Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений об инженерных компетенциях на занятиях по робототехнике

Работа №167633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ИНЖЕНЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В
ГРАНИЦАХ ДИСЦИПЛИНЫ «РОБОТОТЕХНИКА» 10
1.1. Формирование представлений об инженерных компетенциях 10
1.2. Место и роль робототехники в школе 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 26
2.1. Методическое и материально-техническое обеспечение занятий
по робототехнике 26
2.2. Разработка рабочей программы «Первые шаги в робототехнику» 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение 1 48


На сегодняшний день на рынке труда существует дефицит инженерных профессий и IT специалистов, чему способствует стремительное социальное, политическое и экономическое развитие нашей страны. Почти во всех промышленных сферах и бизнесе специалистам требуются знания в области программирования или информационных технологий.
Возросли требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров на всех уровнях образования. При подготовке новых стандартов обучения изменяется их предмет: основой становится не содержание учебной программы, а результат — квалификация выпускника, его готовность к выполнению определенных практических функций; огромное значение приобретает формирование системы компетенций, обеспечивающей отбор и подготовку кадров, способных инициировать и внедрять инновации.
Новые информационные технологии, в свою очередь, вносят существенные изменения характера и содержания инженерной деятельности. На сегодняшний день «трендом» в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу и повышение престижа научно-технических профессий. Формирование инженерных компетенций является сложной задачей современного образования: учащийся должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и общекультурными.
Воспитание будущих инженеров задача общая — в увеличении количества и обеспечении качества программ технической направленности заинтересованы все: и государство, и общество, и бизнес. Для решения этой задачи достаточно объединить интересы и ресурсы всех заинтересованных сторон. Так партнёрское взаимодействие является одним из перспективных инструментов решения стоящих перед системой образования задач. Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста, и проводить подготовку неразрывно до конца обучения в школе.
Проанализировав содержание компетенций, предъявляемых к обладанию ими выпускников инженерных специальностей, можно выявить их взаимосвязь с такой образовательной областью как «Робототехника». Именно робототехника является важнейшим направлением научнотехнического прогресса, позволяющим в игровой форме знакомить детей с точными науками; способствовать совершенствованию личности школьника в процессе творческой реализации; развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, навыки технического творчества, навыки программирования; формировать интерес к инженерно-техническим специальностям.
Актуальность выбранной темы обусловлена противоречием между широким распространением всевозможных инструкций по сборке и программированию учебных роботов и отсутствием в распространяемых материалах творческой составляющей, позволяющей формировать у учащихся инженерные навыки.
Цель исследования — разработать рабочую программу факультативных занятий по робототехнике, способствующую формированию инженерных компетенций у обучающихся.
Объект исследования — процесс обучения робототехнике в рамках факультативных занятий в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — возможности формирования инженерных компетенций на занятиях по Робототехнике.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие инженерных компетенций;
2. Определить место и роль робототехники в школе;
3. Проанализировать методическое и материально-техническое обеспечение занятий по робототехнике;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Новые информационные технологии, в свою очередь, вносят существенные изменения характера и содержания инженерной деятельности. Возрастают требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров на всех уровнях образования; изменяется их предмет: основой становится не содержание учебной программы, а результат — квалификация выпускника, его готовность к выполнению определенных практических функций; приобретает значение формирование системы компетенций, обеспечивающей отбор и подготовку кадров, способных инициировать и внедрять инновации.
Изучив и проанализировав содержание ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.06 Мехатроника и робототехника, было выявлено, что при изучении такой образовательной области как «Робототехника» у обучающихся формируется широкий спектр как общекультурных, так общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Наиболее важные из них: ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-30, ПК-31. На их основе выделены те, формирование которых возможно в контексте общеобразовательной школы у школьников:
— коммуникативная культура, внимание, уважение друг к другу, умение работать в группе;
— творческие способности, воображение, фантазия;
— навыки конструирования;
— навыки составления алгоритмов и программирования;
— навыки проектной деятельности, умение обосновывать принятые решения.
Таким образом, именно робототехника является важнейшим направлением научно-технического прогресса, а освоение ее различных сторон в условиях современной школы позволит сделать образовательное
пространство направленным на формирование важнейших в настоящее время компетенций обучающихся, в нашем случае инженерных. Это позволяет в
полной мере реализоваться основным принципам личностно -
ориентированного, компетентностного и инновационного подходов в образовании.
Впрочем, реализация концепции развития дополнительного образования детей, региональных и муниципальных программ развития технического творчества, обязательного введения в программу школьного образования в настоящее время сдерживается:
• недостаточным количеством реализуемых современных дополнительных и общеобразовательных программ, развивающих компетенции в области робототехники, электроники, программирования и в других областях технического творчества;
• значительным дефицитом квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании и с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся;
• устаревшей материально-технической базой: острой нехваткой современного оборудования, отсутствием наборов по робототехнике;
• недостаточным использованием механизмов государственночастного партнерского взаимодействия для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.
...


1. Агранович Б. Л., Похолков Ю. П., Соловьёв М. А., Чучалин А. И. Инновационное инженерное образование: содержание и технологии // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: тр. Междунар. симпоз. / Ассоц. инж. образования России; Том. политехн. ун-т. Томск: Изд-во ТПУ. 2003. С. 9-10.
2. Ассоциация Лего: обучение с увлечением [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://lego.rkc-74.ru/ (дата обращения: 17.10.2017).
3. Белиовская Л. Г., Белиовский А. Е. Программируем
микрокомпьютер NXT в LabVIEW, — М.: ДМК Пресс, 2012. — 280 с.
4. Бобцов А.. Колюбин С. Чемпионаты роботов // Журнал Control
Engineering Россия. 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://controleng.ru/innovatsii/chempionaty-robotov/ (дата обращения:
13.12.1) .
5. Вегнер К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74 (Том 2). С.17-19
6. Виды соревнований по робототехнике и правила соревнований
[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://inf-
rzhd.wixsite.com/robots/- (дата обращения: 17.10.2017).
7. Григорьев С., Егорова И., Михайлова Н., Воспитание инженера // УГ Москва. 2016. №24. URL: http://www.ug.ru/archive/65417 (дата обращения:
15.11.1) .
8. Государственная и региональная политика в области инженерного образования // Аналитический вестник Государственной думы РФ. 2011. № 9. Москва.
9. Занимательная робототехника YOUTUBE-канал [Электронный
ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/channel/
UCExyNYBmIAD0QgcpYbr92MA (дата обращения: 11.12.2017).
10. Компетенция: Свободная энциклопедия «Википедия»
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Компетенция (дата обращения: 20.11.2017).
11. Концепция модернизации российского образования
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.ug.ru/02.31/t45.htm (дата обращения: 22.12.2017).
12. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 292 с.
13. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 88 с.
14. Корягин А. В., Смольянинова Н. М., Образовательная
робототехника (Lego WeDo): Сборник методических рекомендаций и практикумов. - ДМК Пресс, 2015. - 254 с.
15. Мехатроника и робототехника - Образовательный портал СФУ
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://edu.sfu-
kras.ru/node/1116 (дата обращения: 25.01.2018).
... всего 35 исочников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ