ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
1.1 Характеристика детей с инвалидностью
1.2 Характеристика сенсорных эталонов
1.3 Признаки нарушения сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста с инвалидностью
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста с инвалидностью
2.3 Результаты коррекционно-развивающей работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день среди большого многообразия болезней немаловажную роль играет инвалидность. Инвалидность - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Одной из важнейших особенностей в развитии детей с инвалидностью является нарушение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за историю своего развития. Величина, цвет, размер, расстояние - все это относится к сенсорным эталонам. Все эти свойства должны находиться в синергии, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. У детей с инвалидностью могут западать как один из этих свойств, так и несколько сразу. Поэтому, для их всестороннего и гармоничного развития, необходимо изучить особенности сенсорных эталонов и помочь развить их.
Актуальность исследования обусловлена тем, что нарушение сенсорных эталонов является одной из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста с инвалидностью. Неумение уловить ощущения из окружающей среды, различить цвета, понять форму предметов, отсутствие понимания времени и расстояния, понять свои собственные ощущения, изучить свое тело, не позволяют детям их интерпретировать, чтобы создать цельный «образ» происходящего. Все эти процессы занимают много времени, но даже если эти процессы идут, «образ» все равно может получиться не точным. По официальным данным количество детей- инвалидов в России увеличилось на 10% за последние 5 лет. Соответственно, во столько же увеличилась проблема нарушения сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста с инвалидностью.
В специальной литературе недостаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных эталонов. А между тем, нарушение сенсорного восприятия является важнейшей особенностью детей с инвалидностью. Поскольку, как уже сказано выше, детская инвалидность становится одной из лидирующих проблем не только в России, но и во всем мире, и необходимо глубоко изучить каждую из ветвей сенсорных эталонов, чтобы систематизировать работы всех авторов и наладить единую систему помощи таким детям.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования - формирование сенсорных эталонов у детей с инвалидностью
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Повысить уровень осведомленности родителей о сенсорных эталонах;
3. Разработать и провести коррекционно-развивающую работу для детей с инвалидностью;
4. Интерпретировать и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей с инвалидностью
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования
сенсорных эталонов у детей с инвалидностью
Гипотеза исследования: формирование сенсорных эталонов у детей с инвалидностью будет эффективным при следующих условиях:
- разработать и использовать в коррекционно-развивающей работе материал, который будет доступен и понятен каждому ребенку, принимающему участие в исследовании
- коррекционно - развивающая работа будет проводиться систематически не только в организационной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни детей
- на каждом занятии будет регулярное повторение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ литературы по сенсорным эталонам детей с инвалидностью.
Эмпирический - наблюдение, сравнение, эксперимент, опрос
В ходе анализа теоретических основ нарушения восприятия в работе с детьми с инвалидностью решался ряд задач, в результате чего нами были выяснены главные особенности детей, имеющих инвалидность, аспекты, на которые стоит обратить внимание в работе с детьми данной категории. Одной из самых важных проблем является дисфункция восприятия, поскольку, при нарушении работы систем в организме, дети не могут гармонично развиваться и познавать окружающий мир от начала и до конца, используя все свои возможности.
Именно поэтому в настоящее время многие зарубежные и отечественные исследователи применяют в работе с детьми с инвалидностью различные новые методики, которые помогают избавить ребенка от дисфункции восприятия.
Данный этап исследования помог сформировать четкие представления об особенностях детей с инвалидностью, с нарушением восприятия, и о методах работы с ними.
Анализ теоретических аспектов лег в основу разработки коррекционно- развивающей программы. Данная коррекционно-развивающая работа позволяет определять нарушения восприятия в различных ее проявлениях (нарушение зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной, обонятельной систем). Это в целом дает общую картину адаптированности ребенка к окружающим условиям и позволяет с учетом его сильных и слабых сторон подобрать систему развития его восприятия.
Следующим этапом работы было создание условий для обучения ребенка, проведение коррекционно-развивающей работы, проведение первичной диагностики, в ходе которой мы узнали все аспекты нарушения восприятия, присутствующие в каждом ребенке. Следующим этапом нашей работы было проведение вторичной диагностики с каждым отдельным ребенком, апробация результатов проделанной нами работы. Сравнивая результаты констатирующего этапа и этапа контрольного, мы проследили динамику детей.
Во время нашей работы мы встречались со многими трудностями, начиная от нежелания детей учиться и заканчивая тем, что дети могли забыть прошедшее занятие. Но это не помешало нам в нашей работе, поскольку нежелание детей мы превращали в желание, используя при этом пожелания детей относительно проведения занятия, старались проводить занятия в той форме, которая нравится детям, делали занятия разнообразными. Для того, чтобы тренировать память, мы всегда повторяли пройденное занятие в начале каждого нового. Постепенно дети стали проявлять интерес, перестали забывать пройденное и с интересом посещали занятия.
В конце курса занятий у нас с детьми накопилась большая папка совместных поделок, различных упражнений. Наша работа, безусловно, помогла им и теперь они, пусть и не все, но большая часть умеют различать большее от меньшего, высокое от низкого, ориентируются в пространстве, все дети знают 3 основные геометрические фигуры, различают цвета радуги, знают красный, черный, белый и зеленые цвета тоже 100% детей.
Хотелось бы сказать и о педагогической запущенности детей. Некоторые детки были запущенны своими же родителями. Т.е родители, видя, что его ребенок имеет заболевание, например, связанное с движением, думают, что и интеллект у ребенка недостаточно развит, поэтому дома с таким ребенком никто не занимается, его просто садят перед телевизором с мультиками.
Есть и ситуации, которые происходили наоборот. Так, бабушка одной девочки, у которой тяжелая умственная отсталость, не давала ей свободного времени на отдых, постоянно загружая девочку всевозможными занятиями. Поэтому на первых занятиях по нашей программе девочка чувствовала себя раздраженно и агрессивно.
Такие ситуации еще раз доказывают, что необходимо подходить к обучению гармонично, давая ребенку время на свободную деятельность и обучение.
Также, помимо комплекса разработанных занятий программы коррекционно-развивающей работы, мы проводили обычные
общеразвивающие занятия, например, делали различные поделки, рисовали, лепили, делали аппликации. В ходе таких занятий, мы еще раз повторяли с детьми цвета, формы предметов, ориентацию в пространстве. В целом, можно сказать, что наша работа была весьма продуктивна, и дети, безусловно, сформировали у себя некоторые понятия сенсорных эталонов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173432/(дата обращения 02.05.2015).
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. — М.: Academia, 2001. - 192 с.
4. Алехина, С. В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / С. В.Алехина, В. К. Зарецкий //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - 2010. - С. 104116.
5. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного
взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2009. - 323 с.
6. Архип, И. А. Становление системы специального образования
Кольского Заполярья / И. А. Архип // Дети с проблемами в развитии. 2004. - № 1. - С. 31 -34.
7. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции /Н.В. Бабкина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №. 1. - С. 23-31.
8. Блинов, Л. В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л. В.Блинов, И. А.Макарова //Педагогическое образование и наука. - 2011. - №. 5. - С. 51-60.
9. Блинова, JI. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / JI. Н. Блинова. М.: ЭНАС, 2004. - 136 с
10. Бойков, Д. И. Как учить детей общаться: Рук. для дет. психолога и логопеда: учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. - СПб.: Союз, 2004. - 352 с.
11. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в
развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебнометодическое пособие / Д И Бойков. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
12. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. - М.: АСТ, 2008. - 222 с.
13. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О.Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - №. 3. - С. 20-22
14. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н.В. Васильева //Социологический сборник. Вып. 7. - М.: Социум, 2000. С. 74 - 102.
15. Гудонис, В.В. Социализация взрослых инвалидов и детей со специальными потребностями / В. Гудонис // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 89 - 92.
... всего 47 источников