СОВРЕМЕННАЯ АНТИУТОПИЯ: ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА. НА ПРИМЕРЕ
ПОВЕСТИ В.СОРОКИНА «ДЕНЬ ОПРИЧНИКА» И РОМАНА «МАНАРАГА» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ АНТИУТОПИЯ КАК МЕТАЖАНР 10
1.1. От утопии к современной антиутопии: история становления
метажанра 10
1.2. Антиутопия и фантастика: сближения и отталкивания 22
ГЛАВА 2. УТОПИЧНЫЙ МЕТАЖАНР В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: СЛУЧАЙ В. СОРОКИНА 31
2.1. Метажанровые особенности романа «Манарага» 31
2.2. Повесть «День опричника» в контексте современной антиутопии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Метажанру антиутопии в современной литературе уделяется все больше внимания. Это связано с неуверенностью общества в завтрашнем дне, недоверием к официальной системе ценностей, экономическими кризисами, историческими и политическими проблемами.
В художественной литературе ХХ-ХХХ веков к антиутопии обращаются все чаще. Характерное для человека желание заглянуть в будущее, спроектировать возможные последствия государственного режима, предупредить и предугадать ситуацию завтрашнего дня, являются мотивами появления антиутопий. В лучших антиутопических произведениях ярко обрисовано неординарное, в большинстве случаев трагическое
мироощущение человека. В своих текстах авторы представляют не только проблемою мировоззренческую парадигму прошедшего, но и воспроизводят картину современного мира. Кроме того, значительное число авторов- антиутопистов предлагает свое видение перспектив развития человеческой цивилизации. Несмотря на устоявшиеся метажанровые особенности антиутопии, методы, которые используют современные авторы при создании произведений, значительно отличаются от классических антиутопических текстов. Это связано и с тем, что идеи, когда-то определившие метажанр, устаревают, на их место приходят более актуальные. Так авторы показывают, что вместе с течением времени и активным научно-техническим прогрессом происходит изменение человеческого сознания.
Жанровая природа антиутопии трактуется актуальным
литературоведением неоднозначно. Так ряд исследователей отмечают единую жанровую природу утопии и антиутопии (работы Н. Арсентьевой, А. Бегалиева, Б. Ланина, Т. Чернышевой, Е. Шацкого). Другие исследователи относят антиутопию к самостоятельному жанру (работы Э. Баталова, А. Зверева, Ю. Латыниной, Г. Морсона, Ф. Полака, О. Сабининой, О. Тимофеевой, Ч. Уолша, В. Чаликовой).
Многие рассматривают утопию и антиутопию как разновидности научной и социальной фантастики (работы Е. Брандиса, В. Гакова, А. Бритикова, Л. Геллера, Ю. Кагарлнцкого, В. Ревича), также существует трактовка утопии не как жанра, а как художественной системы (работы Н. Ковтун); известно и определение антиутопии как антижанра (работы Х.А. Мараваля, Г. Морсона), исследование утопии и антиутопии как метажанра сохраняет свою актуальность. Эта проблема, в сущности, лишь обозначена в работах А. Е. Ануфриева и О. А. Павловой, причем первый рассматривает в рамках метажанра только утопию, а вторая констатирует термин «метаутопия» как обозначение «третичного» жанра...
Специфика развития и трансформации современной антиутопии обусловлены характером процессов, происходящих в жизни общества. И, прежде всего, постсоветского периода, где централизованные и предельно бюрократизированные планы, спускаемые с высоты власти, с упорством, упрямством и настойчивостью, зачастую механистически примитивно, претворялись в жизнь. Практическим результатом такой странной, почти сюрреалистической манеры построения «светлого будущего» становилось вытеснение из реальности здравого смысла, злорадное торжество абсурда, принимающего разнообразные обличия, формы и масштабы. С какими только пороками - большими и малыми, импровизационными и хроническими - не столкнулся «развитой социализм»!
Мы приходим к логическому осознанию того, что судьбу современной антиутопии - тематику, поэтику, проблематику, структурные особенности произведений, укладывающихся в ее метажанровые рамки - можно тщательно проследить лишь в подробном контексте породившего ее времени, затронув самые глубинные особенности становления метажанра.
Исследуя метажанр антиутопии, мы выделили его характерные черты: спор с утопией, карнавализация, эксцентричность главного героя, ритуализация жизни, регламентация интимной сферы, социальная среда и личность как основной конфликт, аллегоричность, наличие элементов условности, метафоричности, фантастики, локализация событий во времени и пространстве, абсолютный страх, мотив недовольства, монофакторная природа произведения, рамочное устройство повествования, квазиноминация.
Раскрыв проблему дефиниции антиутопии и фантастики, мы смогли рассмотреть точки их сближения и отталкивания, что позволило сделать вывод об отношении исследуемых произведений к метажанру антиутопии. Наблюдения можно условно обобщить так:
- научная фантастика в переводе с английского означает научно-художественную литературу, авторы которой в своих фантазиях фактически не ограничены ничем, лишь бы фантазия была оригинальной, а изложение захватывающим. Утопией же называют искусственные интеллектуальные конструкции, которые с точки зрения их авторов решали бы те проблемы и противоречия, которые видны в реальном обществе;..