ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением.
1.1. Характеристика особенностей девиантного поведения у
подростков 6
1.2. Теоретические аспекты содержания понятия «копинг» 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением (на примере подростков МБОУ «Гимназия №7»)
2.1. Исследование актуального выбора копинг-стратегий
подростками 32
2.2. Формирование программы и проведение мероприятий, направленных на формирование конструктивных копинг-стратегий у подростков с девиантным
поведением 37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 75
Глава 1. Теоретические основы формирования конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением.
1.1. Характеристика особенностей девиантного поведения у
подростков 6
1.2. Теоретические аспекты содержания понятия «копинг» 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конструктивных копинг - стратегий у подростков с девиантным поведением (на примере подростков МБОУ «Гимназия №7»)
2.1. Исследование актуального выбора копинг-стратегий
подростками 32
2.2. Формирование программы и проведение мероприятий, направленных на формирование конструктивных копинг-стратегий у подростков с девиантным
поведением 37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 75
Сложившаяся нестабильная политическая и социально - экономическая ситуации в стране влияет на эмоциональное состояние людей. Многие из них испытывают стресс, приводящий к серьезным последствиям. Подростки являются наиболее уязвимой группой людей, склонных к стрессу ввиду своих физиологических и психических особенностей. На данный момент огромное количество детей в современном обществе находится в трудной или кризисной социально-психологической ситуации, ощущает собственную ненужность. Из- за неосведомленности по вопросу совладания со стрессом,зачастую подростки не могут сами справиться со стрессом и ищут выход в алкоголе, наркотиках, игромании и других формах отклоняющегося поведения.
В процессе онтогенеза у каждого подростка формируется индивидуальный и уникальный стиль поведения, управляющий состоянием и позволяющий преодолевать стрессы повседневной жизни. Особую роль в становлении совладающего поведения играет семейный контекст. Негармоничное воспитание родителей может способствовать появлению и развитию у ребенка тревоги и страха - одного из условий проявления неконструктивных копинг - стратегий.[35]
Также исследователи по данному вопросу такие как: Е.А. Шепелева (2012г), Р. Маккрай и П. Коста сделали вывод, что в зависимости от успеваемости, школьники справляются с трудными ситуациями по - разному. Например, с успеваемостью в учебе связана стратегия активного преодоления трудностей, а избегание проблем или бездействие негативно сказываются на успеваемости школьников.[33]
К настоящему времени разработано немало техник и тренингов умения справляться со стрессом. В целом такие тренинги ориентированы на то, чтобы научить людей техникам, которые должны им помочь предотвратить стресс или свести его к минимуму. Но все еще остается актуальным вопрос формирования в школах эффективной программы по снижению выбора подростками неконструктивных копинг-стратегий, а также снижению тревожности, повышению грамотности в вопросах стрессоустойчивости, повышению самооценки. Во многих школах такие программы отсутствуют.
В данном дипломном исследовании под девиантным поведением будем понимать социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе, а под копинг стратегиями будем понимать осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями...
В процессе онтогенеза у каждого подростка формируется индивидуальный и уникальный стиль поведения, управляющий состоянием и позволяющий преодолевать стрессы повседневной жизни. Особую роль в становлении совладающего поведения играет семейный контекст. Негармоничное воспитание родителей может способствовать появлению и развитию у ребенка тревоги и страха - одного из условий проявления неконструктивных копинг - стратегий.[35]
Также исследователи по данному вопросу такие как: Е.А. Шепелева (2012г), Р. Маккрай и П. Коста сделали вывод, что в зависимости от успеваемости, школьники справляются с трудными ситуациями по - разному. Например, с успеваемостью в учебе связана стратегия активного преодоления трудностей, а избегание проблем или бездействие негативно сказываются на успеваемости школьников.[33]
К настоящему времени разработано немало техник и тренингов умения справляться со стрессом. В целом такие тренинги ориентированы на то, чтобы научить людей техникам, которые должны им помочь предотвратить стресс или свести его к минимуму. Но все еще остается актуальным вопрос формирования в школах эффективной программы по снижению выбора подростками неконструктивных копинг-стратегий, а также снижению тревожности, повышению грамотности в вопросах стрессоустойчивости, повышению самооценки. Во многих школах такие программы отсутствуют.
В данном дипломном исследовании под девиантным поведением будем понимать социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе, а под копинг стратегиями будем понимать осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями...
Подростковый возраст является важным этапом в процессе формирования личности. На данном этапе происходит переход от статуса ребенка к статусу человека, на которого возлагается определенная ответственность, в данный период жизни человеку приходится многое переосмысливать, он подвержен множеству перемен, которые диктует ему природа, общество и сам человек. Подросток вынужден испытывать противоречия, множество из которых им не осознаются. Это приводит к стрессам, из которых, кажется, нет выхода.
Можно сделать предположение, что в рамках школьной программы, наряду с основными общеобразовательными предметами, необходимо включать элективное, факультативное или включенное обучение навыкам борьбы со стрессом, преодоления трудных жизненных ситуаций, т.е. конструктивным копинг - стратегиям. Нельзя отрицать важность помощи подросткам: необходимо разбираться в их проблемах, потому что зачастую им кажется, что их никто не понимает, да и сами себе они не в силах помочь, поэтому единственным выходом, который они видят, становится асоциальное поведение.
Большую часть своего времени подростки проводят в семье и в школе. Если же в семье подростка нормой является неконструктивное использование копинг - стратегий, то и для подростка это становится нормой, этот факт подтверждает то, что необходима комплексная работа школьного социального педагога-психолога не только с ребенком, но и с его семьей.
Проанализировав отечественные и зарубежные источники, а также проведя собственное исследование, основанное на опроснике Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Способы совладающего поведения», участие в котором приняли учащиеся 8-ых классов и родители учеников, был сделан вывод о том, что подростки, чье поведение характеризуется как девиантное, испытывая стресс прибегают к использованию неконструтивных копинг-стратегии, то есть стараются избежать, уйти от проблемы, переложить ответственность по ее решению на других, либо же отказываются от принятия помощи со стороны социального окружения, испытывают враждебность и т.д.
Также выяснилось, что родители этих подростков также не способны конструктивно справляться со своим стрессом. Многие из них отрицают наличие проблемы, не идут на контакт, закрываются в себе и т.д. Подростки, чье поведение не вызывало волнений среди педагогического коллектива и семьи (с социально адаптивным поведение), используют чаще конструктивные копинг - стратегии такие как: принятие ответственности, принятие и оказание социальной поддержки, самоконтроль, поиск решения проблем. Эти результаты позволяют говорить о том, что отклонения в поведении подростка могут стать следствием того, что он не умеет совладать со стрессовыми, трудными ситуациями, которые могут случиться в жизни подростка в любой момент...
Можно сделать предположение, что в рамках школьной программы, наряду с основными общеобразовательными предметами, необходимо включать элективное, факультативное или включенное обучение навыкам борьбы со стрессом, преодоления трудных жизненных ситуаций, т.е. конструктивным копинг - стратегиям. Нельзя отрицать важность помощи подросткам: необходимо разбираться в их проблемах, потому что зачастую им кажется, что их никто не понимает, да и сами себе они не в силах помочь, поэтому единственным выходом, который они видят, становится асоциальное поведение.
Большую часть своего времени подростки проводят в семье и в школе. Если же в семье подростка нормой является неконструктивное использование копинг - стратегий, то и для подростка это становится нормой, этот факт подтверждает то, что необходима комплексная работа школьного социального педагога-психолога не только с ребенком, но и с его семьей.
Проанализировав отечественные и зарубежные источники, а также проведя собственное исследование, основанное на опроснике Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Способы совладающего поведения», участие в котором приняли учащиеся 8-ых классов и родители учеников, был сделан вывод о том, что подростки, чье поведение характеризуется как девиантное, испытывая стресс прибегают к использованию неконструтивных копинг-стратегии, то есть стараются избежать, уйти от проблемы, переложить ответственность по ее решению на других, либо же отказываются от принятия помощи со стороны социального окружения, испытывают враждебность и т.д.
Также выяснилось, что родители этих подростков также не способны конструктивно справляться со своим стрессом. Многие из них отрицают наличие проблемы, не идут на контакт, закрываются в себе и т.д. Подростки, чье поведение не вызывало волнений среди педагогического коллектива и семьи (с социально адаптивным поведение), используют чаще конструктивные копинг - стратегии такие как: принятие ответственности, принятие и оказание социальной поддержки, самоконтроль, поиск решения проблем. Эти результаты позволяют говорить о том, что отклонения в поведении подростка могут стать следствием того, что он не умеет совладать со стрессовыми, трудными ситуациями, которые могут случиться в жизни подростка в любой момент...
Подобные работы
- Предпочтения в копинг-стратегиях у старшеклассников, занимающихся спортом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков (Кубанский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика конфликтности у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДАЛЕНИЮ СТРЕССОВЫХ
СИТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь стиля поведения в конфликтной ситуации и психологических механизмов защиты личности в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГАТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021





