ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
НАСТАВНИЧЕСТВА 7
1.1. Современные концептуально-педагогические представления о
наставничестве 7
1.2. Субъекты наставнической деятельности 14
1.3. Модельные подходы к практикам наставничества 24
Глава 2. ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГОВ-ТЕХНОЛОГОВ К МИССИИ НАСТАВНИКА 31
2.1. Характеристические особенности педагогического профиля технология в
контексте наставничества 31
2.2. Модельный образ проектного наставника в НТИ 34
2.3. Модельные разработки наставнических практик для студентов
педагогического профиля технология 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список использованных источников
В связи с интенсивными и многоплановыми изменениями в жизни современного, технологически развитого общества, в условиях расширяющегося развития экономики знаний возникают серьезные вызовы для сферы образования. Современные задачи образования связаны с необходимостью формирования на разных образовательных уровнях мобильной, креативной, конкурентоспособной, с ориентировкой на непрерывное саморазвитие личности. Новые грани задач образования приводят к усложнению требований, предъявляемых к современному педагогу. Одним из таких современных требований, формируемых социумом и государством к педагогическим специалистам, является сегодня требование индивидуального подхода к личности каждого учащегося и при этом требования социализации каждого учащегося в различных формах общественных коммуникаций и коллективных действий учащихся и взрослых. Поэтому важной для общества становится особая роль педагога как специалиста , комплексно сопровождающего образовательное, социальное и профессиональное развитие каждого учащегося, а не только работающего с массивом учеников - классом. Это педагогическая роль наставника.
Для отечественной педагогической науки и практики научная проблематика наставничества не является новой. Она достаточно неплохо исследована и разработана в советской и российской науке в разных социально-педагогических и психолого-педагогических контекстах. Разные теоретические аспекты проблематики наставничества исследованы и описаны многими российскими учеными (О.А. Абдуллина, В.А. Кан-Калик, И.Ф. Исаев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин и др.). Тема наставничества находит отражение и в нормативных документах, определяющих современную образовательную политику государства в образовательной сфере.
Научно-педагогическая проблематика наставничества актуализируется сегодня в некоторых новых проявлениях, о которых в явном виде не говорили прежде. Эти новые проявления связаны, в частности, с инновационнотехнологическим развитием, его образовательно-педагогическим обеспечением. В настоящее время одним из ключевых инструментов обеспечения развития является категория «проекта» в очень многих сферах. В сфере техники и технологий категория проекта вообще является базовой инструментальной категорией. Все современные выпускники педагогического вуза по профилю обучения «технология» должны быть хорошими экспертами в проектных технологиях, должны уметь организовывать работу проектно-технологических команд. Актуальность этого тезиса можно обосновать, в частности, тем, что в современных моделях общеобразовательного обучения в рамках предметной области «Технология» категория проекта сегодня рассматривается как главный компонент и инструмент практического обучения школьников. Педагогическая позиция по отношению к детскому проекту - это педагогическая позиция наставника. В рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) разработано и пропагандируется особое модельное направление проектной работы со школьниками (кружковое движение), где ключевая организационная роль отводится специалистам, которые способны организовывать разные виды проектной деятельности учащихся. В НТИ таких людей называют проектными наставниками и организуют неформальные линии подготовки разных людей как наставников проектной деятельности молодежи. Видится важным для решения разных социальных, культурных и научных задач содействовать максимальному расширению круга проектных наставников НТИ за счет привлечения в нее людей, стремящихся себя связать с инновационно-технологическим развитием. Такими людьми, в частности, должны, по идее, являться все выпускники педагогического вуза, получающие образование по профилю «Технология», поэтому представляется актуальным и важным включение в программы обучения современных студентов педагогов-технологов линии подготовки проектных наставников в контексте НТИ.
Объект исследования.
Психолого-педагогическая деятельность в системах общего, дополнительного и высшего образования.
Предмет исследования.
Наставничество как особая профессионально-ролевая и культурнодеятельностная реализация современного педагогического специалиста.
Цель исследования - разносторонне осмыслить концептуальную сущность и содержание наставнической миссии в образовательной деятельности и предложить практические подходы к освоению и принятию роли наставника современными выпускниками педагогического ВУЗа по профилю «Технология» как обязательной составляющей их профессиональной подготовки.
Для достижения обозначенной цели должны быть выполнены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научных источников по разным аспектам проблематики исследования.
2. Определить на основе анализа научных источников ключевые коцептуальные характеристики дефиниции «наставничества» как особой социально-педагогической роли человека.
3. Изучить современные модельные разработки (образцы, кейсы) организации и реализации педагогических наставнических практик в разных системах работы со школьниками и студентами по научно-технической и инженерно-технологической проблематике.
4. Разработать модельные варианты систем организации подготовки студентов педагогов-технологов как наставников проектно-творческой деятельности школьников.
Теоретико-методологические основания и методы исследования
При выполнении разных компонентов исследования работа строилась на основе таких теоретико-методологических подходов как: антропологический подход, деятельностный подход, социокультурный подход, системноструктурный подход, синергетический подход и др.
В ходе организации и проведения исследования и подготовки материалов к защите были использованы различные методы исследований, среди которых многоаспектный анализ научных источников, обобщение содержания ряда научных взглядов и положений для формирования собственной научноисследовательской и педагогической позиции, абстрагирование, конкретизация определенных теоретических знаний в рассматриваемом исследовательском контексте, интерпретация (контекстная трактовка некоторых научнопедагогических понятий), методы проектирования и др.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком.
Выполнение комплекса обозначенных в выпускной квалификационной работе задач по выбранной проблематике исследования позволило получить ряд значимых аналитико-теоретических и практикоориентированных разработческих результатов.
В контексте разных аспектов исследовательской проблематики проанализировано значительное число научных источников, комплексно исследована социально-педагогическая дефиниция наставничества, разобрано и раскрыто ее основное содержательно-смысловое наполнение.
На основе анализа источников оформлено собственное научное представление о том, что наставничество является особым видом педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей которого необходимы мотивирующая обучающая среда, индивидуальная поддержка и сопровождение.
Наставничество характеризуется наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия, добровольностью, эмпатией, взаимной заинтересованностью, принятием своей роли обоими сторонами наставнических взаимодействий.
В наставнической деятельности может быть выделен ряд функций педагогической деятельности, таких как диагностическая, прогностическая, конструктивно-проективная, организаторская, информационная, творческая, коммуникативная, рефлексивная и другие. Выполняя данные функции, наставник организует собственную деятельность, прогнозирует и организует деятельность своих подопечных.
Наставничество как особая деятельностно-ролевая педагогическая категория представляется очень важной для деятельности педагогов-технологов, так как позволяет эффективно организовывать и отслеживать процессы личностного развития и деятельностно-целевой кооперации учащихся, чем, в частности, характеризуется проектная деятельность, выступающая в настоящее время, фактически, главным инструментом педагогической работы в рамках общеобразовательной предметной области «технология».
В ходе исследования были рассмотрены и изучены некоторые модельные разработки (кейсы) по организации педагогических наставнических практик со школьниками и студентами по научно-технической и инженернотехнологической проблематике. Основной фокус исследовательского внимания был направлен на идеологию (модельную разработку) проектно-кружкового движения, разработанную и развиваемую в рамках НТИ, в которой отдельной целевой линией выделена и практически реализуется линия подготовки проектных наставников.
В рамках идеологии НТИ модельный образ проектного наставника представляется в виде двух содержательно-деятельностных ролей: 1) куратора - курирующего весь цикл создания проектной командой продукта проекта - обеспечивает продуктовый результат проекта; 2) тьютора - сопровождающего проект в образовательном отношении, разнопланово отслеживающего персоны членов проектной команды и проектную команду в целом - обеспечивает образовательный результат. Эти две роли могут быть соединены в одной личности наставника, а могут быть реализованы двумя разными людьми (два наставника).
Оценка смысловых и содержательных аспектов этой деятельностной линии дали возможность осмыслить и понять ее как возможный перспективный компонент профессиональной подготовки студентов педагогической специальности, получающих высшее образование по профилю «Технология». В связи с возникновением такого понимания решалась задача модельной разработки компонентов системы организации подготовки студентов педагогов- технологов как проектных наставников.
Продуктом модельной разработки стали три предлагаемых модельных уровня организации работы со студентами по развитию у них потенциалов проектных наставников. 1-й уровень (реализуется на младших курсах обучения) - работа студентов в проектно-кружковом формате в качестве участников проектной деятельности. На 1-ом уровне студенты осваивают детально только позиции участников проектной команды, без полного понимания сущностей и особенностей которых невозможно освоение роли наставника. (на этом уровне роль проектного наставника на начальных этапах реализации таких образовательных программ будет выполнять преподаватель, а в дальнейшем - студенты старших курсов, прошедшие программу 1-го уровня.)
На 2-ом уровне (реализуется на старших курсах) студентами осваиваются сначала отдельно роли тьютора и куратора, а потом происходит соединение этих двух ролевых граней наставника в одном лице (универсальный наставник). При этом может в итоге быть ситуация, когда студент, прошедший курс подготовки на проектного наставника не становится сильным универсальным наставником, а выбирает для себя приоритетно наставническую роль либо куратора, либо тьютора. Проектную команду на этом уровне образуют тоже студенты младших курсов. Такая организационная модельность обеспечивает преемственность уровней подготовки проектных наставников.
3-й уровень - уровень разработки проектных программ для школьников, выход студентов за пределы студенческой аудитории. В организационном смысле этот уровень аналогичен 2-му уровню. Но вместо студентов проектные команды образуют школьники.
Представленный 3-хуровневый модельный подход к подготовке в период вузовского обучения проектных наставников из студентов не имеет аналогов. В этом состоит главная новизна результатов и продуктов исследования. Предлагаемый модельный подход может быть вполне успешно внедрен в реальную практику подготовки студентов педагогов-технологов как проектных наставников и таким образом сделать их реальными участниками процессов НТИ.
1. Андреева Е.В. Программа поддержки начинающего учителя / Е.В.Андреева, Н.В. Новокшанова // Завуч. 2010. №2. С.82-96.
2. Антоничева Н.Б. Место и роль молодого педагога в современной школе // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 18-22.
3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. М.: Прометей, 1981. 357 с.
4. Бутенко О.С. Модели оценки качества работы наставника / О. С. Бутенко, В. С. Бутенко // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 252.
5. Витвар О.И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества в системе общего образования Российской Федерации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 2. С. 43-51.
6. Гайрбекова Х.Э. Молодой педагог в современной системе образования // Педагогика и психология в современном мире: материалы Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 173-179.
7. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторской педагогики к педагогике свободы. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 320 с.
8. Горшенина Н.В. Наставничество как особый вид коммуникации в инновационном педагогическом пространстве // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей международной научнопрактической конференции. 2019. С. 354-360.
9. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической
деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник
Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25-36.
10. Коликова Е.Г. Создание в образовательной организации предметноразвивающей среды через двухуровневую систему наставничества // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 57-63.
11. Коротаева Е.В., Шумакова К.С. Возможности тьюторинга в процессе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1 (10). С. 5-10.
12. Лобашев В.Д., Талых А.А. Педагогические условия профессиональной подготовки преподавателей в образовательной области «Технология» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (181). С. 133-139.
13. Лукичева Л.В. Наставничество - инструмент построения индивидуальной воспитательной траектории // Источник. 2019. № 3. С. 7-11.
14. Малахова О.Ю. Проблемы и перспективы профессиональноличностного самоопределения будущего специалиста в современных социокультурных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 98-102.
15. Маценко Л. М. Дiяльнiсть наставника в системi виховно! роботи вищого навчального закладу: монографiя. К.: HAKKKiM, 2010. 420 с....30