ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.. ..8
1.2. Толерантность как психолого-педагогический феномен 15
1.3. Комплекс игровых упражнений, нацеленный на формирование
толерантности детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ-интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.. ..8
1.2. Толерантность как психолого-педагогический феномен 15
1.3. Комплекс игровых упражнений, нацеленный на формирование
толерантности детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ-интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Прогрессивные преобразования, происходящие в России в настоящее время, процесс вступления в мировое экономическое сообщество, принятие международных документов, таких как Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребёнка (1959) ; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация ООН о правах инвалидов (1975) ; Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993);
Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) [49]; Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) установили
трансформируемые отношения общества и государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и привели к осознанию необходимости их более массового включения в социум.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) вносит в российское образовательное пространство два кардинально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории совершенствования прав человека в России: политика включения лиц с ОВЗ и трудностями в обучении в систему общего образования теперь утверждена на законодательном уровне и гарантирует им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заявлено выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций (ДОО), в том числе и детей с ОВЗ. Положения ФГОС ДО предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОО.
Стоит отметить, что полноценная реализация инклюзивного подхода к образованию ограничивается не только недостаточной доступностью образовательной среды для данной категории обучающихся, несогласованностью нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, но и существующие в обществе интолерантные установки, психологические барьеры, стереотипы по отношению к людям с ОВЗ.
Официальная статистика и данные достаточно многочисленных исследований позволяют зарегистрировать подъём детского экстремизма, различных форм отклоняющегося поведения у детей, конфликтов на фоне различий между ними, что определяет актуальность проблемы формирования в детях толерантности.
В своих работах М.В. Телегин подчёркивает, что дети в дошкольном возрасте особо чувствительны к освоению социальных норм; сконцентрированы на своём окружении; стараются раскрыть для себя правила, распространяющиеся на морально-нравственные, ценностные и мировоззренческие отношения. Очевидно поэтому, формирование толерантности целесообразно начинать в период дошкольного детства.
Анализ трудов современных отечественных исследователей по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста (В.В. Абашина, А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова) позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос в аспекте инклюзивного образования, в частности по отношению к обучающимся старшего дошкольного возраста с ОВЗ исследован недостаточно.
Проведённый анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с толерантными установками и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной практики.
...
Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) [49]; Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) установили
трансформируемые отношения общества и государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и привели к осознанию необходимости их более массового включения в социум.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) вносит в российское образовательное пространство два кардинально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории совершенствования прав человека в России: политика включения лиц с ОВЗ и трудностями в обучении в систему общего образования теперь утверждена на законодательном уровне и гарантирует им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заявлено выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций (ДОО), в том числе и детей с ОВЗ. Положения ФГОС ДО предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОО.
Стоит отметить, что полноценная реализация инклюзивного подхода к образованию ограничивается не только недостаточной доступностью образовательной среды для данной категории обучающихся, несогласованностью нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, но и существующие в обществе интолерантные установки, психологические барьеры, стереотипы по отношению к людям с ОВЗ.
Официальная статистика и данные достаточно многочисленных исследований позволяют зарегистрировать подъём детского экстремизма, различных форм отклоняющегося поведения у детей, конфликтов на фоне различий между ними, что определяет актуальность проблемы формирования в детях толерантности.
В своих работах М.В. Телегин подчёркивает, что дети в дошкольном возрасте особо чувствительны к освоению социальных норм; сконцентрированы на своём окружении; стараются раскрыть для себя правила, распространяющиеся на морально-нравственные, ценностные и мировоззренческие отношения. Очевидно поэтому, формирование толерантности целесообразно начинать в период дошкольного детства.
Анализ трудов современных отечественных исследователей по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста (В.В. Абашина, А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова) позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос в аспекте инклюзивного образования, в частности по отношению к обучающимся старшего дошкольного возраста с ОВЗ исследован недостаточно.
Проведённый анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с толерантными установками и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной практики.
...
Подлинная толерантность, которая позволяет взаимодействовать с другими людьми в полноценном диалоге, с развитой бесконфликтностью, правильным построением коммуникации, возможна только тогда, когда в течение всего психологического сопровождения человека, по мере его взросления, в особо острые периоды, будут превалировать понимание, сочувствие, выдержка, перенимание тяжести возникающих у других людей ситуаций, проявление способности содействию развитию близких людей и их внутреннему росту.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой внешности, поведению. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога, исследователя толерантности А.Г Асмолова, трактующего толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия людей.
Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребёнка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в старшем дошкольном возрасте, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путём, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребёнка к другим людям, к себе, к предметному миру, которое может значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
...
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой внешности, поведению. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога, исследователя толерантности А.Г Асмолова, трактующего толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия людей.
Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребёнка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в старшем дошкольном возрасте, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путём, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребёнка к другим людям, к себе, к предметному миру, которое может значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
...
Подобные работы
- Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017





