Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса школьников 7
1.1. Психологические основы формирования познавательного
интереса в основной школе 7
1.2. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов школьников 17
1.3. Критерии, показатели и уровни сформированности
познавательного интереса школьников 30
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Разработка проекта «Формирование познавательных интересов школьников в кружковой работе» 39
2.1. Проектная деятельность в условиях культурно-досуговой
деятельности школьников 39
2.2. Проект «Формирование познавательных интересов школьников в
кружковой работе» 46
2.3. Внедрение и апробация проекта «Формирование познавательных
интересов школьников в кружковой работе» 54
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованных источниковОшибка! Закладка не
определена.
Приложение 1 73
Актуальность исследования. В условиях современных реалий, важная роль в формировании гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит обучению как специально организованному взаимодействию культурного досуга и учения, направленному на передачу молодому поколению социально-культурного опыта. Согласно
Федеральному закону N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования - дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Однако, зачастую, именно вопросам организации свободного времени уделяется непозволительно мало внимания. Культурно-досуговая деятельность является благоприятным условием для формирования у школьников фундаментальных человеческих потребностей.
Организация культурного досуга в образовательной системе должна рассматриваться как целостная динамическая система. Движущей силой воспитательного процесса в культурно-досуговой деятельности является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Безусловно, такая деятельность должна носить продуктивный характер, отвечать основным задачам воспитания и способствовать целостному развитию личности.
По мнению большинства ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении (В.Г. Байкова, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, Ф.С. Махов, Б.А. Титов, Г.И. Фролова, С.А. Шмаков и другие.),важной особенностью культурно-досуговой деятельности является ее способность к формированию интереса обучающихся, иными словами, к формированию у них познавательного интереса. Но несмотря на это, существует недостаточное количество методических материалов, способствующих формированию познавательного интереса школьников в культурно- досуговой деятельности.
Проблема исследования: как должна быть организована культурнодосуговая деятельность школьников для формирования у них познавательного интереса.В соответствии с этим нами избрана тема исследования «Формирование познавательного интереса в культурнодосуговой деятельности школьников (основная школа)»
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности школьников, формирующей их познавательный интерес.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность
школьников.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса школьников в культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические основы формирования познавательных интересов школьников в основной школе
2. Обозначить педагогические проблемы формирования
познавательных интересов школьников; разработать критерии, показатели и уровни сформированности познавательных интересов школьников
3. Разработать проект «Формирование познавательных интересов школьников в интеллектуальном клубе «Основы робототехники»»
4. Внедрить и апробировать проект интеллектуального клуба «Основы робототехники»
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
1. труды ученных, исследующих проблемы организации досуговой и социально-культурной деятельности (Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Ю.Д. Красильников, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко и др.);
2. идеи социализации детей в сфере досуга, представленные в трудах В.Г. Байковой, Б.А. Титова, Г.И. Фроловой и др.;
3. труды ученных, изучающих научно-педагогические основы организации свободного времени подростков (В.К. Крючек, Ф.С. Махов, О.Ю. Мацукевич, С.А. Шмаков, и др.).
...
Решая задачи, поставленные в исследовании, нами было выявлено следующее:
1. Под познавательным интересом будем понимать: сильный и значимый мотив, который побуждает школьника заниматься увлеченно на уроке, внеклассных занятиях или в процессе подготовки домашних заданий.
Виды познавательного интереса:
1. занимательность;
2. интерес частный, узкий;
3. интерес обобщенный, широкий;
4. интерес специализированный, глубокий, индивидуальный.
2. Психологической основой развития познавательного интереса подростка является его возрастные психологические особенности:
5. младшие подростки имеют неустойчивый интерес, который часто носит ситуативный характер. Они быстро и страстно увлекаются, но ненадолго.
6. старшие подростки имеют эмоционально-познавательное отношение к учебным предметам, что приводит к формированию профессионального интереса. Их привлекает содержание учебного предмета.
3. На основании анализа педагогической литературы нами выявлены педагогические проблемы формирования и развития познавательного интереса подростков:
7. проблемы поиска и развития интерактивных форм взаимодействия подростков;
8. разработка интерактивных приемов обучения и воспитания школьников.
4. В культурно-досуговой деятельности происходит развитие познавательных интересов подростков. Под культурно-досуговой деятельностью подростков будем понимать:
9. деятельность внеурочных структур и объединений, направленная на мотивацию к развитию умений у детей, утверждение процессов саморазвития подростков в различных направлениях творчества;
10. социальную адаптацию и стимулирование социальной активности детей.
Виды культурно-досуговой деятельности: спорт и другая двигательная активность, танцы, музыка, просмотр фильмов, туризм, коллекционирование, конкурс, соревнование, театральный досуг.
Принципы культурно-досуговой деятельности: принцип интереса, единства рекреации и познания, совместной деятельности.
Формы культурно-досуговой деятельности: выражение содержания культурно-досуговой деятельности; способ организации культурнодосуговой деятельности; способы и приемы организации людей в учреждениях дополнительного образования.
5. Решая задачу: разработать проект «Формирование познавательных интересов школьников в кружке «Основы робототехники»», выявлена значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС. Проектная деятельность, как педагогическая технология, ориентирована на формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
11. Разработан и реализован проект «Формирование познавательных интересов школьников в кружке «Основы робототехники»»
12. Подобраны диагностические методики определения
эффективности проекта «Формирование познавательных интересов школьников в кружке «Основы робототехники»»;
...
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. — Л., 1959.
2. Байкова, В. Г.,Свободное время и всестороннее развитие личности [Текст] / В. Г. Байкова, А. С. Дучал, А. А. Земцов ; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра науч. коммунизма. - Москва : Мысль, 1965. - 271 с.
3. Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - 45 - 55 с.
4. Баритков, И.М., Корнев, А.Н. «Образовательная программа - Робототехника» [Электронный ресурс] / И.М.Баритков, А.Н. Корнев, //Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, 2013 г
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. 172 с.
6. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М., 1986.
7. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человек. М. : Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. 1136 с.
9. Гайсина, И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] / И. Р. Гайсина // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012
10. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Гербарта в систематическом извлечении/ И.Ф. Гербарт. - М.: 1906. - С. 365.
11. Г ордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Г ордон // Радяньска школа. - 2000. - №11. - С. 33-37
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: учеб. пособие / под ред. П.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2010
13. Григорьева, Е. И., Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100 Социал.-культур. деятельность / [Григорьева Е. И. и др.] ; под науч. ред. Е. И. Григорьевой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тамбов : Першина : [Мерч], 2004 (ЧП Першина Т.В.). - 511 с.
14. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения/ А. Дистервег. - М.: 1956. - С. 374.
15. Донцова, О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования [Текст]: учеб. пособие / О.В. Донцова. - М.: Академия, 2008
... всего 56 источников