Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов 15
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 15
1.2. Особенности и причины синдрома эмоционального выгорания молодых
специалистов 28
1.3. Групповое консультирование как способ профилактики эмоционального
выгорания 33
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как способа устранения и профилактики синдрома эмоционального выгорания 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 65
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 75
Выводы по Главе II 86
Заключение 88
Список используемых источников 90
Приложение А 97
Приложение Б 103
Приложение В 108
Приложение Г 146
Приложение Д
Современный мир насыщен коммуникативными связями и постоянной сменой социальных ролей, в рабочем процессе преобладает многозадачность и эмоциональное напряжение, связанное с высокими требованиями, предъявляемыми к сотруднику. Большое количество информации, обрабатываемое человеком за день, высокие физические и умственные нагрузки, политическая и финансовая нестабильность-все это может негативным образом сказывается не только на его физическом, но и психологическом состоянии, подвергая тем самым развитие у специалиста синдрома эмоционального выгорания.
Молодой специалист, осуществляющий свою профессиональную деятельность на первоначальных этапах под гнетом вышеуказанных факторов, и подвергаясь тем самым эмоциональному выгоранию, утрачивает не только возможность качественно выполнять свою работу, но также и жизненные ресурсы, веру в себя, мотивацию и т.д., в свою очередь, повышая вероятность развития у него различных психосоматических заболеваний и невротических проявлений.
Впервые термин «ЬнгпоШя-сгорание был введен X. Фрейденбергером и стал актуальным для профессий в системе «человек -человек», то есть для людей, которые находятся в постоянной коммуникации с людьми. Но на данный момент, с развитием общества и по прошествии порядка 50 лет этот термин актуален в применении и на другие различные категории профессий.
В современной психологии проблеме СЭВ уделяется особое внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно вопросом выгорания занимались, А. Лэнгле, К.Маслач, Е.Хартман, С.Хобфолл, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, К. Чернисс, и т.д. Ученые предлагают различные определения СЭВ и описывают стадии возникновения, также определяя его симптоматику и факторы появления.
Опасность СЭВ для молодых специалистов заключается в том, что учитывая особенности его проявления (затруднении в его диагностики на начальных этапах), данный синдром может начать развиваться не только в начале профессиональной деятельности, но и на этапе обучения, развиваясь в дальнейшем уже в рабочем процессе и создавая опасность неблагоприятных последствий.
Несмотря на то, что вопрос эмоционального выгорания давно интересует психологическое сообщество, в нем нет необходимого количества информации по особенностям развития данного синдрома у молодых специалистов, только покинувших высшие учебные заведения и имеющие небольшой стаж работы.
Таким образом, проблема научного осмысления феномена СЭВ молодых специалистов, а также поиск средств и способов его преодоления является актуальной как для теории, так и для практики.
Актуальность выбранной темы в современной психологической науке стала основополагающим фактором в выборе темы исследования: «Групповое консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов».
Цель научного исследования: на основе анализа выявить теоретические аспекты проблемы СЭВ у молодых специалистов, научно обосновать, разработать и апробировать комплекс консультативных мер по обеспечению профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: процесс профилактики эмоционального выгорания у молодых специалистов.
Предмет исследования: групповое консультирование как результативный способ профилактики СЭВ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, психологическое консультирование молодых специалистов, будет результативно в целях профилактики СЭВ, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования, в четкой последовательности, в организованное время;
2) будут использованы техники групповой терапии, обеспечивающие восстановление эмоционального баланса, повышение ресурсности и мотивации личности;
3) будут использованы техники психологического консультирования, способствующие развитию саморегуляции, самоконтроля, отношения к работе, навыков психологической самопомощи, умений справляться со стрессом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу и другие
различные источники по заявленной проблематике.
2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения СЭВ у молодых специалистов.
4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности СЭВ у молодых специалистов.
5. Спланировать и реализовать программу групповых консультаций молодых специалистов для профилактики СЭВ.
6. Исследовать динамику в проявлении СЭВ после опытно - экспериментальной работы.
7. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент
(групповое консультирование);
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на молодых специалистах, являющихся выпускниками высших учебных заведений последних лет. В качестве экспериментальной группы были выбраны 30 молодых специалистов, в возрасте от 23 до 29лет, с различными проявлениями СЭВ.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идея американского психиатра Г. Фройденбергао нарастающем психоэмоциональном истощении ;
- многофакторная теория выгорания С. Джексона., К. Маслач;
- идеи зарубежных психологов в области изучения СЭВ Е. Махера., С. Хобфолла., А.Широма ;
- концепция Б. Перлмана., Е. Хартмана;
- идеи отечественных исследователей В.В Бойко., Н.Е Водопьяновой., А.А Рукавишникова., Е. Старченковой., М. Штейна.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом консультировании молодых специалистов техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью выгорания, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования молодых специалистов по вопросам СЭВ.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы СЭВ. Рассмотрено понятие «СЭВ» в психологии, стадии развития СЭВ, симптомы СЭВ, особенности СЭВ молодых специалистов, специфика группового консультирования в условиях работы с СЭВ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства устранения и профилактики СЭВ. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Молодой специалист - это личность со свежими идеями и взглядами, пришедшая в новую среду и имеющая современный подход к рабочему процессу. Наличие СЭВ делает малоопытного сотрудника уязвимым не только в плане профессионального становления, но и в вопросе эмоциональной стабильности и адаптации на новом месте. Положение усугубляется современной экономической ситуацией и высокими требованиями к сотруднику, поэтому молодые специалисты нуждаются в профилактике и устранении симптома выгорания при его наличии.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СЭВ молодых специалистов: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых; симптомы эмоционального выгорания; факторы возникновения и стадии развития СЭВ; психологические особенности развития синдрома выгорания конкретно у молодых специалистов; возможные способы и методы оказания психологической поддержки при СЭВ.
На основании полученной информации была создана диагностическая карта с методиками определения уровней проявления СЭВ и его компонентом у молодых специалистов.
В ходе констатирующего среза, в котором были задействованы 30 респондентов, были получены следующие результаты: низкий уровень выгорания выявлен у 9 человек, что составляет 30% от всех участников, у этих специалистов нет проблем с коммуникацией и расстановкой приоритетов, они мотивированы на достижение поставленной цели, имеют хороший сон и ведут достаточно активный образ жизни; у преобладающего большинства - 19 человек, что составляет 63% испытуемых, наблюдается эмоциональный дисбаланс, отдаление от коллег и близких, снижение жизненного потенциала; 2 человека, в свою очередь, занимающие оставшиеся 7% от всех респондентов, имеют высокий уровень проявления СЭВ, характеризующееся глубоким эмоциональным опустошением, негативизацией, тревожностью и нарушением психосоматических показателей.
Исходя из анализа результатов констатирующего среза была разработана и реализована программа групповых консультаций по профилактике и устранению СЭВ у молодых специалистов, включающая в себя различные психологические техники и упражнения, а также коллективные дискуссии. Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных психотехник и упражнений, а также работе с развитием навыков самопомощи и самоподдержки будет результативно в целях преодоления и профилактики СЭВ у молодых специалистов.
Программа имеет комбинированный состав, поэтому может быть использована в работе практикующими психологами, коучами, специалистами по обучению персонала, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
1. 5 простых дыхательных техник, которые помогут восстановить силы и энергию // robota.ua URL: https://thepoint.rabota.ua/5-prostyih- dyihatelnyih-tehnik-kotoryie-pomogut-vosstanovit-silyi-i-energiyu/.
2. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь, 2010, - 77 с.
3. Арендачук И.В Регуляция и саморегуляция психических состояний в экстремальных условиях. Методическое пособие для студентов, обучающихся по дополнительной специальности «Юридический психолог». - Саратов: 2014, - 57 с.
4. Арттерапия // Семья и психическое здоровье URL: http ://www.familymh.ru/anima/programms/artterapiya
5. Бильданова В.Р., Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие. Елабуга: ЕИ КФУ, 2015, - 142 с.
6. Быковская Л.И., Полянский А.И Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018, №5, С. 81-92.
7. Бьяуго М., Милн Дж. Меньше, но лучше: Работать надо не 12 часов, а головой. Пер.с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013, -191 с.
8. «Вернуться к себе» — техника восстановления внутренних ресурсов // Надежда Татаренкова URL: http://nadiyahelp.ru/vernutsya-k-sebe- psyhotechnika/
9. Власов И.А Профилактика профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы (ВКР): Екатеринбург, 2016.
10. Водопьянова Н.Е., Наумова Т.С Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию молодых специалистов // Russian Journal of Education and Psychology. 2015, №1, С. 148-158.
11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. 2 изд. СПб.: Питер, 2008, - 258 с.
12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. СПб, 2000, С. 443¬463.
13. Галустова О.В Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005, - 240 с.
14. Гапанович-Кайдалова Е.В Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителей-дефектологов". Гомель. 2019, - 62 с.
15. Горбатова Е.А Стресс-менеджмент: методика преподавания дисциплины // Ученые записки СПбГИПСР. 2019 Том 31, №1.
16. Данилова М., Мельвиль Я., Савкин А Интегральный коучинг. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020, - 384 с.
17. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 27-39.
18. Интересные упражнения для тренинга // Trenerskaya URL: http://trenerskaya.ru/article/view/interesnye-uprazhneniya-dlya-treninga.
19. Как восполнить энергетический ресурс // URL: https ://www.womanhit.ru/psychology/personality/2019-04-17-vospolnit- energeticheskij-resurs-kak-ostavatsja-vstroju-isohranjat-spokojstvie/
20. Как рисовать нейрогрфикой // Я-Центр URL:
https://iamcenter.ru/neuro/105-kak-risovat-neyrografikoy.html
21. Кмить К.В., Попов Ю.В Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013, №3, С. 3-10.
22. Князев В.Н, Ремизова К.А Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке // Вестник университета. 2017, №5, С. 181-189.
23. Козина Н.В., Чутко Л.С Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 3 изд. М.: МЕД-прессинформ, 2015, - 256 с.
24. Козлова К.В., Муравьева О.И., Корытова Г.С Понятие "выгорание" в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно -педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019, №1, С. 18-27.
25. Кононенко И.О Телесно-ориентированная психотерапия : сборник
методических указаний для обучающихся к семинарским занятиям по специальности 37.05.01 Клиническая психология (специализация № 3
«Патопсихологическая диагностика и психотерапия») (очная форма обучения). Красноярск: КрасГМУ, 2018.
26. Котова Е.В Профилактика синдрома эмоционального выгорания: уч.пособие. [Электронный ресурс]. - Красноярск: КГПУ им. В.П Астафьева, 2013.
27. Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016, № 29 (133), С. 331-334.
28. Ларина И.А Особенности синдрома эмоционального выгорания у банковских служащих // Современная наука. 2015, №4, С. 79-88.
29. Лукашевич В.В, Пронина Е.Н Психология личности: учебное
пособие по курсу "Психология и педагогика". М.: Московский
государственный университет печати, 1999, электронная версия.
30. Магнесс С., Штульберг Б. На пике. Как поддерживать
максимальную эффективность без выгорания. Манн, Иванов и Фербер, 2018,-209 с.
31. Маклачков Е.А., Суворов А.В Теоретические аспекты и причинная обусловленность эмоционального выгорания // Вестник научных конференций. 2016, №7-2 (11), С. 100-103.
32. Малышев И.В Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2008, №3-4, С. 33-42.
33. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) // URL: http ://cr.rosminzdrav.ru/#! / interMKB
34. Меркулова Н.Н Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «Помогающих» профессий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011, №12, С.199-205.
35. Молокоедов А.В., Слободчиков И.М., Удовик С.В, Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018, -252 с.
36. Неги А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации с использованием когнитивного, телесно - ориентированного и экзистенциально-аналитического подходов. - Екатеринбург: Издательские решения, 2016, -70 с.
37. Носырева О.А Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ (ВКР): Лесосибирск, 2016.
38. Опросник потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР) Н.Водопьянова, М.Штейн // Психология счастливой жизни URL: https://psycabi.net/testy/516-oprosnik-poteri-i-priobreteniya-personalnykh- resursov-test-oppr-n-vodopyanova-m-shtejn
39. Орел В.Е Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков: Гуманитарный центр, 2014, -296 с.
40. Орел В.Е Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, № 1, С. 34-42.
41. Отношение сотрудника к работе и его мотивация // Четвертое
измерение. Практика управления URL:
http ://4izmerenie. com/masterskaya/motivation
42. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Под ред. Кожуховской Л.С. Минск: Изд. центр БГУ, 2010, - 233 с.
43. Психологический словарь // Частный психолог Белогурова Елена URL: https ://www.belogurova.ru/ glossary
44. Психологическое упражнение для группы "Броуновское движение" // Психология URL: https://psixologiya.org/uprazhneniya/2470- psixologicheskoe-uprazhnenie-brounovskoe-dvizhenie.html
45. Психологические упражнения // Trenerskaya URL:
http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya
46. Пять стульев. Упражнение // Психологос URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/pyat-stulev.-uprazhnenie
47. Резанова Е. Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018, -208 с.
48. Рытенкова Ю.Н Эмоциональное выгорание как психологическая проблема: методологический аспект // Наука и образование сегодня. 2018.
49. Санькова М.И Синдром "Эмоционального выгорания" у социальных работников: теоретический анализ понятия // Южно-российский журнал социальных наук. 2004, №2, С. 30-43.
50. Сакович Н.А Методичка по арт-терапии. СПб. 2005, .
51. Синдром эмоционального выгорания на работе: причины, группы риска и профилактика // 2queens URL: http://2queens.ru/Articles/Priyomnaya- psihoanalitika-Na-priyome/Sindrom-emocionalnogo-vygoraniya-na-rabote- prichiny-gruppy-riska-i-profilaktika.aspx?ID=3808
52. Стишенок И.В Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008, -229 с.
53. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар.гос. ун-т», 2006, С. 190-198.
54. Терехова А.С Теоретическая модель профессионального выгорания сотрудников полиции // Молодой ученый. 2016, №1, С. 659-661.
55. Тест для оценки мотивации личности // Станислав Соловьев URL:http://solovyev.com.ua/tests/motivation-work-assessment/mottvatton-work- assessment-oprosnik
56. Техники управления стрессом // Сайт стрессоустойчивости URL: ttps://sites.google.com/site/sitestresoustojcivosti/upraznenia-dla-samoregulacii
57. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) "Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)" от 21.12.2001 № N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. - Ст. 70
58. Управление персоналом. Словарь-справочник. Стадии
эмоционального выгорания // URL: https://psyfactor.org/personal/personal17- 11.htm
59. Управление своим эмоциональным состоянием (девять упражнений для души) // Университет риторики и ораторского мастерства URL: https://orator.biz/library/psychology/9_upr/
60. Урок по психологии "Психологическая саморегуляция"//
Инфоурок URL: https://infourok.ru/urok -po-psihologii-psihologicheskaya-
samoregulyaciya-2326721.html
61. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002, C.357-362.
62. Форманюк Т.В Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994, №6, С. 57-64.
63. Хозяин своих ресурсов // Особый ресурс. Поддержка родителей особых детей URL: https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ownresource
64. Эффективная профилактика профессионального выгорания. Практическое руководство / Алиев, Бояринцев, Исаев, Локотош, Красноярск- М.: Союз журналистов Красноярского края, 2011, -171 с.
65. Яковлева Е.С Симптом эмоционального выгорания педагога: причины, последствия профилактика // Скиф.Вопросы студенческой науки. - 2019.