ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
|
Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ 10
1.1 Концепция профильного обучения иностранному языку:
содержание, цели, задачи, структура,
принципы 10
1.2 Использование элективных курсов в системе профильного обучения
иностранному языку в средней
школе 17
1.3 Сущность, структура и способы формирования и развития
социокультурной компетенции у учащихся классов
филологического
профиля 29
Выводы по ГЛАВЕ 1 37
2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТРАНОВЕДЕНИЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН» ДЛЯ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 40
2.1 Функционирование системы профильного образования в г. Красноярске (на примере организации учебного процесса в МАОУ
«Гимназия № 6» в 2013-2014 и 2014-2015 учебных
годах) 40
2.2 Анализ учебно-методических комплектов (УМК) по немецкому
языку, рекомендованных к использованию в классах филологического профиля 46
2.3 Ход и результаты разработки программы элективного курса
«Страноведение немецкоязычных стран», направленного развитие социокультурной компетенции у учащихся классов
филологического профиля 52
2.4 Апробация элементов элективного курса «Страноведение
немецкоязычных стран» на уроках немецкого языка в старших классах профильной школы 59
Выводы по ГЛАВЕ 2 62
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения А 76
Приложение Б 77
Приложение В 79
Приложение Г 80
Приложение Д 81
Приложение Ж 82
Приложение К 83
Приложение Л 88
Приложение М 142
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ 10
1.1 Концепция профильного обучения иностранному языку:
содержание, цели, задачи, структура,
принципы 10
1.2 Использование элективных курсов в системе профильного обучения
иностранному языку в средней
школе 17
1.3 Сущность, структура и способы формирования и развития
социокультурной компетенции у учащихся классов
филологического
профиля 29
Выводы по ГЛАВЕ 1 37
2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТРАНОВЕДЕНИЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН» ДЛЯ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 40
2.1 Функционирование системы профильного образования в г. Красноярске (на примере организации учебного процесса в МАОУ
«Гимназия № 6» в 2013-2014 и 2014-2015 учебных
годах) 40
2.2 Анализ учебно-методических комплектов (УМК) по немецкому
языку, рекомендованных к использованию в классах филологического профиля 46
2.3 Ход и результаты разработки программы элективного курса
«Страноведение немецкоязычных стран», направленного развитие социокультурной компетенции у учащихся классов
филологического профиля 52
2.4 Апробация элементов элективного курса «Страноведение
немецкоязычных стран» на уроках немецкого языка в старших классах профильной школы 59
Выводы по ГЛАВЕ 2 62
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения А 76
Приложение Б 77
Приложение В 79
Приложение Г 80
Приложение Д 81
Приложение Ж 82
Приложение К 83
Приложение Л 88
Приложение М 142
Актуальность работы. Двадцать первый век - век цифровых технологий, информатизации и глобализации, проникающей во все сферы жизни современного человека. Законы, существующие в современном обществе, создали новую модель успешного человека, определяющими качествами которого являются способность к лидерству, социальная мобильность, то есть способность к быстрой смене деятельности, в том числе и профессиональной, социального статуса, а также места проживания. Глобализация дает человеку огромные возможности для культурного обмена с гражданами других государств, дает преимущество, необходимое для профессионального продвижения не только внутри страны, но и на мировом уровне. Знание иностранного языка, или нескольких иностранных языков, является сегодня некой гарантией успешной интеграции человека в социум, создает возможность для развития экономических, туристических, личных и прочих отношений между людьми.
Эти обстоятельства привели к появлению системы профильного обучения. Профильное обучение в России имеет сложную структуру, одним из обязательных компонентов которой является элективный курс.
Анализ результатов теоретических исследований и опыта педагогов - практиков по организации обучения в профильной школе позволяют обозначить ряд проблемных вопросов. Например, какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить результативность профильного обучения иностранному языку в школе? Может ли элективный курс способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и социокультурной компетенции как ее составной части на старшем этапе?
Учет сложившейся педагогической ситуации и необходимость решения поставленных проблем позволили нам сформулировать тему исследования: «Элективный курс по страноведению как средство развития социокультурной компетенции учащихся на старшем этапе обучении иностранному языку в классах филологического профиля»
Объектом данного исследования является процесс обучения
иностранному языку в средней школе...
Эти обстоятельства привели к появлению системы профильного обучения. Профильное обучение в России имеет сложную структуру, одним из обязательных компонентов которой является элективный курс.
Анализ результатов теоретических исследований и опыта педагогов - практиков по организации обучения в профильной школе позволяют обозначить ряд проблемных вопросов. Например, какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить результативность профильного обучения иностранному языку в школе? Может ли элективный курс способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и социокультурной компетенции как ее составной части на старшем этапе?
Учет сложившейся педагогической ситуации и необходимость решения поставленных проблем позволили нам сформулировать тему исследования: «Элективный курс по страноведению как средство развития социокультурной компетенции учащихся на старшем этапе обучении иностранному языку в классах филологического профиля»
Объектом данного исследования является процесс обучения
иностранному языку в средней школе...
Проведенное исследование позволило сделать обобщенные выводы.
1. В начале двадцать первого века в системе образования Российской Федерации произошла революция: в 2002 году вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации об одобрении «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». В данном нормативном документе закреплены основные принципы профильного обучения, в том числе и иностранному языку, его значение, структура и формы.
2. Основным документом, регулирующим содержание образования, требования к уровню подготовки выпускников является Федеральный Государственный Образовательный стандарт второго поколения, в котором прописано, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть определенного уровня владения техникой общения, усвоение соответствующих норм, стереотипов поведения.
3. Нами было установлено, что одним из наиболее важных компонентов и условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция. Под социокультурной компетенцией понимается комплекс социокультурных знаний о национальных особенностях страны изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с данными особенностями и личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять межкультурное общение. Социокультурная компетенция имеет многокомпонентную структуру, о составе которой ведутся споры.
4. В ходе исследования были разъяснены значение, функции, требования к программам и проблемы в использовании элективного курса как неотъемлемой части обучения в классах филологического профиля на старшем этапе обучения иностранному языку. Элективный курс - курс по выбору учащихся, осуществляемый за счет школьного компонента учебного плана, с целью ориентации учащегося на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Программа элективного курса должна иметь четкую структуру и состоять из титульного листа, пояснительной записки, учебно-методического планирования, содержания курса, кратких методических рекомендаций, методических материалов и списка рекомендованной литературы.
Разработанная программа должна быть отправлена на экспертизу, в которую входит опрос учащихся, учителей и методического руководства школы, которое решает утвердить или отклонить данный курс.
5. Анализ личного опыта приобретенного в ходе педагогической практики на базе МАОУ «Гимназия №6», результатов социокультурного опроса учащихся 10-11 классов и УМК „Deutsch Mosaik“ показал, что, не смотря на активную работу по развития социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, существует еще много пробелов в знаниях учащихся старших классов. Данное явление объясняется отсутствием альтернативы при выборе элективных курсов в пользу немецкого языка, так как такие курсы не предусмотрены учебным планом школы, материальными затратами на другие методы развития социокультурной компетенции (языковые погружения, стажировки за границей), а также бессистемностью подачи материала страноведческого характера в содержании УМК...
1. В начале двадцать первого века в системе образования Российской Федерации произошла революция: в 2002 году вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации об одобрении «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». В данном нормативном документе закреплены основные принципы профильного обучения, в том числе и иностранному языку, его значение, структура и формы.
2. Основным документом, регулирующим содержание образования, требования к уровню подготовки выпускников является Федеральный Государственный Образовательный стандарт второго поколения, в котором прописано, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть определенного уровня владения техникой общения, усвоение соответствующих норм, стереотипов поведения.
3. Нами было установлено, что одним из наиболее важных компонентов и условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция. Под социокультурной компетенцией понимается комплекс социокультурных знаний о национальных особенностях страны изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с данными особенностями и личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять межкультурное общение. Социокультурная компетенция имеет многокомпонентную структуру, о составе которой ведутся споры.
4. В ходе исследования были разъяснены значение, функции, требования к программам и проблемы в использовании элективного курса как неотъемлемой части обучения в классах филологического профиля на старшем этапе обучения иностранному языку. Элективный курс - курс по выбору учащихся, осуществляемый за счет школьного компонента учебного плана, с целью ориентации учащегося на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Программа элективного курса должна иметь четкую структуру и состоять из титульного листа, пояснительной записки, учебно-методического планирования, содержания курса, кратких методических рекомендаций, методических материалов и списка рекомендованной литературы.
Разработанная программа должна быть отправлена на экспертизу, в которую входит опрос учащихся, учителей и методического руководства школы, которое решает утвердить или отклонить данный курс.
5. Анализ личного опыта приобретенного в ходе педагогической практики на базе МАОУ «Гимназия №6», результатов социокультурного опроса учащихся 10-11 классов и УМК „Deutsch Mosaik“ показал, что, не смотря на активную работу по развития социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, существует еще много пробелов в знаниях учащихся старших классов. Данное явление объясняется отсутствием альтернативы при выборе элективных курсов в пользу немецкого языка, так как такие курсы не предусмотрены учебным планом школы, материальными затратами на другие методы развития социокультурной компетенции (языковые погружения, стажировки за границей), а также бессистемностью подачи материала страноведческого характера в содержании УМК...
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИЙ С ГУМАНИТАРНЫМ ПРОФИЛЕМ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ НА ОСНОВЕ МЕДИА РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016





