Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВОГО СТИЛЯЖИЗИ 6
1.1 Здоровый стиль жизни 6
1.2. Здоровый образ жизни 13
1.1 Основы здорового образа жизни 16
1.2 Проблемы, возникающие при несоблюдении основ и составляющих здорового
образа жизни 16
1.5.1 Формирование здорового образа жизни 18
1.5.2 Здоровье человека 20
1.5.3 Здоровьесберегающие технологии 21
1.5.4 Здоровье и благополучие обучающихся 23
1.5.7 Мотивация и пути решения приобщения обучающихся к здоровому образужизни 24
1.5.6 Закономерности обучения через его принципы 27
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 32
2.1. Контингент и методы исследования 32
2.2 Экспериментальная работа 34
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение 1 49
Приложение 2
Формирование здорового стиля жизни в контексте педагогической технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности учебного труда в техникуме является важной составляющей. Необходимо отметить, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем выше уровень здоровья студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Не смотря на очевидность вышесказанного, педагогический процесс в большинстве образовательных учреждениях является довольно-таки здоровьезатратным. Многие исследователи отмечают ухудшение состояния здоровья молодежи. Студенчество, независимо от времени и социального строя, всегда было и остается одной из самых незащищенных категорий общества, испытывающей комплекс неблагоприятных организационно-педагогических, социально-гигиенических и материально-бытовых влияний. Студенческая молодежь относится к группе населения с повышенным риском заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям проживания и обучения, формированием особых межличностных отношений вне семьи, поиском внеучебных дополнительных источников дохода [21].
Многочисленные исследования и социальная практика показывают, что значительная часть современной молодежи выбирает стиль жизни, не соответствующий задачам сохранения и укрепления здоровья, что снижает эффективность обучения в школе или институте и в дальнейшем ограничивает профессиональную успешность специалистов. В связи с этим актуальной задачей является формирование у студентов здорового стиля жизни. Одним из важнейших слагаемых здорового стиля жизни выступает занятие физической культурой, роль которой состоит не только в непосредственном влиянии на организм, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье. Физическую культуру можно назвать ведущим предметом в формировании здорового стиля жизни у студентов, однако, стоит отметить, сегодня ее ресурсы используются не в полной мере.
Имеющиеся на сегодняшний день психологопедагогические и медикосоциальные исследования сосредоточены, в основном, на сборе и осмыслении эмпирических данных. Вместе с тем анализ литературы и изучение массовой практики свидетельствуют о том, что актуальной потребностью сегодняшнего дня является разработка научнотеоретических и организационнометодических аспектов, позволяющих в условиях образовательного процесса профессиональной школы с высокой долей эффективности готовить будущих специалистов к ведению высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности
Исходя из изложенного, можно сформулировать цель данной работы - обосновать и разработать внеучебные средства и формы организации здорового стиля поведения, проверить их в образовательной среде техникума.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы, раскрывающей различные составляющие выбранной темы;
2. Разработать средства и формы организации, для второй половины дня, для формирования здорового стиля поведения у обучающихся в образовательной среде техникума;
3. Провести практический эксперимент по формированию здорового стиля поведения обучающихся, представить его содержание и результаты;
Методы исследования: анализ педагогической, валеологической, психологической и справочной литературы, личные наблюдения, обобщение имеющихся материалов, синтезирование имеющихся знаний по данной проблеме; проведение профилактических мероприятий, анализ результатов.
Объект исследования- процесс формирования здорового стиля жизни у обучающихся техникума во внеучебное время.
Предметом исследования являются средства и формы организации формирования здорового стиля жизни у обучающихся.
Гипотеза: предполагает, что разработанные средства и формы организации сформируют здоровый стиль поведения обучающихся, чем поспособствуют их долгой, активной жизнь, и созданию полноценных, здоровых и счастливых семей.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Результаты исследования показали, что в условиях развития современного общества особую значимость имеют сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Школа является той средой обитания, в которой дети проводят большую часть времени. У старшеклассников отмечается активная физиологическая перестройка организма и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности. Все эти составляющие ряд осложнений в физическом, психическом и нравственном здоровье подростков. Если принять своевременный меры можно избежать существенных изменений социальной адаптации.
На подростков огромное влияние оказывают средства массовый информации - телевидение, различного рода социальные сети, зачастую идущие в разрез с нормами общества и морали, доступность к всемирной паутине Интернет. Именно сейчас, как никогда, подростки нуждаются в помощи педагогов для фильтрации неиссякаемого потока информации и помощи родителей в ориентации на здоровый образ жизни, с раннего детства прививая любовь к здоровому образу жизни, бережному сохранению не только своего здоровья, но и здоровья близких и родных [9].
Рынок услуг по организации здорового образа жизни подростков, на сегодняшний день, насыщен разносторонними и разнообразными спортивными, оздоровительными, фитнес клубами, секциями, детскими юношескими спортивными школами, кружками в клубных учреждениях. Следовательно, досуг такого рода доступен большинству семей нашего государства. Ещё раз отмечу, что на здоровье влияют многие факторы. Некоторые из них мы не можем контролировать, включая генетику или возраст. Но мы можем внести коррективы в свой образ жизни, чтобы улучшить и продлить свой жизненный путь. Для этого потребуется не так уж и много шагов:
- оценить преимущества здорового образа жизни. Для мотивации достаточно представить желаемый результат от здорового стиля жизни, включая улучшение внешнего вида, внутреннего состояния. Представление таких позитивных изменений должны способствовать решению для выбора правильного пути;
- составление плана действий. Для поддержания здорового образа жизни не мало важное значение имеет систематичность, поэтому необходимо выстроить модель поведения в течение длительного периода. Это означает только одно - составление распорядка дня и постоянное соблюдение данного распорядка;
- важно избавиться от всего, что негативно влияет на физическое и психологическое самочувствие. В первую очередь бросить вредные привычки, как бы не было трудно воплотить это в жизнь и суметь признать тот факт, что вредные привычки пагубно влияют на жизнь. Если этого не сделать все усилия и успехи в других областях здорового образа жизни могут быть напрасными;
- замена вредных привычек на полезные. Полезные действия, как и вредные, также входят в привычку при регулярном повторении. Если приучать организм к здоровому питанию, вряд ли останется желание питаться вредной едой, адекватно оценивая все недостатки этой еды.
Здоровый образ жизни - это способ изменения жизни в лучшую сторону, доступный каждому. Это длительный, но самый эффективный процесс, помогающий человеку улучшить физическое, психическое здоровье и продлить молодость. Переход на здоровый образ жизни необходим для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.
Если взять за основу теоретическую модель формирования установки на здоровый образ жизни студентов в процессе внеклассной воспитательной работы, педагогическому коллективу необходимо направить усилия на следующее:
- разносторонность содержания, общественную направленность;
- использование массовых форм воспитания и разумной организации свободного времени;
...
1. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни / Н. В. Акумова, В. Г. Ярмольчук // Бизнес в законе. - 2008. - №4. - С. 275-278.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - Физкультура и спорт, 1987. - С. 63.
3. Амосов Н. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - Litres, 2018.
4. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления //Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99. - №. 4.
5. Богачева Е. А. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации. - 2017. (стр.94)
6. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. - 2013.- №8. - С. 9-14.
7. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2006. - №. 11.
8. Виленский, М. Я. Физическая культура / Изд. № 10605. Формат 60x90/16. Гарнитура «NewtonC». Усл. печ. л. 13,5. Уч.-изд. л. 10,82. ООО «Издательство «КноРус»., Москва // 2016
9. Воловая Т. А. Оздоровительно-профилактическая направленность занятий хатха-йогой при формировании осанки детей младшего школьного возраста : дис. - автореф... дис. кан. пед. н-к, Челябинск: 2016.—24 с. С-20-21, 2016.
10. Вылегжанина Е. Д., Маркова А. С. Профилактическая беседа о вич- инфекции в учебных заведениях //Современные аспекты формирования здорового образа жизни. - 2020. - С. 103-105.
11. Гараева, Р.Г. Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании / Р. Г. Гареева, З. А. Хуснутдинова, Э. Ш. Хамитов // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №3. - С. 197-199.
12. Диляра Акбердиева/формирование валеологической культуры школьников во внеклассной работе/Педагогика/2012
13. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Валеология. Культура здоровья. - 2003.
14. Звездина М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся //Научный диалог. - 2013. - №. 8 (20).
15. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников. Academia, 2012.
... всего 32 источника