Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРУШЕНИЯ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №167645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА НАРУШЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1.Общие сведения о дизартрии как о речевом нарушении 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 9
1.3. Формирование просодической стороны речи в онтогенезе 11
1.4.Особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 16
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «НАРУШЕНИЯ И КОРРЕКЦИИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ» 22
2.1. Предпроектное исследование 22
2.2. План реализации проекта 26
2.3. Описание продукта проекта 30
2.4. Оценка результата реализации проекта 48
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность исследования. Первым и главным критерием становления у ребёнка дошкольного возраста предпосылок для успешной социальной адаптации является своевременное и полноценное овладение речью. Ограниченность и затруднённость речевого общения отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка, вызывает психические наслоения, нежелательные особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных свойств характера: застенчивости, нерешительности и замкнутости. То, что не было развито у ребёнка в дошкольном возрасте в сенситивный период развития обязательно отразится на адаптации в школьный период, и как результат в последующем - на выборе будущей деятельности.
Преодоление расстройства интонационной выразительности является необходимым элементом полноценного развития речи и подготовки дошкольников к успешному обучению в общеобразовательном учреждении.
У детей с нарушениями речи, по мнению Е.А. Брызгуновой, Л.А. Копачевской, С.В. Леоновой, Л.В. Лопатиной, А.Г.Сиротиной и др., кроме нарушений лексико-грамматического строя речи, по-разному наблюдается неспособность разнообразить свою речь просодическими элементами языка [6,10,11,14,22]. Речь детей дошкольного возраста отличается весьма малой выразительностью, монотонна, также затруднено интонирование речевых высказываний. Также характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Ранее описанные факты затрудняют не только речевую активность детей, но и отрицательно влияют на общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, поэтому отдаляют от формирования личности в целом.
Детальное рассмотрение особенностей владения различными видами интонации, их восприятием, знанием затруднений, которые при этом дошкольники с речевыми нарушениями испытывают, выявление учёта особенностей просодики у данной категории детей, позволит целенаправленно и детально выстраивать работу по коррекции и воспитанию правильной интонации, как важного компонента правильной и грамотной речи.
Дизартрия - одно из самых распространённых нарушений речи у детей. (Е.Ф.Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф.Соботович) [4,14,15]. Просодические нарушения при дизартрии являются первичными в структуре дефекта. Невыразительность, монотонность, затруднение интонирования, нарушения тембра, темпа затрудняют речевую активность отрицательно влияют на общение, социализацию.
Вышесказанное предполагает необходимость детального, пристального теоретического и практического рассмотрения нарушений
просодической стороны речи у детей пяти-шести лет с дизартрией и определение наиболее эффективных способов повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы с целью преодоления установленных нарушений.
Проблема проектного исследования - нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных компонентов, их коррекция у дошкольников с дизартрией.
Объектом проектного исследования выступает просодическая сторона речи у дошкольников 5-6 лет с дизартрией.
Предметом проектного исследования являются нарушения просодической стороны речи, её коррекция у дошкольников с дизартрией.
Цель проектного исследования - выявить нарушения компонентов интонации и разработать дифференцированные методические рекомендации, направленных на их коррекцию.
Гипотеза проектного исследования:
Мы предполагаем, что у дошкольников с дизартрией будут выявлены различные вариативные нарушения интонационных компонентов речи: качеств голоса, голосовых модуляций, темпа, ритма. Выявленные особенности позволят разработать методические рекомендации для их коррекции у дошкольников с дизартрией.
Задачи проектного исследования:
1. Изучить научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать комплекс методик, направленных на диагностику интонационной стороны речи у дошкольников 5-6 лет с дизартрией, провести констатирующий эксперимент.
3. Провести анализ и структурировать полученные результаты по
определённым критериям сходства проявлений.
4. Подобрать дифференцированные методические рекомендации для
коррекционной работы.
Для проработки поставленных задач использовались такие методы проектного исследования, как:
-теоретический анализ собранной литературы по проблеме исследования; -сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, беседы;
-педагогический эксперимент;
-обработка и обобщение полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления о просодической стороне речи, её формировании и нарушениях у детей с дизартрией (Н.И. Жинкин, Е.Ф. Архипова, Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова, Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина Р.Е. Левина, И.А. Поварова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Мы прошли следующие этапы проектного исследования:
1. подбор и изучение специальной литературы, 4 недели;
2. подготовка и проведение констатирующего эксперимента, 3 недели;
3. анализ и структурирование полученных результатов, 3 недели;
4. подбор коррекционно-логопедических рекомендаций, 3 недели;
5. оформление сделанной работы, 5 недель.
Практическая значимость:
Продуктом проекта являются разработанные в рамках методических рекомендаций дифференцированные комплексы просодических упражнений могут быть использованы в практической деятельности логопедов в коррекционно-развивающей работе с детьми как над голосом, его модуляциями, тембром и выразительностью, так и темпо-ритмическими характеристиками речи: темп, ритм, логическое ударение и паузы.
База проектного исследования:
Констатирующий эксперимент проводился на базе одного из образовательных организаций города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована группа из 20 воспитанников, средний возраст которых составил 5-6 лет.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по выполнению научно-исследовательских работ проектного вида в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №225 (п) от 05.04.2018 г. Проект содержит: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта, материалы предпроектного исследования, ознакомительные фрагменты продукта проекта, отзывы научного руководителя и представителя образовательной организации, согласия на обработку персональных данных, справка Антиплагиат.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На этапах предпроектного исследования и внедрения проекта нами был решен ряд теоретических и практико-ориентированных задач. В процессе теоретического анализа научной литературы в рамках обозначенной области исследования было раскрыто содержание понятия «просодическая сторона речи», а также определена степень разработанности проблемы развития просодической стороны речи у детей пяти-шести лет с дизартрией.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие просодической стороны речи способствует коррекции дизартрии, являясь ключом к развитию речевого дыхания и интонационно-выразительной окраски речи у дошкольников пяти-шести лет, так необходимого не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения.
Логопедическая работа с дошкольниками пяти-шести лет, имеющими дизартрию, в силу системного характера данного нарушения требует опоры на принципы комплексности и системности в сочетании с принципом индивидуального подхода. Формат проекта способствует гармоничному сочетанию и реализации данных принципов в практической деятельности, начиная от диагностического этапа работы и заканчивая этапом автоматизации полученных умений и навыков: взаимодействие со
специалистами дошкольного образовательного учреждения и учёт рекомендаций ведущих отечественных методологов позволил нам подобрать универсальные типы логопедических упражнений, способствующих коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи, восприятия и воспроизведения мелодики, темпа, ритма, тембра, слогового, словесного и логического ударения, нарушенных при стёртой дизартрии, а анализ профилей сформированности просодической стороны речи - выявить сильные и слабые стороны каждого дошкольника подгруппы и адаптировать задания в соответствие с выявленными индивидуальными особенностями.
На наш взгляд, результативность проектной формы работы напрямую зависит от качества взаимосвязи следующих аспектов:
- теоретического и практического, проявляющихся в научной обоснованности выбора методов логопедического воздействия;
-содержательного и организационно-технического, проявляющихся в согласованности действий разработчиков и заказчиков проекта (представителей дошкольного образовательного учреждения).
В контексте проблемы роста числа детей с дизартрией, актуальна как теоретическая часть проекта, раскрывающая особенности проявления дизартрии у дошкольников пяти-шести лет, так и практическая разработка, направленная на коррекцию выявленного дефекта.
Актуальность и положительные результаты внедрения проекта «Нарушения и коррекция просодической стороны речи у детей пяти-шести лет с дизартрией» были отмечены администрацией дошкольного образовательного учреждения и зафиксированы в «Акте внедрения» (см. Приложение 4).
Таким образом, можно сказать, что цель, поставленная представителями дошкольного образовательного учреждения в «задании на ВКР проект» (см. Приложение 1), нами полностью реализована, а опыт, полученный в результате внедрения продукта проекта, может быть положен в основу новых практических разработок и в адаптированном варианте транслирован на аналогичные образовательные ситуации. Тем не менее, работу по формированию просодической стороны речи у целевой группы данного проекта стоит продолжать, так как выработка подобных навыков требует более длительных сроков.


1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса. - М.: Просвещение, 1973.
2. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008
3. Артёмова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: Учпедгиз, 1983.
4. Архипова Е.Ф. Дизартрия у детей. М.: Астрель, 2010.
5. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007 :: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285.
6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М.: Просвещение, 1981.
7. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 180 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2012. - 352с.
9. Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
10.Зееман М.В. Расстройство речи в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1982.
11. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2012. -20 с.
12. Леонова С.В. Статья «Развитие голоса у детей с речевыми нарушениями» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005 :: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2014. - 192 с.
15. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2010. - 151 с....26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ