mem7.html].
33. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. М.: Этерна, 2018. 416 c.
34. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 5-19.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
36. Моросанова В. И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 14-22
37. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / Мясищев В.Н. М.: Книга по Требованию, 2013 426 с.
38. Ожегов. Толковый словарь. Электронный ресурс. Точка доступа [https:// slovarozhegova.ru/].
39. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
40. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. Электронный
ресурс.Точка доступа [https://www.studmed.ru/piazhe -zh-inhelder-b-
psihologiya-rebenka_576bee92001.html].
41. Питер, Блос Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. 272 c.
42. Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1. С. 25-42.
43. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: моногр. / Под редакцией М.Р. Битяновой. М.: Питер, 2017. 304 c.
44. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред., сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2008. 672 с.
45. Пузырей А. А. Психология. Психотехника. Психогогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
46. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс. М.: Питер, 2016. 277 c.
47. Реан А.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Электронный ресурс. Точка доступа [https://avidreaders.ru/book/psihologiya-lichnosti-2.html].
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
49. Русский мат (Антология). /Под ред. Ф.Н. Ильясова. (О.Л.Арбатская,
Л.П.Веревкин, В.Л.Гершуни, Л.Д.Захарова, Ф.Н.Ильясов,
Л.С.Майковская) М.: "Издательский дом Лада М", 1994 - 304 с.
50. Рыбалко Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности / под. ред. А. А. Бодалева. СПб.: Знание, 1974. С. 20-31.
51. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.
52. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма / ред. Г. В. Бурменская, Т. В. Панфилова. М.: Юристъ, 1995. С. 273-596.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
54. Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис Жанр: Психология Серии: Библиотека зарубежной психологии 86 стр. Переводчик(и): Прихожан Анна Михайловна, Ривош В. И., Андреева А. Д. Издатель: Прогресс 1996.
55. Юнг К. Сознание и бессознательное: сборник. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
56. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации : Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон; Под ред. [и с предисл.] Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. 304 с.;
57. Bandura A. Social cognitive theory of personality 11 Cervone D., Shoda Y. (eds.). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. New York: Guilford Press, 1999. P. 185-241.
58. Etzioni A. New communitarian thinking: Persons, virtues, institutions, and communities. Charlottesville: University Press of Virginia, 1995. 314 p.
59. Gestsdottir S., Lerner R. M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development. 2008. Vol. 51, N3. P.202-224.
60. Hermans H. The construction and reconstruction of a dialogical Self // Journal of Constructivist Psycology. 2003. № 16, N 2. P.89-130.
61. Jones Е. Е., Pittman Т. S. Toward a general theory of strategic self-presentation [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/15341 Readings/Self-presentation Impression Formation/Jones%20&%20Pittman%201982.pdf
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Абулъханова-Славская К. А. Принципы исследования активности личности // Актуальные вопросы психологии личности: сб. науч. трудов советских и болгарских психологов / отв. ред. И. И. Чеснокова. М.: Институт психологии АН СССР, 1988. С. 47-65.
4. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 132 c.
5. Алабугина, Юлия Владимировна. Толковый словарь русского языка
для школьников с приложением. Москва: Издательство АСТ,2016, Содерж.: Толковый словарь русского языка /Ю.В. Алабугина.
Этимологический словарь русского языка / М.Э. Рут. Словарь устаревших слов /Л.А. Глинкина.
6. Алёшина, Наталья Представления об объектах экологического риска у подростков: моногр. / Наталья Алёшина. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 188 c.
7. Альтернативная культура: Энциклопедия /А68 Десятерик].
Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005, 240 с.
8. Ананьев Б. Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского // Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 270- 279.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2001,288 с. (Серия «Мастера психологии»).
10. Анн, Людмила Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. М.: Питер, 2017. 272 c.
11. Астапов, В. М. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности / В.М. Астапов, А.Н. Гасилина. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. 272 c.
12. Барабанщиков В. А. Идея системности в психологии: пути развития // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 5-13.
13. Барабанщиков В. А. Принцип системности в психологии //
Барабанщиков В. А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 18-88.
14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, Издательство: М.: Прогресс , 1986. / Редакция литературы по психологии и педагогике © 1982 Holt, Rinehart and Winston Ид.Перевод на русский язык с сокращениями, вступительная статья, комментарии.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
16. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учеб, пособие. М.: РПА, 1998. 262 с.
17. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период /. - Москва //
Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. Москва : АНО ПЭБ, 2008. С. 52-61. (Психология образования)
18. Вачков И.В. Основы технологии группового консультирования.
Электронный ресурс: Точка доступа [https://docviewer
.yandex.ru/view/0/?*=eeVbFC5MKmCJw%2Bcnjkadfqyiujp7InVybCI6Imh 0dHBzOi8vdnNocC5wcm8vd3AtY29udGVudC91cGxvYWRzLzIwMjAvM DMvV mFjaGtvdi 1JLlY uLU9zbm92eS10ZWhub2xvZ2lpLWdydXBwb3Zv Z28tdHJlbmluZ2EucGRmIiwidGl0bGUiOiJWYWNoa292LUkuVi4tT3Nub 3Z5LXRlaG5vbG9naWktZ3J1cHBvdm9nby10cmVuaW5nYS5wZGYiLCJ ub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjIzNjQ3MjQyMjA4LCJ 5dSI6Ijk1MDk2MDUwNjE0Nzg1MzM4NjUiLCJzZXJwUGFyYW1zIjoid G09MTYyMzY0NzIzOSZ0bGQ9cnUmbGFuZz1ydSZuYW1lPVZhY2hrb3 YtS S5WLi1 Pc25 vdnktdGVobm9sb2dpaS 1 ncnVwcG92b2dvLXRyZW5pbm dhLnBkZiZ0ZXh0PSVEMCVCOC4lRDAlQjIrJUQwJUIyJUQwJUIwJUQx JTg3JUQwJUJBJUQwJUJFJUQwJUIyKyVEMCVCRSVEMSU4MSVEM CVCRCVEMCVCRSVEMCVCMiVEMSU4QislRDElODIlRDAlQjUlRDE lODUlRDAlQkQlRDAlQkUlRDAlQkIlRDAlQkUlRDAlQjMlRDAlQjglR DAlQjgrJUQwJUIzJUQxJTgwJUQxJTgzJUQwJUJGJUQwJUJGJUQwJUJ FJUQwJUIyJUQwJUJFJUQwJUIzJUQwJUJFKyVEMSU4MiVEMSU4MC VEMCVCNSVEMCVCRCVEMCVCOCVEMCVCRCVEMCVCMyVEM CVCMCZ1cmw9aHR0cHMlM0EvL3ZzaHAucHJvL3dwLWNvbnRlbnQvd XB sb2Fkcy8yMDIwLzAzL 1ZhY2hrb3YtS S5WLi1Pc25 vdnktdGVobm9sb2 dpaS1ncnVwcG92b2dvLXRyZW5pbmdhLnBkZiZscj02MiZtaW1lPXBkZi ZsMTBuPXJ1JnNpZ249MDk0ZDE3MWZlYWE3OGE5YWVkODM1N2I 5OWY3YmEyM2Yma2V5bm89MCJ9&lang=ru]
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва. 'смысл'. В 92 Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
20. Выготский Л. С. В92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
21. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2015. 771 c.
22. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия,1999.432с.
23. Доценко Е.Д. Психология личности: учеб, пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. 512 с.
24. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-32.
25. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
26. Зарубежные теории личности: Учебное пособие по курсу ''Психология личности'' Шкуратова Т.А. Электронный ресурс. Точка доступа [https://booksee.org/book/801002].
27. Зинченко Е.В. САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ, Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Электронный ресурс. Точка доступа [https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-i-psihicheskoe-zdorovie- lichnosti/viewer].
28. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. М.: Питер, 2018. 288 c.
29. Ковшарова Я. und Светлана Еланцева Психоэмоциональная устойчивость подростков / Яна Ковшарова und Светлана Еланцева. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 52 c.
30. Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ.
Е. Рачковой. М.: Изд-во Эксмо, 2003, 640 с. (Серия "Искусство
консультирования»).
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с. (Классическая учебная книга).
32. Леонтьев Д.А. Человечность как проблема // Академик Фролов Иван Тимофеевич (1929-1999). Электронный ресурс. Точка доступа [http://www.frolov-it.ru/mem7.html].
33. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. М.: Этерна, 2018. 416 c.
34. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 5-19.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
36. Моросанова В. И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 14-22
37. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / Мясищев В.Н. М.: Книга по Требованию, 2013 426 с.
38. Ожегов. Толковый словарь. Электронный ресурс. Точка доступа [https:// slovarozhegova.ru/].
39. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
40. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. Электронный
ресурс.Точка доступа [https://www.studmed.ru/piazhe -zh-inhelder-b-
psihologiya-rebenka_576bee92001.html].
41. Питер, Блос Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. 272 c.
42. Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1. С. 25-42.
43. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: моногр. / Под редакцией М.Р. Битяновой. М.: Питер, 2017. 304 c.
44. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред., сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2008. 672 с.
45. Пузырей А. А. Психология. Психотехника. Психогогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
46. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс. М.: Питер, 2016. 277 c.
47. Реан А.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Электронный ресурс. Точка доступа [https://avidreaders.ru/book/psihologiya-lichnosti-2.html].
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
49. Русский мат (Антология). /Под ред. Ф.Н. Ильясова. (О.Л.Арбатская,
Л.П.Веревкин, В.Л.Гершуни, Л.Д.Захарова, Ф.Н.Ильясов,
Л.С.Майковская) М.: "Издательский дом Лада М", 1994 - 304 с.
50. Рыбалко Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности / под. ред. А. А. Бодалева. СПб.: Знание, 1974. С. 20-31.
51. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.
52. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма / ред. Г. В. Бурменская, Т. В. Панфилова. М.: Юристъ, 1995. С. 273-596.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
54. Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис Жанр: Психология Серии: Библиотека зарубежной психологии 86 стр. Переводчик(и): Прихожан Анна Михайловна, Ривош В. И., Андреева А. Д. Издатель: Прогресс 1996.
55. Юнг К. Сознание и бессознательное: сборник. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
56. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации : Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон; Под ред. [и с предисл.] Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. 304 с.;
57. Bandura A. Social cognitive theory of personality 11 Cervone D., Shoda Y. (eds.). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. New York: Guilford Press, 1999. P. 185-241.
58. Etzioni A. New communitarian thinking: Persons, virtues, institutions, and communities. Charlottesville: University Press of Virginia, 1995. 314 p.
59. Gestsdottir S., Lerner R. M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development. 2008. Vol. 51, N3. P.202-224.
60. Hermans H. The construction and reconstruction of a dialogical Self // Journal of Constructivist Psycology. 2003. № 16, N 2. P.89-130.
61. Jones Е. Е., Pittman Т. S. Toward a general theory of strategic self-presentation [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/15341 Readings/Self-presentation Impression Formation/Jones%20&%20Pittman%201982.pdf
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.