СОВРЕМЕННАЯ АНТИУТОПИЯ: ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА. НА ПРИМЕРЕ
ПОВЕСТИ В.СОРОКИНА «ДЕНЬ ОПРИЧНИКА» И РОМАНА «МАНАРАГА» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ АНТИУТОПИЯ КАК МЕТАЖАНР 10
1.1. От утопии к современной антиутопии: история становления
метажанра 10
1.2. Антиутопия и фантастика: сближения и отталкивания 22
ГЛАВА 2. УТОПИЧНЫЙ МЕТАЖАНР В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: СЛУЧАЙ В. СОРОКИНА 31
2.1. Метажанровые особенности романа «Манарага» 31
2.2. Повесть «День опричника» в контексте современной антиутопии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Метажанру антиутопии в современной литературе уделяется все больше внимания. Это связано с неуверенностью общества в завтрашнем дне, недоверием к официальной системе ценностей, экономическими кризисами, историческими и политическими проблемами.
В художественной литературе ХХ-ХХХ веков к антиутопии обращаются все чаще. Характерное для человека желание заглянуть в будущее, спроектировать возможные последствия государственного режима, предупредить и предугадать ситуацию завтрашнего дня, являются мотивами появления антиутопий. В лучших антиутопических произведениях ярко обрисовано неординарное, в большинстве случаев трагическое
мироощущение человека. В своих текстах авторы представляют не только проблемою мировоззренческую парадигму прошедшего, но и воспроизводят картину современного мира. Кроме того, значительное число авторов- антиутопистов предлагает свое видение перспектив развития человеческой цивилизации. Несмотря на устоявшиеся метажанровые особенности антиутопии, методы, которые используют современные авторы при создании произведений, значительно отличаются от классических антиутопических текстов. Это связано и с тем, что идеи, когда-то определившие метажанр, устаревают, на их место приходят более актуальные. Так авторы показывают, что вместе с течением времени и активным научно-техническим прогрессом происходит изменение человеческого сознания.
Жанровая природа антиутопии трактуется актуальным
литературоведением неоднозначно. Так ряд исследователей отмечают единую жанровую природу утопии и антиутопии (работы Н. Арсентьевой, А. Бегалиева, Б. Ланина, Т. Чернышевой, Е. Шацкого). Другие исследователи относят антиутопию к самостоятельному жанру (работы Э. Баталова, А. Зверева, Ю. Латыниной, Г. Морсона, Ф. Полака, О. Сабининой, О. Тимофеевой, Ч. Уолша, В. Чаликовой).
Многие рассматривают утопию и антиутопию как разновидности научной и социальной фантастики (работы Е. Брандиса, В. Гакова, А. Бритикова, Л. Геллера, Ю. Кагарлнцкого, В. Ревича), также существует трактовка утопии не как жанра, а как художественной системы (работы Н. Ковтун); известно и определение антиутопии как антижанра (работы Х.А. Мараваля, Г. Морсона), исследование утопии и антиутопии как метажанра сохраняет свою актуальность. Эта проблема, в сущности, лишь обозначена в работах А. Е. Ануфриева и О. А. Павловой, причем первый рассматривает в рамках метажанра только утопию, а вторая констатирует термин «метаутопия» как обозначение «третичного» жанра...
Специфика развития и трансформации современной антиутопии обусловлены характером процессов, происходящих в жизни общества. И, прежде всего, постсоветского периода, где централизованные и предельно бюрократизированные планы, спускаемые с высоты власти, с упорством, упрямством и настойчивостью, зачастую механистически примитивно, претворялись в жизнь. Практическим результатом такой странной, почти сюрреалистической манеры построения «светлого будущего» становилось вытеснение из реальности здравого смысла, злорадное торжество абсурда, принимающего разнообразные обличия, формы и масштабы. С какими только пороками - большими и малыми, импровизационными и хроническими - не столкнулся «развитой социализм»!
Мы приходим к логическому осознанию того, что судьбу современной антиутопии - тематику, поэтику, проблематику, структурные особенности произведений, укладывающихся в ее метажанровые рамки - можно тщательно проследить лишь в подробном контексте породившего ее времени, затронув самые глубинные особенности становления метажанра.
Исследуя метажанр антиутопии, мы выделили его характерные черты: спор с утопией, карнавализация, эксцентричность главного героя, ритуализация жизни, регламентация интимной сферы, социальная среда и личность как основной конфликт, аллегоричность, наличие элементов условности, метафоричности, фантастики, локализация событий во времени и пространстве, абсолютный страх, мотив недовольства, монофакторная природа произведения, рамочное устройство повествования, квазиноминация.
Раскрыв проблему дефиниции антиутопии и фантастики, мы смогли рассмотреть точки их сближения и отталкивания, что позволило сделать вывод об отношении исследуемых произведений к метажанру антиутопии. Наблюдения можно условно обобщить так:
- научная фантастика в переводе с английского означает научно-художественную литературу, авторы которой в своих фантазиях фактически не ограничены ничем, лишь бы фантазия была оригинальной, а изложение захватывающим. Утопией же называют искусственные интеллектуальные конструкции, которые с точки зрения их авторов решали бы те проблемы и противоречия, которые видны в реальном обществе;..
1. Аинса Ф. Реконструкция утопии. М.: Наследие, 1999. 207 с.
2. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.
3. Александер Дж. Прочные утопии и гражданский ремонт. Пер. с
англ. / Дж. Александер// International Sociology, 2002, №.4. URL:
http://www/iu.ru/biblio/archive/aleksander_pr/ (дата обращения: 06.11.2022).
4. Арбитман Р. Мы одни плюс разбитое зеркало: (Фантастика сегодня: Воспоминания о будущем и предсказания назад)/ Р. Арбитман // Дружба народов, 1994. № 9. C. 174-183.
5. Барковская Н. В.Типы повествования и их анализ // Филологический класс. 2004. №11. С. 16-25.
6. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи // Сост. С.Бочаров и В.Кожинов. М.: Художественная литература. 1986. 543с.
7. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной лит.: пер. с разн. яз. / Сост., общ. ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. С. 76.
8. Блум Г. Западный канон. Книги и школа всех времен / пер. с англ. Д. Харитонова. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 672 с
9. Борода Е. В. Век X XI: мир новых возможностей или счастливый
сон человечества? (по повести братьев Стругацких «Хищные вещи века») // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vek-x-xi-mir-novyh-vozmozhnostey-ili- schastlivyy-son-chelovechestva-po-povesti-bratievstrugatskih-hischnye-veschi- veka (дата обращения: 06.11.2022).
10. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. Эксмо. 2020. 320 с.
11. Бугров Д. B. Полет с наступлением сумерек (генезис и характер российского консервативного утопизма) / Д. B. Бугров // 2007. № 53. С. 143¬152.
12. Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 22-87.
13. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Сочинения. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 574 с.
14. Ветренко А.В. Современная антиутопия: трансформация
метажанра и специфика развития. 2019. URL: http://elib.kspu.ru/get/35594 (дата обращения: 25.10.2022).
15. Володихин Д. Опричнина и «псы государевы». М., 2010. С. 3...108