1. Введение 3
2. Глава 1. Образование в Енисейской Сибири в 1918-1919 гг 9
3. Глава 2. Общество в годы Гражданской войны: 38
2.1. Общественные организации 38
2.2. Красноярский городской музей и РГО 72
2.3. Периодическая печать 84
3. Заключение 92
4. Список литературы 95
Историография советского периода, изучая Великую русскую революцию и все события, последовавшие за ней, всю проблематику сводили к политическим, экономическим, в меньшей степени социокультурным изменениям, считая, что ни чего кардинального в этой сфере не могло произойти. И в своем большинстве из социальной истории была исключена культура. Но общество не может развиваться вне культуры, и практика доказывает, что какие бы политические, экономические ломки не происходили, духовная жизнь продолжает существовать. Как бы не изменялся вектор развития, духовная жизнь остается.
Большевики, разбираясь с доставшейся им властью, отдали на откуп обществу все социальные институты. В период кризиса возрастает общественная инициатива. Пока власть занята построением политической линии, на общество перекладываются основные полномочия функционирования социокультурных институтов.
Солциокультурная сфера в данный период, это сфера, куда еще новая власть не успела внести свои коррективы. И культура, как неотъемлемая часть общества, держится на людях. В этих сферах мы можем проследить не то, что постановило правительство, а то, что было в умах людей.
До 1927 года власть отдала обществу на откуп развитие социокультурной среды. И люди не растерялись. Они выходили со своей инициативой сохранения и преобразования культуры, образования, искусства. Продолжали функционировать школы, театры, библиотеки, балет. Все те старые социальные институты, которые были еще при царской России.
После стабилизации политической ситуации, власть начинает «закручивание гаек». Так как понимает, что плюрализм и демократизация идет в разрез с партийной идеологией. Общественная инициатива, самосознание, которое возрастает в период кризиса, противоречит самой власти, как политическому институту.
Актуальностью темы данной магистерской работы является то, что в советской историографии, говорить о культуре в сочетании с былым режимом, было не принято. Считалось, что антисоветский характер этого режима сам по себе исключает существование какой бы то ни было культуры, хотя данное утверждение противоречило тому, что в тех или иных формах культура присуща любому обществу. Человек вне культуры - нонсенс. Культуру можно охарактеризовать как вторую природу, созданную человеком для своего существования. Поэтому, очевидно, что с ликвидацией советского строя в Сибири культурная жизнь не прекратилась. Другое дело, какой она стала с точки зрения господствующего строя, идеологии и форм организации. Здесь, естественно, произошли значительные изменения. Заметим, однако, что содержание повседневного культурного быта мало изменилось: в школах и вузах продолжались занятия, свою миссию выполняли печатные издания, люди по возможности часть досуга проводили в обычных развлечениях и т.д...
В годы Гражданской войны, несмотря на все кардинальные изменения, общественная жизнь продолжалась. Школа работала в штатном режиме, проводится набор в образовательные учреждения. Даже не смотря на нехватку помещений средств, книг, учебных пособий школа выполняла свою социальную задачу.
Положение учительства крайне тяжелое, пособия задерживались, а порой даже и не выплачивались. Но это не останавливало учителей проводить занятия, собираться на съездах для обсуждения назревших вопросов, проводить благотворительные акции для поддержания недостаточных учащихся.
Культурно-просветительские организации также выполняли свою задачу. «Дом Юношества», «Союз рабочей молодежи», «Скауты», общество «Самодеятельность», «Эсперанто», «Соколъ» и другие организации, объединяли школьников, молодежь, для организации их досуга, просвещения, обучения и воспитания. Неоднократно проводились лекции, экскурсии, вечера-концерты, все это было направленно на то, чтобы адаптировать детей к той реальности, в которой они жили. Большая заслуга общественных организаций стоит в их благотворительных мероприятиях, весь сбор с которых, шел в пользу членов организаций. Главной задачей организаций было показать, что мир многообразен, интересен, в нем есть не только война и голод, но есть то, ради чего стоит стать достойным человеком и гражданином.
Несмотря на трудное положение РГО и Красноярского городского музея, продолжают свою деятельность, пополнять коллекции, главным образом за счет летних экспедиций, собирает свидетельства присутствия в г. Красноярске экспедиционных корпусов чехословаков, итальянцев, для будущего поколения, так как понимают, что все происходящие события, это эпохальные события и их необходимо сохранить. К экспедициям
привлекается инициативная молодежь, проводятся лекции истории и культуре Енисейской губернии, демонстрируются археологические находки, организуются выставки. Все это делается, для просвещения народа, повышения уровня образованности.
Периодическая печать, находилась в нелегком положении. С одной стороны с ликвидацией советской власти, были закрыты все большевистские газеты, с другой вводилась жесткая цензура. Газеты были обязаны печатать на первой странице все постановления Временного Сибирского Правительства. Но они все же выполняли свою главное предназначение. Они освещали политические, культурные, научные события, призывали общество откликаться на просьбы общественных организаций в сборе пожертвований, присутствии на том или ином мероприятии, коих проводилось очень много. Также газеты устраивали свои благотворительные мероприятия, к примеру, выпуск однодневной газеты, сбор шел на нужды общественных организаций, которые очень нуждались в моральной и материальной поддержке...
1. Белов В. Белая печать: ее идеология, роль, значение и деятельность: (материалы для будущего историка). Пт, 1922.
2. Василевская, А. В. Дом юношества в Красноярске в 1917 - 1919 гг. // Молодежь и наука XXI века: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 5 т. Красноярск, 14 - 17 мая 2013 г. / отв. за вып. К.А. Гардер.Красноярск: гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. Т. 4.
3. Василевская, А. В., Малицкая, А. А. «Дом юношества»в Красноярске: неизвестные страницы / А.В. Василевская, А.А. Малицкая // Материалы LV Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Иркутск, 23-27 марта 2015 г. / отв. ред.: Г. И. Медведев, Е. А. Липнина. Иркутск : Изд-во, 2015. С. 1617.
4. Василевская, А.В. Иннокентий Васильевич Тюшняков - неизвестный исследователь Енисейского края / А.В. Василевская // Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии: тез. докладов LIV Региональной (X Всероссийской с международным участием) археолого¬этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 130-летию открытия палеолита на Афонтовой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры, Красноярск, 25 - 28 марта 2014 г. / отв.ред. П.В. Мандрыка. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 11 - 13.
5. Василевская, А.В., Малицкая, А.А. «Дом юношества» в Красноярске: неизвестные страницы / А.В. Василевская, А.А. Малицкая // Материалы LV Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Иркутск, 23-27 марта 2015 г. / отв. ред.: Г. И. Медведев, Е. А. Липнина.Иркутск : Изд-во, 2015.С. 16 - 17.
6. Исхаков Р.Л. Белая журналистика Сибири и Урала: российская периодика в эпоху Колчака// Филология. Литерутуроведеие. 2012. С. 56- 57
7. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение. Архангельск, 1997.С. 219.
8. Курышев И. В. Периодическая печать среднего Приишимья в годы гражданской войны (1918- 1919 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. С. 111.
9. Молчанов Л.А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны: окт. 1917 - 1920 г. М.: Издатпрофпресс, 2002.
10. Молчанов Л.А. Газетный мир антибольшевисткой России (окт. 1917- 1920 гг.). М., 2001.
11. Найбороденко Л.М. Деятельность Министерства народного просвещения Временного Сибирского правительства и Всероссийского правительства в Томске и Омске (июнь 1918-ноябрь 1919 гг.) //. Вестник ТГПУ История педагогики и образования 2010. Вып. 10 (100). С. 5- 9.
12. Павлов В.А., Стровский Д.Л. Периодическая печать // Екатеринбург: энциклопедия. Екатеринбург, 2002.
13. Периодическая печать Сибири в годы гражданской войны: конец мая 1918 - декабрь 1919 г.: указатель газет и журналов. Томск, 1991. С. 3.
14. Советская культурная политика и практика ее реализации в Сибирском регионе: Очерки истории /В.Л. Соскин. С.А. Красильников, Е.Г. Водичев, Л.И. Пыстина. С.Н. Ушакова; Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006.
15. Соскин В. Л. Советская культурная политика в Сибири (1917- 1927 гг.). Советская культурная политика и практика ее реализации в Сибирском регионе. Очерки истории; Новосибирск, 2006. С.26- 27...140