Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительная характеристика профессиональных установок у старшеклассников городских и сельских школ

Работа №16765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
679
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Основные подходы к исследованию установки в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1 Теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке 7
1.2. Профессиональные установки старшеклассников 14
Выводы но первой главе 21
Глава II . Эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ на выбор профессий 23
2.1 Организация и проведение эмпирического исследование 23
2.2 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
профессиональных установок у сельских и городских школьников 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации профессионального
самоопределения старшеклассников 41
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения 53


Актуальность работы. В настоящее время молодежи непросто выбрать профессию: для многих этот выбор часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. Таким образом, выпускники школ становятся категорией повышенного риска: у них нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности и желания определить собственную судьбу.
Под самоопределением личности психологи понимают процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств само существования в конкретных обстоятельствах жизни. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [22, 4].
Профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей. При выборе профессии человек отдает предпочтение наиболее близким ему способом регуляции поведения и соотносит их со структурой значимых для ценностей. Нам близка позиция И. Холланд, согласно которой профессиональный выбор рассматривается как выбор образа жизни, отражающий представления человека о себе и своих ценностях.
Формирование жизненных и профессиональных установок, самосознания человека, связано процессами идентификации. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца».
С другой стороны жизненные установки и ценности, оказывающие непосредственное влияние на выбор профессии и образ жизни человека, напрямую связаны с ценностями, традициями, нормами и установками той социальной среды, в которой воспитывался ребенок. Основной микросредой, происходит формирование личности ребенка, его самосознания, является семья [18, 97].
Выбор человеком одного из нескольких, возможных вариантов поведения, принятие им какого-либо решения всегда детерминированы его мотивационной сферой. Поэтому при выборе учебного заведения для приобретения той или иной профессии должны реализовываться если не профессиональные установки человека, то, по крайней мере, некоторые его установки по отношению к профессии. Таким образом, к моменту выбора профиля профессиональной подготовки у выпускника общеобразовательной школы должны сложиться некоторые элементы профессиональной мотивации. Однако эти элементы оказываются не всегда достаточными для определения трудностей, возникающих в ходе адаптации к учебному процессу.
Профессиональные установки человека входят в разряд социально-психологических установок, являются их частным случаем на том основании, что профессиональная деятельность человека - одна из составляющих его социальной деятельности [18, 121].
Объект исследования: профессиональные установки старшеклассников.
Предмет исследования: особенности профессиональных установок городских и сельских школьников.
Цель исследования: выявить особенности профессиональных установок старшеклассников сельских и городских школ.
Гипотеза исследования: профессиональные установки подростков города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям, основательности профессионального выбора.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический смысл понятия «установки»;
2. Изучить психологическую литературу по проблеме профессиональных установок;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ;
4. По результатам исследования сделать обработку и сравнительный анализ результатов исследования профессиональных установок у сельских и городских школьников;
5. Рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б. Кара-Сала Бай-Тайгинского кожууна, МБОУ гимназия №9 г. Кызыла.
Методы исследования:
1. Анализ, психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. Тестирование (методика для выявления профессиональных установок Дж.Крайтсона).
3. Методы количественного анализа: проценты, баллы.
Теоретическую основу исследования мы рассматривали в трудах Г.Оллпорт, Г.Спенсер которые занимались исследованием установки, а также над проблемой установки личности в отечественной науке работал Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, Д.Фримен, И.Ф. Имеладзе.
Методологическую основу исследования составили гуманистический подход, ориентирующий педагогический процесс на человека как на высшую ценность и возрастной подход, предполагающий целенаправленное создание условий для развития старшеклассников с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в педагогических ВУЗах и ССУЗах, социальным педагогам и педагогам психологам в практической деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональные установки старшеклассников подготавливается всем ходом их предыдущего личностного развития, и выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. Успешные решения, человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития.
Мы предположили, что профессиональные установки старшеклассников города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям,основательности профессионального выбора.
В результате анализа полученных данных мы сделали следующие выводы. У большинства школьников имеются выраженные предпочтения определенных типов профессий, их профессиональные установки сформированы. Большинство подростки выбрали по два типа профессий, и это показатель того, что эти школьники не смогли пока определиться с выбором профессии, либо им нужно выбирать такие профессии, где будут сочетаться выбранные ими типы профессий. Некоторые подростки не имеют ярко выраженных предпочтений относительно типа будущей профессии, их профессиональные установки пока не сформировались. Им необходима дополнительная информация о современных профессиях, которая поможет определиться с выбором профессии.
В ходе проведённого исследования говорят о том, что выбор профессии старшеклассниками определяется под влиянием различных факторов: интересами, склонностями, способностями учащегося; позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка; популярностью профессии для старшеклассника; социальной значимостью данной профессии в жизни общества; экономическими перспективами трудовой деятельности. Однако, смысл выбираемой профессии часто находится не в трудовой деятельности, а в тех благах, которые возможно за неё получить (престиж, популярность, зарплата и т.п.). Так как, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, это ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.
Нашей основной задачей было - выявить влияние профессиональных установок подростков на выбор профессии, для того что бы в дальнейшем помочь им совершать этот выбор более осознанно.
Так на основе реализации целей и задач мы выделили следующие особенности в выборе профессии старших школьников.
Выводы:
Сформированность профессиональных склонностей между подростками участвующими и не участвующими в работе дополнительного образования отличается более ярко, нежели между подростками в сельских и городских школах, не имеющих дополнительного образования.
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников (80%) в разной степени, уже определились с выбором профессии. У подростков, проходящих обучение в учреждениях дополнительного образования, этот выбор более осознан и согласуется с типом деятельности направленности кружка, клуба, студии и т.п. У старшеклассников городских и сельских школ выборы достаточно широки и связаны с востребованностью профессии в данной местности, часто любимый предмет или увлечение служат основанием выбора профессии.
3. Подростки иcпытывают трудности в профессиональном самоопределении, связанные с недостаточным знанием мира профессий, неуверенности в себе, иногда ориентируются на мнение родителей, а не на своё собственное.
Старшеклассникам сложно выделить поэтапно свою дальнейшую перспективу на пути к реализации профессионального выбора. Эти трудности связаны с недостаточной и противоречивой информацией. Несмотря на это они неплохо ориентируются в сложившейся социально¬экономической ситуацией в стране и надеются на лучшее.
Таким образом, на основании вышеизложенного цель исследования достигнута, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.



1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. АOульханова-Славсеая // Психология личности и образ жизни. М., - 2002.- С. 1.37 145.
2. Ананьина, Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - № 9.
3. Авдуевская, Е.П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы / Е.П. Авдуевская, Т.А. Араканцева // Введение в практическую социальную психологию. М., 2006. с. 214-229.
4. Абульхатова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абсльбанова-Славсеая // Психология личности и образ жизни. М., 2002. с. 137 145.
5. Арон, И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению. / И.С. Арон // Вестник КГУ им. П.А. Некрасова. - 2010. -№1. с.233-236.
6. Белоусова, В.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. // Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиям. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - М: 2007.
7. Беляева, Л.А. Построение "Я-Концепции" как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. // вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 91. - с.75-80.
8. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников / С.И. Вершинин // Школа Ч производство. - 2000.- № 6. - С. 17—18.
9. Громкова, М.А. Психология и педагогика профессиональной деятельности. / М.А. Громкова // - М.: ЮГитиДиана, 2003. - С. 370
10. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин // - Санкт Петербург: Питер, 2002.
11. Зайко, Е.М. Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда. / Е.М. Зайко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 14 (152). - с. 32-35.
12.Забродин, Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики) / Ю.М. Забродин // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 2005.- с. 360.
13.3еер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер // Учеб. пособие. - Воронеж : МОДЭК, 2008.
14. Ионина, Н.Г. О профессиональном самоопределении старшеклассников. / Н.Г. Ионина // Журнал "Биология в школе" - К: Школьная пресса, - 2010. - № 3. - с. 47-52
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов // - М.: Академия, - 2010.
16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов // М., 2001.- С. 389
17. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов // Обнинск, 2003. С. 379.
18. Кондаков, И.М. Диагностика профессиональных установок подростков / И.М. Кондаков // Вопросы психологии. 2005. - № 2. с. 122-130.
19. Колесников, И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие / И.А. Колесников // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. - 2009. - № 31. - с. 71-76.
20. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов // М., 2001.¬389 с.
21. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов // Обнинск, 2003.-379с.
22. Кондаков, И.М. Диагностика профессиональных установок подростков / И.М. Кондаков // Вопросы психологии. 2005. - № 2. с. 122-130.
23. Кобзарева, И.И. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема / И.И. Кобзарева // известия ТРТУ, - № 1 - 2007 . Тематический выпуск.
24. Красношлыкова, О.Г. Всеросийская научно-практическая конференция // Профессиональное самоопределение старшеклассников теория и практика / О.Г. Красношлыкова // - К: Крипкипро, 2008.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий //.: учеб. пособие для вузов - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
26. Крылова, А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылова, С.А. Маничев // СПб.: Питер,- 2002.
27. Лишин, О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире / О.В. Лишин // 2004. -№ 10. С. 47 56.
28. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова // Книга для учителя. М., - 1993.
29. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека. - Вопросы психологии / Л.М. Митина // - 1997. - № 4.- С.28-38.
30. Мишле, В.В. Профессиональное самоопределение современной российской молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. - Саратов: 2008. - № 1.
31. Надирашвили, ІІІ.А. Установка и деятельность / ІІІ.А. Надирашвили // Тбилиси, 1987.
32. Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии / ІІІ.А. Надирашвили // Тбилиси, 1974.
33. Низьева, Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Е.В. Низьева // Сборник научных трудов СевКавГТУ, - 2008. - № 6.
34. Ниечфоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров// СПб, 1996.
35. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов // книга 2. - М: Владос, 2007.
36. Новиков, М.Г. Особенности ЛИИНЧИЯ uитеIocтнбIx качеств аа профессиональное самоопределение молодежи / М.Г. Новиков // Мир психологии. - 2009. - № 3.- с. 240-248.
37. Педагогчческий энциклопедический словарь. - М: Дрофа: Бол. Рос. энцикл, 2008.
38. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теории и практика / Н.С. Прижников // - М: Академии, 2008.
39. Самоуеитa, Н.В. Психология и педогогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукита // М., 1999.
40. Фролова, С.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических наук. // Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. - М: Московский психолого-социальный институт, 2009. - с. 51-53
41. Фролова, С.В. Факторы профессионального самоопределении старшеклассников // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 1 - с. 69-71.
42. Флоровсеая, Г.С., Флоровский С.Ю . Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности (на примере старшего школьного возраста) // Экология личности: Материалы Рос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.-90с.
43. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
44. Шапирштейн Г.Я. Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта. Автореферат диссертации. кандидата психологических наук. М., 1988.
45. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. - 99 с.
46. Щербаков, А.И. О методолгии и методике изучения психологии труда и личности учителя. / А.И. Щербаков // Психология учителя. Л., 1976, с. 15
47. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. П. Чистякова //. - М.: Просвещение, 1997. - 284 с.
48. Чечель, И. Сельская школа: проблемы профессионального самоопределения старшеклассников / И. Чечель // Директор школы. - 1993. №2. - С .58-69.
49.Чугунова, Э.С., Багджюнене Д.М. Профессиональные установки руководителей коллективов.// Теория установки и актуальные проблемы психологии / Э.С Чугунова // Тбилиси, 1990, с.260-280.
50.Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Пер. с англ. М., 2003.-370с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ