Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

Работа №167682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 7
§1.1 Познавательные умения в обучении школьников 7
§1.2 Требования к работе школьников с математическим текстом 11
§1.3 Содержание и объем математических текстов в курсе математики 5
класса 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ
ТЕКСТОМ 31
§2.1 Методические основы диагностики у школьников уровня сформированности умения работы с математическим текстом 31
§2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 36
§2.3 Практические рекомендации по формированию познавательных умений обучающихся 5-6 классов в процессе работы с математическим
текстом 45
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложений нет

В ФГОС основного общего образования одной из важнейших задач современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В стандарте поставлена проблема комплексного формирования УУД. В частности процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. В системе УУД особое место занимают познавательные учебные действия, обеспечивающие формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Проблема формирования познавательных УУД у учащихся в процессе обучения математике рассматривалась в различных научных исследованиях.
Теоретическое обоснование на основе системно-деятельностного подхода она получила в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. На современном этапе группа авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова и С.В. Молчанов) раскрывает сущность понятия УУД, раскрывает отдельные методические вопросы данной проблемы и предлагает пути их решения. Различными аспектами методики обучения математики в 5 классах на протяжении многих лет занимались Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман и др. Работ, посвященных проблеме формирования познавательных УУД при обучении математики в основной школе, не так и много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Их важной особенностью является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД.
При обучении математике важную роль играют текстовые задачи. Это обусловлено тем, что в методической схеме изучения числовых множеств (числовая содержательная линия) [11] последним пунктом рассматриваются задачи, отражающие практическое применение чисел рассматриваемого множества в жизни. Если мы рассматриваем множество рациональных чисел, то это задачи «на проценты», «на дроби», задачи «на движение» в различных ситуациях, «на работу». При расширении числовых множеств также рассматриваются практические задачи, которые показывают потребность в новом виде числа из-за невыполнимости какой-либо операции на предыдущем множестве. При изучении содержательной линии уравнений и неравенств, решая текстовые (сюжетные) задачи, учащийся понимает, что с помощью уравнений, неравенств и их систем можно описать многие процессы и ситуации.
Таким образом, процесс решения задач как вид деятельности способствует осуществлению главного требования ФГОС - формированию умения школьников учиться. Откуда следует вывод о том, что необходимо обучать учащихся процессу решения задач. А это осуществляется в процессе работы с математическим текстом. Для обучения учащихся умению работать над задачей, учитель должен знать, умеют ли дети изучать задачу (строить модель текста, отыскивать план решения), и затруднения в решении задач, которые испытывают учащиеся. Целесообразно на ранних этапах диагностировать их умение моделировать и продолжать его формирование, уделяя этому должное внимание.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема исследования является актуальной, т.к. ребенок с первых дней в школе встречается с задачей и математическим текстом. Сначала и до конца обучения в школе математический текст в форме задачи неизменно помогает ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности, что способствует формированию познавательных умений школьников. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
На первоначальном этапе работы мы определили цель и задачи исследования.
В ходе данной работы мы решили поставленные задачи: выявили сущность и виды познавательных УУД и определили место познавательных УУД в общей системе УУД обучающихся 5-6 классов, измерили уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся 5-6 классов, который по результатам проведенных тестирований оказался средним у большей части испытуемых. При этом число детей, у которых все представленные умения находятся на низком уровне сформированности, велико и составляет в среднем 28,6% обучающихся 5 класса и 28,4% у обучающихся 6 класса. Исходя из этого нам представляется целесообразной целенаправленная работа по формированию всех умений в процессе работы с математическим текстом.
На основе результатов проведенной работы, мы подобрали математические тексты, рекомендуемые при изучении школьного курса математики, которые будут способствовать формированию ключевых
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов («Представление информации в новой форме», «Умения строить логическое рассуждение», «Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения»). Таким образом, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.



1. Автономова, Т.В. Практикум по методике преподавания математики в средней школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Т.В. Автономова, С.Б. Верченко, В.А. Гусев и др.; Под ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.
2. Аминова М.К. Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ашхабад, 1982..
3. Аминова З.А. Методические особенности решения текстовых задач по математике [Электронный ресурс] / З.А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №4 (43). - С. 110- 113.Режим доступа:йИр://е11Ьгагу.ги/бо’№п1оаб/е11Ьгагу_18844917_66176888.рбГ.
4. Бельтюкова А.С. Особенности формирования математических понятий в 5-6 классах // Пути обновления отечественного образования. - Якутск, 2008. - С. 33-36.
5. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.- мат. спец. / А.Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; Сост. В. И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
6. Бунимович, Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс
[Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. ]; Рос. академ. наук, Рос. академ. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2014. - 223 с.
7. Бунимович, Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
8. Вавренчук Н.А. Структура математической речи // Пачатковая школа. - 2006. - №11. - С. 5-9.
9. Вафеева, А.М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся / А.М. Вафеева // Математика в школе. - 2011. - № 3. - С. 56 - 62.
10. Виноградова, Е.П. Математика: текстовые задачи и методы их решения [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.П. Виноградова. - Орск: Издательство ОГТИ, 2007. - 94 с.
11. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252с.
12. Волович, М.Б. Ключ к пониманию математики - 5-6 классы / М.Б. Волович. - М.: Аквариум, 1997. - 288 с.
13. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника в рамках «обогащающей» модели обучения математике // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2. - С.73-77.
14. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Учебные тексты как средство интеллектуального развития учащихся в процессе обучения математике // Образование и наука. - 2014. - №8. - С.67-80.
15. Гельфман, Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы : дис. канд. докт. наук / Э. Г. Гельфман. - Томск, 2004. - 409 с.
... всего 44 источнриков


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ