Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей учащихся 9
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся 9-х классов 9
1.2 Элективные курсы и их роль в развитии творческих способностей
учащихся 19
Глава 2. Разработка программы элективных курсов по технологии «домовая резьба» 24
2.1 Пояснительная записка 24
2.2 Программа элективного курса по технологии «домовая резьба» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Современный порядок образования носит характер гуманизации учебного процесса. Это течение показывает себя, в основном, в становлении субъективно-субъектных обращений, т.е. учащиеся рассматриваются не объект для педагогических влияний, а субъект с собственным миром, личными качествами, системой важных понятий. Одной из главных установок реформирования образовательного процесса представляет гуманистическая модель, предусматривающая обеспечение условий для выражения индивидуальности, выяснение и равномерное развитие творческих возможностей учащихся.
Главной задачей образовательного процесса становится развитие не только интеллекта учащихся, но и внутреннего духовного мира, что представляет собой условием эффективной профессиональной деятельности учащихся и к их социальной адаптации. Поэтому для разумного прогнозирования формирования области человеческой деятельности нужна выработка новых приемов и решений для нахождения верной стратегии формирования творческих способностей учащихся.
Отсюда следует что, одной из главных задач современного общего образования стоит выделить формирование творческого человека, обладателем свободного мышления, отличающегося высокой культурой, обширными и глубокими, регулярно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Современная интенсивность жизни человека такова, что система образования должна постоянно подстраиваться под неё. Образование определяет и ориентирует процесс развития общества, оставляя всё необходимое для человека, его потенциал и стремления, и формирует индивидуальную жизненную стратегию, таким образом трансформирует «общество сегодня» в «общество завтра», поскольку влияет на общественное сознание. В частности образование обеспечивает практические условия для развивающегося общества, определяет верность мышление, современный образ мыслей.
На сегодняшний день задача повышения технологической образованности педагогов являет собой общепризнанную и актуальную задачу. Технологиям обучения следует предоставлять наиболее полное запоминание процесса учебной работы учащимися, а не один его результат. Процесс учебной работы выражается в тех приемах, которые учащиеся используется при освоении предметного материала. Таким условиям в полном объеме отвечают педагогические технологии практического характера, к примеру прагматическая педагогика Джона Дьюи, что в сочетании с изучаемыми информационными технологиями предоставляют деятельностный подход к обучению, позволяющий плавно выполнить сверхзадачу - переход учащегося в процесс саморазвития. При обращении к этимологии педагогики Дьюи, то есть возможность заметить, что главным принципом обучения является «обучение посредством делания», получение знаний через практическое применение.
Одним из способов формирования творческих способностей учащихся является создание изделий из древесины, вырезание по дереву, создание эскизов или чертежей изделия и в целом выполнение творческой работы в школьных мастерских. Освоение учащимися такой технологии как «домовая резьба» обеспечивает обширные содержательные связи с предметами «Изобразительное искусство», «История», «Геометрия», «Черчение», «Биологии», «Мировая культура».
При изучении технологии «домовая резьба» учащиеся:
- узнают происхождение и историю возникновения домовой резьбы.
- знакомятся с геометрическими узорами и фигурными орнаментами применяемыми в домовой резьбе.
...
Главное разногласие, найденное в ходе рассуждения о процессе организации образования в системе общего образования, состоит в том, что с одной стороны, современные социально-экономические ситуации жизни требуют от человека необычных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
Применение ЭК требует от педагога высокой квалификации, а также опыта работы в техническом творчестве, умелое использование межпредметных связей, организаторские способности.
Скорые темпы развития общества, в котором мы живём, поставили перед педагогическим образованием новые проблемы, такие как: задачи
повышения профессиональной компетентности педагога, формирование профессионального отношения к личности, расширение межпредметных связей педагогической деятельности.
Особое место занимает технологическая и методическая подготовка педагога, овладение научным знанием о процедурах управления учебной деятельностью. Технологическая подготовка педагога связана с проблемами развития творческой личности., проф. направленности мышления, организация учебно-познавательной деятельности.
Современные направления развития образования дают основание предполагать, что формы и методы обучения становятся всё более разнообразными, наблюдается повышения уровня требовании к педагогу
В российском образовании провозглашён принцип вариативности, дающий шанс педагогу выбирать и изменять педагогический процесс по любой модели, даже по авторской. В данном направлении идёт прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания и
практическое обоснование новых идей и технологий.
1. Алексеев М.А. Личностно - ориентированное обучение: вопросы теории и практики / М.А. Алексеев. - Тюмень: Изд. ТГУ, 1997. - 216с.
2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба / А.Ф. Афанасьев. - М.: Изд. Белый город, 2007. - 680 с.
3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление / И.А. Бескова. - М.: Ин-т философии РАН, 1993. - 196 с.
4. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: дис. канд. пед. наук. - Киев, 1984. - 189 с.
5. Буриков, В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба, - М.: Нива России, 1992. - 352 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготсвкий. - СПб.: Изд. Союз, 1997. - 96 с.
7. Гумерова М.М. Стимулирование мотивации творческой самореализации учащихся в условиях учебно-творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 22 с.
8. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания./ Ред. Богомолов. М.: Изд. Прометей, МГПУ им. В.И. Ленина, 1990. - 168с
9. Доровский А.М. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.М. Доровский - М.: Изд. Прометей. МГПИ, 1990. - 168 с.
10. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Автореф дисс. . канд.пед.наук. М.Д 1995. - 17с.
11. Емельянова Т.И. Декоративная роспись по дереву. Золотая хохлома / Т.И. Емельянова - М.: Изд. ИнтерБук, 2001. - 168 с.
12. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Книга для учителя./ Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, НА Гордеева и др.; Сост. Н. Фомина. М.: Просвещение, АО «Учеб.лит.», 1995. - 272с.
13. Каргин А.С. Народная художественная культура: учеб. пособие / А.С. Каргин. - М.: гос. респ. Центр русского фольклора. 1997. - 277 с.
14. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
15. Лапшина Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала. Автореф. дисс./. канд.пед.наук. М., 1994. -17с. .
... всего 30 источников