ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СРЕДЕ 5
1.1. Характеристика здорового образа жизни 6
1.2. Принципы и методы здорового образа жизни
в детско-юношеской среде 11
1.3. Физическая культура как средство развития
и укрепления здоровья 16
1.4. Факторы здорового образа жизни 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 28
2.1. Организация исследований 28
2.2. Методы исследований 29
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 31
3.1. Пропаганда здорового образа жизни
в детско-юношеской среде 31
3.2. Эффективные способы повышения двигательной
активности в детско-юношеской среде 36
3.3. Комплексный подход к формированию навыков
здорового образа жизни в условиях школы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
... нет 3 раздела
Актуальность: здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. К сожалению, Россия на сегодняшний день столкнулась с такими явлениями, как юношеский алкоголизм, табакокурение, наркомания. Характерной чертой современной молодёжи становятся пассивность, неуверенность в завтрашнем дне, страх за своё будущее, снижение самооценки, пессимизм.
Первичная профилактика (а именно первичную профилактику проводят в школах учителя и специалисты) призывает ребят к пониманию личной ответственности за свое здоровье и происходящие в жизни события, поощряет подростков вести здоровый образ жизни.
Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни [21].
На основании вышеизложенного нами была выбрана тема «Формирование основ здорового образа жизни школьников 14-15 лет в условиях школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование представлений о здоровом образе жизни и правилах его соблюдения у школьников 14-15 летнего возраста.
Цель исследования: повышение у школьников уровня знаний о правилах здорового образа жизни, пропаганда здорового образа жизни в детско-юношеской среде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников и охарактеризовать понятие здоровый образ жизни и основные правила его соблюдения.
2. Провести исследование средств и методов пропаганды здорового образ жизни в детско-юношеской среде, выявить наиболее эффективные способы повышения двигательной активности в детско-юношеской среде.
3. Разработать комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и выявить эффективность его применения в детско-юношеской среде.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в учебно-воспитательный процесс школьников 14-15 лет, разработанного комплекса мероприятий позволит сформировать у школьников основные представления о правилах здорового образа жизни.
Научная новизна: внедрен комплекс мероприятий в учебный процесс учащихся средней школы направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Практическая значимость: в работе описана эффективность применения комплексного подхода к формированию знаний и умений здорового образа жизни в условиях школы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 18 рисунков, 2 таблиц, библиографический список представлен 100 работами.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. Для обеспечения долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни. Основными компонентами здорового образа жизни являются: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
В результате проведения анкетирования нами было выявлено, что 50% респондентов, ведут пропаганду здорового образа жизни среди своих друзей и знакомых. Также в ходе проведения анкетирования нами были установлены основные средства пропаганды здорового образа жизни в детско-юношеской среде. Респонденты выделили следующие средства: профилактические беседы в школах, ВУЗах, и т.д., проведение различных спортивно-массовых мероприятий, проведение тренингов-семинаров и акций по популяризации здорового образа жизни.
В процессе проведения педагогического наблюдения нам удалось установить, наиболее эффективные и популярные способы повышения двигательной активности в детско-юношеской среде. Наибольшее количество человек предпочитает прогулку пешим ходом (35%), прокат велосипеда предпочитают (30%), чуть меньше человек выбирают прокат роликов. Самая распространенная из них оказалась прогулочная, которая составила (72%), оздоровительной ходьбой занималось (18%). В процессе наблюдения удалось установить виды бега, которые пользовались большей популярностью. Бег трусцой самый популярный вид бега - при котором, как правило, поддерживается очень медленный темп, шаги неширокие. Это хороший вид беговой активности, например, для восстановительной тренировки на следующий день после силовой сессии, или для тренировок начинающих бегунов. Им занималось (46%) от всего количества просмотренных нами людей.
Внедрение в учебный процесс экспериментальной группы комплекса мероприятий «Здоровый образ жизни - это стильно!» способствует формированию понятия здорового образа жизни, формированию установки на здоровый образ жизни и формированию интересов к здоровому образу жизни.
В экспериментальной группе нам удалось улучшить результаты и понизить средний уровень помех к ведению здорового образа жизни. Так количество детей имеющих высокий уровень помех сократилось на 6%, и стало составлять 18%. Количество детей, имеющих низкий уровень увеличилось на 8%, и стало составлять 35%. Количество детей имеющих средний уровень после проведения педагогического эксперимента составило - 47%.
Для пропаганды основных правил здорового образа жизни в детско-юношеской среде педагогам школы использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с литературой, спортивные праздники, соревнования, уроки и праздники здоровья. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
В ходе обучения школьников основам здорового образа жизни необходимо проводить специальные собрания и классные часы, конференции, на которых ребята должны сами готовить доклады о важности всех компонентов здорового образа жизни. На подростков большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, журналы, Интернет. Для мотивации здорового образа жизни нужно привлекать внимание учеников к передачам, статьям и публикациям, пропагандирующим этот стиль жизни.
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни идет через знания. При этом формирование знаний, убеждений, привычек должно базироваться не только на информации, а на личном примере педагогов и родителей, на пребывании в здоровьесберегающей среде семьи и учебного заведения. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций, а сами учителя редко придерживаются декларируемых правил.
Задачу формирования у школьников ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школы.
1. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л.Г. Татарникова. - СПб., 2002. -193 С.
2. Баранов, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей / С.В. Баранов — Санкт-Петербург, Феникс, 2007 г.- 192 с.
3. Головченко, О. П., Т. Е. Заборская; В. Н. Мартынов /Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования: сборник научных трудов / О.П. Головченко.— Ульяновск: УлГТУ, 2012.— С. 46-49.
4. Богатырев, В. С. Физическое здоровье студентов / В.С. Богатырев. - М.:
Медицина, 1963. - 204 с.
1. Дмитриева, Б. С. Биохимическая оценка функционального состояния организма юных игроков в настольный теннис / Б.С. Дмитриева //Открытое и дистанционное образование. - 2003. - №2 (10). - С. 5 - 8.
2. Соколова, И. В., Буланова Г. В. /Анализ объема знаний студентов о здоровом образе жизни / И.В. Соколова //- Москва: Книжный мир, 2002. - 457 с.
3. Кулешова, О. В. Методика формирования здорового образа жизни у студенток университета / О.В. Кулешова // Книга о здоровом образе жизни. - С-Пб, 2005. - 122 с.
4. Смирнов, Ю. Н. Здоровье будущего специалиста как проблема развития нации / Ю.Н. Смирнов // 13 Всероссийская научно-практическая конференция, СФУ 2011г. - 512 стр.
5. Кочеткова, Т.Н. Проблемы физического воспитания и двигательной активности студентов специального учебного отделения / Т.Н. Кочеткова / 13 Всероссийская научнопрактическая конференция, СФУ 2011г. - 512 стр.
6. Быкова, Е. Н. Методические особенности проведения занятий по физической культуре со студентами / Е.Н. Быкова / 13 Всероссийская научно-практическая конференция, СФУ 2011г. - 512 стр.
7. Богащенко, Ю. А., Зырянова В. И. Для возрождения России нужен государственный заказ на здоровый образ жизни / Ю.А. Богащенко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №5. - С. 21-25.
8. Архипова, В.Л. Представления о здоровом образе жизни преподавателей Сибирского Федерального Университета / В.Л. Архипова /13 Всероссийская научнопрактическая конференция, СФУ 2011г. - 512 стр.
9. Тимошкова, Ж. С. Психологические механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ / Ж.С. Тимошкова / КГПУ им. В. П. Астафьева - Красноярск, 2010 - 212 стр.
10. Иванова, Л. Ю. Студенты: поведение как фактор риска для здоровья / Л.Ю. Иванова. - М., 2011- 80 стр.
11. Субботин, Г. Н. Экологические аспекты природопользования на Таймыре / Г.Н. Субботин / Норильский Индустриальный Институт - Норильск, 2004г.- 106 стр.
... всего 100 источников