ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАЮ ФЕНОМЕНА СЧАСТЬЯ 6
1.1 Понятие счастья 6
1.2 Теории счастья в психологии 8
1.3 Измерение счастья 12
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 18
2.1 Исследование феномена счастья в психологии 18
2.2Проблема феномена счастья в психологии22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
Актуальность исследования. Счастье называют феноменом, связанным с миром верований и представлений о самом высшем и желаемом. Вопросы поиска счастья, его точного определения, выявления основных признаков и качественных показателей этого явления существуют ровно столько же, сколько существует и сам человек. Однако до сих пор понятие счастья с трудом поддаётся строгому научному описанию.
Данное понятие имеет множество определений и, соответственно, эмпирических подходов в современной психологической науке. Переживание чувства счастья, удовлетворенность жизнью в целом, явление субъективного благополучия привлекают внимание исследователей разных областей науки уже достаточно долгое время. Однако до сих пор не были выяснены вопросы о том, какие личностные характеристики связаны с переживанием счастья, т.е. не известны те основания, на которых базируется столь, казалось бы, обыденное явление.
В современном обществе все больше людей задумываются о природе и смысле счастья, и стремятся достичь этого состояния. Феномен счастья как психического состояния является одной из ключевых проблем психологии, философии и социологии.
Исследование данного феномена имеет важное значение для понимания и определения путей к счастью, а также для создания условий, способствующих его достижению.
Противоречия исследования. Вопрос о природе счастья и его достижении вызывает противоречивые мнения ученых. Некоторые считают, что счастье зависит от внешних обстоятельств и материального благополучия, в то время как другие утверждают, что оно является результатом внутреннего состояния человека и его внутренних ресурсов. Также существуют различные подходы к определению счастья, включая эмоциональный, психологический и социальный аспекты.
Проблема курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в исследовании феномена счастья как психического состояния, его природы и факторов, влияющих на его достижение. Основная проблема заключается в выявлении основных аспектов и механизмов счастья, а также в определении путей и способов его достижения.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является феномен счастья как психического состояния. Объектом исследования является психологический и социальный аспекты счастья, его природа и факторы, влияющие на его достижение.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является выявление основных факторов и механизмов счастья, а также определение путей и способов его достижения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить различные теории и подходы к определению счастья;
- выявить основные факторы, влияющие на достижение счастья;
- проанализировать результаты предыдущих исследований в данной области.
Научная разработанность исследования. Тема феномена счастья как психического состояния является предметом изучения множества ученых в области психологии, философии и социологии. Среди них можно выделить Эдварда Диенера, который проводил исследования в области субъективного благополучия и счастья, и Михай Чиксентмихайи, известного своими работами о понятии потока и его связи с счастьем.
Гипотеза исследования. Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что счастье является результатом внутреннего состояния человека, его внутренних ресурсов и способности создавать смысл и цель в жизни.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы различные методы, включая анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Счастье — это общее субъективное переживание наших положительных эмоций. Существует множество факторов, влияющих на наше счастье, и продолжающиеся исследования продолжают раскрывать, что делает нас наиболее счастливыми.
Результатом этого глобального стремления к счастью стали такие меры, как Всемирный доклад о счастье, а Всемирная база данных счастья работает над сотрудничеством и консолидацией существующих стремлений к счастью в разных странах.
Мы живем в то время, когда известны условия счастья. Это может приводить в уныние в моменты, когда в мире много негатива.
В заключение следует отметить, что феномен счастья был широко изучен в области психологии. Это сложная и многогранная концепция, которая охватывает различные когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Исследователи выявили несколько теорий и моделей, объясняющих природу и детерминанты счастья.
Счастье концептуализируется как устойчивое состояние ума, которое состоит из способности испытывать удовольствие в повседневной жизни, а также способности использовать свои навыки и таланты для обогащения своей жизни и жизни других. Хотя люди во всем мире обычно сообщают, что они счастливы, в разных странах существуют различия в среднем уровне счастья. Хотя люди склонны переоценивать степень, в которой их параметры счастья будут меняться в лучшую или худшую сторону после определенных жизненных событий, исследователи выявили ряд факторов, которые постоянно связаны со счастьем. В последние годы позитивная психология стала областью исследований, направленной на выявление и развитие качеств, которые ведут к большему счастью и удовлетворению нашей жизни. Эти компоненты включают позитивный аффект, оптимизм и поток.
Позитивная психология, относительно новая отрасль психологии, широко сосредоточилась на изучении счастья. Согласно этому подходу, счастье — это не просто отсутствие негативных эмоций, но и наличие положительных чувств и чувства самореализации. Различные факторы, включая генетику, личностные особенности, социальные отношения и жизненные обстоятельства, способствуют индивидуальным различиям в уровнях счастья.
Несколько теорий пытались объяснить процессы, лежащие в основе счастья. Гедонистическая теория утверждает, что счастье проистекает из стремления к удовольствию и избегания боли. С другой стороны, эвдемоническая перспектива подчеркивает стремление к личностному росту, осмыслению и самоактуализации как пути к устойчивому счастью.
Исследования в этой области также изучали влияние счастья на физическое и психическое здоровье, субъективное благополучие и общую удовлетворенность жизнью. Было последовательно установлено, что счастье связано с многочисленными преимуществами, такими как улучшение физического здоровья, укрепление иммунной функции, повышение жизнестойкости и улучшение социальных отношений.
Кроме того, были разработаны мероприятия и стратегии, направленные на повышение уровня счастья отдельных людей. Вмешательства в области позитивной психологии, практики, основанные на осознанности, и упражнения на благодарность показали многообещающие результаты в повышении уровня счастья и улучшении общего самочувствия.
Важно отметить, что счастье — это субъективное переживание, которое варьируется у разных людей и культур. Более того, это не постоянное состояние, а скорее динамичный процесс, на который влияют различные внутренние и внешние факторы. Будущие исследования должны продолжить изучение нюансов счастья и лежащих в его основе механизмов, чтобы еще больше углубить наше понимание этого интригующего феномена.
В целом, изучение счастья в психологии расширило наши знания о факторах, способствующих благополучию, и потенциальных стратегиях содействия счастью. Феномен счастья остается важнейшей областью исследований в психологии, обладающей потенциалом для руководства вмешательствами, разработкой политики и усилиями по повышению личного благополучия.
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Анашкин Н. Феномен счастья в христианской психологии и христианстве // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. №65-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-schastya-v-hristianskoy-psihologii-i-hristianstve (дата обращения: 20.11.2023).
3. Баймуханова Б.К. Понятие «счастье» и его психологические особенности // Вестник науки и образования №17 (53). Часть 1. 2018. С. 111-112.
4. Бельтюкова О.В., Варнакова М.А., Ведерникова С.Н. Представления о счастье мужчин и женщин зрелого возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №7 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-schastie-muzhchin-i-zhenschin-zrelogo-vozrasta (дата обращения: 20.11.2023).
5. Булкина, Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований / Н. А. Булкина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8. — №5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN520.pdf (дата обращения: 20.11.2023).
6. Бурханова Е.Р. Новый взгляд на счастье и благополучие в контексте позитивной психологии // МНИЖ. 2020. №6-2 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-schastie-i-blagopoluchie-v-kontekste-pozitivnoy-psihologii (дата обращения: 20.11.2023).
7. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: учебно-методическое пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. – Минск: БГУ, 2019. – 326 с.
8. Ворожейкин С.А. Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-fenomena-subektivnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 20.11.2023).
9. Евсеева Я.В., Ядова М.А. Счастье как предмет изучения социологии и социальной психологии: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/schastie-kak-predmet-izucheniya-sotsiologii-i-sotsialnoy-psihologii-vvedenie-k-tematicheskomu-razdelu (дата обращения: 20.11.2023).
10. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37. https://doi.org/10.14514/monitoring (дата обращения: 20.11.2023).
11. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 582 с.
12. Медведская, Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3800
13. Медведская, Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
14. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова". – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
15. Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
16. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
17. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
18. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина. – 8-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ, 2020. – 367 с.
https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3800
19. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина. – 8-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ, 2020. – 367 с.
20. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / Михайи Чиксентмихайи ; Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – С. 31-31.