Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ

Работа №167655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В 9 ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ
1.1 Сущность и содержание понятия «мелкая моторика» 9
1.2 Особенности развития мелкой моторики детей младшего
дошкольного возраста 12
3. Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста 18
Вывод по 1 главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 32
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ
2.1 Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Серия занятий по лепке, направленная на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки
Вывод по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность исследования. Основной целью дошкольного образования в наши дни является создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка. Дошкольника нужно подготовить к обучению в школе и жизни в современном обществе. В современном мире важным аспектом в обучении и воспитании ребенка является именно ступень дошкольного воспитания. Мелкая моторика рук, сформированная на высоком уровне, оказывает огромное значение на степень интеллектуального развития ребенка и его психическое и физическое развитие. Очевидно, что одной из приоритетных направлений в дошкольном развитии становится именно вопросы развития мелкой моторики рук. Сейчас решение этой проблемы занимает одно из ключевых мест в дошкольной педагогике. По результатам наблюдений, у большого количества детей отмечено слабое развитие зрительных и двигательных связей, графический навык так же развит очень слабо. Исследования, проведенные с участием первоклассников, показали слабый уровень развития мелкой моторики: движения рук детей не целенаправленны, в связи с этим плохо подчиняются задачам деятельности ребенка. Движение требующие сложной координации ведущей руки развиты особенно слабо, дети с трудом могут использовать руку как инструмент работы [28, с. 5].
Высшие психические функции, таки е как координация в пространстве, воображение, мышление и внимание, речь и память ребенка имеют прямую связь с уровнем развития мелкой моторики пальцев рук. В то же время, вся дальнейшая жизнь ребенка насыщена выполнением точных и высоко скоординированных движений руки. Ребенок будет вынужден самостоятельно одеваться, овладеет письмом, научится рисовать и выполнять огромное количество бытовых и учебных действий самостоятельно. Именно педагоги, работающие в начальной школе, часто сталкиваются с тем, что ребенок бывает не готов к осуществлению учебной деятельности, родитель между тем, не уделяют должного внимания уровню физической готовности ребенка к школе. Зачастую большая доля внимания уделяется уровню интеллектуального развития ребенка, результатом становится то, что первоклассники испытывают трудности в урочной деятельности, с трудом овладевают навыками письма, почерк ребенка неразборчивый. По мнению Л.С. Выготского, «история письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», она начинается с того момента, как у ребенка проявляется первый хватательный рефлекс [9, с. 21].
Повторяя вышесказанную мысль о тесной связи развития мелкой моторики рук и уровнем мышления ребёнка, целесообразно рассмотреть способы коррекции данной проблемы с помощью детского творчества. Одним из множества видов творчества ребенка является лепка. Материалом для лепки может стать глина, пластилин, тесто или современные пластичные составы для детского творчества. Для развития моторики пальцев рук лепка является наиболее универсальным способом, так как приемы лепки очень разнообразны, выбор материала может осуществляться индивидуально. Приемы, которые возможно использовать в лепке настолько разнообразны, что позволяет достичь достаточно высокого результата в развитии мелкой моторики пальцев рук ребенка [17, с.55].
Ручной труд, при всем разнообразии его видов, позволяет развивать и улучшать уровень согласованности тактильных ощущений ребенка и его зрительного восприятия. Кроме того, ручной труд в значительной степени совершенствует координацию движений ребенка, движения становятся более координированные, что очень важно для подготовки к осуществлению учебной деятельности и письму. Еще одним существенным преимуществом лепки является то, что результаты лепки ребенок имеет возможность корректировать и совершенствовать, кроме того лепка является видом творчества и у ребенка есть возможность продемонстрировать свои творческие способности, фантазию эрудицию [11, с.135].
Для развития мелкой моторики польза лепки заключается в самом процессе, а не в полученном результате. Чаще всего подобная работа организуется в игровой форме. Стоит добавить, что занятия лепкой одновременно позволяют развивать речь ребенка, поскольку в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с материалом для лепки ведется диалог с детьми. Данная игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем. Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении [23, с.24].
По мере формирования у детей навыков лепки мы имеем больше возможностей для перехода к самостоятельным формам работы. Данный подход позволяет развивать воображение детей, их творческие способности. Здесь особую роль играет одобрение и похвала со стороны значимого взрослого. Таким образом, развитие мелкой моторики рук связано с интеллектуальным развитием ребенка [22, с.39].
В трудах множества педагогов, проблема развития мелкой моторики пальцев рук рассматривается с особым вниманием, разработан целый комплекс приемов и методов, направленных на развитие и совершенствование этого навыка. Вопросами развития мелкой моторики детей занимался В.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б.М.Неменский обращали внимание на то, что детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Так С.Е. Гаврилина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать» пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту [10, с. 36].
Все эти авторы ссылаются на исследования М.М. Кольцовой, которой было доказано, что формирование речевых областей головного мозга напрямую связанно с движениями рук ребенка [32, с.43].
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и возможности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки. Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: Особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования мы избрали процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе лепки.
Предмет исследования - влияние лепки на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние процесса лепки на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Занятия лепкой будут положительно влиять на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях:
• если в процессе занятий с пластическим материалом будет спланирована специальная творческая деятельность, направленная на развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук;
• если в процессе занятий изобразительная деятельность с пластическим материалом будет направлена на точность движений пальцев:
• если в процессе занятий ребенок будет выполнять последовательность мелких и точных движений кистями при помощи скоординированных действий.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта определить сущность и содержание понятия «мелкая моторика рук».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
3. Обобщить имеющийся опыт использования лепки для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить критерии, показатели и уровни для оценки развития мелкой моторики у детей 2-4 лет. Подобрать диагностические задания для оценки развития мелкой моторики у детей 2-4 лет по каждому из выделенных критериев и показателей.
5. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей 2-4 лет и провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
6. Разработать серию занятий по лепке, направленную на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
7. Проанализировать результаты экспериментальной работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач. Теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала.
Диагностические методы:
1. Методика проведения диагностики развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев у детей младшего дошкольного возраста на основе заданий М.М. Кольцовой и Н.О. Озерецкого;
2. Метод экспертного опроса;
3. Экспертная оценка навыков работы детей с материалами.
База исследования: дошкольная образовательная организация в Северо Енисейском районе, дошкольная группа.
Теоретической основой курсовой работы являются труды таких исследователей, как Н.П. Анохин, Н.С. Лейтес, А.Р. Лурия, Л.О. Бадалян, А.С.Большаков, Л.В. Филиппова, Е.П. Ильин, М.Мантесори и др.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизации опыта использования лепки в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами при развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Изучение литературы по состоянию проблемы по развитию мелкой моторики детей 2-4 года жизни показало, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, которые сочетаются со зрительной системой и ориентировкой в пространстве и на листе бумаги.
Мелкая моторика рук взаимодействует с познавательными процессами: восприятием, вниманием, мышлением, воображением. Ее развитие способствует развитию речи, координации движений, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных и автоматизированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Лепка — чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
В нашем исследовании для изучения уровней развития мелкой моторики у детей 2-4 года жизни использовались 3 критерия (координация, гибкость и автоматизированность) и соответствующие им показатели, были установлены 3 уровни ее развития - высокий, средний и низкий.
Для диагностического обследования детей соответственно выделенным критериям и показателям использовались 3 методики:
1. Методика «Перебор пальцев» Е.И. Рогова.
2. Методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4
лет» О.И.Крупенчук.
3. Методика «Езда по дорожке» А.Е. Белая.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства детей 2-4 года жизни мелкая моторика развита на низком уровне и лишь у небольшой части детей - на среднем уровне. Это проявлялось в том, что движения пальцев и кистей рук у детей были некоординированными, несинхронными (когда это было нужно), они не отличались гибкостью и точностью, не были доведены до автоматизма.
Для преодоления этих недостатков в развитии мелкой моторики детей 2-4 года жизни нами была составлена серия занятий по лепки и разработаны методические рекомендации к ним. Серия состояла из 7 занятий по одному академическому часу, целью формирующего эксперимента является освоение технологических приемов работы с пластилином младшими дошкольниками. В результате эксперимента обучающиеся освоили такие приемы: раскатывание, скатывание, оттягивание, разглаживание, прищипывание, сплющивание.


1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. 2010. № 8. С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). М.: Просвещение, 1974. С. 12-25.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. М.: Просвещение, 2009. 196 с.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Академия, 2010. 284 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. М.: Владос, 2011. 672 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009. 192 с.
8. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2005. 204 с.
9. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: Изд-во АСТ, 2011. 183 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. М.: Академия, 2010. 368 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Академический проект, 2010. 474 с.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2012. 165 с.
13. Галянт И. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. 2011. № 1.
C. 50-53.
14. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой, Т.А.Березиной. М.: Детство-Пресс, 2014. 528 с.
15. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2010. 326 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ