Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое психологическое консультирование как средство помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста

Работа №167574

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы186
Год сдачи2023
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 20
1.1. Теоретические основы проблемы кризиса среднего возраста в
психологии 20
1.2. Особенности проживания кризиса середины жизни на современном
этапе 31
1.3. Возможности группового консультирования при оказании помощи
людям, проживающим кризис среднего возраста 40
Выводы по Главе 1 52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование группового психологического консультирования как средства помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста 54
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 54
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 74
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 90
Выводы по Главе 2 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ


Изучением вопросов, связанных с кризисом среднего возраста, достаточно давно занимаются ученые в системе психологических и смежных наук. Несмотря на достаточно большое количество работ по данной проблематике, исследования природы кризиса, его детерминант, особенностей протекания, способов совладания с ним остаются по -прежнему актуальными. Реалии современной жизни накладывают свои особенности на психологическое состояние человека в целом, и протекание кризиса среднего возраста в частности. Сверхбыстрый ритм жизни, новые требования, предъявляемые обществом, большое количество информации негативного окраса, состояние неопределенности и прочие проявления нынешней действительности негативно влияют на психологическое здоровье человека. Проживание возрастных кризисов, в том числе и кризиса среднего возраста, осложняется, появляются новые специфические характеристики, которые необходимо учитывать специалисту при оказании психологической поддержки лицам, проживающим кризис.
В психологических теориях понятие «возрастной кризис» используется в разных контекстах, отличающихся содержательно и связанных с разными характеристиками психического развития человека. Впервые данное понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который определил «возрастной кризис» как переходный этап качественного преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития, обеспечивающий качественные скачки психического развития человека.
В научных трудах выделятся несколько нормативных возрастных кризисов, разворачивающиеся на переходных этапах жизни человека и имеющие свои особенности протекания. Суть всех возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. Их отличие от невротических или травматических кризисов состоит в том, что возрастные кризисы относятся к нормативным, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.
Время протекания кризиса среднего возраста принято определять в промежутке между 40 и 45 годами, однако, это условное обозначение, и оно может варьироваться в зависимости от индивидуального восприятия, особенностей протекания психических процессов, привязки личностью к симптоматике кризиса, к индивидуальным биографическим ситуативным детерминантам.
В научных трудах отсутствует однозначность понятия «кризис среднего возраста». Его рассматривают как нормативный кризис: в процессе жизни индивида (К. Юнг, Э. Эриксон и др.); семейной системы, совпадающий с кризисом середины жизни членов семьи (Г. Крайг, А.В. Черников и др.); профессиональной самоактуализации, проявляющийся в среднем возрасте человека (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.) [40].
Кризис среднего возраста наступает неожиданно и может протекать довольно длительно. Кризис не является психическим заболеванием, и не имеет списка симптомов, которые применимы к любому человеку, переживающему данный возрастной кризис, у каждого он индивидуален и уникален. В научных трудах описывают следующие наиболее общие проявления кризиса среднего возраста: наличие внутренних противоречий, разлада с собой, переоценка жизненных приоритетов, желание перемен, столкновение и преодоление внутриличностного конфликта. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом и негативным образом влияет на эмоции, чувства человека, его деятельность, общение, отношение к себе и к миру. Симптомы кризиса, конечно, сами по себе не являются угрожающими развитию или жизни для индивидуума, но они существенно ухудшают качество жизни. Следовательно, чем раньше человек обратится за психологической помощью в преодолении данного кризиса, тем выше вероятность корректного выхода из кризиса и меньше риск осложнения состояния, впадения в депрессивные расстройства.
Одной из форм психологической поддержки лиц, проживающих кризис среднего возраста, является психологическое консультирование. В общем смысле, психологическое консультирование понимается как «профессиональная помощь человеку или группе людей в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации психологического характера» [14].
Психологическое консультирование на практике может быть реализовано в разных видах: индивидуальном и групповом. Если проблема носит комплексный характер, то может быть предусмотрено сочетание видов консультаций.
Групповое психологическое консультирование может быть использовано как самостоятельная форма поддержки, и как дополнение к индивидуальному консультированию, когда необходимо решить проблемы, касающиеся межличностных взаимодействий. Групповое психологическое консультирование имеет свои особенности и преимущества. Основным терапевтическим фактором здесь выступает сама группа и человеческие взаимодействия в ней. Групповое консультирование дает возможность оказывать помощь сразу нескольким людям, может служить открытому выражению сдерживаемых чувств, конструктивному разрешению жизненных затруднений посредством стимулирующих, поддерживающих эффектов взаимодействия в группе.
В психологической литературе имеется достаточно большое количество работ о проведении индивидуального психологического консультирования лиц, проживающих кризис среднего возраста. В то же время, возможности группового психологического консультирования как средства помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста является малоисследованными. Данное противоречие является свидетельством актуальности темы магистерской диссертации.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности группового психологического консультирования как средства помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста.
Объект исследования - процесс психологической помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста.
Предмет исследования - специфика групповой консультативной работы в процессе психологической помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс психологической помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста будет результативным, если:
1) работа будет организована в форме группового психологического консультирования, раскрывающего широкие возможности групповых форм взаимодействия для решения имеющихся проблем и затруднений;
2) психологическое воздействие будет направлено на коррекцию и преодоление проблем в таких сферах личностного развития клиентов как ценностно-смысловая, эмоциональная, мотивационно-поведенческая;
3) в процессе группового консультирования будет использован интегративный подход, позволяющий использовать наиболее подходящие техники, методы и способы работы различных направлений в психологии (когнитивно-поведенческий, эмоционально-образный, нарративный, логотерапия).
Для реализации поставленной цели исследования необходима реализация следующих задач:
1. Проанализировать подходы к пониманию кризиса среднего возраста в психологической науке, определить структуру изучаемого феномена.
2. Провести теоретический анализ особенностей проживания кризиса середины жизни людьми на современном этапе развития общества.
3. Изучить в рамках имеющегося научного и практического опыта возможности группового консультирования при оказании помощи людям, проживающим кризис среднего возраста.
4. Провести эмпирическое исследование и описать специфику проживания кризиса среднего возраста.
5. Разработать и реализовать программу группового психологического консультирования по оказанию помощи людям, проживающим кризис среднего возраста.
6. Проследить динамику особенностей протекания кризиса среднего возраста до и после группового консультирования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
1. Теоретические - анализ психологической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические - опрос, тестирование, формирующий эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - ранжирование, качественный и количественный анализ данных, методы математической обработки.
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе центра психологической помощи города Красноярска. Выборку респондентов составили 30 испытуемых, переживающих кризис середины жизни в возрасте от 35 до 45 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на: научно-практической конференции с международным участием «Педагогика, психология, общество: от теории к практике» по теме: «Психологическое консультирование лиц, переживающих кризис среднего возраста» (22.07.2022); в научно-практическом журнале «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», №3, 2023 г. по теме: «Особенности проявления кризиса середины жизни у лиц среднего возраста на современном этапе развития общества». Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе организации и проведения групповых консультационных встреч на базе кабинета психолога центра психологической помощи. Всего было проведено 8 групповых консультаций.
Теоретическую и методическую основу исследования составили:
• концепции развития личности на этапе среднего возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Л. Колберг, Э. Эриксон, К. Юнг и др.)
• основные положения возрастной психологии в области особенностей развития личности на этапе среднего возраста (И.Г. Малкина - Пых, К.Н. Поливанова, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.).
• исследования в области группового консультирования (Д. Кори, И. Ялом, Р. Кочюнас, О.В. Хухлаева).
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа и обобщения существующих подходов к рассмотрению феномена кризиса среднего возраста, были составлены основные модели группового консультирования при оказании помощи людям, проживающим кризис среднего возраста.
Теоретическая значимость состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных о специфике проживания современными людьми среднего возраста психологического кризиса середины жизни. Обоснован и апробирован диагностический инструментарий, направленный на изучение специфики протекания кризиса среднего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы группового психологического консультирования, направленного на оказание помощи людям, проживающим кризис среднего возраста, которая может в дальнейшем использоваться в практической деятельности специалистов, работающих с проблемами, сопровождающими течение кризиса среднего возраста. Результаты исследования могут быть использованы в групповом и индивидуальном консультировании, на социально-психологических тренингах, семинарах и учебных программах, направленных на оказание помощи лицам, столкнувшимся с проблемами проживания кризиса середины жизни.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 приведены теоретические основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме изучения кризиса среднего возраста как научного феномена. Выявлены и конкретизированы особенности проживания кризиса середины жизни на современном этапе развития общества. Раскрыты основные возможности организации и проведения группового консультирования в целях оказания помощи людям, проживающим кризис среднего возраста.
В Главе 2 приведены особенности организации и реализации опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.
Заключение представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения работы по обозначенной проблеме, а также перспективы дальнейших исследований в данной области.
В Приложениях приведены результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, программа группового консультирования, направленного на оказание помощи людям, проживающим кризис среднего возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кризис середины жизни становится на сегодняшний день весьма актуальной проблемой, поскольку кризис несет с собой ряд сопутствующих характерных изменений, прежде всего, психологического характера. Поскольку симптомы кризиса могут существенно ухудшать качество жизни, обращение человека за психологической помощью в преодолении данного кризиса, повышает вероятность корректного выхода из кризиса и снижает риск осложнения его последствий. Содержание и протекание кризиса всегда довольно индивидуально, однако существуют и общие закономерности, учет которых может помочь в рамках оказания психологической помощи лицам, столкнувшимся с кризисом. дальнейшее развитие личности на следующем этапе.
В ходе исследования последовательно решался ряд поставленных задач, направленных на достижение цели работы.
В рамках теоретической части исследования были проанализированы подходы к пониманию кризиса среднего возраста в психологической науке, определена структура изучаемого феномена. На основе проведенного анализа было установлено, что в рамках данного исследования кризис среднего возраста («кризис середины жизни») понимается как процесс столкновения на данном жизненном этапе имеющихся, но уже не удовлетворяющих личность жизненных ценностей и смыслов, что побуждает становление самости и духовного формирования человека. Исходя из основной симптоматики и особенностей протекания кризиса среднего возраста, основными структурными компонентами данного феномена, в рамках которых мы можем полноценно проследить его развитие и протекание, выступают: ценностно-смысловой, эмоциональной, мотивационно-поведенческий.
Среди основных возможностей группового консультирования при оказании помощи людям, проживающим кризис среднего возраста были выделены такие как: возможность исследования собственного внутреннего мира и стиля взаимодействия в групповой работе; возможность обсуждать своё восприятие ситуаций и поведения с участниками группы; возможность моделировать различные ситуации социальной реальности в групповой среде; возможность получать понимание и поддержку от других участников консультативной группы.
На основе проведенного анализа имеющего практического опыта было определено, что основное содержание работы в рамках реализации групповой консультативной работы, направленной на преодоление кризиса середины жизни целесообразно проводить в интегративном подходе, объединяющего в себе методы и техники различных направлений в психологии (когнитивно-поведенческого, нарративного, эмоционально¬образного, логотерапии и пр.), что позволит лицам среднего возраста по - новому взглянуть на свою жизнь и ее дальнейшие перспективы.
Проведено эмпирическое исследование на констатирующем этапе, что позволило описать специфику проживания кризиса среднего возраста испытуемыми и соответствующие имеющиеся проблемы:
- низкий уровень осмысленности жизни (отсутствие четких целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; отсутствие веры в собственную способность контролировать события собственной жизни, влиять);
- дефицит способности принимать самостоятельно какие-то важные жизненные решения);
- средний уровень дезинтеграции в жизненных сферах (наличие разрыва между ценностью и доступностью реализации для них в следующих сферах: ценность выше доступности по сферам «здоровье», «наличие хороших и верных друзей»; доступность выше ценности по сферам «творчество», «красота природы и искусства»);
- средний и высокий уровень тревожности и депрессии (склонность к депрессивным и тревожным состояниям, которые зачастую являются личностными проявлениями);
- средний общий уровень самоактуализации (им не всегда свойственно ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной; не всегда способны проявлять независимость в своих поступках и могут искать помощи, совета и покровительства, поскольку собственные цели, убеждения, установки и принципы у таких респондентов сформированы неполноценно, они не могут в полной мере опираться на них при принятии решений).
На основе полученных результатов разработана программа группового психологического консультирования оказания помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста в русле интегративного подхода, объединяющего в себе методы и техники различных направлений в психологии (когнитивно-поведенческого, нарративного, эмоционально-образного, логотерапии и пр.). В процессе реализации программы консультативных мероприятий решались следующие задачи:
1) организовать работу по поиску смысла и целей в жизни в рамках выполнения различных практик и упражнений;
2) осуществить работу над восприятием и доступностью в жизненных сферах «здоровье», «уверенность в себе», «наличие хороших и верных друзей»;
3) снизить уровень тревожности и депрессии лиц среднего возраста;
4) сформировать у клиентов целостного восприятия своего жизненного пути;
5) развить у клиентов способность к проявлению независимости и самостоятельности на новом жизненном этапе.
На этапе контрольного эксперимента проводилось повторное исследование проявлений кризиса среднего возраста у испытуемых, принявших участие в формирующих мероприятиях, по результатам которого на статистическом уровне доказана достоверность произошедших изменений по изучаемым показателям в лучшую сторону: значительно повысилась осмысленность жизни; сократился разрыв в значимости и доступности реализации ценностей, в том числе таких как «творчество», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа», «здоровье»; снизились проявления тревожных и депрессивных состояний; испытуемые стали в большей степени способны жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте) и видеть свою жизнь более целостной, а также достоверно стали более независимы в своих поступках и способными руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенных консультативных сессий с испытуемыми на формирующем этапе, и позволяет сделать вывод, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, реализация исследовательских задач позволила достичь поставленной цели исследования.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны в практической деятельности специалистам, работающим с психологическими проблемами кризиса среднего возраста, в рамках проведения индивидуального и группового консультирования клиентов, социально - психологических тренингов, семинаров и учебных программ, направленных на оказание помощи лицам, столкнувшимся с проблемами проживания кризиса середины жизни.



1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Класс; 2004. - 208 с.
2. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. - М. : Моск. ун¬т, 1987. - 120 с.
3. Белинская, Е. П. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия / Е. П. Белинская, Д. К. Франтова // Вестник РГГУ
- 2017. - № 3. - С. 22-37.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2018. - 400 с.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - 1999. - Т. 105. - С. 336.
6. Болотникова, О. П. Психотерапия и психологическое консультирование / О. П. Болотникова. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 60 с.
7. Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5.
- М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. - 784 с.
8. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. и др.; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - М.: АСТ, 2009. - 811 с.
9. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. - М. : Класс, 2000. - 336 с.
10. Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. - СПб. : Питер, 2002. - 256 с.
11. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
12. Величко, И. Г. Особенности самореализации женщин, переживающих кризис среднего возраста / И. Г. Величко // Системная перестройка-фундамент устойчивого инновационного. - 2022. - С. 87.
13. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, 2019. - 281 с.
14. Галустова, О. В. Психологическое консультирование: Конспект лекций / О. В. Галустова. - М.: ПриорИздат, 2005. - 240 с.
15. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
16. Горбатова, Е. А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста / Е. А. Горбатова // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2020. - Т. 33. - №. 1. - С. 70-77.
17. Громова, Л. А. Сравнительный анализ восприятия цифрового мира женщинами поколений x, y, z / Л. А. Громова, Л. С. Киселева // Женщина в российском обществе. - 2018. - № 3 (88). - С. 85-96.
18. Джорж, Р Консультирование: теория и практика / Р Джорж, Т. Кристиани. - М: Эксмо , 2002. - 448 с.
19. Дорцен Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия / Эмми ван Дорцен; пер. с англ. М. С. Горовой. - Ростов-на- Дону: Ассоц. экзистенциального консультирования, 2007. - 215 с.
20. Зеер, Э. Ф. Профессиология. Психологический контент
/ Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 192 с.
21. Зенкин, С. Н. «Поколение»: опыт деконструкции понятия / С. Н. Зенкин // Поколение в социокультурном контексте XX века: сборник статей. - М.: Наука, 2005. - С. 130-136.
22. Ипполитова, Е. А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Ипполитова. - Барнаул, 2005. - 196 с.
23. Исурина, Г. Л. Психотерапия и психологическое консультирование как виды клинико-психологического вмешательства / Г. Л. Исурина // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - № 3(44). - C. 4.
24. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Э. Йоманс; под ред. А. А. Бадхена, В.Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997. - С. 108-135.
25. Киселева, А. А. Терапевтические факторы, обеспечивающие
эффективность группового психологического консультирования:
литературный обзор / А. А. Киселева, М. Ю. Кузьмин // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2020. - №2 (40). - С. 40-49.
26. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
27. Кордуэлл, М. Психология. А - Я: Словарь-справочник /
М. Кордуэлл; пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
28. Кори, Д. Теория и практика группового консультирования / Д. Кори; Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.
29. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - 7-е изд. - М. : Мир, 2010. - 462 с.
30. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: учебное пособие / Р. Кочюнас. - М. : Академический проект, 2000. - 238 с.
31. Крайг, Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум ; пер. с англ. А. Маслов. - 9-е изд. - Спб. : Питер, 2021. - 939 с.
32. Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, ред. М. Г. Ярошевский, ред., сост. Л. А. Карпенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 506 с.
33. Кулагина, И. В. Особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самореализационных компонентов личности в среднем возрасте / И. В. Кулагина // Концепт. - 2023. - № 3. - С. 122-128.
34. Лазар, М. Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением / М. Г. Лазар // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - 2018. - №4 (34). - С. 170-181.
35. Левкова, Т. В. Актуализация копинг-стратегий личности, переживающей возрастной кризис / Т. В. Левкова, Е. Ю. Ленкина // Постулат. - 2021. - № 5. - С.1 - 6.
36. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2020. - 527 с.
37. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 16 с.
38. Ливенхуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливенхуд. - М. : Духовное познание, 2012. - 24 с.
39. Лунева, Е. В. Институт семьи: тенденции трансформации в современных Российских условиях / Е. В. Лунева, Д. П. Кивелев, О. Н. Брызгалова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №2 (42). - C.72-77.
40. Лэнгле, С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа / С Лэнгле. // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2 (30). - С. 22-31
41. Макарова, Е. Ю. Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Е. Ю. Макарова. - М. : Наука, 2009. - 187 с.
42. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости /
И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 413 с.
43. Мамонова, Е. Б. Специфика кризиса среднего возраста в эпоху цифровизации / Е. Б. Мамонова, С. И. Подтесова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-1. - С.345-348
44. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 399 с.
45. Милехин, А. В. Поколенческий классификатор современного российского общества / А. В. Милехин, А. В. Сидорина // Вестник ГУУ - 2021. - №1. - C. 156-163
46. Минуллина, А. Ф. Основы психологического консультирования: методическое пособие / А. Ф. Минуллина, М. М. Солобутина. - Казань: ТГГПУ, 2007. - 329 с.
47. Мохова, С. Ю. Смысложизненные ориентации X, Y и Z поколений / С. Ю. Мохова // Психология. Историко -критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т 6. - №. 2А. - С. 138.
48. Немов, Р С. Психологическое консультирование : учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп / Р С. Немов. - М. : Юрайт, 2021. - 440 с.
49. Нечаева, В. Ю. Кризис середины жизни человека / В. Ю. Нечаева, Ю. В. Кобазова // Научные достижения в XXI веке. - 2019. - Т. 1. - С. 36-44.
50. Никитина, А. А. Специфика представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни / А. А. Никитина, Е. А. Волкова // Нижегородский психологический альманах. - 2020. - Т. 1. - № 2. - С. 58-67.
51. Пек, М. С. Непроторенная дорога : новая психология любви и духовного роста / М. С. Пек. - М. : София, 2008. - 350 с.
52. Позднякова, Е. А. Характеристика рефлексии у мужчин и женщин в период проживания кризиса середины жизни / Е. А. Позднякова, О. С. Васильева // Мир науки. - 2020. - №. 2. - С. 77.
53. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов /
К. Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000 - 180 с.
54. Прилепский, И. А. Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста / И. А. Прилепский // Вестник МГУКИ. - 2012. - №3 (47). - C. 137-142.
55. Припорова, Е. А. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей / Е. А. Припорова, Е. Р. Агадуллина // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 96-111.
56. Психологическая энциклопедия / под ред. Р Корсини,
А. Ауэрбаха. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с.
57. Реан, А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 277 с.
58. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. - М. : АСТ, 2000. - 2000. - 591 с.
59. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург: Питер, 2017. - 287 с.
60. Саиева, Л. М. Личность человека и психологические кризисы / Л. М. Саиева, Т. А. Шуруха // Мировая наука. - 2019. - № 5 (26). - С. 612-616.
61. Сибирев, В. А. Межпоколенческие различия в удовлетворенности жизнью и чувстве счастья в России (на материалах Европейского социального исследования) / В. А. Сибирев, Н. А. Головин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1 (155). - С. 296-315.
62. Силантьева, О. В. Психологическое консультирование лиц, переживающих кризис среднего возраста / О. В. Силантьева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике. - 2022. - С. 274-278.
63. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2005. - 971 с.
64. Смирнова, О. В. Особенности смысложизненных ориентаций личности в возрасте средней взрослости / О. В. Смирнова // Евразийское научное объединение. - 2020. - № 2-6. - С. 363-365.
65. Солдатова, Г. У Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность: монография / Г. У Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. - М. : Смысл, 2017. - 374 с.
66. Солодников, В. В. Кризис среднего возраста: теоретическая интерпретация переживаемого опыта / В.В. Солодников, И. В. Солодникова // Мониторинг. - 2009. - № 4 (92). - C. 178-201.
67. Сунцова, Я. С. Особенности переживания кризиса среднего возраста женщинами и мужчинами / Я. С. Сунцова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 12-7. - С. 484-486.
68. Ткаченко, И. В. Психологическая поддержка лиц среднего возраста в условиях кризиса: ресурсный подход / И. В. Ткаченко, Д. С. Синявин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2019. - №. 10. - С. 88-91.
69. Трофимова, Е. Л. Особенности психологического портрета людей, переживающих кризис среднего возраста / Е. Л. Трофимова, А. В. Васенкин, С. К. Малахаева // BaikalResearchJournal. - 2019. - Т 10. - № 1. - С. 1 - 10.
70. Труженикова, Н. С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни / Н. С. Труженикова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т 68. - №. 13. - С. 183-187.
71. Трухова, Т С. Эмоциональное выгорание в период кризиса среднего возраста / Т С. Трухова // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сб. науч. трудов. Иркутск. - 2019. - С. 78-86.
72. Тутушкина, М. К. Практическая психология / М. К. Тутушкина. - М. : Дидактика Плюс, 2001. - 308 с.
73. Тушайкина, В. В. Эмоциональные нарушения в период кризиса среднего возраста / В. В. Тушайкина // Психология. - 2019. - С. 45-46.
74. Уайт, М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию / М. Уайт. - М.: Генезис, 2010. - 328 с.
75. Фанталова, Е. Б. Методика «Уровень оценки ценности и
доступности в различных жизненных масштабах»: ценностно¬
ориентированные конструкты личности и их иллюстрации на конкретных примерах / Е. Б. Фанталова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro. - 2013. - №. 8. - С. 30-38.
76. Фоминова, А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект: монография / А. Н. Фоминова. - М.: Прометей, 2021. - 294 с.
77. Фролова, С. В. Консультативная психология: теория и практика: учеб.-метод. пособие для студентов / С. В. Фролова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. - 160 с.
78. Холлис, Д. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по настоящему взрослым / Д. Холлис. - М. : Когито-Центр, 2017. 3- 34 с.
79. Холлис, Д. Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни / Д. Холлис. - Litres, 2022. - 221 с.
80. Хухлаева, О. В. Групповое психологическое консультирование: Учебное пособие / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - М. : Юрайт, 2020. - 423 с.
81. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - М. : Юрайт, 2014. - 423 с.
82. Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. / под ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой.
- Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - 247 с.
83. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М. : Наука, 2005. - 160 с.
84. Чудновский, В. Э. Проблема оптимального смысла жизни /
В. Э. Чудновский. - М.: Смысл, 2021. - С. 131 - 147.
85. Шайкина, Е. А. О причинах развития зависимости от социальных
сетей пользователей в период кризиса среднего возраста / Е. А. Шайкина // Духовшстьособистостг методолопя, теор1я i практика. - 2011. - №. 5. - С. 192-197.
86. Шмагина, Ю. Д. Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке / Ю.Д. Шмагина // Вестник Костромского государственного университета. - 2017. - №2. - С. 97-99.
87. Эллис, А. Практика рационально - эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У Драйден; пер. с англ. Т. Саушкиной. - СПб. : Издательство «Речь», 2002. - 345 с.
88. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд. - М. : Академия, 2011. -
83 с.
89. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - 2013.
[Электронный ресурс] // Сайт «Академик» / URL:
https://psychology pedagogy.academic.ru/14079/
90. Эриксон, Э. Детство и общество / Эрик Эриксон. - Санкт- Петербург: Питер, 2020. - 447 с.
91. Эриксон, Э. Трагедия личности / Эрик Эриксон; пер. с англ. Е. Длугач. - М. : Родина, 2019. - 253 с.
92. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. - СПб. : Питер, 2019. - 336 с.
93. Ялом, И. Групповая психотерапия / И. Ялом, М. Лесц ; пер. с англ.
С. Баркова; под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - 5-е изд. - Спб.: Питер, 2020. - 620 с.
94. Howe, N. The new generation gap / N. Howe, W. Strauss // ATLANTIC-BOSTON. - 1992. - Т. 270. - С. 67-67.
95. Jaques, E. Death and the Mid-Life Crisis / E. Jaques // International Journal of Psychoanalysis. - 1965. - P 502-514.
96. Liu, D. A meta-analysis of social networking online and social capital / D. Liu, S.E. Ainsworth, R.F. Baumeister // Review of General Psychology. - 2016. - Vol. 20 (4). - P 369-391.
97. Strauss, B. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069 / B. Strauss, W. Strauss, N. Howe. - William Morrow&Company, 1991. - 369 р.
98. Zigmond, A. S. The Hospital Anxiety and Depression scale / A. S. Zigmond, R. P. Snaith. - Acta Psychiatr. Scand. - 1983. - vol. 67. - pp. 361¬370.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ