Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое консультирование как средство формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа №167699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с помощью группового консультирования 18
1.1. Родительское отношение как психологический феномен 18
1.2. Семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как объект психологических исследований 36
1.3. Групповое консультирование по формированию гармоничного
отношения родителей к детям с ОВЗ (умственной отсталостью) 43
Выводы по Главе 1 51
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью 54
2.1. Методическая организация исследования, результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 54
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 64
2.3. Результаты формирующего эксперимента 70
Выводы по Главе 2 78
Заключение 81
Список используемых источников 87
Приложения 101

Институт семьи оказывает очень большое влияние на развитие общества, именно поэтому связанные с ним проблемы вызывают интерес у специалистов разных областей. Семья является для ребенка первой и самой важной школой, в которой родители, выступающие в роли учителей, формируют у ребенка картину будущей жизни, учат преодолевать трудности, передают культурные ценности. Отсутствие адекватных семейных взаимоотношений приводит к нарушению психического развития и проблемам социализации личности ребенка. Именно поэтому необходимо уделять как можно больше внимания трем основополагающим факторам родительского отношения, таким как объективное воздействие родителей, всестороннее развитие ребенка и принцип общения и взаимодействия детей и родителей в семье.
В настоящий момент проблемы семьи рассматриваются и на государственном уровне. Права семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации подкреплены законом и находятся под защитой государства. Так, семейное законодательство РФ направлено на укрепление семьи и выстраивание семейных взаимоотношений на основе любви, уважения и взаимопомощи каждому из членов семьи ( Семейный кодекс РФ, Ст. 1.). Более того на данный момент существует Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, направленная на поддержку, укрепление и защиту семьи.
Семья активно формирует у ребенка базисные основы общения, взаимодействия с другими людьми, передает из поколения в поколение духовно-нравственные ценности, прививает нормы поведения.
Значимость семьи для ребенка с интеллектуальными нарушениями на его воспитание не менее, а иногда даже более важна, чем для здорового ребенка.
Гармоничные отношения родителя и ребенка подразумевают непротиворечивые, партнерские, согласованные взаимоотношения обеих сторон, проявляющиеся в доверии, взаимопонимании, заинтересованности друг другом, наличии взаимных теплых родственных чувств и возможности осуществления совместной деятельности.
Отсутствие теплых, дружеских взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, приводит к невозможности построения гармоничных отношений ребенка с социальным окружением, и формирует у него такие негативные черты личности как агрессивность, обособленность, тревожность.
Формирование толерантного отношения к детям с умственной отсталостью и создание необходимых условий для их полноценной социализации и интеграции в общество во многом зависят от типа семейных отношений. Данное положение подтверждается и федеральными законами такими как, ФЗ-№ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. и ФЗ - 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
В исследованиях таких известных ученых как В. Г. Белинский, И. И. Бецкий, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новиков, И. Г. Песталоцци, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский часто встречаются работы раскрывающие проблемы семейных взаимоотношений, необходимости роли родителей в жизни детей, выбора родителями определенных стилей и стратегий семейного воспитания.
Проблемами семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья занимались В. А. Вишневский, Г. А. Волкова, Н. Елизаров, А. И. Захаров, М. М. Либлинг, Н. В. Мазурова, И. И. Мамайчук, И. М. Марковская, И. Ю. Левченко, Г. А. Мишина, , Р. В. Овчарова, Л. И. Солнцева и др.
Структурировать типы семейных взаимоотношений пытались многие отечественные и зарубежные ученые такие как, В. Быкова, А.И. Гарбузов, В. Н. Дружинин, М. Земская, А. В. Петровский, Л. П Саготовская, Е. Т. Соколова, Л. де Моуз, М., а также А. Я. Варга, В. В. Столин.
Способы контроля детского поведения родителями и, как следствие, формирование дисгармоничных семейных взаимоотношений изучали А. А. Бодалев, Н. Е. Веракс и О. М. Дьяченко, Д.В. Лифинцев, А. Е. Личко, А.Б. Серых, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер.
Влияние семейного воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья отражено в трудах Л. М. Мастюковой, А. Г. Московиной, Е. А. Савиной, А. И. Тащевой, В. В. Ткачевой, О. Б. Чаровой, Л. М. Шипицыной, В. В. Юстицким и др.
Родительское отношение к детям стало предметом изучения Л. И. Вассермана, С. А. Беликовой, И. А. Горьковой, И. М. Марковской, Т. Хоментаускаса.
Теоретические и методические разработки в области образования рассматривали В.К. Пельменев, Т.Б. Гребенюк, А.А. Зайцев, Е.И. Мычко, С.Н. Силина и др.
Теоретические и практические исследования показывают необходимость формирования гармоничного родительского отношения к детям с умственной отсталостью для их полноценного развития. Однако, зачастую, без помощи специалистов не обойтись. Именно поэтому настолько актуальным является создание системы помощи семье, воспитывающей детей с интеллектуальными нарушениями. Подтверждение тому мы находим в трудах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, С. В. Ковалев, Р. Ф. Майрамян, Т. М. Мишина, В. К. Мягер, А. Н. Смирнова, О. С. Антонович, Т. А. Егорова, Л. А. Забродина, И. А. Игнатова, А. В. Маркова, А. Ю. Черняева, Е. Г. Чигинцева, Л. С. Яговкина).
Тем не менее, анализ литературы по теме нашего исследования показал, что, несмотря на большое количество в педагогике и психологии исследований на тему родительского отношения, проблема формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья, а в нашем случае детям с умственной отсталостью, не являлась предметом специального исследования.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации в науке по проблеме формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья до настоящего времени глубоко не изучен и приводит к возникновению ряда противоречий:
- между имеющимся социальным запросом общества в становлении гармоничных семейных взаимоотношений и отсутствием стремления со стороны родителей к формированию гармоничного отношения к своим детям с умственной отсталостью;
- между необходимостью формирования адекватного родительского отношения к детям с интеллектуальными нарушениями и отсутствием форм и методов психологического воздействия, способствующих эффективности данного процесса.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы психологические условия формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья?
Решение выявленной проблемы составляет цель диссертационного исследования, а именно: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность группового консультирования для формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Объект исследования: процесс формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования: групповое консультирование как средство формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Гипотеза исследования: формирование гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью будет более эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- система работы с родителями по формированию гармоничного отношения к детям с умственной отсталостью включает в себя компоненты ( когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и уровни сформированности родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья ( высокий, средний, низкий) для дальнейшей диагностики и корректировки данного процесса;
- разработана и внедрена в практику программа групповых консультаций для формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и структуру родительского отношения к детям с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
2. Выявить критерии и компоненты родительского отношения к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Разработать и апробировать программу групповых консультаций для формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Экспериментально проверить эффективность групповых консультаций по формированию гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Методологическую основу исследования составили:
- концепции гуманистического направления в теории личности по Л. А. Петровской, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франки;
- теории феномена детства Д. И. Фельдштейна;
- теории развития нормальных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер и др.;
- теории образования взрослых (С. Г. Вершловский, А. В. Гордеева,
Э. М. Никитин, А. П. Ситник и др.).
Теоретической основой исследования стали:
- основные положения о структуре отношений в диаде « родитель- ребенок» (Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.);
- представления современных ученых об особенностях родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Л. В. Кузнецова, И. И. Мамайчук, Ю. П. Поварёнков, Е. А. Савина, В. М. Сорокин, В. В. Ткачёва, Л. М. Шипицына, О. Б. Чарова и др.);
- теория и практика групповой коррекции родителей (А. Адлер, Т. Гордон, Г. А. Мишина и др.);
- исследования в области оказания психолого- педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, Л. А. Нисевич, В. В. Ткачёва и др.).
Методы исследования. Исследование проводилось в соответствии с его целью и задачами с использованием комплекса методов таких как: теоретические ( анализ научной литературы, нормативно- правовых документов; теоретико- методологический анализ; понятийно-терминологический анализ; метод моделирования); эмпирические ( метод тестирования (тест В. В. Ткачевой « Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии», методика PARI )); изучение и обобщение практического опыта; статистические методы обработки данных.
Организация, база и этапы исследования.
Опытно- экспериментальная работа, направленная на формирование гармоничного родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья проводилась с родителями имеющих детей с нарушением интеллекта на базе КГБОУ « Минусинская школа №8» г. Минусинска. Всего в исследовании приняло участие 14 родителей в возрасте от 27 до 45 лет.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Выявлено содержание понятия « гармоничное родительское отношение к детям с умственной отсталостью», представляющее собой сложную систему личностных характеристик родителя, сочетающее эмоциональные, когнитивные и поведенческие установки.
2. Определена сущность и структура родительского отношения к детям с умственной отсталостью, рассматриваемая с позиции концепции отношений как составляющая личности родителя, включающая в себя эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты, необходимые для формирования гармоничных отношений.
3. Получены новые данные о влиянии родительского отношения на формирование личности ребенка с нарушением в развитии.
4. Разработана и апробирована программа групповых консультаций для формирования гармоничного отношения родителей к детям с
интеллектуальными нарушениями, обоснованы условия ее эффективной реализации.
6. Научно обоснован диагностический инструментарий и критериальные характеристики уровней сформированности родительского отношения к детям с умственной отсталостью ( высокий, средний, низкий).
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности и структуры понятия « гармоничное родительское отношение к детям с умственной отсталостью» применительно к процессу ее формирования; обосновании критериев формирования родительского отношения; проектировании программы групповых консультаций для формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья и обоснование условий для ее эффективной реализации; в подборе и обосновании диагностического инструментария и критериальных характеристик уровней сформированности родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о возможностях формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью группового консультирования.
Практическая значимость исследования состоит в: экспериментальной апробации групповых консультаций, способствующих повышению уровня компонентов родительского отношения к детям с интеллектуальными отклонениями; экспериментальной проверке эффективности формирования компонентов родительского отношения к детям с умственной отсталостью.
Основные промежуточные и итоговые научные положения и результаты опубликованы в материалах научных конференций и журналов: « Вестник магистратуры» №10 (121), тема статьи: Групповое консультирование как средство формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями); научно- практическая конференция « Всероссийские научные чтения имени Академика А.Д. Сахарова», тема статьи: Психологическое сопровождение родителей детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) с помощью группового консультирования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретике- методологического анализа по проблеме формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью нами было обнаружено, что в психолого- педагогической литературе « родительское отношение» представлено во многих аспектах.
Так, « родительское отношение» рассматривают с точки зрения биологического, культурно- исторического и психологического подходов.
Структура родительского отношения зависит, во- первых, от той модели, которая принимается в данной культуре, а, во- вторых, от индивидуальных особенностей человека. То есть, родительское отношение строится с одной стороны на взглядах и убеждениях родителей, а с другой обусловлено историей общества, нормами, принимаемыми в нем и собственным опытом взаимодействия со своими прародителями.
Родительское отношение представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов ( когнитивный, эмоциональный, поведенческий), которые направлены на удовлетворение потребностей своих особых детей и создание гармоничных условий для их развития и социализации.
Наиболее важными институтами, влияющими на развитие личности ребенка оказывает отношение родителей к детям. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Именно поэтому очень важно своевременно оказывать психологическую помощь родителям детей с интеллектуальными нарушениями.
Нами была разработана программа групповых консультаций по формированию гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В основе идеи нашей программы лежат труды и взгляды таких ученых как Э.Г. Эйдемиллер, В.М. Даринская, Я.В. Крючевая, А.В. Соколова, Е.А. Адонина, Н.В. Видяпина, Т.В. Ковалева и др.
Данная программа была направлена на повышения уровня сформированности всех компонентов родительского отношения к детям с умственной отсталостью: эмоциональный (теплые чувства родителей по отношению к своему ребенку; положительные эмоции родителей, показывающие оценку своей родительской позиции), когнитивный ( четкие знания и представления родителей о потребностях своих детей с ограниченными возможностями, стремление родителей расширить круг своих знаний об особенностях воспитания и обучения детей с нарушением в развитии при помощи самостоятельного изучения специальной психолого- педагогической литературы), поведенческий ( адекватный стиль поведения родителей по отношению к своим детям, способность к организации совместной деятельности детей и родителей, уважение родителями интересов и увлечений своих детей).
Предложенная нами программа по работе с родителями детей с нарушением интеллекта включала в себя различные методы, такие как лекции, практические семинары для родителей и педагогов, психогимнастика, методы тимбилдинга, круглые столы, арт- терапия, методы личностного роста.
Опытно- экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, общей целью которых являлось создание и апробация программы формирования родительского отношения к детям с умственной отсталостью.
Для определения характера родительского отношения нами были выбраны методики: тест В. В. Ткачевой « Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» и методика PARI, адаптированная Т.В. Нещерет.
В результате на этапе констатирующего диагностического исследования нами было выявлено, что большинство родителей эмоционально отвергают своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья; у родителей отсутствует рациональное понимании проблем ребенка с умственной отсталостью; родители выбирают неадекватные формы взаимодействия с детьми.
Следующим этапом нашего исследования стал формирующий эксперимент с целью коррекции родительского отношения, к детям с умственной отсталостью.
Представленная нами программа по формированию гармоничного отношения родителей решала следующие задачи:
- профилактика негативного отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением интеллекта;
- создание благоприятной обстановки в семье, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта;
- ориентирование родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на новые ценности, поиск положительных смыслов;
- изменение негативного типа поведенческих реакций родителя в отношении своего ребенка и социума;
- изменение подхода и восприятия родителей к возникающим проблемам в процессе воспитания ребенка с нарушением интеллекта;
- формирование правильных мотивов воспитания ребенка с ограниченными возможностями;
- изменение родительской позиции воспитания, учитывая интересы и потребности ребенка с нарушением интеллекта;
Результаты контрольного эксперимента показали значительную положительную динамику в сформированности компонентов родительского отношения у респондентов экспериментальной группы.
Так, у родителей увеличился уровень принятия детей с ограниченными возможностями ( эмоциональный компонент), увеличился уровень когнитивного компонента ( понимание потребностей детей) и увеличилось количество родителей адекватно взаимодействующих со своими детьми. При этом снизился уровень семейных конфликтов и увеличился уровень вербализации родителей по отношению к детям.
Полученные нами при математическом статистическом анализе показатели критериев Мак- Намара свидетельствуют о том, что существуют положительные изменения в группе как по сравнению с данными, полученными на этапе контрольного эксперимента. Данные группы на этапе контрольного эксперимента достоверно показывают положительную динамику в высоком и среднем уровнях сформированности компонентов родительского отношения.
Обобщая результаты опытно- экспериментальной работы мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: процесс формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью стал более эффективным после определения структуры и компонентов родительского отношения, их диагностики и корректировки с помощью программы групповых консультаций по формированию гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью.
Подводя итоги нашему исследованию, мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Гармоничное родительское отношение к детям с умственной отсталостью представляет собой сложную систему личностных характеристик родителя, сочетающей эмоциональные, когнитивные и поведенческие установки. Проявление родителями своих чувств и эмоций,
отражающих их родительскую позицию по отношению к своему ребенку, умение организовать совместную деятельность.
2. На основании выделенных компонентов нами были представлены три уровня сформированности родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья: высокий, средний, низкий.
Родители, имеющие высокий уровень сформированности родительского отношения к детям с нарушением интеллекта, испытывают теплые чувства к своим детям, уважают их интересы и увлечения, адекватно оценивают интеллектуальные способности. Родители имеют четкие представления об особенностях развития своего ребенка, понимают их потребности, стремятся расширить круг своих знаний в сфере специальной психолого- педагогической литературы.
Родители, относящиеся к среднему уровню сформированности компонентов родительского отношения, имеют представления о потребностях и нуждах своего ребенка, стараются приспособиться к ним, не смотря на то, что знакомятся со специальной литературой крайне редко и обращаться к специалистам за помощью не видят смысла. Обучение, воспитание или лечение ребенка родителям в тягость, желание заниматься с ребенком у них отсутствует.
Для низкого уровня сформированности родительского отношения характерно незнание родителями особенностей и потребностей своего ребенка, неадекватное восприятие его способностей. Родители испытывают по отношению к ребенку злость, обиду, разочарование, эмоционально отвергают его. Ребенок часто подвергается критике и наказаниям со стороны родителей, условия для лечения и обучения не создаются.
3. Программа групповых консультаций представляет собой совокупность методов по формированию у родителей умений выстраивать гармоничные отношения с ребенком.
4. Экспериментальная проверка на этапе контрольного эксперимента подтвердила гипотезу о значимых изменениях в уровнях сформированности родительского отношения к детям с умственной отсталостью в результате осуществления формирующего эксперимента.
В ходе нашего исследования обозначились перспективы для дальнейшей разработки проблемы формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью. Дальнейшие исследования могут быть связаны с поиском новых методов и средств формирования гармоничного отношения родителей, выявления гендерных особенностей, исследуемого процесса, а также особенностей связанных с различными видами нарушений здоровья детей и их тяжестью.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704с.
2. Аврамова, Н. А. Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации детско-родительских отношений / Н. А. Аврамова, Н. В. Павлова, И. В. Иванова // Семья. Государство. Общество: сборник научных статей. - Москва — Чебоксары, 2009. — С. 4—7.
3. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник Московского Университета. Серия 14 «Психология». - 2002. №3. - С. 3-18.
4. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: автореф. дис.... канд. психол. н. М., 1981. - 21 с.
5. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Наука, 1973.-230 с.
6. Антонович, О. С. Формирование психологической готовности родителей к взаимодействию с будущим ребенком : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / О. С. Антонова. - Самара, 2009. — 23с.
7. Асламазова, Лилия Артуровна. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Асламазова Лилия Артуровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун¬т].- Санкт-Петербург, 2012.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/450. - 11с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент // Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
9. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Нижний Новгород, 2000.
10. Баз Л.Л., Баженова О.В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни// Психологический журнал. - 1996. №1.-С. 97-109.
11. Баклажанова, Т.И. Публичный доклад директора филиала ГС(К)ОУ I, II вида «Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://publicdoclad.blogspot.rU/p/i-ii-2009-2010.html.
12. Бернс, Р.С., Кауфман, С.Х. Кинетический рисунок семьи / Р.С. Бернс, С.Х.Кауфман. - М.: Лотос, 2000. - 213 с.
13. Бертынь Г.П. Рекомендации врача родителям детей с нарушениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2002 - №1.
14. Боголомов, В. Тестирование детей. Серия «Психологический практикум»/ В. Боголомов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 352 с.
15. Бочарова Е.А., Чугреева Н.О. Комплексная медико-педагогическая и социально-психологическая помощь детям с отклонениями в психоречевом развитии в условиях диагностическо-коррекционного центра // Международная конференция «Проблемы детства в России: перспективы раннего вмешательства и ранней профилактики». - Архангельск, 1998. - С. 29-32.
16. Браткова, М. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развитии / М. Браткова, Т. О. Бутусова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 55-60.
17. Брехман Г.И. Пути многоуровнего взаимодействия матери и ее
неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. 4.1. -
Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2001. - С. 164-179.
18. Брутман В.В., Радионова М.С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1999. №3. - С. 38¬47.
19. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Психологический журнал. - 2000. №2. - С. 79-87.
20. Булатова, О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР : дис. ...к. псих, наук : 19.00.10 / О. В. Булатова. -Н. Новгород, 2007 - 175 с.
21. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1986. - 32с.
22. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1995.- 109с.
23. Видяпина, Н. В. Проект «Семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Видяпина // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : опыт, проблемы, перспективы» — Самара : Современные образовательные технологии, 2010. - С. 100-101.
24. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1995.- 109с.
25. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Учпедгиз, 1973.
26. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития/ Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - 62¬70 с.
27. Волосовец Т.В. Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха/ Под ред. Никитина М.И. СПб.: «Образование», 1997. - С. 270-273.
28. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. - 246 с.
29. Галко, Е. К. Семейный клуб как средство социализации ребенка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. К. Галко. - Великий Новгород, 2003. - 154 с.
30. Гарбузов В.И. Практическая психиатрия. - СПб.: Медицина, 1994.
- 230с.
31. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - М. : Академия, 2005. - 256 с.
32. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: «ЧеРо», 2004. - 240с.
33. Гоголева, Г. С. Работа с родителями детей, имеющих тяжелую и глубокую умственную отсталость / Г. С. Гоголева // Семья и родительство — XXI век: сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. - Курган, 2009. - С. 90-93.
34. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 116 с.
35. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. - 1997. №1. - С. 72-79.
36. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс.
- 1995. №10.-С. 95-99.
37. Даринская, В. М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. М. Даринская. — Воронеж, 2002 - 240 с.
38. Дефектология : словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая школа, 1996. - 180 с.
39. Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования продуктивного отцовства в рамках работы с тренинговой группой // Вестник Кемеровского государственного университета / Под ред. З.А. Кунашевой. - 2005. - Вып. 2 (22). - С. 81-87.
40. Егорова, Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Егорова. - СПб,
2006. -206 с.
41. Ермакович, В. Д. Организация работы с родителями в специализированном учреждении / В. Д. Ермакович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. — №1. — С. 28-39. 67. Ждакаева, Елена Ивановна. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ждакаева Елена Ивановна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Омск, 2012.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/348. - 79с.
42. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 85 с.
43. Забродина, Л. А. Психологическая подготовка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. А. Забродина. — Самара, 2010. — 25 с.
44. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - СПб.: Союз, 1998. - 132с.
45. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисевич JI.A. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПб.: Речь, 2000. - 86 с.
46. Игнатова, И. А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. А. Игнатова. — Москва, 2009. — 20 с.
47. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер. - 2002. - 678с.
48. Ильина, Г. М. Семья как фактор социально-культурной интеграции ребенка-инвалида : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Ильина Г. М. — СПб., - 225 с.
49. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. - М., 1999.- 52с.
50. Использование и совершенствование новых методов и технологий
в реабилитации детей-инвалидов: Материалы научно-практической
конференции 2000г., г.Нерюнгри. - Якутск.: 2001. - 163с.
51. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социс. - 2000. №11. - С. 98-107.
52. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 1994. - 223с.
53. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - 1990. №1.- С. 13-21.
54. Киреева JI.A., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - JI.: Знание, 1986. -30с.
55. Кляйн М. Зависть и благодарность Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997. - 96с.
56. Ковалев C.B. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 207с.
57. Ковалева, Т. В. Психолого-педагогическая помощь семьям,
воспитывающим детей с ОВЗ, через организацию работы «Школы родителей» / Т. В. Ковалева // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» - Самара : Современные образовательные технологии, 2010. - С. 105-107.
58. Кон И.С. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения // Семья: Книга для чтения. Кн.1. / Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.:Политиздат, 1990. - С. 257-270.
59. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Главная редакция вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1988. - 270с.
60. Копнина, О. О. Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / О. О. Копнина. - Ставрополь, 2008. - 227с.
61. Крючева, Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /Я. В. Крючева. — Тюмень, 2004. - 21с.
62. Кульчицкая, И. Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. ТО. Кульчицкая. - Ставрополь, 2005. - 169 с.
63. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66с.
64. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии : метод, пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.
65. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / послесловие Е. С. Буха. — М. : Педагогика, 1991. — 176 с.
66. Лубовский В.И. Психические проблемы диагностики аномального развития детей / научное исследование. Ин-т дефектологии Академии пед.наук СССР- М.: Педагогика, 1989.-104с.
67. Ляксо Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психологический журнал. - 1997. №2. - С. 55-64.
68. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. - №1. - С.48-52.
69. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.
70. Максимова З.С. Социальные вопросы помощи семьям, имеющим детей с нарушениями. - Нерюнгри, Якутск: Изд. - во ЯГУ, 2000. - 25с.;
71. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 520с.
72. Малер М., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации - индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. № 2. - С. 12-24.
73. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка - инвалида. // Дефектология. - 1995. - №5. - СЛ 5-19.
74. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. / Книга для родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 78с.
75. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонением в развитии : практическое пособие / А. Р. Малер. - М. : АРКТИ, 2002. - 124с.
76. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. JI. Гончарова // Дефектология. - 2010. - №1. - С. 6-22.
77. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч.1 Западная Европа. - М.: ПК «Федоровец», 1996.-182с.
78. Мамайчук И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №5 - С.37-42.
79. Мамайчук, И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. JI. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно -трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / редкол. : Н. Б. Шабалина, Т. А. Добровольская, Л. А. Ширшова. - М. : ЦИЭТИН, 1989. - С. 98-104.
80. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2008. - 224 с.
81. Маркова, А. В. Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В.Маркова. - Пенза, 2006. - 212с
82. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2004. - 407с.
83. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Е.А. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Владос,2003. - 408с.
84. Материалы всероссийской научной конференции
«Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - 4.1. - М., 2003.-328с.
85. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново — Плес, 6-9 сентября 2002г. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. - 239с.
86. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы конференции «Чтения Ушинского» дефектологического факультета. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, - 2003. - 140с.
87. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1979. — 24с.
88. Мид М. Отцовство у человека - социальное изобретение // Семья:
Книга для чтения. Кн.1. / Сост. И.С. Андреева, A.B. Гулыга. - М.:
Политиздат, 1990. -С.205-221.
89. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. - 2003. №4.-С. 63-75.
90. Мишина, Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии : дис. ... канд. пед. наук :
13.00.03 / Г. А. Мишина. - Москва, 1998. - 179с.
91. Мишина, Т. М. Психологические исследования супружеских отношений при неврозах / Т. М. Мишина // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 2003. - С. 28-32.
92. Мишина, Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Т. М. Мишина // Психология и психопрофилактика: сб. науч. тр. - Л., 1983.-С. 21-26.
93. Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Межрегион, науч-практ. конф. - Киров: Ком. по делам молодежи Киров, обл., 2004 - 122с.
94. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е. И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3 - С. 49-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ