ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития воображения детей
старшего дошкольного возраста 18
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов 30
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
воображения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста с
использованием ментальной арифметики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Дошкольное воспитание является чрезвычайно важным шагом в развитии ребенка. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе. Реагируя на изменения в обществе, изменяется и система образования.
Проблема развития воображения детей актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы неоднократно поднимался вопрос о роли воображения в психическом развитии ребенка, определить характер механизмов воображения. В этой связи одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста в особенности сенситивного формирования всех психических функций, как воображения, раскрытие своего потенциала и благоприятных условий для развития всех его психических функций. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что значительное количество работ посвящено развитию самостоятельности творчества детей дошкольного возраста.
Воображение принимает участие как в детском творчестве, так и в формировании творчества в трудовой деятельности на основе таких теорий как теория развития и решение задач, связанных с изобретением, теория развития творческих способностей педагога, работы в области изучения воображения детей дошкольного возраста. Среди ученых, которые занимались этой проблемой, были, Б.М. Теплов, В.А. Сластенин, Г.С. Альтшуллер, Г.Ю. Кириллова, Д.Б. Богоявленская, Е.А. Лустина, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, И.М. Верткин, М.Ф. Гоноболин, Н.А. Ветлугина, Н.В. Кузьмина, Н.В. Рождественская, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко, С.А. Архангельский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др...
Сделав теоретический анализ по проблеме воображения, можно сделать вывод, что это психический процесс, который самостоятельно создает новые образы. Воображение принимает участие в творческом процессе. Воображение принимает участие, как в детском творчестве, так и в формировании творчества в трудовой деятельности на основе таких теорий как теория развития и решение задач, связанных с изобретением, теория развития творческих способностей педагога, работы в области изучения воображения детей дошкольного возраста. Среди ученых, которые занимались этой проблемой, были Б.М. Теплов, В.А. Сластенин, Г.С. Альтшуллер, Г.Ю. Кириллова, Д.Б. Богоявленская, Е.А. Лустина, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, И.М. Верткин, М.Ф. Гоноболин, Н.А. Ветлугина, Н.В. Кузьмина, Н.В. Рождественская, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко, С.А. Архангельский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др. Мы выявили, что развитие воображения характеризуется:
1. Дошкольное образование является чрезвычайно важным шагом в развитии ребенка. С трех до семи лет ребенок развивается достаточно быстро. Этот период характеризуется формированием сознания, за счет представлений, отдельных образов. Оно становится целостным и ребенок точнее начинает понимать окружающий мир. Однако основополагающее условие в этом процессе - это способность ребенка выполнять действия, которые вызывают у него достаточно сложности, то есть на пределе возможности ребенка. Ведь развитие способностей ребенка возможно только при выполнении именно такой деятельности.
2. Воспитание в возрасте от 3 до 7 лет играет важнейшую роль, так как от него зависит как ребенок будет обучать в школе и развиваться в целом.
3. Эффективность воспитания и развития детей напрямую зависит от готовности воспитателя к работе ДОУ, то есть развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству, а для этого необходимо преодолеть личностные ограничения в реализации творческого потенциала педагогов и обладать профессиональной компетентностью.
В рамках решения 3 задачи нами был проведен эксперимент. Цель - выявление особенностей развития воображения у детей в возрасте 6-7 лет.
За основу была взята методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). Эта методика ориентирована на выявление развития способностей к созданию нетрадиционных образов и уровня сформированности воображения.
В рамках решения 4 задачи мы организовали занятия по ментальной арифметике для развития воображения, после была проведена диагностика на изучения уровня воображения.
Анализ результата нашего эксперимента, позволил выявить в процессе выполнения задания: ментальная арифметика оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза о том, что использование ментальной арифметики способствует развитию воображения у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, нашла свое подтверждение, а цель исследования достигнута.
1. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 79-84.
2. Борисова В.А. Взаимосвязь развития речи и воображения у детей дошкольного возраста. Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 98-105.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. М.: ООО ЦГЛ Рон, 2002. С. 46.
4. Брушлинский А. В. Субъективное мышление, учение, воображение. Воронеж.: Издательство института практической психологии, 2006. 374 с.
5. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 336 с.
6. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. М.: Академия, 2015. 125 с.
7. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2- 3. С. 629-631.
8. Венгер Л.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2012. 256 с.
9. Вендланд Д. Ментальная арифметика. СПб: Питер, 2019. 256 с.
10. Вострокнутов Е.В. Формирование творческих компетенций у будущих инженеров // IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития». В 2-х ч. Часть 1. Омск 2011. С. 56-58.
11. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.: Наука, 1982. С. 436-455.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академии педагогических наук, 1960. 500 с.
14. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера: Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. 164 с.
15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. 2008. № 6. С.30-33...56