Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРУШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ-ШЕСТЫХ КЛАССОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №167644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения сформированности синтаксических умений у школьников с умственной отсталостью
1.1. Становление синтаксических умений в онтогенезе
9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 14
1.3. Развитие грамматического строя речи обучающихся с умственной
отсталостью 21
1.4. Анализ методик коррекционной работы по развитию синтаксического
строя речи у учащихся с умственной отсталостью 25
Выводы по I главе 37
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности синтаксических умений школьников у с умственной отсталостью
2.1 Цель, задачи и методики
исследования 39
2.2 Анализ результатов констатирующего
эксперимента 44
2.3. Содержание логопедической работы по формированию синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью 58
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Библиографический список 71
Приложения 80

Одной из актуальных проблем в современной логопедии является наличие большого количества детей с системными нарушениями речи. Согласно федеральному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (19 декабря 2014 г. № 1599) развитие всех сторон речи у детей школьного возраста является одной из приоритетных образовательных областей. Среди детей с речевой патологией отмечается рост числа школьников, имеющих лёгкую степень умственной отсталости, которая характеризуется как системное недоразвитие речи, при котором страдают все компоненты речи, в том числе грамматический строй. (Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). Неотъемлемой частью грамматического строя речи является синтаксис.
Проблема формирования у детей с умственной отсталостью синтаксической стороны речи занимает важное место в современной специальной педагогике, вопрос о методике развития речи в этом аспекте остается одним из самых актуальных. Своеобразие овладения синтаксической стороной речи проявляется у школьников с нарушением интеллекта в замедленном темпе, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах многих учёных дефектологов достигнуты определённые успехи в определении нарушений синтаксической стороны речи, также разработаны и методы их преодоления. На данный момент анализ особенностей овладения синтаксическими компонентами речевого высказывания при нарушениях интеллекта представлен достаточно полно. Разработкой проблемы занимались Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Глухов В.П., Чиркина Г.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С. и др. На сегодняшний день недостаточно представлены и изучены научно-методические материалы по формированию синтаксических умений у учащихся с лёгкой умственной отсталостью. что и обосновывает актуальность исследования.
Цель исследования: изучение нарушений синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью и разработка содержания логопедической работы для коррекции выявленных нарушений. Объектом исследования являются синтаксические умения школьников. Предмет исследования: проявление нарушений формирования
синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью.
Проблема исследования состоит в том, что у детей с лёгкой умственной отсталостью наблюдаются различные нарушения познавательных процессов, которые препятствуют правильному формированию синтаксических умений.
Гипотеза исследования. Исходя из того, что у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью не достаточно сформированы синтаксические умения, ,мы предполагаем, что:
сформированность умений ^составлять простые распространённые
предложения .будет зависеть от сложности структуры предложений;
сформированность умений составлять сложные структуры
предложений будет зависеть от материальных пор;
3) сформированность умений составлять простые предложения будет выше, чем сформированность умений составлять ^сложные предложения.
Выявленные ^нарушения позволят нам определить содержание ^логопедической работы по формированию синтаксических умений Ну учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой распределены следующие задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме исследования
2. Разработать диагностический комплекс обследования
сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой
умственной отсталостью, провести «констатирующий эксперимент и
проанализировать данные эксперимента.
3. На основе «полученных результатов определить этапы и содержание до педогогичской работы по формированию синтаксических умений у учащихся 5-6 классов р лёгкой умственной отсталостью.,
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе
исследования применялись следующие методы исследования: -
теоретический анализ лингвистической,
психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы; эмпирические: наблюдение, беседы с родителями, разбор и анализа на мнестических данных, констатирующий эксперимента Метод обработки эмпирических данных. Методологическую основу исследования составили следующие положения общей и специальной ^педагогики и психологии:
о единстве общих «закономерностей развития нормальных
мианомальных детей (Л.С. Выготский, жР.Е. Левина, фЕ.М. Мастюкова идр.);
• теория «поэтапного Сформирования умственных действий (П.Я.
Г альперин);
• концепция системного подхода к исследованию „и коррекции речевых ^нарушений (Р.Е. Левина, М.С.Певзнер);
• о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе(А.Н. Гвоздев, фО.С. Ушакова, ^М.М. Кольцова, ЩД.Б. Эльконини фдр.);о
• о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты „которой зависимы один от другого обуславливают друг друга (О.Е. Грибова, пР.Е. Левина, Г.В. Чиркина, идр.);,
• об актуальном уровне развития би зоне ближайшего развития|(Л.С. Выготский);о
• о коммуникативно-деятельном подходе к развитию речи(М.И. Лисина, сТ.Б. Филичева) о
Теоретическая значимость:
• получены качественно-количественные данные в
особенностях сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью, которые дополняют характеристику данной категории детей в плане сформированности синтаксических умений,
• выявлены дополнительные диагностические показатели несформированности синтаксических умений: умения составлять простые распространённые предложения зависит от сложности структуры предложений; умения составлять сложные структуры предложений зависит
от материальных опор; умения составлять простые предложения выше, чем сформированность умений составлять сложные предложения;
• подтверждено, Идто уровень сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов В<с лёгкой ^умственной отсталостью различный. Научная ^новизна исследования:
• разработан ^диагностический комплекс по обследованию синтаксических [умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной усталостью;
• получены достоверные данные о сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью ;
• выявлены уровни сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью ;л
• разработано дифференцированное содержание логопедической .работы по формированию синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной .отсталостью.
Практическая значимость:
• подобран диагностический комплекс обследования сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой ,умственной отсталостью;
• представлено дифференцированное содержание коррекционной работы 1Ь учетом «уровневого подхода по формированию синтаксических умений у учащихся 5-6 классов б с лёгкой умственной отсталостью, которое может быть использовано всеми участниками образовательного процесса (учителями, «воспитателями, логопедами, (.родителями и др.).Работу «над магистерской диссертацией можно условно разделить на отри этапа.
На первом этапе был осуществлен анализ специальной научной д научно методической литературы, определены теоретико-методологические основы исследования, объекта, („предмет, цель, задачи «исследования. На втором этапе были разработаны и апробированы
методики констатирующего эксперимента, „направленные дна исследование сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью. Третий «этап был направлен «на обобщение материалов, обработку и анализ полученных результатов при апробации методик констатирующего эксперимента, формулирование выводов по проведенному исследованию, разработку методических рекомендаций по формированию синтаксических умений у школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Экспериментальное (.исследование проводилось «на базе ЛКГБОУ «Дивногорская школа» г. Дивногорска. В .эксперименте принимали участие пятнадцать обучающихся 5-6-хулассов 11-12-летнегодозраста. Все .учащиеся имели лёгкую умственную отсталость, системное недоразвитие ^речи лёгкой степени.
Апробация результатов исследования. Исследование проходило апробацию на конференции, в научной публикации:
• очное участие „в международной научно-практической „конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь д наука XXI века. Международный форум студентов, аспирантов Ни молодых Мученых» (Красноярск, 13 мая 2019 г.);
• участие во всероссийской научно-практической ^конференции «Формирование и развитие новой парадигмы науки Вов условиях постиндустриального общества» (Киров, 22 ноября 2019г.);
• публикация статьи на тему: «Изучение
сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 класса с лёгкой степенью Умственной отсталости»;
-публикация статьи на тему: «Особенности
сформированности синтаксических умений у школьников с умственной отсталостью».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы явилось - изучить сформированность синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью и подобрать методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены задачи. Анализируя литературу по проблеме исследования, в рамках решения первой задачи, мы определили, что синтаксические умения - это умения составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; находить в предложении грамматическую основу и словосочетания, главное и зависимое слова в них, составлять словосочетания всех важнейших видов и уместно употреблять их в собственной речи; различать в тексте простые и сложные предложения, определять типы тех и других, выделять в них члены предложения, определять способы их выражения, находить вводные слова, обособленные мужские члены предложения, разбирать синтаксически любые типы предложения, синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях - и орфографию ( например, согласование, управление падежной формой имени существительного и т.п.); синтаксически обоснованно совершенствовать, править текст: устранять ошибки; оценивать собственный и чужой текст с точки зрения синтаксической сложности, разнообразия, правильности, с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка.
Синтаксическое строение речи усложняется по мере общего развития ребенка, предложения становятся более развернутыми, связи между членами предложений - разнообразными. У умственно отсталых школьников недостаточно сформированными оказываются синтаксические структуры предложения, морфологические формы словоизменения и словообразования. (В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. Ф. Феофанов, Р.И. Лалаева, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович). Речь умственно отсталых учеников обычно состоит из коротких, неполных, простых предложений, в которых наблюдаются нарушения синтаксической структуры и предложно-падежных конструкций. Рассказы таких детей похожи на цепочку из грамматически равнозначных предложений.
Работу над предложением следует вести в трех направлениях. Первое направление — это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности. Второе — это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. Третье направление — это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыков правильного соединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему используемой конструкции.
В рамках решения второй задачи разработан диагностический комплекс обследования сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью. Для отбора диагностических заданий при проведении констатирующего эксперимента мы использовали общепринятые в логопедии методы и приемы обследования грамматического строя речи, отраженные в работах многих исследователей: О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной,Г.В. Чиркиной, О.Б. Иншаковой, Р.И. Лалаевой, М.М. Алексеевой, В.И.Ляминой. Диагностический комплекс состоит из трёх блоков: первый блок направлен на исследование умений строить простые распространенные предложения. Второй блок направлен на исследование умений строить сложносочинённые предложения. Данный блок включал в себя 2 серии заданий: 1 серия - исследование умения продуцировать сложноподчиненные предложения с использованием материальных опоры; 2 серия - исследование умения продуцировать сложноподчиненные предложения, без использования материальных опор. Третий блок направлен на исследование умений строить сложноподчиненные предложения. Данный блок включал в себя 2 серии заданий: 1 серия - исследование умения продуцировать сложноподчиненные предложения с использованием материальных опоры; 2 серия - исследование умения продуцировать сложноподчиненные предложения, без использования
материальных опор.
В рамках решения третей задачи на базе КГБОУ «Дивногорская школа» г. Дивногорска был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности синтаксических умений у учащихся 5-6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости. В эксперименте принимали участие пятнадцать обучающихся 5-6-х классов 11-12-летнего возраста. Все учащиеся имели лёгкую умственную отсталость, системное недоразвитие речи лёгкой степени. На основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, проведен количественный и качественный анализ результатов показателей уровня сформированности синтаксических умений у учащися 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью. Который показал, что наибольшее количество испытуемых при выполнении
заданий всех трех блоков находится на низком (от 20% до 46,7%) и среднем (от 26,7% до 33,3%) уровнях успешности. На уровне выше среднего находятся от 13.3% до 40% испытуемых. Высокий уровень успешности
показало наименьшее количество испытуемых (от 6,7% до 20%).
Наибольшие трудности в выполнении вызывали задания I и II блоков (исследование сформированности умения строить простые распространённые предложения и исследование умения строить сложносочинённые предложения.
Выявлены следующие специфические особенности:
1) сформированность умений составлять простые распространённые предложения будет зависеть от сложности структуры предложений;
2) сформированность умений составлять сложные структуры предложений будет зависеть от материальных опор;
3) сформированность умений составлять простые предложения будет выше, чем сформированность умений составлять сложные предложения.
Выявленные особенности говорят о необходимости разработки содержания логопедической работы по формированию синтаксических умений у учащихся 5-6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
В рамках решения четвертой задачи, на основании выявленных особенностей сформированности синтаксических умений, полученных в ходе экспериментального исследования, а также выявленных уровней сформированности данного вида речи, разработаны дифференцированные методические рекомендации по формированию синтаксических умений у школьников с лёгкой умственной отсталостью. Методические рекомендации
включают в себя: описание принципов, методов работы, описание
направлений работы, определяют дифференцированное содержание по направлениям, а также содержат приемы, использованные в направлениях работы. Направления работы были общими для всех детей и осуществлялись параллельно. Работа вытраивается в 3 этапа:
I этап -формирование умений стоить простые распространённые предложения;
II этап -формирование умений строить сложносочинённые предложения;
III этап -формирование умений строить сложноподчинённые предложения. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - Режим доступа:
http: //минобрнауки.рф/документы/5133
2. Аксенова А. К. Методика преподавания русского языка для детей с
нарушениями интеллекта : учеб. для студ.
пед. вузов / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. — М. : Просвещение, 2011.- 382 с.
3. Аксёнова А.К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках/А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская// Дефектология. -. - №6. - с. 32-43.
4. Алексеева М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3 изд., стереотип. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса/ Т.В. Ахутина М.: ЛКИ, 2008 - 224 с.
6. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы - М. : Владос, 2007. - 181 с.
7. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психологопедагогическая
коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 352 с.
8. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная
дифференциация личности: учебно-методическое пособие/ Д.И. Бойков. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
9. Болотова Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта/ Т.В. Болотова//
Развитие личности как стратегия современной системы
образования материалы Международной научно-практической
конференции. - 2016. - С. 381-385.
10. Борякова Н. Ю., Матросова, Т. А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н. Ю. Борякова. — М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. - 200 с.
11. Боскис Р.Л. Речь и развитие аномальных детей/ Р.Л. Боскис, Р.Е. Левина // Основы обучения и развития аномальных детей. М., 1965. - С. 154-168.
12. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики : учеб. пособие. - М., 2003. - 320 с.
13. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка
/ А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. -155 с.
14. Волкова Л.С. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2009. - 547 с.
15. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно­
развивающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников I - IV классов: автореф. дис.. .доктор. пед. наук: 13.00.01/ Воронкова Валентина Васильевна. -М. - 2001. - 26 с....88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ