Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №167587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.. ..8
1.2. Толерантность как психолого-педагогический феномен 15
1.3. Комплекс игровых упражнений, нацеленный на формирование
толерантности детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ-интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


Прогрессивные преобразования, происходящие в России в настоящее время, процесс вступления в мировое экономическое сообщество, принятие международных документов, таких как Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребёнка (1959) ; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация ООН о правах инвалидов (1975) ; Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993);
Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) [49]; Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) установили
трансформируемые отношения общества и государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и привели к осознанию необходимости их более массового включения в социум.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) вносит в российское образовательное пространство два кардинально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории совершенствования прав человека в России: политика включения лиц с ОВЗ и трудностями в обучении в систему общего образования теперь утверждена на законодательном уровне и гарантирует им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заявлено выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций (ДОО), в том числе и детей с ОВЗ. Положения ФГОС ДО предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОО.
Стоит отметить, что полноценная реализация инклюзивного подхода к образованию ограничивается не только недостаточной доступностью образовательной среды для данной категории обучающихся, несогласованностью нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, но и существующие в обществе интолерантные установки, психологические барьеры, стереотипы по отношению к людям с ОВЗ.
Официальная статистика и данные достаточно многочисленных исследований позволяют зарегистрировать подъём детского экстремизма, различных форм отклоняющегося поведения у детей, конфликтов на фоне различий между ними, что определяет актуальность проблемы формирования в детях толерантности.
В своих работах М.В. Телегин подчёркивает, что дети в дошкольном возрасте особо чувствительны к освоению социальных норм; сконцентрированы на своём окружении; стараются раскрыть для себя правила, распространяющиеся на морально-нравственные, ценностные и мировоззренческие отношения. Очевидно поэтому, формирование толерантности целесообразно начинать в период дошкольного детства.
Анализ трудов современных отечественных исследователей по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста (В.В. Абашина, А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова) позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос в аспекте инклюзивного образования, в частности по отношению к обучающимся старшего дошкольного возраста с ОВЗ исследован недостаточно.
Проведённый анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с толерантными установками и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной практики.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подлинная толерантность, которая позволяет взаимодействовать с другими людьми в полноценном диалоге, с развитой бесконфликтностью, правильным построением коммуникации, возможна только тогда, когда в течение всего психологического сопровождения человека, по мере его взросления, в особо острые периоды, будут превалировать понимание, сочувствие, выдержка, перенимание тяжести возникающих у других людей ситуаций, проявление способности содействию развитию близких людей и их внутреннему росту.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой внешности, поведению. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога, исследователя толерантности А.Г Асмолова, трактующего толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия людей.
Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребёнка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в старшем дошкольном возрасте, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путём, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребёнка к другим людям, к себе, к предметному миру, которое может значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
...


1. Абашина В.В. Формирование основ толерантности у детей
дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Сургут, 2016. № 1(40). С. 28-32. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-osnov-tolerantnosti (дата
обращения: 01.02.2020).
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М., 2009. 448 с.
3. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 255 с.
4. Бабаева Т.О. О социально-эмоциональном развитии дошкольника // Дошкольное Воспитание. М., 2006. №6. С. 13-19.
5. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград, 2002. 80 с.
6. Балакирева Э.В. и др. Технологии формирования толерантности: учебно-методическое пособие. СПб., 2019. 72 с.
7. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986. 60 с.
8. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему): 2-е изд. Воронеж, 2011. 240 с.
9. Бондырева С.К. Формирование межэтнической толерантности в подростковом возрасте // Сборник научно-методических статей 2-е издание. М., 2002. С. 33-52.
10. Бурмистрова Е.А. Растем с дошкольником. Воспитание детей от 3 до 7 лет. М., 2017. 384 с.
11. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. URL: https ://admbrk.ru/wp-content/uploads/Vsemirnaya-programma-dejstvij -v-otnoshen ii-invalidov.pdf (дата обращения 03.03.2019).
12. Всеобщая декларация прав человека // Сайт Совет Европы. URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-universal-declaration-of-human-rights (дата обращения 03.03.2019).
13. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Психология. М., 2000. 1008 с.
14. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М., 2004. 240 с.
15. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2010. 800 с.
... всего 66 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ