Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением.
1.1. Характеристика особенностей девиантного поведения у
подростков 6
1.2. Теоретические аспекты содержания понятия «копинг» 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением (на примере подростков МБОУ «Гимназия №7»)
2.1. Исследование актуального выбора копинг-стратегий
подростками 32
2.2. Формирование программы и проведение мероприятий, направленных на формирование конструктивных копинг-стратегий у подростков с девиантным
поведением 37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 75
Сложившаяся нестабильная политическая и социально - экономическая ситуации в стране влияет на эмоциональное состояние людей. Многие из них испытывают стресс, приводящий к серьезным последствиям. Подростки являются наиболее уязвимой группой людей, склонных к стрессу ввиду своих физиологических и психических особенностей. На данный момент огромное количество детей в современном обществе находится в трудной или кризисной социально-психологической ситуации, ощущает собственную ненужность. Из- за неосведомленности по вопросу совладания со стрессом,зачастую подростки не могут сами справиться со стрессом и ищут выход в алкоголе, наркотиках, игромании и других формах отклоняющегося поведения.
В процессе онтогенеза у каждого подростка формируется индивидуальный и уникальный стиль поведения, управляющий состоянием и позволяющий преодолевать стрессы повседневной жизни. Особую роль в становлении совладающего поведения играет семейный контекст. Негармоничное воспитание родителей может способствовать появлению и развитию у ребенка тревоги и страха - одного из условий проявления неконструктивных копинг - стратегий.[35]
Также исследователи по данному вопросу такие как: Е.А. Шепелева (2012г), Р. Маккрай и П. Коста сделали вывод, что в зависимости от успеваемости, школьники справляются с трудными ситуациями по - разному. Например, с успеваемостью в учебе связана стратегия активного преодоления трудностей, а избегание проблем или бездействие негативно сказываются на успеваемости школьников.[33]
К настоящему времени разработано немало техник и тренингов умения справляться со стрессом. В целом такие тренинги ориентированы на то, чтобы научить людей техникам, которые должны им помочь предотвратить стресс или свести его к минимуму. Но все еще остается актуальным вопрос формирования в школах эффективной программы по снижению выбора подростками неконструктивных копинг-стратегий, а также снижению тревожности, повышению грамотности в вопросах стрессоустойчивости, повышению самооценки. Во многих школах такие программы отсутствуют.
В данном дипломном исследовании под девиантным поведением будем понимать социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе, а под копинг стратегиями будем понимать осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями...
Подростковый возраст является важным этапом в процессе формирования личности. На данном этапе происходит переход от статуса ребенка к статусу человека, на которого возлагается определенная ответственность, в данный период жизни человеку приходится многое переосмысливать, он подвержен множеству перемен, которые диктует ему природа, общество и сам человек. Подросток вынужден испытывать противоречия, множество из которых им не осознаются. Это приводит к стрессам, из которых, кажется, нет выхода.
Можно сделать предположение, что в рамках школьной программы, наряду с основными общеобразовательными предметами, необходимо включать элективное, факультативное или включенное обучение навыкам борьбы со стрессом, преодоления трудных жизненных ситуаций, т.е. конструктивным копинг - стратегиям. Нельзя отрицать важность помощи подросткам: необходимо разбираться в их проблемах, потому что зачастую им кажется, что их никто не понимает, да и сами себе они не в силах помочь, поэтому единственным выходом, который они видят, становится асоциальное поведение.
Большую часть своего времени подростки проводят в семье и в школе. Если же в семье подростка нормой является неконструктивное использование копинг - стратегий, то и для подростка это становится нормой, этот факт подтверждает то, что необходима комплексная работа школьного социального педагога-психолога не только с ребенком, но и с его семьей.
Проанализировав отечественные и зарубежные источники, а также проведя собственное исследование, основанное на опроснике Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Способы совладающего поведения», участие в котором приняли учащиеся 8-ых классов и родители учеников, был сделан вывод о том, что подростки, чье поведение характеризуется как девиантное, испытывая стресс прибегают к использованию неконструтивных копинг-стратегии, то есть стараются избежать, уйти от проблемы, переложить ответственность по ее решению на других, либо же отказываются от принятия помощи со стороны социального окружения, испытывают враждебность и т.д.
Также выяснилось, что родители этих подростков также не способны конструктивно справляться со своим стрессом. Многие из них отрицают наличие проблемы, не идут на контакт, закрываются в себе и т.д. Подростки, чье поведение не вызывало волнений среди педагогического коллектива и семьи (с социально адаптивным поведение), используют чаще конструктивные копинг - стратегии такие как: принятие ответственности, принятие и оказание социальной поддержки, самоконтроль, поиск решения проблем. Эти результаты позволяют говорить о том, что отклонения в поведении подростка могут стать следствием того, что он не умеет совладать со стрессовыми, трудными ситуациями, которые могут случиться в жизни подростка в любой момент...
1. Абабков В.И., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004. с 24 -100
2. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте инфор-мационных предпочтений // Психологические исследования. - 2011. - №6 (20). - С.8-12.
3. Александрова Л.А. Психологические условия адаптации личности к усло¬виям повышенного риска природных катастроф: автореферат дис. ... канд. психол. наук / Л.А. Александрова. М., 2004 - 298с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыс¬ливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психоло¬гический журнал. - 1994. - №1. - С. 3-19.
5. Белинская Е.П. Взаимосвязь интернет - зависимости и стратегий совлада¬ния с трудными жизненными ситуациями. В кн.: А.Е. Войскунский (Ред.). Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. - М.: Акрополь, 2009. - С. 123-138.
6. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на раз-ных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.О. Белорукова. - Кострома, 2006 - 311с.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в труд-ных жизненных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Битюцкая. - М., 2007 - 287с.
8. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 2011. - №1. С.100-111.
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А. Бод¬ров. - М.: ПЕР СЭ, 2006 - 411с.
10. Брушлинский А, В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психо¬логии РАН, 1994,
11. Васильев В.Л., Мамайцуа ИМ. Анализ личности несовершенно-летних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 2003. № 1.С.61-68.
12. Волохонский В.Л., Зайцева Ю.Е., Соколова М.М. . Личность и межлич-ностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей. СПб.: С.-Петерб. гос. Университет, 2006.
13. Вассерман Л.И.Методика психологической диагностики способов совла-дания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009.
14. Волкова Н.В. Копинг-стратегий как условие формирования идентично- сти//Мир психологии. - 2004. - № 2. -120
15. Вундт В. Основы физиологической психологии. Психология сознания / В. Вундт. - М.: Психология народов и масс, 1998. - 521с...51