ВВЕДЕНИЕ 1
1. Понятие и регламентация правового статуса журналиста 6
1.1. Понятие журналиста, его правовой статус 6
1.2. Правовые основы деятельности журналиста 16
2. Регулирование деятельности журналиста 34
2.1. Пределы вмешательства государства в деятельность журналиста 34
2.2. Деятельность журналиста в условиях вооруженного конфликта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние десятилетия на международной арене наблюдается нарастание международной политической напряженности, значительно увеличивается количество локальных вооруженных столкновений, события которых освещают все больше и больше репортеров. Мир участвует в «холодной войне», которая в отличие от классического понимания, приобретает новый смысл - информационная война. В связи с чем, профессия журналиста в XXI веке приобретает новый смысл. Журналисты расцениваются мировой общественностью как «четвертая ветвь власти».
СМИ, подобно «стереоочкам, погружающим нас в мир отснятого в объеме кино, позволяют проникнуть в недоступную нам реальность» . Именно благодаря журналистам, мы регулярно получаем достоверную и проверенную информацию не только о повседневных событиях, но и о нарушениях прав человека из «горячих точек», где велик риск быть убитым, взятым в плен, что позволяет членам общества быть очевидцами происходящего.
Наблюдается тенденция роста правонарушений и преступлений, совершенных в отношении журналистов и иных работников средств массовой информации, связанная в первую очередь с политическим фактором. Ежедневно представители прессы ощущают на себе незаконное давление, которое выражается в запрещении освещения полученной ими объективной информации, изъятии материалов, заключении под стражу, обращении в плен, а также убийствах и пытках.
В 2018-2019 году ЮНЕСКО официально зарегистрировало 156 случаев убийства журналистов по всему миру. Шокирующим является тот факт, что в целом за последнее десятилетие журналисты противоправно лишались жизни раз в четыре дня. Пиковым за последнее десятилетие является 2012 год - показатель умышленного лишения жизни работников СМИ составлял 124 случая. По данным ЮНЕСКО в 2019 году проблема осложнилась тем, что число убийств сотрудников СМИ в мирных странах достигло своего максимума за последние 7 лет. Несмотря на то, что жертвами нападения в большинстве случаев являются мужчины, женщины-журналисты являются главным объектом атак на гендерной почве. При этом, как отмечает ЮНЕСКО, расследуется лишь 10-12% убийств журналистов.
Деятельность журналистов в условиях вооруженных конфликтов также сопряжена с риском. Больше всего случаев лишения жизни журналистов в зонах вооруженных конфликтов за 2018-2019 год было зарегистрировано в Мексике - 25, Сирийской арабской республике - 15, Афганистане - 21.
В связи с этим, актуальность исследования механизма защиты прав журналистов в мирное время и в условиях вооруженного конфликта, сложно переоценить.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности журналистов, их этики, правовой защите.
Предметом исследования явились международно-правовые нормы, определяющие правовой статус журналиста.
Целью работы является анализ правового статуса журналистов на национальном и международном уровне, включая этические аспекты его деятельности.
Задачами работы являются:
1) раскрыть элементы правового статуса журналиста;
2) охарактеризовать правовой ландшафт деятельности журналиста на международном и национальном уровне;
3) определить пределы вмешательства государства в деятельность журналистов;
4) показать особенности регламентации деятельности журналиста в условиях вооруженного конфликта»;
5) сформулировать рекомендации, призванные обеспечить соблюдение прав журналистов, а также предложения по реформированию механизма защиты их профессиональной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Д.С. Авраамов, Г.В. Лазутина, Е.П. Прохоров, М.А. Федотов, И.А. Лукашук, С.А. Михайлов, Х.Д. Хассон, Е.В. Мартыненко, А.Г. Рихтер и другие. Однако, обратившись к международным и отечественным юридическим доктринам, нормативной базе автор пришел к выводу, что правовому статусу журналиста уделено необоснованно малое внимание. Комплексного анализа механизма защиты прав журналиста, допустимые рамки его поведения в профессиональной деятельности не проводилось.
Эмпирическую основу работы составляют международно-правовые акты, национальное законодательство Российской Федерации, статистические данные, обзоры и рекомендации международных организаций, учреждений, практика Европейского суда по правам человека и других международных судебных учреждений.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно- правового анализа, дедукции и индукции.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Исходя из вышеизложенного, автор приходит к следующим выводам.
Журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Правовой статус журналиста включает два аспекта: внешний - права и обязанности журналиста, внутренний- правосознание, правовая культура и журналистская этика.
Журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, распространять подготовленные им материалы и другие.
Закон о СМИ закрепляет обязанности журналиста. К ним относятся: соблюдение устава редакции, проверка достоверности сообщаемой им информации, сохранность конфиденциальности информации и другие.
Журналист должен в своей деятельности руководствоваться этическими нормами. Журналистская этика представляет из себя правила поведения, которые не закреплены на законодательном уровне, а поддерживаются силой общественного мнения. Основным регулятором деятельности журналиста является Кодекс профессиональной этики журналиста, который документально закрепляет добровольно принятые обязательства журналистов.
Важнейшим условием деятельности журналиста является его аккредитация. Целью аккредитации является обеспечение журналистам доступа в особые места с ограниченным пространством, к определенным “закрытым зонам”, в число которых входят зоны военных действий и места, которые закрыты властями в целях безопасности. Также она предоставляет возможность журналистами принимать участие в мероприятиях и визитах. Аккредитованные корреспонденты иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации пользуются широким спектром профессиональных свобод и экономических гарантий, но в то же время в их деятельности присутствуют некоторые ограничения (например, отказ в аккредитации или аннулирование ранее выданного свидетельства за нарушение российского законодательства).
Правовое регулирование журналистской деятельности носит комплексный характер и включает в себя как международные нормы, так и нормы национального законодательства.
Основными источниками международного права являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия по правам человека, а также нормы мягкого права («soft law»), к которым относятся Рекомендация ЮНЕСКО, Софийская Декларация по укреплению независимых и плюралистических средств массовой информации и т.д.
Национальное законодательство представлено Конституцией РФ и отраслевым законодательством о средствах массовой информации.
Свобода слова — это неотъемлемая составляющая профессии журналиста. Существует три концепции юридической стороны свободы: авторитарная (свободно использовать информацию может только государство), концепция полной свободы (создание свободного рынка идей и равноправие всех журналистов) и концепция ответственной свободы (регламентация свободной деятельности СМИ путем издания законов).
Право на свободу выражения мнения не является абсолютным и может быть ограничено.
Одним из таких ограничений является самоцензура журналиста. К истокам самоцензуры могут быть отнесены моральные и нравственные принципы, а также наличие внешних ограничений, нарушение которых влечет неблагоприятные для журналиста последствия. Приучение журналиста к самоцензуре может быть осуществлено через различные угрозы: угрозы информационной изоляции угрозы бойкота со стороны коллег, угрозы отключения от каналов финансовой поддержки и т.д.
В качестве другого ограничения может быть названо вмешательство со стороны государства. Вмешательство должно быть законным, закон должен отвечать критериям “качества закона”: закон должен быть доступным, предсказуемым, должен с достаточной ясностью указывать объем дискреционных полномочий, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту от произвольного вмешательства государства, вмешательство государства должно быть под контролем суда. Вторым условием является легитимность целей, ради которых данное право подлежит ограничению. Ограничения должны быть необходимыми в демократическом обществе
Любой журналист, находящийся в зоне вооруженного конфликта, не обладает никаким особым статусом, он носит статус “гражданского”, что сближает его со статусом “мирного жителя”.
“Военный журналист (корреспондент)” и “журналист” относятся к категории “мирных граждан”. Их различие заключается в том, что лишь “военные журналисты (корреспонденты)” могут обрести статус военнопленного. Это связано с тем, что они имеют формальное право на сопровождение вооруженных сил и в случае попадания в плен они “обретают правовой статус участников вооруженных сил”.
Статус “прикомандированного к военной части журналиста” не нашел закрепления на законодательном уровне, однако их статус представляется аналогичным статусу военного журналиста (корреспондента).
Журналисты, осуществляющие свою деятельность в зоне вооружённых конфликтов, имеют право пользоваться защитой, но они должны быть уведомлены о том, что данное право может быть нарушено. Для того, чтобы обезопасить себя, журналистам необходима специальная одежда с надписью “пресса” и документы, подтверждающие их статус.
Основным недостатком защиты журналистов в условиях вооруженных конфликтов является отсутствие реализации на внутригосударственном уровне обязательств, закрепленных в международных соглашениях (имплементация).
Журналистам, осуществляющим свою деятельность в условиях вооруженного конфликта, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: определение границ дозволенного продвижения журналиста к зоне боевых действий, характер нападения должен играть ключевую роль для журналиста при планировании его профессиональной деятельности, предоставление особых гарантий при попадании в плен в непосредственной близости от военного объекта, создание международного фонда под эгидой Совета по правам человека ООН.
Средствам массовой информации в условиях вооруженного конфликта необходимо представлять непредвзятую и объективную информацию. В противном случае искажение фактов может способствовать разжиганию “войны”, совершению преступлений против человечности и формированию негативного общественного мнения.
1 .Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru(дата обращения: 05.05.2021).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный
ресурс] : (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа:
https://www.echr.coe.int/documents/convention rus.pdf(дата обращения: 13. 05.2021).
3. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12.08.1949 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru. (дата обращения: 22.05.2021).
4. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12.08.1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8.06.1977 г. (Протокол I) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного комитета Красного Креста. — Режим доступа: https://www.icrc.org(дата обращения: 22.05.2021).
5. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г // Сайт ООН. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm(дата обращения: 16.05.2021).
6. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 27 декабря 1991 N 2124-1 ред. от 30.12.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.(дата обращения: 02.05.2021).
7. Об утверждении Правил аккредитации и пребывания
корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства 23 сентября 1994 № 1055 ред. от 07.06.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа:
http://www.consultant.ru.(дата обращения 05.05.2021).
8. Московская Хартия журналистов. Декларация [Электронный ресурс] : принята 04.02.1994 // Официальный сайт общественной коллегии по жалобам на прессу. — Режим доступа:https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/758-moskovskaya-khartiya-zhurnalistov(дата обращения: 12.05.2021).
9. Хартия Европейского союза об основных правах [Электронный
ресурс] : Страсбург, 12. 12. 2007 г. (2016/C 202/02) // Официальный сайт УВКБ ООН. — Режим доступа:
https://www.refworld.org.ru/docid/52e647374.html(дата обращения: 14.05.2021).
10. Совместная декларация Специального докладчика Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам свободы убеждений и их выражения, Представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы средств массовой информации и Специального докладчика по вопросам свободы выражения мнений Организации американских государств (ОАГ). [Электронный ресурс] : принята 18. 12. 2003 г. / Совместные декларации представителей межправительственных органов по защите свободы СМИ и выражения мнения; Ред. А .Улен; Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013 г. // Официальный сайт ОБСЕ. — Режим доступа: http://www.osce.org/fom/99558(дата обращения: 02.05.2021).
11. Софийская декларация [Электронный ресурс] : принята 13. 09. 1997 на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/sofiadecl.shtml(дата обращения: 19.05.2021).
12. Декларации о средствах массовой информации и правах человека [Электронный ресурс] : принята 23. 01. 1970 г., которая утверждена Резолюцией 428 (1970) 1 Парламентской Ассамблеи Совета Европы // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901739194(дата обращения: 19.05.2021).
13. Международная декларация принципов поведения журналистов [Электронный ресурс]: декларация от 1954г. // Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/754-deklaratsiya-printsipov- povedeniya-zhurnalista-mezhdunarodnoj -federatsii-zhurnalistov (дата обращения 22.05.2021).
14. Резолюция 217A (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс] : принята 10. 12. 1948 г. A/64. - С. 39-42. // Сайт «Право и средства массовой информации». — Режим доступа: http://www. medialaw.ru/laws/other_laws/european/oon-decl.htm (дата обращения: 16.05.2021).
15. Итоговый документ Венской встречи 1989 г. [Электронный ресурс] : от 19. 01. 1989 г. // Официальный сайт ОБСЕ. — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mc/40885(дата обращения: 02.05.2021).
16. Всемирная программа образования в области прав человека (2005 г. и далее) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека/ Режим доступа: http://www.ohchr.org(дата обращения 02.05.2021).
17. Третий этап (2015-2019 гг.) Всемирной программы образования в области прав человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека/ Режим доступа: http://www.ohchr.org(дата обращения 02.05.2021).
18.Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.un.org/ru(дата обращения: 16. 05. 2021).
Научная и учебная литература
19. Weischenberg S., Malik M., Scholl A. Die Souffleure der Mediengesellschaft. Report uber die Journalisten in Deutschland. Konstanz: UVK, 2006. S. 227.
20. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д. С. Авраамов //. — Москва, 2003. — 42 с.
21. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы / Д. С. Авраамов. — Москва: Мысль, 1991. — 253 с.
22. Бачило И.Л. Информационное право: учеб. / И. Л. Бачило. — Москва, 2011. — 352 с.
23. Беспалова Е. Между Израилем и «Хизбаллой»: СМИ в информационной войне // Дни Петербургской философии. — 2008: материалы секционного заседания конференции / ред.-сост. В.А. Сидоров. — СПб., 2009. — 242 с.
24. Боцман, Е.С. Актуальные проблемы защиты прав журналистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность во время вооруженных конфликтов/ Е.С. Боцман // Теоретические и практические аспекты развития современной науки, материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — Нефтекамск, 2017. — С. 140.
25. Бугаева, П.Н. Защита прав журналистов в условиях вооруженных конфликтов / П.Н. Бугаева // Вопросы российской юстиции. - Донецк, 2020. — С. 521-526.
26. Гаспарян, Э. Г. Проблема правовой защиты журналистов в условиях вооруженного конфликта / Э. Г. Гаспарян // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 6(23). -Волгоград, 2018. —С.88.
27. Гитис, А. X. Толковый словарь информационных терминов: словарь / А. X. Гитис. — Москва: Изд-во Московского гос. горного университета, 1995. — 250 с.
28. Горбачева, Т. В. Работа тележурналиста в условиях военного конфликта: правовые аспекты / Т. В. Горбачева // Идеи и новации. —Реутов, 2017. —С. 159.
29. Дзялошинский, И. М. Нужен ли россиянам прямой доступ к информации? / И. М. Дзялошинский // Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики / Союз журналистов РФ. — Москва, 1998. Т. 2. — С. 281-298.
30. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Д. Мэррил //. — Москва: Вагриус, 1997. — 383 с.
31. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. — Москва : Аспект Пресс, 2004. — 287 с.
32. Куликова, С.А. Конституционный запрет цензуры в контекстемеждународных стандартов свободы массовой информации/ С. А. Куликова // Ленинградский юридический журнал. — 2012 г. — С. 1-14.
33. Кумылганова, И. А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности: Автореф. канд. дисс. : 10.01.10. — Москва, 1992. — С. 10.(221с) Цит. по: Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста. — Москва., 1999. — 177 с.
34. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста/ Г. В. Лазутина, //. — Москва, 1999. — 224 с.
35. Лукашук, И.И..Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос.акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Москва :Волтерс Клувер, 2005. — 213 с.
36. Майданова, Л. М. Проблема достоверности информации в журналистских практиках: речевой аспект / Л. М. Майданова, Э. В. Чепкина // Этика речевого поведения российского журналиста: коллективная монография / Ред. сост. д. филол. н., проф. Л. Р. Дускаева. - СПб.: Астерион, 2009. - С. 135-166.
37. МакКуэйл, Д. Журналистика и общество. Учебник для журналистов / Д. МакКуэйл. — Пер. с англ. Москва : МедиаМир, 2013. — 364 с.
38. Морозов, Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. — Москва: ACT: CORPUS, 2014. — 528 с.
39. Набиева, X. Ю. Освещение интернет-сми современного вооруженного конфликта в свете международных стандартов профессиональной этики журналистов / X. Ю. Набиева // Проспект свободный - 2021.
40.Омилянчук, С. П. Текстология : Учебное пособие / С.П. Омилянчук.
— Москва, 2007. — 155 с.
41. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров.
— Москва: Аспект Пресс, 2003. — 351 с.
42. Рихтер, А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики : учебное пособие. Издание ЮНЕСКО. - Москва, 2011. - 360 с.
43. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. — Москва, 1995. — 376 с.
44. Терешкова, В.В Прослушивание и защита частной жизни: поиск баланса интересов с учетом правовых позиции ЕСПЧ / В. В. Терешкова// материалы V Международного сравнительно-правового конгресса. Красноярск, 20-22 сентября 2018 г. / отв. ред. А.Ф. Васильева. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - С. 25-34.
45. Терешкова, В.В. Избрание меры пресечения в виде содержания под стражей несовершеннолетним в свете международных стандартов / В. В. Терешкова // Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход : мат. междун. научно-практ. конф. / Красноярск, 2021. — С. 269-278.
46. Хассон Х.Д., Мартыненко Е.В. Средства и методы защиты журналистов в международном гуманитарном праве // Legal concept. Волгоград, 2017. — С. 172-180.
Интернет-ресурсы
47. ЮНЕСКО, Защита журналистов, защита правды: Брошюра к
Международному дню прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, включающая основные моменты доклада Генерального директора ЮНЕСКО о безопасности журналистов и проблеме безнаказанности [Электронный ресурс] : программный документ и документ совещаний. — Франция, 2020, код документа CI-2020/IPDC/1. — Режим доступа: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000374738 rus (дата
обращения: 21.04.2021).
48.49 журналистов были убиты за 2019 год [Электронный ресурс] : // Комсомольская правда. — Режим доступа:
https://www.kp.ru/online/news/3708450(дата обращения: 05.04.2021).
49. "Репортеры без границ" заявили о минимальном за 16 лет числе убитых журналистов [Электронный ресурс] //Информационно- новостной портал «Интерфакс». - Режим доступа: https://www.interfax.ru(дата обращения 06.04.2021).
50. Report on Nagorno-Karabakh conflict [Электронный ресурс] //
Официальный сайт LexisNexis. — Режим доступа:
https://www.lexisnexis.com/en-us/professional/nexis/nexis.page(дата обращения: 20.05.2021).
51. Специальный доклад Представителя ОБСЕ по вопросам свободы
СМИ «Аккредитация журналистики в районе ОБСЕ: Наблюдения и рекомендации» [Электронный ресурс] : доклад от 25. 10. 2006 г. // Официальный сайт ОБСЕ. — Режим доступа:
http://www.osce.org/ru/fom/22066?download=true (дата обращения: 02.05.2021).
52. Американскому журналисту закрыли въезд в Россию на пять лет. Корреспондент нон грата [Электронный ресурс] : Федеральный выпуск № 6278(6) от 15. 01. 2014. // Российская газета. — Режим доступа: https://rg.ru/2014/01/14/mid-site-anons.html(дата обращения: 07.05.2021).
53. Против провокационного журналиста Семена Пегова возбуждено уголовное дело [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Азербайджана. — 2020. — Режим доступа: https://genprosecutor.gov.az/az/post/2994(дата обращения: 22.05.2021).
54. Афганистан: свобода печати под угрозой [Электронный ресурс] // Официальный сайт мультимедийной новостной организации “Голос Америки”. — Режим доступа:https://www.golosameriki.com/a/a-33-2008-01-29-voa9/645701 .html(дата обращения: 11.05.2021).
55. Доклад о положении журналистов [Электронный ресурс] : доклад от 26.04.2018 // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/commissioner/-/europe-s-duty-to-save-journalists(дата обращения: 17.05.2021).
56.Отчет по результатам исследования: «Позитивные обязательства государств - участников Конвенции по защите журналистов и предотвращении безнаказанности в свете статьи 10» декабрь 2011 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского суда по правам человека. — Режим доступа: https://www.echr.coe.int(дата обращения: 03.05.2021).
57. “Это чрезмерное вмешательство в права редакции” [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра защиты прав СМИ. — Режим доступа: https://mmdc.ru/news-div/our-news/eto-chrezmernoe-vmeshatelstvo-v-prava-redaktsii2/(дата обращения 23.04.2021).
58. Бабицкий, А. Диктор зло [Электронный ресурс] : // Официальный сайт Esquire. — 2014. — Режим доступа:https://esquire.ru/archive/4942-rwanda/#part2(дата обращения: 12.05.2021).
59. Barlow, J.P. A Declaration of the Independence of Cyberspace [Электронный ресурс] : // Electronic frontier foundation website / 2016. — Режим доступаhttps://www.eff.org/cyberspace-independence(дата обращения: 13.06.2021).
60.0Письмо Постоянного представителя Азербайджана при Организации Объединенных Наций от 30 сентября 2009 года на имя Г енерального секретаря [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/64/475 (дата обращения:20.05.2021).
61. Интервью Р. Гайсса на тему «Как международное право защищает
журналистов в условиях вооруженных конфликтов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МККК . — Режим доступа:
https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/interview/protection- journalistsinterview-270710.htm(дата обращения 20.05.2021).
62. Решение Комиссии по делу «Лёрш и «Нувель Ассосьон Куррье»
против Швейцарии» (Loersch et la Nouvelle Association du Courrier c. Suisse) [Электронный ресурс] : решение по жалобам № 23868/94 и 23869/94 от 24. 02. 1995 г. // Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/app/conversion/pdf/?library=ECHR&id=00186571&filename=001 -86571 .pdf(дата обращения: 05.05.2021).
63. Дело «Хендисайд против Соединённого Королевства» (7. 12. 1976
г.), дело «“Санди тайме” против Соединённого Королевства» (26. 04. 1979 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Право и средства массовой информации». Режим доступа:https: //www. medialaw.ru/article10 (дата обращения:
14.05.2021).
64. Дело «Информационсферайн Лентиа и другие против Австрии»
[Электронный ресурс] : от 24. 11. 1993 г., п. 38. // Сайт «Право и средства массовой информации». — Режим доступа:
http: //www.medialaw.ru/articl e10/6/2/14. htm.
65. Dink v. Turkey («Динк против Турции») [Электронный ресурс] :
решение по жалобам №№ 2668/07, 6102/08, 30079/08, 7072/09 и 7124/09, 14.09.2010 г. // Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа: https: //hudoc.echr.coe.int/tur# {%22itemid%22: [%22001-126590%22]} (дата
обращения: 16.05.2021).
66. Дело «Гринберг (Grinberg) против Российской Федерации» (жалоба
№ 23472/03): постановление Европейского Суда по правам человека от 21 июля 2005 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система “Консультант плюс”. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=24105#021567063033600498(дата обращения: 23.04.2021).
67. Roman Zakharov. [Электронный ресурс] : Application no. 47143/06. Judgement 4 December 2015 // Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/app/conversion/docx/pdf?library=ECHR&id=001-
159324&filename=CASE%20OF%20ROMAN%20ZAKHAROV%20v.%20RUSSIA.pdf(дата обращения: 23.04.2021).
68.Ozgur Gundem v. Turkey («Газета “Озгюр Гюндем” против Турции») [Электронный ресурс] : решение по жалобе № 23144/93 от 16. 03. 2000// Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа:http://hudoc.echr.coe.int/eng-press?i=003-68306-68774(дата обращения 16.05.2021).
69. The Prosecutor v. Ferdinand Nahimana, Jean-Bosco Barayagwiza, Hassan Ngeze [Электронный ресурс] : Case № ICTR-99- 52-T // United Nations International Residual Mechanism for Criminal Tribunals / Legacy website of the International Criminal Tribunal for Rwanda. — Режим доступа: http://unictr.irmct.org/en/cases/ictr-99-52(дата обращения: 12.05.2021).
70. Доклад Генерального секретаря ООН «Безопасность журналистов и проблема безнаказанности» [Электронный ресурс] : Официальные отчеты (A/ C.3/74/L.45) // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/C.3/74/L.45.
71. Доклад Генерального секретаря ООН «Безопасность журналистов и проблема безнаказанности» [Электронный ресурс] : Официальные отчеты (A/74/314) // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/74/314.