Дата изготовления: январь 2024 года.
Учебное заведение: Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Рассмотрены примирительные процедуры в школах Пермского края.
Проведен анализ данных за 2016/2017 по 2021-2022 учебные годы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР…5
1.1. Понятие примирения и примирительных процедур………………...5
1.2. Основные принципы и цели примирительных процедур…………...9
ГЛАВА 2. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ…14
2.1. Особенности школьных конфликтов…………14
2.2. Возможности и ограничения примирительных процедур в школьной среде…16
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ПЕРМСКОМ КРАЕ..22
3.1. Анализ использования примирительных процедур в школах Пермского края…22
3.2. Результаты использования примирительных процедур в разрешении конфликтов…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………32
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьные конфликты являются обычным явлением в подростковом возрасте, так как дети в школьном возрасте ориентируются в сложной социальной и эмоциональной среде своих сверстников. В этот период подростки могут испытывать ряд эмоций, таких как гнев, разочарование и замешательство, когда они пытаются разрешить свои конфликты с другими.
Для решения этих проблем может потребоваться дополнительная поддержка и руководство, чтобы помочь подросткам развить навыки эффективного разрешения конфликтов, создать безопасную и благоприятную среду, поощряющую обращение за помощью, и способствовать конструктивному общению, чтобы помочь подросткам преодолеть социальное давление и найти взаимопонимание, выгодные решения своих конфликтов.
В науке проблема медиации рассматривается как в правовой сфере, так и в социологии, психологии и конфликтологии. Также, данная тема раскрыта в юридической конфликтологии авторами - Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, А.С. Зайченко, В.Н. Кудрявцев, С.И. Калашникова, А.В. Литвинов, О.А. Львова, Е.И. Насырева, И.В. Решетников, Л.Н. Ракитина, социологии - О.В. Аллахвердова, В.В. Андреев, М.В. Гвоздарева, Р.Р. Максудов, психологии - А.Ю. Коновалов, И.С. Маловичко, А.Д. Карпенко, Г.А. Стюхина, Н.Л. Хананашвили, конфликтологии - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов.
Объект исследования составляют конфликты в школе.
Предметом выступает практика примирительных процедур в школьной среде.
Цель исследования – провести анализ практики использования примирительных процедур со школьными конфликтами на примере Пермского края.
Задачи исследования включают в себя:
1. Раскрыть понятие примирения и примирительных процедур;
2. Определить основные принципы и цели примирительных процедур;
3. Рассмотреть особенности школьных конфликтов;
4. Изучить возможности и ограничения примирительных процедур в школьной среде;
5. Проанализировать практику использования примирительных процедур в Пермском крае;
6. Отразить результаты использования примирительных процедур в разрешении конфликтов.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по теме курсовой работы, статьи и монографии и учебные пособия, авторами которых явились: С.К. Загайнова, А.В. Зуйкина, А.Ю. Коновалов, Р.Р. Максудов, Т.И. Марголина, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, П.А. Суровяткина, П.А. Пигалова, М.С. Федюшкина, а также Е.В. Фролова и др.
Нормативная база включает в себя: Конституцию РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др.
Структура исследования включает в себя введение, три основных главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, использованные источники и литература.
Подводя итоги исследования, можно сделать ряд выводов по использованию примирительных процедур со школьными конфликтами на примере Пермского края.
Во-первых, примирение в целом выражается в установлении согласованности противоположных взглядов или позиций. В свою очередь, примирительные процедуры представляют собой определенную последовательность действий спорящих сторон как между собой, так и с нейтральной стороной, направленную на разрешение или же урегулирование спора, а также возвращение к добровольному позитивному поведению лиц, путем достижения соглашения, выраженного в форме примирительного акта.
Во-вторых, в научных трудах и на практике выделяются четыре основных принципа примирительных процедур в контексте медиации:
1) Нейтральность (независимость) медиатора.
2) Добровольность.
3) Конфиденциальность.
4) Равноправие.
В-третьих, особенности школьных конфликтов состоят в том, что во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. Участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от их желания. Некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня поссорились – завтра помирятся»), травмируют подростков на годы.
В-четвертых, анализ использования примирительных процедур в школах Пермского края позволяет отметить, что в основу разрешения конфликтов межличностных проблем положены такие два направления примирения, как: школьные службы примирения и первый уровень психологической помощи (психологи и социальные педагоги). По решению образовательных проблем применяется Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (конфликтные комиссии).
В-пятых, медиация играет важную роль обеспечения безопасности в образовательной среде, неся в себе: восстановительные функции, которые способствуют нормализации психологического состояния «пострадавшего» и его отношения с окружающими (если к нему плохо относились), возмещению причиненного ему вреда; образовательные функции, которые заключается в том, что налаживается контакт между взрослыми (учителями, родителями) и подростками (школьниками); воспитательные функции, которые начинают формироваться при взаимодействии медиатора и участников конфликта, плавно перетекая в формирование воспитательного процесса через оценку и анализ произошедшего; профилактические функции, которые заключается в том, что часть конфликта, на момент его «зарождения» скрыто от взрослых.
В-шестых, исследуя результаты и сам опыт применения примирительных процедур на примере Пермского края можно выделить проблему низкой осведомленности родительской общественности о возможности разрешения конфликта посредством школьной службы примирения, а также низкой мотивации обучающихся и их родителей решать конфликты путем применения восстановительных технологий. Соответственно данная проблема требует расширение каналов информирования о процедуре медиации и работе ШСП среди несовершеннолетних и их родителей.
1. Айсылу Х.Б., Гузель Х.Х. Применение примирительных процедур при регулировании образовательных отношений. Педагогический журнал Башкортостана. 2021 №4. С. 144-156.
2. Калиткина Е.В. Медиация в современной школе: как провести беседу с участниками конфликта? / Е.В. Калиткина // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55352/ (дата обращения: 01.12.2023).
3. Карнозова Л.М. Восстановительная медиация: базовые идеи и направления развития (заметки к обсуждению темы) // Вестник восстановительной юстиции. № 7, 2010. С. 18-28.
4. Концепция «Школа доброжелательных отношений» // ж. Воспитательная работа в школе», Народное образование. 2023г. №1. - С.9-20.
5. Кухтова Н.В., Осинский А.Е. Школьная медиация для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. 2018. – С.117-121.
6. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации. — М.: Институт права и публичной политики, 2009. — 72 с.
7. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Базовые основы примирения в работе с конфликтами. - Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 100-112.
8. Медиация как культура согласия: диалог в изменяющихся условиях сборник научный статей и материалов международной научно-практической конференции (г. Пермь, 14-15 мая 2019 года) / отв. ред. Т.И. Марголина, В.А. Леденцова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 100 с.
9. Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов (споров): учебно-методическое пособие / коллектив авторов под общей редакцией Т.И.Марголиной, Л.А.Соболевой; Пермский государственный национальный университет. – Пермь, 2020. – 144 с.
10. Огольцова Е.Г. Служба примирения как форма борьбы с буллингом / Е. Г. Огольцова, Т. Е. Дульцева, К. С. Лысенок. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93343/ (дата обращения: 08.12.2023).
11. Опыт работы школьных служб примирения в России: сб. материалов М.: МОО «Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 148 с.
12. Пигалова П.А. Особенности конфликтного поведения младшего школьника [Текст] / П.А. Пигалова, М.В. Жукова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. – № 7(93). – С. 55–57.
13. Плотникова Е.А. Особенности совладания подростков в межличностном конфликте при помощи школьной службы примирения / Е. А. Плотникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100520/ (дата обращения: 03.12.2023).
14. Примирительные технологии в социальной сфере: учебно-методическое пособие / под общей ред. Т.И. Марголиной; В.А. Леденцовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 70 с.
15. Примирительные технологии в социальной сфере: постковид: сб. науч. ст. и материалов всероссийской научно-практической конференции «Медиация как культура согласия. Понимание. Доверие. Смыслы» (Пермь, 9 февраля 2022 года) / и отв. ред. Т.И. Марголина, В.А. Леденцова, А.Л. Хавкина;. – М.: Издательство «Перо», 2022. 131с.
16. Создаю школу доброжелательных отношений: сборник материалов /коллектив авторов под общ. ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Соболевой; МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» - Пермь, 2022. – 212 с.
17. Федюшкина М.С. К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе / М. С. Федюшкина, И. Н. Гелиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68700/ (дата обращения: 03.12.2023).
18. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227-239.
19. Шишкина К.И. Социально-психологические аспекты сопровождения образования: учеб. пособие / К.И. Шишкина, М.В. Жукова, Е.В. Фролова. – Челябинск: Научный центр РАО, 2019. — 210 с.
20. Юферова М.А., Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., Стрелова А. И. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук, А. И. Стрелова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 67 с.
II. Правовые акты
21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020 (Дата обращения 21.11.2023).
22. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.11.2002 г., № 46, Ст. 4532.
23. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.07.2010 г. №31, Ст. 4162.
24. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012 г. № 53, Ст. 7598 (Часть I).
25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015 г. № 23, Ст. 3357.
26. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. 17.12.2010. № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2011 г., № 9.
27. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»): Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2023).
III. Иные источники
28. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: официальный сайт / Рос.гос. б-ка; сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. – М., cop. 1999–2009. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
29. Справочно – правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
30. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://juridical.slovaronline.com/.
31. Механизмы разрешения конфликтов в образовательных организациях Пермского края. Доклад. 2020 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: file:///C:/Users/KK/Downloads/Doklad-Kassinoy-R.A.-_Razreshenie-konfliktov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-Permskogo-kraya-2020-g._.pdf.
32. Аналитический отчет «Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://fcprc.ru/media/media/mediacia/Мониторинг_2021-22_года_pRaSvUs.pdf (дата обращения: 15.12.2023).