ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИРА
(НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Введение 3
Глава 1. Сущность учебных действий в процессе
образования 7
1.1. Универсальные учебные действия как основа личностного и
познавательного развития учащихся 7
1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения географии 12
Глава 2. Характеристика информационно-коммуникационных технологий...20
2.1. Информационно-коммуникационные технологии как неотъемлемая
составляющая современного образовательного
процесса 20
2.2. Применение информационно-коммуникационных технологий при
формировании познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения географии 27
Глава 3. Методика изучения раздела «География промышленности мира» на основе информационно-коммуникационных технологий 30
3.1. Содержание раздела «География промышленности мира» как основа
применения информационно-коммуникационных технологий при формировании познавательных универсальных учебных действий 30
3.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий на примере интер-урока по разделу «География промышленности
мира» 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 54
Современный образовательный процесс в целом строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в школе ученики овладевают целым рядом компетенций, а также универсальных учебных действий (УУД), которые отражают учебную деятельность школьника и процесс усвоения знаний.
Для любой системы образования и образовательного учреждения согласован список необходимых требований, которые направленны на распознание каждого отдельного уровня обучения профессии, специальности. Эти обязательные требования образуются в пределах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
В основе реализации основной образовательной программы определен системно-деятельностный подход, который раскрывает:
— ориентир на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Одним из видов УУД, которые определяют ключевые цели общего образования в Российской Федерации являются познавательные учебные действия.
Усвоение предметных знаний во многом происходит через познавательные универсальные учебные действия.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B^. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивалась еще в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования".
По результату освоения школьных дисциплин основной школы у учащихся считается формирование личностных, регулятивных, коммуникативных познавательных универсальных учебных действий и общепользовательская ИКТ-компетентность.
При формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках географии применяются совершенно разные современные педагогические технологии. Наибольшей популярностью и продуктивностью различаются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), основательно вошедшие в образовательный процесс современных образовательных учреждений.
..
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дает возможность ученику не только определенные предметные знания и навыки в условиях изучения конкретных дисциплин, но и вооружить его универсальными учебными действиями, которые помогают развиваться и самосовершенствоваться в рамках быстро и активно развивающегося общества.
По этой причине урок, который считается основной формой организации учебной деятельности школьников в границах классно-урочной системы обучения, должен испытать изменения.
Обзор литературных источников предоставил возможность узнать, что «Познавательные универсальные учебные действия» - это такая система приемов постижения окружающего мира, построенная на самостоятельном процессе поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и применение приобретенной информации.
Так же было выявлено, что планируемыми результатами при формировании познавательных универсальных учебных действий являются: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Особое место в познавательных универсальных учебных действиях занимает информационно-коммуникационная технология. В ее основе владение учениками компьютером, как источником знаний и средством преобразования информации.
При содействии информационно-коммуникативных технологий зарождается потенциал выработки и становления интереса подростков к познаниям, стремления отыскать, выявлять новое и исследовать, развивать смекалку, а кроме остального развитие мотива исследования постижения географии.
В ходе организации и проведения педагогического эксперимента были разработаны и апробированы методические рекомендации для изучения раздела «География промышленности мира», с помощью которых формируются познавательные универсальные учебные действия у учащихся в 10 классе в процессе изучения дисциплины «География».
Проведение педагогического эксперимента на базе МАОУ лицей № 9 «Лидер» прошло успешно, что показывает положительная динамика показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий. (Приложение 1)
Цель исследования по выявлению особенностей формирования познавательных учебных действий, учащихся в процессе изучения географии промышленности мира, используя информационно-коммуникативные технологии, достигнута.
У учеников в процессе подготовки интер-уроков развивается огромный креативный потенциал учителя и ученика, что является составной частью познавательных универсальных учебных действий.