Сравнительная характеристика профессиональных установок у старшеклассников городских и сельских школ
|
Введение 3
Глава I . Основные подходы к исследованию установки в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1 Теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке 7
1.2. Профессиональные установки старшеклассников 14
Выводы но первой главе 21
Глава II . Эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ на выбор профессий 23
2.1 Организация и проведение эмпирического исследование 23
2.2 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
профессиональных установок у сельских и городских школьников 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации профессионального
самоопределения старшеклассников 41
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения 53
Глава I . Основные подходы к исследованию установки в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1 Теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке 7
1.2. Профессиональные установки старшеклассников 14
Выводы но первой главе 21
Глава II . Эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ на выбор профессий 23
2.1 Организация и проведение эмпирического исследование 23
2.2 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
профессиональных установок у сельских и городских школьников 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации профессионального
самоопределения старшеклассников 41
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения 53
Актуальность работы. В настоящее время молодежи непросто выбрать профессию: для многих этот выбор часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. Таким образом, выпускники школ становятся категорией повышенного риска: у них нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности и желания определить собственную судьбу.
Под самоопределением личности психологи понимают процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств само существования в конкретных обстоятельствах жизни. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [22, 4].
Профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей. При выборе профессии человек отдает предпочтение наиболее близким ему способом регуляции поведения и соотносит их со структурой значимых для ценностей. Нам близка позиция И. Холланд, согласно которой профессиональный выбор рассматривается как выбор образа жизни, отражающий представления человека о себе и своих ценностях.
Формирование жизненных и профессиональных установок, самосознания человека, связано процессами идентификации. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца».
С другой стороны жизненные установки и ценности, оказывающие непосредственное влияние на выбор профессии и образ жизни человека, напрямую связаны с ценностями, традициями, нормами и установками той социальной среды, в которой воспитывался ребенок. Основной микросредой, происходит формирование личности ребенка, его самосознания, является семья [18, 97].
Выбор человеком одного из нескольких, возможных вариантов поведения, принятие им какого-либо решения всегда детерминированы его мотивационной сферой. Поэтому при выборе учебного заведения для приобретения той или иной профессии должны реализовываться если не профессиональные установки человека, то, по крайней мере, некоторые его установки по отношению к профессии. Таким образом, к моменту выбора профиля профессиональной подготовки у выпускника общеобразовательной школы должны сложиться некоторые элементы профессиональной мотивации. Однако эти элементы оказываются не всегда достаточными для определения трудностей, возникающих в ходе адаптации к учебному процессу.
Профессиональные установки человека входят в разряд социально-психологических установок, являются их частным случаем на том основании, что профессиональная деятельность человека - одна из составляющих его социальной деятельности [18, 121].
Объект исследования: профессиональные установки старшеклассников.
Предмет исследования: особенности профессиональных установок городских и сельских школьников.
Цель исследования: выявить особенности профессиональных установок старшеклассников сельских и городских школ.
Гипотеза исследования: профессиональные установки подростков города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям, основательности профессионального выбора.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический смысл понятия «установки»;
2. Изучить психологическую литературу по проблеме профессиональных установок;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ;
4. По результатам исследования сделать обработку и сравнительный анализ результатов исследования профессиональных установок у сельских и городских школьников;
5. Рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б. Кара-Сала Бай-Тайгинского кожууна, МБОУ гимназия №9 г. Кызыла.
Методы исследования:
1. Анализ, психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. Тестирование (методика для выявления профессиональных установок Дж.Крайтсона).
3. Методы количественного анализа: проценты, баллы.
Теоретическую основу исследования мы рассматривали в трудах Г.Оллпорт, Г.Спенсер которые занимались исследованием установки, а также над проблемой установки личности в отечественной науке работал Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, Д.Фримен, И.Ф. Имеладзе.
Методологическую основу исследования составили гуманистический подход, ориентирующий педагогический процесс на человека как на высшую ценность и возрастной подход, предполагающий целенаправленное создание условий для развития старшеклассников с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в педагогических ВУЗах и ССУЗах, социальным педагогам и педагогам психологам в практической деятельности.
Под самоопределением личности психологи понимают процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств само существования в конкретных обстоятельствах жизни. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [22, 4].
Профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей. При выборе профессии человек отдает предпочтение наиболее близким ему способом регуляции поведения и соотносит их со структурой значимых для ценностей. Нам близка позиция И. Холланд, согласно которой профессиональный выбор рассматривается как выбор образа жизни, отражающий представления человека о себе и своих ценностях.
Формирование жизненных и профессиональных установок, самосознания человека, связано процессами идентификации. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца».
С другой стороны жизненные установки и ценности, оказывающие непосредственное влияние на выбор профессии и образ жизни человека, напрямую связаны с ценностями, традициями, нормами и установками той социальной среды, в которой воспитывался ребенок. Основной микросредой, происходит формирование личности ребенка, его самосознания, является семья [18, 97].
Выбор человеком одного из нескольких, возможных вариантов поведения, принятие им какого-либо решения всегда детерминированы его мотивационной сферой. Поэтому при выборе учебного заведения для приобретения той или иной профессии должны реализовываться если не профессиональные установки человека, то, по крайней мере, некоторые его установки по отношению к профессии. Таким образом, к моменту выбора профиля профессиональной подготовки у выпускника общеобразовательной школы должны сложиться некоторые элементы профессиональной мотивации. Однако эти элементы оказываются не всегда достаточными для определения трудностей, возникающих в ходе адаптации к учебному процессу.
Профессиональные установки человека входят в разряд социально-психологических установок, являются их частным случаем на том основании, что профессиональная деятельность человека - одна из составляющих его социальной деятельности [18, 121].
Объект исследования: профессиональные установки старшеклассников.
Предмет исследования: особенности профессиональных установок городских и сельских школьников.
Цель исследования: выявить особенности профессиональных установок старшеклассников сельских и городских школ.
Гипотеза исследования: профессиональные установки подростков города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям, основательности профессионального выбора.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический смысл понятия «установки»;
2. Изучить психологическую литературу по проблеме профессиональных установок;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния профессиональных установок школьников городских и сельских школ;
4. По результатам исследования сделать обработку и сравнительный анализ результатов исследования профессиональных установок у сельских и городских школьников;
5. Рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б. Кара-Сала Бай-Тайгинского кожууна, МБОУ гимназия №9 г. Кызыла.
Методы исследования:
1. Анализ, психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. Тестирование (методика для выявления профессиональных установок Дж.Крайтсона).
3. Методы количественного анализа: проценты, баллы.
Теоретическую основу исследования мы рассматривали в трудах Г.Оллпорт, Г.Спенсер которые занимались исследованием установки, а также над проблемой установки личности в отечественной науке работал Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, Д.Фримен, И.Ф. Имеладзе.
Методологическую основу исследования составили гуманистический подход, ориентирующий педагогический процесс на человека как на высшую ценность и возрастной подход, предполагающий целенаправленное создание условий для развития старшеклассников с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в педагогических ВУЗах и ССУЗах, социальным педагогам и педагогам психологам в практической деятельности.
Профессиональные установки старшеклассников подготавливается всем ходом их предыдущего личностного развития, и выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. Успешные решения, человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития.
Мы предположили, что профессиональные установки старшеклассников города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям,основательности профессионального выбора.
В результате анализа полученных данных мы сделали следующие выводы. У большинства школьников имеются выраженные предпочтения определенных типов профессий, их профессиональные установки сформированы. Большинство подростки выбрали по два типа профессий, и это показатель того, что эти школьники не смогли пока определиться с выбором профессии, либо им нужно выбирать такие профессии, где будут сочетаться выбранные ими типы профессий. Некоторые подростки не имеют ярко выраженных предпочтений относительно типа будущей профессии, их профессиональные установки пока не сформировались. Им необходима дополнительная информация о современных профессиях, которая поможет определиться с выбором профессии.
В ходе проведённого исследования говорят о том, что выбор профессии старшеклассниками определяется под влиянием различных факторов: интересами, склонностями, способностями учащегося; позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка; популярностью профессии для старшеклассника; социальной значимостью данной профессии в жизни общества; экономическими перспективами трудовой деятельности. Однако, смысл выбираемой профессии часто находится не в трудовой деятельности, а в тех благах, которые возможно за неё получить (престиж, популярность, зарплата и т.п.). Так как, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, это ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.
Нашей основной задачей было - выявить влияние профессиональных установок подростков на выбор профессии, для того что бы в дальнейшем помочь им совершать этот выбор более осознанно.
Так на основе реализации целей и задач мы выделили следующие особенности в выборе профессии старших школьников.
Выводы:
Сформированность профессиональных склонностей между подростками участвующими и не участвующими в работе дополнительного образования отличается более ярко, нежели между подростками в сельских и городских школах, не имеющих дополнительного образования.
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников (80%) в разной степени, уже определились с выбором профессии. У подростков, проходящих обучение в учреждениях дополнительного образования, этот выбор более осознан и согласуется с типом деятельности направленности кружка, клуба, студии и т.п. У старшеклассников городских и сельских школ выборы достаточно широки и связаны с востребованностью профессии в данной местности, часто любимый предмет или увлечение служат основанием выбора профессии.
3. Подростки иcпытывают трудности в профессиональном самоопределении, связанные с недостаточным знанием мира профессий, неуверенности в себе, иногда ориентируются на мнение родителей, а не на своё собственное.
Старшеклассникам сложно выделить поэтапно свою дальнейшую перспективу на пути к реализации профессионального выбора. Эти трудности связаны с недостаточной и противоречивой информацией. Несмотря на это они неплохо ориентируются в сложившейся социально¬экономической ситуацией в стране и надеются на лучшее.
Таким образом, на основании вышеизложенного цель исследования достигнута, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Мы предположили, что профессиональные установки старшеклассников города и села имеет свои особенности; в частности: в самостоятельности в выборе профессии,подверженности эмоциональным влияниям,основательности профессионального выбора.
В результате анализа полученных данных мы сделали следующие выводы. У большинства школьников имеются выраженные предпочтения определенных типов профессий, их профессиональные установки сформированы. Большинство подростки выбрали по два типа профессий, и это показатель того, что эти школьники не смогли пока определиться с выбором профессии, либо им нужно выбирать такие профессии, где будут сочетаться выбранные ими типы профессий. Некоторые подростки не имеют ярко выраженных предпочтений относительно типа будущей профессии, их профессиональные установки пока не сформировались. Им необходима дополнительная информация о современных профессиях, которая поможет определиться с выбором профессии.
В ходе проведённого исследования говорят о том, что выбор профессии старшеклассниками определяется под влиянием различных факторов: интересами, склонностями, способностями учащегося; позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка; популярностью профессии для старшеклассника; социальной значимостью данной профессии в жизни общества; экономическими перспективами трудовой деятельности. Однако, смысл выбираемой профессии часто находится не в трудовой деятельности, а в тех благах, которые возможно за неё получить (престиж, популярность, зарплата и т.п.). Так как, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, это ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.
Нашей основной задачей было - выявить влияние профессиональных установок подростков на выбор профессии, для того что бы в дальнейшем помочь им совершать этот выбор более осознанно.
Так на основе реализации целей и задач мы выделили следующие особенности в выборе профессии старших школьников.
Выводы:
Сформированность профессиональных склонностей между подростками участвующими и не участвующими в работе дополнительного образования отличается более ярко, нежели между подростками в сельских и городских школах, не имеющих дополнительного образования.
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников (80%) в разной степени, уже определились с выбором профессии. У подростков, проходящих обучение в учреждениях дополнительного образования, этот выбор более осознан и согласуется с типом деятельности направленности кружка, клуба, студии и т.п. У старшеклассников городских и сельских школ выборы достаточно широки и связаны с востребованностью профессии в данной местности, часто любимый предмет или увлечение служат основанием выбора профессии.
3. Подростки иcпытывают трудности в профессиональном самоопределении, связанные с недостаточным знанием мира профессий, неуверенности в себе, иногда ориентируются на мнение родителей, а не на своё собственное.
Старшеклассникам сложно выделить поэтапно свою дальнейшую перспективу на пути к реализации профессионального выбора. Эти трудности связаны с недостаточной и противоречивой информацией. Несмотря на это они неплохо ориентируются в сложившейся социально¬экономической ситуацией в стране и надеются на лучшее.
Таким образом, на основании вышеизложенного цель исследования достигнута, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Подобные работы
- ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь целостных ориентаций и профессионального самоопределения у старшеклассников (Благовещенский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Политическая адаптация российской молодежи к трансформационному развитию
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



