Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие нравственного воспитания в современной науке и практике .••••••••••• .••••••••.. ............................................................. ........ ........^7
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Опыт использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Психолого-педагогические условия использования сказки в процессе
нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по 2 главе 62
Заключение 66
Библиографический список 71
Приложения 76
Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество во все времена. Известно, что старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
Этот период становится наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено изменениями, которые происходят в умственном, эмоционально-волевом развитии дошкольников, развитии его мотивационной сферы и общения, а так же достигнутым уровнем нравственной воспитанности. По мнению многих учёных, именно в период дошкольного детства закладываются основы таких нравственных качеств как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость,
доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
Поскольку психика детей этой возрастной группы характеризуется лабильностью к восприятию и становлению различных психологических структур и компонентов, то именно в этом возрасте важно сформировать привычку морального поведения, заложить основы цельной, самостоятельной личности со своим мнением, ценностными ориентирами и убеждениями, соответствующими основам морали и нравственности.
Проблема нравственного воспитания рассматривается в разных областях научного знания: философии, этике, культурологии, психологии, педагогике и др. Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и отечественной педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В отечественной педагогической науке проблемами нравственного воспитания детей и подростков занимались Ю.П. Азаров, О.С. Богданова, E.H. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Монахов, Н.В. Мясищев, И.В. Павлов, И. Ф. Харламов, М.И. Шиловой и др. Особенности нравственного воспитания дошкольников нашли отражение в работах Т.Н. Бабаевой, P.C. Буре, H.A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н.В. Дуровой и др...
Проблема влияния сказки на процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста довольно полно рассмотрена в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ методологической литературы по данной проблеме, опытно-экспериментальную работу и сделать следующие выводы.
Нравственность как личностное качество возникает в процессе целенаправленного формирования личности - нравственного воспитания. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у личности нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни. Нравственное сознание, чувства и поведение формируются в единстве - это ведущий принцип педагогики. Нравственное воспитание - это динамичный процесс взаимодействий, отношений, общения и преодоления противоречий. Процесс принятия решений, выбора, волевых усилий в пользу тех или иных нравственных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Основными компонентами нравственного воспитания являются эмоциональный (эмоциональной отношение детей к нравственным нормам), когнитивный (представление о нравственных категориях, качествах и нормах) и поведенческий (нравственная направленность личности ребёнка). Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Основными возрастными особенностями нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является: понимание общественного смысла нравственной нормы, появление моральных суждений и оценок; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой...
1. Авдулова Т. П. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. - 2007. - №2. - 51-63 с.
2. Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1969. - 15с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. -127с.
4. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа. - 1991. - № 12. - 20¬26 с.
5. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Просвещение, 1981. -149с.
6. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. - М.: Просвещение, 1985.- 275 с.
7. Богат В. Сказочные задачи на занятиях ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1995.- № 10. - С. 30-32.
8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 15-18.
9. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.
- М.: Академия, 1997. -201с.
10. Большой энциклопедический словарь, 2-е обновлённое и исправленное издание // Под ред. А. М. Прохорова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. -270 с.
11. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
12. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 264 с.
13. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Деловая книга, 1984. - 243 с.
14. Гудечек Я. А. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Владос, 2003. - 224с.
15. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.- сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2007. — 384 с...66