ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.. ..8
1.2. Толерантность как психолого-педагогический феномен 15
1.3. Комплекс игровых упражнений, нацеленный на формирование
толерантности детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ-интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Прогрессивные преобразования, происходящие в России в настоящее время, процесс вступления в мировое экономическое сообщество, принятие международных документов, таких как Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребёнка (1959) ; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация ООН о правах инвалидов (1975) ; Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993);
Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) [49]; Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) установили
трансформируемые отношения общества и государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и привели к осознанию необходимости их более массового включения в социум.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 г.) вносит в российское образовательное пространство два кардинально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории совершенствования прав человека в России: политика включения лиц с ОВЗ и трудностями в обучении в систему общего образования теперь утверждена на законодательном уровне и гарантирует им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заявлено выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций (ДОО), в том числе и детей с ОВЗ. Положения ФГОС ДО предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОО.
Стоит отметить, что полноценная реализация инклюзивного подхода к образованию ограничивается не только недостаточной доступностью образовательной среды для данной категории обучающихся, несогласованностью нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, но и существующие в обществе интолерантные установки, психологические барьеры, стереотипы по отношению к людям с ОВЗ.
Официальная статистика и данные достаточно многочисленных исследований позволяют зарегистрировать подъём детского экстремизма, различных форм отклоняющегося поведения у детей, конфликтов на фоне различий между ними, что определяет актуальность проблемы формирования в детях толерантности.
В своих работах М.В. Телегин подчёркивает, что дети в дошкольном возрасте особо чувствительны к освоению социальных норм; сконцентрированы на своём окружении; стараются раскрыть для себя правила, распространяющиеся на морально-нравственные, ценностные и мировоззренческие отношения. Очевидно поэтому, формирование толерантности целесообразно начинать в период дошкольного детства.
Анализ трудов современных отечественных исследователей по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста (В.В. Абашина, А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова) позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос в аспекте инклюзивного образования, в частности по отношению к обучающимся старшего дошкольного возраста с ОВЗ исследован недостаточно.
Проведённый анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с толерантными установками и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной практики.
...
Подлинная толерантность, которая позволяет взаимодействовать с другими людьми в полноценном диалоге, с развитой бесконфликтностью, правильным построением коммуникации, возможна только тогда, когда в течение всего психологического сопровождения человека, по мере его взросления, в особо острые периоды, будут превалировать понимание, сочувствие, выдержка, перенимание тяжести возникающих у других людей ситуаций, проявление способности содействию развитию близких людей и их внутреннему росту.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой внешности, поведению. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога, исследователя толерантности А.Г Асмолова, трактующего толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия людей.
Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребёнка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в старшем дошкольном возрасте, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путём, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребёнка к другим людям, к себе, к предметному миру, которое может значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
...
1. Абашина В.В. Формирование основ толерантности у детей
дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Сургут, 2016. № 1(40). С. 28-32. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-osnov-tolerantnosti (дата
обращения: 01.02.2020).
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М., 2009. 448 с.
3. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 255 с.
4. Бабаева Т.О. О социально-эмоциональном развитии дошкольника // Дошкольное Воспитание. М., 2006. №6. С. 13-19.
5. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград, 2002. 80 с.
6. Балакирева Э.В. и др. Технологии формирования толерантности: учебно-методическое пособие. СПб., 2019. 72 с.
7. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986. 60 с.
8. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему): 2-е изд. Воронеж, 2011. 240 с.
9. Бондырева С.К. Формирование межэтнической толерантности в подростковом возрасте // Сборник научно-методических статей 2-е издание. М., 2002. С. 33-52.
10. Бурмистрова Е.А. Растем с дошкольником. Воспитание детей от 3 до 7 лет. М., 2017. 384 с.
11. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. URL: https ://admbrk.ru/wp-content/uploads/Vsemirnaya-programma-dejstvij -v-otnoshen ii-invalidov.pdf (дата обращения 03.03.2019).
12. Всеобщая декларация прав человека // Сайт Совет Европы. URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-universal-declaration-of-human-rights (дата обращения 03.03.2019).
13. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Психология. М., 2000. 1008 с.
14. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М., 2004. 240 с.
15. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2010. 800 с.
... всего 66 источников