ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 11
1.1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья
как объект психологических исследований 11
1.2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья 24
1.3. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья: сущность, структура и уровни сформированности 35
1.4. Мастерская как средство сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 46
Выводы по главе 1 52
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ МАСТЕРСКОЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 54
2.1. Организация и методики исследования 54
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 80
2.3. Основные характеристики программы мастерской по формированию
психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 92
Выводы по главе 2 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 131
Особое и немаловажное место в воспитании, развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) занимают родители. Самыми первыми в социальной жизни ребенка появляются родители, которые контактируют и общаются со своим ребенком, для дальнейшего проявления своих способностей и возможностей в обществе. Но, к сожалению, не во всех семьях формируется гармоничное воспитание ребенка с ОВЗ, что ведет к дополнительным трудностям и задержкам в развитии ребенка, помимо имеющихся дефектов в его здоровье .
Важно заметить, что совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) определил необходимость организации инклюзивного образования на всех уровнях общего образования [87]. Также данная проблематика актуализируется увеличением доли детей с ОВЗ в России, в том числе на территории Красноярского края.
Стоит отметить, что с 2019 года актуализируется направление психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках национальных и региональных приоритетов развития образования, которое отражено в региональном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках национального проекта «Образование».
В настоящее время, как в науке, так и в общественной практике уделяется особое внимание вопросам родительства, внутрисемейных отношений, сотрудничества семьи и образовательных организаций, о чем свидетельствуют работы Н.Я. Соловьева, В.В. Селиной, И.А. Зимней и др.
Вопросы инклюзивного образования обучающихся детей с ОВЗ рассматривали Г.Л. Зайцева, Т.С. Зыкова, Е.Н. Кутепова, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Тигранова, Т.В. Фуряева, А.М. Царёв, Л.М. Щипицина и др.
Проблемы комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Е.Р. Баенской, Т.А. Добровольской, М.М. Семаго, О.В. Солодянкиной, В.В. Ткаченко и др.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, частично представлены в работах Т.Е. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, Л.М. Шипицыной и др.
Проблемы о ведущей роли семьи и семейного воспитания в становлении личностей детей представлены в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Ф. Обуховой, С.Я. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.
Аналитический обзор исследований по заявленной теме позволил утверждать, что проблема повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, раскрывается исследователями частично, в основном в аспекте сопровождения обучающихся с ОВЗ и их родителей. Все это обуславливает необходимость разработки и реализации программы мастерской как средства по формированию психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
С целью системного раскрытия исследуемой проблемы осуществлен анализ отечественных исследователей в аспекте психолого-педагогического сопровождения и психологической поддержки семьи (работы Б.С. Волковой, Е.Л. Горловой, Е.П. Ильина и др.); особенностей воспитания детей в семье (исследования О.Л. Зверевой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.); поддержания стабильности семьи (работы Т.В. Андреевой, Ю.А. Гладковой и 4
др.); педагогической культуры родителей (исследования М.В. Осориной, С.Н. Пиюковой и др.); инклюзивной культуры родителей детей с ОВЗ (работы Е.В. Бибарцевой, Е.А. Воронич, Е.Ю. Головинской и др.); формирования, развития психолого-педагогической компетентности родителей институтами социализации, в частности образовательными организациями различного уровня (К.А. Беляевой, В.В. Селиной и др.).
Стоит отметить, что наибольшую актуальность формирование психолого-педагогической компетентности родителей приобретает в вопросах воспитания младших школьников, возраст которых признается психологами и педагогами как один из наиболее сенситивных в формировании личности ребенка (В.Н. Бушина, Е.Л. Горлова, О.А. Карабанова и др.).
Анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов и диссертационных исследований позволил выделить противоречие между потребностью государства, общества и педагогического сообщества в формировании психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств, нацеленных на ее формирование.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске психолого-педагогических средств, нацеленных на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Предмет исследования: мастерская «Всегда рядом» как средство формирования психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель исследования: разработать и обосновать программу мастерской «Всегда рядом», нацеленную на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ будет результативным, если
на теоретическом уровне:
- конкретизировано понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»;
- выделены компоненты и охарактеризованы уровни сформированности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
на методическом уровне:
- разработана и обоснована программа мастерской как средство, нацеленное на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, содержание которой выстроено с опорой на принципы индивидуализации, практико-ориентированности, вариативности, доступности, комплексности, сознательности и активности, обогащено вариативными формами обучения, игровыми формами, методами (рефлексивные методы, методы упражнения, методы убеждения), средствами (групповая дискуссия проблемные ситуации (кейсы), ролевые игры, консультирование) психолого-педагогического взаимодействия;
- разработан и реализован оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
2. Выделить психологические особенности детей с ОВЗ.
3. Конкретизировать понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ», выделить ее компоненты и охарактеризовать уровни сформированности.
4. Разработать оценочно-диагностический инструментарий выявлению уровня сформированности компонентов психолого¬педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Выявить первоначальный уровень сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
6. Разработать программу мастерской «Всегда рядом» и раскрыть ее дидактический потенциал.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- компетентностный подход (В.А. Адольф, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, A.B. Хуторской, Л.В. Шкериной и др.);
- положения о ведущей роли семьи и семейного воспитания в становлении личности детей раннего и дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования,
технологии сопровождения, рассматривающие условия для эффективного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития (О.И. Кукушкина, Г.Ф. Кумарина, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, Д.М. Маллаев, H.H. Малофеев, Е.А. Медведева, Л.М. Шипицина, И.М. Яковлева и др.);
- теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии (Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.);
- научные труды отечественных исследователей (С.В. Алёхиной, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, Л.И. Божович, Е. Бурмистровой, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.Н. Кутеповой, О.С. Кузьминой, Н.Н. Малофеева, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицыной, Д.Б. Эльконина и др.), рассматривающие особенности детей с ОВЗ, их сопровождение в системе общего образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов;
- сравнение;
- обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение, тестирование, опрос, констатирующий эксперимент.
Основные этапы исследования:
Первый (ориентировочный) этап (2019 г.) посвящен анализу исследований по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, постановке проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований разработки и реализации в общеобразовательных организациях (далее - ОО) психолого-педагогического обеспечения, способствующего формированию исследуемого феномена в условиях ОО.
На втором (проектировочный) этапе (2019 - 2020 гг.) осуществлялись выявление и обоснование психолого-педагогического обеспечения, способствующего формированию исследуемого феномена в условиях ОО.
Третий (констатирующий) этап (февраль - апрель 2021 г.) посвящен выявлению первоначального уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ посредством разработанного оценочно-диагностического инструментария.
Четвертый (формирующий) этап (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.) нацелен на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ посредством мастерской «Всегда рядом».
Пятый (обобщающий) этап (июнь 2021 г.) нацелен на завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
- конкретизировано понятие «психолого-педагогическая
компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»;
- выделены компоненты и охарактеризованы уровни сформированности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- разработано психолого-педагогическое обеспечение в виде программы психолого-педагогической мастерской, нацеленной на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- разработан оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены научные знания в области формирования психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ .
Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта программы психолого-педагогической мастерской «Всегда рядом», а также методических рекомендаций по формированию психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; в реализации оценочно-диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; в определении перспектив применения разработанного психолого-педагогического обеспечения в виде программы мастерской, нацеленной на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы в деятельности организаций высшего, среднего, дополнительного профессионального, дошкольного образования и повышения квалификации работников педагогических вузов.
Базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Красноярска «Средняя школа №XXX». Выборку исследования составили родители, воспитывающие детей с ОВЗ (18 семей (18 матерей)) и обучающиеся младшего школьного возраста с ОВЗ в количестве 18 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и включает 13 таблиц и 3 приложения. Список использованных источников состоит из 106 наименований.
В настоящее время актуализируется направление психолого - педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в рамках национальных и региональных приоритетов развития образования. Проблема повышения психолого-педагогической компетентности (далее - ППК) родителей раскрывается частично, в контексте сопровождения обучающихся с ОВЗ и их родителей. В связи с этим возникает необходимость разработки программы педагогической мастерской как средства по формированию ППК родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Работа ориентирована на обоснование, разработку и обоснование педагогического обеспечения, представленного в виде программы педагогической мастерской, направленной на повышение уровня сформированности компонентов ППК родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачами исследования выступили анализ теоретических источников по основным понятиям работы, разработка диагностического инструментария для выявления дефицитов в существующем уровне сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и проектирование программы педагогической мастерской, направленной на формирование компонентов психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В первой главе исследования проанализировано актуальное состояние проблемы в трудах исследователей. В основу работы положена трёхкомпонентная структура психолого-педагогической компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Обобщение теоретических данных позволило выявить основные подходы к исследованию ППК родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Вторая глава направлена на характеристику разработанного диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в виде опросника, теста-опросника и практико-ориентированных заданий.
Результаты диагностики показали, что у 39% (7 человек) родителей выявлен низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента, у 33% (6 человек) родителей выявлен низкий уровень
сформированности когнитивного компонента, и у 22% (4 человека) родителей выражен низкий уровень деятельностного компонента. Проведенный анализ результатов исследования позволил выявить дефициты психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Для устранения выявленных дефицитов разработана программа мастерской по формированию психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В содержание программы включены темы, вызывающие затруднения у родителей.
Программа предполагает разнообразные формы педагогического взаимодействия, основой которых является педагогическая мастерская. Многообразие применяемых форм и методов обучения позволяет родителям повысить свой уровень знаний и умений, осознать значимость психолого-педагогической компетенции и как следствие - повысить уровень психолого - педагогической компетентности.
Для выполнения поставленной цели исследования, а именно разработки и обоснования программы мастерской «Всегда рядом», нацеленной на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в ходе работы выполнено:
- разработаны критерии и охарактеризованы уровни развития ППК родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- разработано педагогическое обеспечение в виде программы педагогической мастерской, направленной на распитие ППК родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.
1. Абуталипова Е.Н., Давлетбаева З.К., Жантасова С.А.
Формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации Сборник статей XI Международной научно-практической конференции в 2-х частях (г. Пенза 5 июня 2020 г.). Пенза: "Наука и Просвещение". 2020 С. 155-158.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42925293 (дата обращения:
13.04.2020).
2. Арбатская Н.С. Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. Иркутск: УМЦ РСО, 2017. 104 с.
3. Асмолов А.Г. Тест на человечность: особые дети в обществе //
Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 2-5.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/test-na-chelovechnost-osobye-deti-v-
obschestve (дата обращения: 20.11.2019).
4. Афанасьева Т.В. Дескрипторная модель компетенций в оценке
качества результата образования // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 3. С. 513-517. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15195585(дата
обращения: 01.04.2020).
5. Багаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: ВЛАДОС, 2005. 451 с.
6. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореферат, Нижний Новгород, 2000. 17 с.
7. Башмаков М.И., Горяев М.А., Лебедева Л.И. Педагогические мастерские в продуктивном обучении (теоретический аспект) // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 208-211.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823463 (дата обращения:
13.09.2020).
8. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Педагогика, 2007. 247 с.
9. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: теория и практика. СПб.: «Новое образование», 1998. 318 с.
10. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства
аутистического спектра: современное состояние проблемы // Соврем.технол. мед. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rasstroystva-
autisticheskogo-spektra-sovremennoe-sostoyanie-problemy-obzor (дата
обращения: 11.04.2021).
11. Болотова Н.П. Оптимизация коррекционной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология образования. 2012. №4. 328 с.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-korrektsionnoy-raboty-s-
detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 08.03.2021).
12. Болотова Н.П. Психолого-педагогическое изучение семей подростков с двигательными нарушениями. М.: М1П'У, 2018. 110 с.
13. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. М.: Владос, 2009. 300 с.
14. Бразгун Т.Н., Ткачева В.В. Семья ребенка с синдромом Дауна
сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Клиническая и специальная психология. 2018 Т. 7. № 1. С. 28-39.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35452757 (дата обращения: 27.12.2019)
15. Братусь Б.С. К истории психологического изучения душевной
патологии // Развитие личности. 2018. № 3. С. 99-109.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-istorii-psihologicheskogo-izucheniya-
dushevnoy-patologii (дата обращения: 20.05.2020).
16. Бушина В.Н. Развитие личности ребенка: педагогические идеи, пути решения. Н. Тагил: Медиа-принт, 2005. 192 с.
17. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. М.: Литур, 2004. 400 с.
18. Вишневский В.А., Каледа Н., Павлов А., Ханмурзаева
Х. Инклюзивное образование учащихся с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья на основе психофизиологического паспорта // СурГУ. 2014. №7. С 90-92.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-uchaschihsya-s-
zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-i-ogranichennymi-vozmozhnostyami- zdorovya-na-osnove (дата обращения: 20.11.2019).
19. Воскресенская Л.А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы III Международной научно-практической конференции «Психология стресса и совладеющего поведения» (г. Кострома, 22-24 сентября 2013 г.). Кострома: «КГУ им. Н.А. Некрасова», 2013. Т.1. С. 89-91.
20. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
21. Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103-110.
22. Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Спец. Школа. 1968. № 2. С. 95-101.
23. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Психология семьи и больной ребенок. СПб., 2007. С. 138-151.
24. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5 № 2 С. 163-168.
25. Деркач С.П. Использование телесно-ориентированных методов в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 150¬154.
26. Джайнакбаев Н.Т., Асимова Т.А., Фатеева А.А., Мухамадиева
М.В., Ганукаев Р.И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями // Проблемы Науки. 2017. № 6 (88).
URL: https://cyberleninka.ru/article/nypsihologicheskie-osobennosti-detey-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 11.03.2021).
27. Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Образование и наука. 2018 Т. 20. № 8. С. 129-147.
28. Евлампиева Г.А. Роль и значение эмоциональной зрелости
родителей в процессе социализации аутичных детей дошкольного возраста // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017 Т. 6. № 5 (A). С. 112-124.
29. Егизарьянц М.Н., Мякиньких А.А. Роль семьи в воспитании
ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы
педагогики. 2019. № 4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article7n/rol-semi-v-
vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 14.03.2021).
30. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: «Николаев», 2002. 80 с.
31. Заборина Л.Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Чита: ЗабГГПУ, 2012. 180 с.
32. Зарубина Н.И., Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, изучаемые в педагогической деятельности // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 35-38.
33. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2019. 210 с.
34. Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 160 с.
35. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-
целевая основа компетентностного подхода в
образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
36. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
37. Зубова Е.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. 2012. № 3. С. 28-45.
38. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном
образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. № 10. С. 36-44.
39. Кабанченко Е.А., Холодкова О.Г. К проблеме родительской компетентности в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. 2017. С. 309-312.
40. Калекин А.А. Компетенция и компетентность:
смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 17. С. 245-250.
41. Калинина С.В., Моисеева А.А. Повышение реабилитационного потенциала семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96). С. 47¬50.
42. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич // М.: Эксмо, 2009. С. 26-28.
43. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: учебное пособие. М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. 223 с.
44. Козырева О.А. Анализ дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья» // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 37 (81). С. 148-151.
45. Комкова Елена Ивановна Эмоциональный интеллект и
восприятие детьми старшего дошкольного возраста семейных отношений // Вестник ВятГУ 2010. № 4. С. 159-162.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-vospriyatie-detmi- starshego-doshkolnogo-vozrasta-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 08.03.2021).
46. Корнеева Т.П., Тарасенко Е.П. Психологическая поддержка
родителей детей с ОВЗ // Форум. Серия: Гуманитарные
и экономические науки. 2018. № 1 (13). С.9-15.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32819500c (дата обращения: 20.03.2020).
47. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 232 с.
48. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. М.: ВЛАДОС, 2003. 303 с.
49. Лебединский В.В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика, 2004. 306 с.
50. Левакова Е.М. Проблема формирования родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с нарушениями слуха) // Перспективы науки. 2016. № 3 (78). С. 29- 32.
51. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М., 2008. 239 с.
52. Мазурова Н.В. Психологическая помощь родителям длительно
болеющих детей: создание модели // Российский педиатрический
журнал. 2014 Т. 17. № 1. С. 25-29.
53. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая
помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-
pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami- zdorovya-osnovnye-napravleniya-i-vozmozhnosti (дата обращения: 08.03.2021).
54. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: Психопатологические и психологические аспекты проблемы: автореферат дис. ... канд. мед.наук. М., 1976. 24 с.
55. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
56. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
57. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.
58. Мишина Г.А., Тарасова А.Д. Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей // Психологические исследования. 2018 Т. 11. № 60. С. 9-13.
59. Мкртчян А.И. Психологические условия взаимного влияния эмоционального состояния родителей и детей с нарушениями психологического развития // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 432-433.
60. Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Что такое педагогическая мастерская? Интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. 209 с.
61. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
62. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.
63. Пермина С.В., Циневская Т.В. Особенности психологического состояния женщины, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психология XXI столетия. Новые возможности: сборник по материалам ежегодного конгресса «Психология XXI столетия» (г. Ярославль 15-17 мая 2016 г.) / под ред. В.В. Козлова. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, 2016. С. 190-193.
64. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. М.: Смысл, 1989. 216 с.
65. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: издательство Юрайт, 2020. 266 с.
66. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 01.04.2021).
67. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта 125
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/(дата обращения: 01.04.2021)
68. Психология аномального развития ребенка: учеб.пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии: хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. 1. М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.742-744 с.
69. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 c.
70. Реан А.А., Баранов А.А., Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать — ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 108-114.
71. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. 2003. № 3. С. 242-246.
72. Сайт городского методического центра. Материалы для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-
vsekh/metodicheskie-materialy/dist-ob-obuch-s-oop.html (дата обращения: 20.09.2020).
73. Секерина Е.Н., Винтаева Т.Н. Повышение уровня психолого¬
педагогической компетентности у родителей дошкольников с нарушениями речи // Интер наука: электрон.науч. журн. 2020. № 1 (130). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/130(дата обращения:
14.03.2021).
74. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГУ. 2008. № 45. С. 68-70.
75. Скутина Т.В., Психология общения. Компетентность в общении как ресурс психического здоровья: учеб.-метод. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. С. 13-15.
76. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: «Гном и Д», 2005. 180 с.
77. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 1977. 256 с.
78. Статьев С.И. Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. № 2. С. 115-117.
79. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого¬
педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии //
Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 254-262.
80. Ткачева В.В Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
81. Ткачева В.В. К проблеме психической травмированности членов
семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная психология семьи: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 28-29 марта 2019 г.) / под
ред. Н.П. Болотовой, М.Ю. Чибисовой. М.: Люкс, 2019. С. 270-275.
82. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 16 с.
83. Тюрина Н.Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. 22 с.
84. Устинова Е.В. Особенности родительской позиции отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 4 (70). С. 55-69.
85. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов: «Николаев», 2004. 68 с.
86. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ в редакции от 2 июля 2013 г. URL: https://base.garant.ru/12154331/(дата обращения: 01.03.2021)
87. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.04.2021)
88. Фирсова Е.Ю. Социально-педагогическое сопровождение семей умственно отсталых лиц: автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2011. 25 с.
89. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. М.: Генезис, 2010. 360 с.
90. Фопель К. Эффективный воркшоп. М.: Генезис. 2003. 361 с.
91. Хайрудинова Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей
детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnyh-resursov-roditeley-
detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-faktor-uspeshnoy- adaptatsii-rebenka-v (дата обращения: 30.01.2021).
92. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: «Дашков и К», 2009. 70 с.
93. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Издательство московского университета. 1972. 124 с.
94. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. М.: Педагогика, 1972. 110 с.