Групповое консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у молодых специалистов
|
Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов 15
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 15
1.2. Особенности и причины синдрома эмоционального выгорания молодых
специалистов 28
1.3. Групповое консультирование как способ профилактики эмоционального
выгорания 33
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как способа устранения и профилактики синдрома эмоционального выгорания 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 65
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 75
Выводы по Главе II 86
Заключение 88
Список используемых источников 90
Приложение А 97
Приложение Б 103
Приложение В 108
Приложение Г 146
Приложение Д
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов 15
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 15
1.2. Особенности и причины синдрома эмоционального выгорания молодых
специалистов 28
1.3. Групповое консультирование как способ профилактики эмоционального
выгорания 33
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как способа устранения и профилактики синдрома эмоционального выгорания 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 65
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 75
Выводы по Главе II 86
Заключение 88
Список используемых источников 90
Приложение А 97
Приложение Б 103
Приложение В 108
Приложение Г 146
Приложение Д
Современный мир насыщен коммуникативными связями и постоянной сменой социальных ролей, в рабочем процессе преобладает многозадачность и эмоциональное напряжение, связанное с высокими требованиями, предъявляемыми к сотруднику. Большое количество информации, обрабатываемое человеком за день, высокие физические и умственные нагрузки, политическая и финансовая нестабильность-все это может негативным образом сказывается не только на его физическом, но и психологическом состоянии, подвергая тем самым развитие у специалиста синдрома эмоционального выгорания.
Молодой специалист, осуществляющий свою профессиональную деятельность на первоначальных этапах под гнетом вышеуказанных факторов, и подвергаясь тем самым эмоциональному выгоранию, утрачивает не только возможность качественно выполнять свою работу, но также и жизненные ресурсы, веру в себя, мотивацию и т.д., в свою очередь, повышая вероятность развития у него различных психосоматических заболеваний и невротических проявлений.
Впервые термин «ЬнгпоШя-сгорание был введен X. Фрейденбергером и стал актуальным для профессий в системе «человек -человек», то есть для людей, которые находятся в постоянной коммуникации с людьми. Но на данный момент, с развитием общества и по прошествии порядка 50 лет этот термин актуален в применении и на другие различные категории профессий.
В современной психологии проблеме СЭВ уделяется особое внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно вопросом выгорания занимались, А. Лэнгле, К.Маслач, Е.Хартман, С.Хобфолл, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, К. Чернисс, и т.д. Ученые предлагают различные определения СЭВ и описывают стадии возникновения, также определяя его симптоматику и факторы появления.
Опасность СЭВ для молодых специалистов заключается в том, что учитывая особенности его проявления (затруднении в его диагностики на начальных этапах), данный синдром может начать развиваться не только в начале профессиональной деятельности, но и на этапе обучения, развиваясь в дальнейшем уже в рабочем процессе и создавая опасность неблагоприятных последствий.
Несмотря на то, что вопрос эмоционального выгорания давно интересует психологическое сообщество, в нем нет необходимого количества информации по особенностям развития данного синдрома у молодых специалистов, только покинувших высшие учебные заведения и имеющие небольшой стаж работы.
Таким образом, проблема научного осмысления феномена СЭВ молодых специалистов, а также поиск средств и способов его преодоления является актуальной как для теории, так и для практики.
Актуальность выбранной темы в современной психологической науке стала основополагающим фактором в выборе темы исследования: «Групповое консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов».
Цель научного исследования: на основе анализа выявить теоретические аспекты проблемы СЭВ у молодых специалистов, научно обосновать, разработать и апробировать комплекс консультативных мер по обеспечению профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: процесс профилактики эмоционального выгорания у молодых специалистов.
Предмет исследования: групповое консультирование как результативный способ профилактики СЭВ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, психологическое консультирование молодых специалистов, будет результативно в целях профилактики СЭВ, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования, в четкой последовательности, в организованное время;
2) будут использованы техники групповой терапии, обеспечивающие восстановление эмоционального баланса, повышение ресурсности и мотивации личности;
3) будут использованы техники психологического консультирования, способствующие развитию саморегуляции, самоконтроля, отношения к работе, навыков психологической самопомощи, умений справляться со стрессом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу и другие
различные источники по заявленной проблематике.
2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения СЭВ у молодых специалистов.
4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности СЭВ у молодых специалистов.
5. Спланировать и реализовать программу групповых консультаций молодых специалистов для профилактики СЭВ.
6. Исследовать динамику в проявлении СЭВ после опытно - экспериментальной работы.
7. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент
(групповое консультирование);
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на молодых специалистах, являющихся выпускниками высших учебных заведений последних лет. В качестве экспериментальной группы были выбраны 30 молодых специалистов, в возрасте от 23 до 29лет, с различными проявлениями СЭВ.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идея американского психиатра Г. Фройденбергао нарастающем психоэмоциональном истощении ;
- многофакторная теория выгорания С. Джексона., К. Маслач;
- идеи зарубежных психологов в области изучения СЭВ Е. Махера., С. Хобфолла., А.Широма ;
- концепция Б. Перлмана., Е. Хартмана;
- идеи отечественных исследователей В.В Бойко., Н.Е Водопьяновой., А.А Рукавишникова., Е. Старченковой., М. Штейна.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом консультировании молодых специалистов техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью выгорания, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования молодых специалистов по вопросам СЭВ.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы СЭВ. Рассмотрено понятие «СЭВ» в психологии, стадии развития СЭВ, симптомы СЭВ, особенности СЭВ молодых специалистов, специфика группового консультирования в условиях работы с СЭВ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства устранения и профилактики СЭВ. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Молодой специалист, осуществляющий свою профессиональную деятельность на первоначальных этапах под гнетом вышеуказанных факторов, и подвергаясь тем самым эмоциональному выгоранию, утрачивает не только возможность качественно выполнять свою работу, но также и жизненные ресурсы, веру в себя, мотивацию и т.д., в свою очередь, повышая вероятность развития у него различных психосоматических заболеваний и невротических проявлений.
Впервые термин «ЬнгпоШя-сгорание был введен X. Фрейденбергером и стал актуальным для профессий в системе «человек -человек», то есть для людей, которые находятся в постоянной коммуникации с людьми. Но на данный момент, с развитием общества и по прошествии порядка 50 лет этот термин актуален в применении и на другие различные категории профессий.
В современной психологии проблеме СЭВ уделяется особое внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно вопросом выгорания занимались, А. Лэнгле, К.Маслач, Е.Хартман, С.Хобфолл, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, К. Чернисс, и т.д. Ученые предлагают различные определения СЭВ и описывают стадии возникновения, также определяя его симптоматику и факторы появления.
Опасность СЭВ для молодых специалистов заключается в том, что учитывая особенности его проявления (затруднении в его диагностики на начальных этапах), данный синдром может начать развиваться не только в начале профессиональной деятельности, но и на этапе обучения, развиваясь в дальнейшем уже в рабочем процессе и создавая опасность неблагоприятных последствий.
Несмотря на то, что вопрос эмоционального выгорания давно интересует психологическое сообщество, в нем нет необходимого количества информации по особенностям развития данного синдрома у молодых специалистов, только покинувших высшие учебные заведения и имеющие небольшой стаж работы.
Таким образом, проблема научного осмысления феномена СЭВ молодых специалистов, а также поиск средств и способов его преодоления является актуальной как для теории, так и для практики.
Актуальность выбранной темы в современной психологической науке стала основополагающим фактором в выборе темы исследования: «Групповое консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания молодых специалистов».
Цель научного исследования: на основе анализа выявить теоретические аспекты проблемы СЭВ у молодых специалистов, научно обосновать, разработать и апробировать комплекс консультативных мер по обеспечению профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: процесс профилактики эмоционального выгорания у молодых специалистов.
Предмет исследования: групповое консультирование как результативный способ профилактики СЭВ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, психологическое консультирование молодых специалистов, будет результативно в целях профилактики СЭВ, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования, в четкой последовательности, в организованное время;
2) будут использованы техники групповой терапии, обеспечивающие восстановление эмоционального баланса, повышение ресурсности и мотивации личности;
3) будут использованы техники психологического консультирования, способствующие развитию саморегуляции, самоконтроля, отношения к работе, навыков психологической самопомощи, умений справляться со стрессом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу и другие
различные источники по заявленной проблематике.
2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения СЭВ у молодых специалистов.
4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности СЭВ у молодых специалистов.
5. Спланировать и реализовать программу групповых консультаций молодых специалистов для профилактики СЭВ.
6. Исследовать динамику в проявлении СЭВ после опытно - экспериментальной работы.
7. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент
(групповое консультирование);
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на молодых специалистах, являющихся выпускниками высших учебных заведений последних лет. В качестве экспериментальной группы были выбраны 30 молодых специалистов, в возрасте от 23 до 29лет, с различными проявлениями СЭВ.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идея американского психиатра Г. Фройденбергао нарастающем психоэмоциональном истощении ;
- многофакторная теория выгорания С. Джексона., К. Маслач;
- идеи зарубежных психологов в области изучения СЭВ Е. Махера., С. Хобфолла., А.Широма ;
- концепция Б. Перлмана., Е. Хартмана;
- идеи отечественных исследователей В.В Бойко., Н.Е Водопьяновой., А.А Рукавишникова., Е. Старченковой., М. Штейна.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом консультировании молодых специалистов техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью выгорания, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования молодых специалистов по вопросам СЭВ.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы СЭВ. Рассмотрено понятие «СЭВ» в психологии, стадии развития СЭВ, симптомы СЭВ, особенности СЭВ молодых специалистов, специфика группового консультирования в условиях работы с СЭВ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства устранения и профилактики СЭВ. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Молодой специалист - это личность со свежими идеями и взглядами, пришедшая в новую среду и имеющая современный подход к рабочему процессу. Наличие СЭВ делает малоопытного сотрудника уязвимым не только в плане профессионального становления, но и в вопросе эмоциональной стабильности и адаптации на новом месте. Положение усугубляется современной экономической ситуацией и высокими требованиями к сотруднику, поэтому молодые специалисты нуждаются в профилактике и устранении симптома выгорания при его наличии.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СЭВ молодых специалистов: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых; симптомы эмоционального выгорания; факторы возникновения и стадии развития СЭВ; психологические особенности развития синдрома выгорания конкретно у молодых специалистов; возможные способы и методы оказания психологической поддержки при СЭВ.
На основании полученной информации была создана диагностическая карта с методиками определения уровней проявления СЭВ и его компонентом у молодых специалистов.
В ходе констатирующего среза, в котором были задействованы 30 респондентов, были получены следующие результаты: низкий уровень выгорания выявлен у 9 человек, что составляет 30% от всех участников, у этих специалистов нет проблем с коммуникацией и расстановкой приоритетов, они мотивированы на достижение поставленной цели, имеют хороший сон и ведут достаточно активный образ жизни; у преобладающего большинства - 19 человек, что составляет 63% испытуемых, наблюдается эмоциональный дисбаланс, отдаление от коллег и близких, снижение жизненного потенциала; 2 человека, в свою очередь, занимающие оставшиеся 7% от всех респондентов, имеют высокий уровень проявления СЭВ, характеризующееся глубоким эмоциональным опустошением, негативизацией, тревожностью и нарушением психосоматических показателей.
Исходя из анализа результатов констатирующего среза была разработана и реализована программа групповых консультаций по профилактике и устранению СЭВ у молодых специалистов, включающая в себя различные психологические техники и упражнения, а также коллективные дискуссии. Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных психотехник и упражнений, а также работе с развитием навыков самопомощи и самоподдержки будет результативно в целях преодоления и профилактики СЭВ у молодых специалистов.
Программа имеет комбинированный состав, поэтому может быть использована в работе практикующими психологами, коучами, специалистами по обучению персонала, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СЭВ молодых специалистов: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых; симптомы эмоционального выгорания; факторы возникновения и стадии развития СЭВ; психологические особенности развития синдрома выгорания конкретно у молодых специалистов; возможные способы и методы оказания психологической поддержки при СЭВ.
На основании полученной информации была создана диагностическая карта с методиками определения уровней проявления СЭВ и его компонентом у молодых специалистов.
В ходе констатирующего среза, в котором были задействованы 30 респондентов, были получены следующие результаты: низкий уровень выгорания выявлен у 9 человек, что составляет 30% от всех участников, у этих специалистов нет проблем с коммуникацией и расстановкой приоритетов, они мотивированы на достижение поставленной цели, имеют хороший сон и ведут достаточно активный образ жизни; у преобладающего большинства - 19 человек, что составляет 63% испытуемых, наблюдается эмоциональный дисбаланс, отдаление от коллег и близких, снижение жизненного потенциала; 2 человека, в свою очередь, занимающие оставшиеся 7% от всех респондентов, имеют высокий уровень проявления СЭВ, характеризующееся глубоким эмоциональным опустошением, негативизацией, тревожностью и нарушением психосоматических показателей.
Исходя из анализа результатов констатирующего среза была разработана и реализована программа групповых консультаций по профилактике и устранению СЭВ у молодых специалистов, включающая в себя различные психологические техники и упражнения, а также коллективные дискуссии. Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных психотехник и упражнений, а также работе с развитием навыков самопомощи и самоподдержки будет результативно в целях преодоления и профилактики СЭВ у молодых специалистов.
Программа имеет комбинированный состав, поэтому может быть использована в работе практикующими психологами, коучами, специалистами по обучению персонала, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
Подобные работы
- Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ (на примере военнослужащих)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ
(на примере военнослужащих)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эмоциональное выгорание женщин в средней взрослости с разными базисными убеждениями (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Групповое консультирование педагогов дошкольной образовательной организации по профилактике профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональное выгорание социального работника и пути его предупреждения (Тюменский индустриальный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика профессионального выгорания воспитателей детского сада (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ:
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017



