Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей 8
1.1 Анализ понятия «синдром эмоционального выгорания» и его
основные теоретические подходы к изучению 8
1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального
выгорания 19
1.3 Основные направления профилактики синдрома эмоционального
выгорания 28
Выводы по Главе I 33
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 48
2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 67
2.4 Анализ результатов формирующего эксперимента 72
Выводы по Главе II 92
Заключение 96
Список используемых источников 99
Приложения 108
Актуальность темы исследования. Психическое здоровье является важнейшим результатом и ресурсом развития личности. Оно лежит в основе любой деятельности индивида, в том числе и его высокого качества профессиональной деятельности. Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья индивида, среди которых наиболее разработанным является психологическое консультирование.
На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако, далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
В реальных условиях медицинской деятельности личность медицинского персонала подвергается постоянному воздействию со стороны психотравмирующих обстоятельств — характера организации труда, психологического давления со стороны пациентов и их родственников, коллег, администрации — что, в конечном счёте, может привести к синдрому профессионального выгорания.
Термин «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Оказалось, что данный термин крайне удобен в прагматическом смысле, подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у врачей и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесён на патологию профессиональной деятельности. Сегодня накопление наблюдений и идей в отношении синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) вызвало необходимость представителям профессий, связанных с работой в сфере «человек-человек», рассмотреть скрытые механизмы своей профессиональной деятельности, способные привести к тому, что они перестают справляться со своими обязанностями, теряют творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформируют свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
До сих пор нет единого определения синдрома профессионального выгорания. С точки зрения В.В. Бойко (2004) «выгорание» представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Существует представление о том, что синдром профессионального выгорания — это профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (В.В. Лукьянов, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орёл и др., 2008). Согласно определению ВОЗ, синдром профессионального выгорания (burnout syndrome) - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.
Таким образом, проблема научного осмысления феномена синдрома эмоционального выгорания является актуальной как для теории психологии, так и ее практики.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания».
Цель научного исследования - разработать и апробировать программу группового консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
Объект исследования: врачи с синдромом эмоционального выгорания.
Предмет исследования составляет процесс группового психологического консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
В связи с указанными целью, объектом и предметом выдвигается следующая рабочая гипотеза: программа группового психологического консультирования будет успешной, если:
1) в консультативной работе с врачами будут задействованы когнитивная, эмоциональная и поведенческая сферы;
2) консультативная работа будет основана на интегративном психотерапевтическом подходе;
3) в работе с врачами будет учтена специфика их профессиональной деятельности.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания.
2. Рассмотреть особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у врачей.
3. Рассмотреть особенности психологического консультирования врачей.
4. Выбрать критерии синдрома эмоционального выгорания, подобрать диагностический инструментарий, провести констатирующий эксперимент.
5. Разобрать и апробировать программу консультационной работы с врачами, переживающими синдром эмоционального выгорания.
6. Проследить изменения в уровне проявления синдрома эмоционального выгорания врачей до и после формирующего эксперимента.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого¬педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального благополучия.
2. Эмпирические - тестирование, методы опроса, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики.
Методики исследования синдрома эмоционального выгорания:
1. Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой.
2. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
3. Методика «Определение психического выгорания» А.А.Рукавишникова.
4. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
Экспериментальная база исследования: эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона».
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога на протяжении 6 недель. Всего было проведено 15 групповых консультаций.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Теоретико-методологические основания исследования:
- основные положения психологии стресса Г. Селье; работы В.В. Бойко, В.Е. Водопьяновой, В.С. Кошкарова, К. Маслач, Н.В. Мушастой, В.Е. Орла, С.В. Тиунова, О.Е. Тупиковой, Дж. Фрейденбергер и других, посвященные проблемам синдрома эмоционального выгорания.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в психологическом консультировании врачей групповых форм консультаций, техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью выгорания, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей формирования систематизации и обобщении данных по теме исследования, которое расширило теоретические представления о феномене «эмоционального выгорания», о механизмах, лежащих в основе возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у врачей.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы психологического консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания. Полученные результаты позволяют глубже понять причины профессиональных трудностей врачей, способствующие развитию у них синдрома эмоционального выгорания. Материалы исследования могут быть полезными для профессионального сопровождения медицинских работников с целью профилактики или коррекции синдрома эмоционального выгорания.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривались теоретические основы синдрома эмоционального выгорания. Анализ литературы по выбранной проблеме позволил заключить, что формирование данного синдрома может быть связано с индивидуальными, организационными, социально-психологическими факторами.
Также были подробно изучены, признаки проявления синдрома эмоционального выгорания, которые могут выражаться в обычной усталости и плохом самочувствии и даже до потери интереса к работе и коллегам, злоупотребление вредными привычками, и рассмотрены три стадии его прохождения: приглушение эмоций, апатия к другим людям, к коллегам, равнодушие ко всему окружающему.
Основной причиной синдрома эмоционального выгорания является комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или, наоборот, сглаживать их влияние.
Рассмотрев симптомы проявления и стадии процесса эмоционального выгорания, можно сказать о том, что выявить синдром выгорания на ранних этапах сложно, поскольку сначала складывается впечатление о том, что человек находится в обычной усталости от трудовой нагрузки или иных факторов. Но даже при таких, казалось бы, мало значимых проявлениях, не стоит забывать как работнику, так и работодателю, о том, что это уже является сигналом, чтобы помочь данному человеку и предотвратить дальнейшее развитие у него эмоционального выгорания
Профессиональная деятельность врачей хирургов, анестезиологов и реаниматологов зачастую бывает связана со специфичными, неблагоприятными условиями, которые тесно связаны с высокой психологической и физиологической нагрузкой на организм.
Сложность задач, стоящих перед хирургами, анестезиологами и реаниматологами в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма и личностным качествам специалистов. Врачи, работающие в отделениях хирургии, анестезиологии-реаниматологии каждый день вовлечены в длительное общение с людьми, в ходе оперативного вмешательства, направленного на улучшение качества жизни пациента или её спасения, врачу приходится принимать быстрые и ответственные решения, от которых зависит здоровье и жизнь другого человека.
Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона» в рамках написания выпускной квалификационной работы в течение одного года.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследования была сформирована целевая группа, в которую вошли врачи больницы №20, работающие в хирургическом отделении, а также отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.
Проведение диагностики эмоционального выгорания у врачей, работающих в отделениях хирургии и анестезиологии-реаниматологии при помощи методики К. Маслач и С. Джексон показало наличие профессиональной деформации различной степени выраженности. Несмотря на то, что процент специалистов с крайне выраженными и высокими показателями эмоционального выгорания существенно ниже, чем тех, у кого симптомы выражены незначительно, мы можем говорить о том, что у врачей, принявших участие в исследовании, обнаружены симптомы эмоционального выгорания.
Около 37% обследованных нами методикой Бойко врачей имеют серьёзный риск или уже сформированный синдром эмоционального выгорания и почти четверть выборки обнаруживают склонность к его формированию.
Задачи консультативной работы, направленные на изменения в когнитивной сфере, были определены следующим образом:
- осознание стереотипных для участника паттернов осознанного и эмоционального поведения в конкретных ситуациях и формирование новых навыков;
- выделение конкретных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, которые являются причиной негативных переживаний, беспокойства, формируют предпосылки для развития синдрома эмоционального выгорания. Осознание этого фактора и тем самым снижение тревожности;
- выявление и осознание характерных механизмов совладающего поведения и психологических защит и формирование более зрелых механизмов.
Задачи, направленные на изменения в эмоциональной сфере, предполагали научение врачей распознавать и принимать характерные для них эмоциональные реакции, трансформировать их.
В ходе эмпирического исследования были получены достоверные данные о существовании значимых корреляционных связей между признаками профессионального выгорания и личностными особенностями врачей, а также особенностями их профессиональной деятельности.
В результате проведения группового консультирования среди врачей, принявших участие в исследовании, только у одного специалиста сохранилась крайняя выраженность признаков эмоционального выгорания по признаку «эмоциональное истощение». Выросло количество специалистов выраженность признаков эмоционального выгорания, у которых из высокой трансформировалась в среднюю, а из средней в низкую.
Проведение группового консультирования оказало значимый эффект на всю экспериментальную группу.
1. Арендачук И.В Регуляция и саморегуляция психических состояний в экстремальных условиях. Методическое пособие для студентов, обучающихся по дополнительной специальности «Юридический психолог». Саратов: 2014. 57 с.
2. Богатырев С.В. Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгорания и стресса //Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 106-109.
3. Бойко В.В. Психоэнергетика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookz.ru/authors/viktor-boiko/psihoene_829.html.
4. Бойко В.В Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 177 с.
5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб:
Питер, 2007. 685 с.
6. Вачков И.В Основы технологии группового тренинга.
Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. М: Издательство «Ось-89». 2000. 224 с.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер,
2016. 336 с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Издательство Юрайт, 2017. 343 с.
9. Волков А.А., Назаров И.Н. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 23-26.
10. Галустова О.В Психологическое консультирование: Конспект лекций. Москва: Приор-издат, 2005. 240 с.
11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб: Свет, 2003. 600с.
12. Гридчин А.А., Ряпухина И.А., Семейкин А.Ю. Стресс- менеджмент в подготовке персонала экстренных служб, правоохранительных органов и опасных производственных объектов. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т (БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2018. 70 с.
13. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и эк зистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой. СПб.: СПбГУ, 1997. С.112-144
14. Дорофеева Е.А. Синдром эмоционального выгорания как вид профессиональной деформации личности // Международный академический вестник. 2018. № 27. С. 30-32.
15. Желдоченко Л.Д., Семенко Е.Р. Психологическое
сопровождение как превенция деформации профессиональных представлений на этапе оптации // Профессиональные представления. 2017. № 1 (9). С. 38- 43.
16. Жижин Н.С. Профессиональная деформация личности: факторы и последствия // В сборнике: Экономическая психология: проблемы и возможности Материалы панельной дискуссии. М.: ООО «СВИВТ», 2017. С. 76-83.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2008. 463с.
18. Зуева Е.Г., Баринова М.Г. Психофизиологические особенности сотрудников правоохранительных органов с учётом экстремального характера деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 213-216.
19. Иванова Е.А. Особенности психологической устойчивости в связи с профессиональным выгоранием // Современные проблемы психологии и образования с различными категориями детей и молодёжи. Материалы научно-практической конференции. М.: Московский финансово- юридический университет МФЮА, 2016. С.352-361.
20. Карнаухова А.О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 393- 399.
21. Кецко Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания:
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bspu.by/
bitstream/doc/1492/. pdf. (03.03.2021)
22. Константинов В.В. Профессиональная деформация личности: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. 385 с.
23. Кот Е.А. Профессиональное самоотношение как фактор эмоционального выгорания педагогов в период кризиса середины жизни // Сборник трудов конференции, системогенез учебной и профессиональной деятельности. 2015. С. 194-196.
24. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Москва: Академический проект. 2000. 240 с.
25. Кравченко А.В. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса // Проблемы современного педагогического образования. 2015. №49 С.377-383.
26. Кравчук Н.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников: выявления и методы лечения // Наука и практика регионов. 2017. №3 С.65-68.
27. Кривчун А.В. Взаимосвязь социально-психологического климата в коллективе и эмоционального выгорания учителей // Сборник трудов конференции: Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. 2017. С.425-429.
28. Крыжановская Н.В., Скоробогатая А.Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания //
Концепт. 2015. №3 С.1-7.
29. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы
психологической устойчивости и психпрофилактики: учебное пособие. СПб.:Питер, 2014. 464 с.
30. Куроптева В.И. Профессиональное выгорание //NovaUm.Ru. 2021. № 29. С. 121-122.
31. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2005. 960с.
32. Малыгина А.А. Профессиональные деструкции и психологические защиты личности в профессиях особого риска // В сборнике: Экстремальная психология: теория и практика Сборник научных статей. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. М.: ООО «РУСАЙНС», 2017. С. 187-192.
33. Мансури О.В. Психологические особенности деятельности спасателей // Заметки ученого. 2018. № 3 (28). С. 80-89.
34. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс». 1994. 144 с.
35. Неги А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации с использованием когнитивного, телесно- ориентированного и экзистенциально-аналитического подходов. Екатеринбург: Издательские решения, 2016. 70 с.
36. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер. 2001. 464 с.
37. Огольцова Е.Г., Рожденственская Я.В. Синдром
эмоционального выгорания педагогов: теоретический аспект // Danish Scientific Journal. 2020. № 37-2. С. 68-70.
38. Орел В.Е Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. - Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 296 с.
39. Орёл В.Е. Синдром психологического выгорания личност Электронный ресурс. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor- valeriy- orel/92952-sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti-valeriy- orel/read/page- 2.html. (15.10.2022).
40. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера. 2002. 510 с.
41. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. Москва: 1998. 256 с.
42. Пусикова М.В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре // Молодой учёный. 2015. №11. С.1768-1771.
43. Резанова Е. Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 208 с.
44. Рытенков Ю.Н. Эмоциональное выгорание как психологическая проблема: методологический аспект // Наука и образование сегодня. 2018. №2 С.82-84.
45. Рябоконова Э.И. Эмоциональная вовлеченность в бизнесе как синдром профессионального выгорания // Современные научные исследования и разработки. 2018. №2 С.280-283.
46. Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. 2014. № 5 С. 459-461.
47. Самсонова В.Ю. Педагоги начальной школы и синдром
эмоционального выгорания. В сборнике: Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы. Материалы XV региональной научно-практической конференции. Южный федеральный университет; Ответственные редакторы П.П. Пивненко, И.В. Шатохина. 2017. С. 59-63.
48. Севостьянова Е.В. Влияние синдрома эмоционального выгорания на деятельность работников фирмы // Инновационная экономика и общество. 2015. №2 С. 92-98.
49. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс,1979. 124 с.
50. Семенов В.Ю., Герлис Я.П. Факторы риска возникновения эмоционального выгорания среди молодых специалистов-педагогов общеобразовательных школ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 245¬253.
51. Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения // Народное образование. 2010. № 1 С. 130-135.
52. Ситникова Е.В., Ткач Е.Н. Факторы и симптоматика синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 202-204.
53. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С.22-25
54. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. Курск: Курск. гос. ун-т., 2008. 336 с.
55. Соляк М.В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы с применением здоровьесберегающей технологии сеанс релаксации Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 226¬227.
56. Соляк М.В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы с применением здоровьесберегающей технологии «Сеанс релаксации» // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. №52 С.226-227.
57. Стебловская А.В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе // Историческая и социально-образовательная мысль.2017.
№S1 С.140-146.
58. Сурженко Л.В. Синдром психического выгорания
преподавателей высшей школы: ценностно-смысловой аспект:
монография. Краснодар: КубГАУ. 2014. 159 с.
59. Суховей А.А. Синдром эмоционального выгорания: причины и рекомендации // Сборник трудов конференции: Наука и образование: векторы развития. 2017. С.98-102.
60. Таранова О.В. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и хронической усталости (СХУ) как факторы профессиональной успешности (на примере педагогов-мастеров вождения). // Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2014.
61. Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. Оценка степени интеллектуального и эмоционального выгорания в высшей школе Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 1-2. С. 141-154.
62. Трухан Е.А. Симптомы "эмоционального выгорания" у учителей общеобразовательных школ. 2001. № 2. С. 113-124.
63. Федотова Н.И. Особенности эмоционального выгорания преподавателей высшей школы В сборнике: Преподаватель высшей школы. Электронный ресурс: сборник статей выпускников программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». В 2-х томах. М., 2021. С. 68-87.
64. Филатов Д.О., Филатова О.В. Понимание профессиональных деформаций в современной психологии (к постановке проблемы) // В сборнике: Психология учебной и профессиональной деятельности. - Владимир: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2018. С. 79-83.
65. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6 С. 57-64.
66. Харланова Ю.В. Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015. №1 С. 94-98.
67. Хуснутдинова Р.Р., Коновалова Е.В. Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов сельских школ Человеческий капитал. 2022. № 7 (163). С. 185-193.
68. Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов //Народное образование.2010. № 7 С. 278-282.
69. Цветкова О.А., Волкова А.А. Тренинг как инновационная технология профилактики эмоционального выгорания у педагогов коррекционной школы. В сборнике: XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании. материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ- ПГПУ. 2011. С. 308-310.
70. Чукина А.И. Факторы эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы // Статья в сборнике трудов конференции, психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. 2015. С.68-70.
71. Чутко Л.С. Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты // Медпресс-информ. 2019. С.1-13.
72. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: «МЕДпресс- информ», 2015. 255с.
73. Шабанова Т.А. Эмоциональное выгорание, причины появления и методы его предотвращения // Преемственность в образовании.2018. №17 С.689-693.
74. Шангареева Л.Р., Чуйкова Т.С. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы: профилактика и коррекция // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. 2022. С. 366-369.
75. Шатров С.Л., Кравченко А.В. Саморегуляция эмоционального состояния и профессиональное выгорание педагога высшей школы // В сборнике: Актуальные проблемы бизнес-образования. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 212-215.
76. Шингарёва А.А. Психологические особенности преподавателей высшей школы с синдромом эмоционального выгорания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6-2. С. 57-61.
77. Hemati Allamdarloo G., Moradi S. Job burnout in public and special school teachers. Clinical Psychology and Special Education. 2021. Т. 10. № 2. С. 63-75.
78. Kulikova T.I. The relationship between time management competence and stress resistance of teachers with different amount of work experience Perspectives of Science and Education. 2021. № 4 (52). С. 381¬391.
79. Bocheliuk V.Y., Shcherbyna S.S., Turubarova A.V., Antonenko I.Y., Rukolyanska N.V. Emotional intelligence and burnout of teachers of higher education institutions. Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment. 2021. Т. 9. № 5. С. 442-450.
80. Tkacheva T., Sazonova Z. Interactive educational methods of engineering pedagogy against technical teachers emotional burnout В сборнике: Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning,CL 2015. 2015. С. 477-486.