Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью 11
1.1. Психологические и педагогические характеристики понятий «здоровье» и «бережное отношение к своему здоровью» 11
1.2. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования у
дошкольников бережного отношения к своему здоровью 20
1.3. Педагогическая характеристика структурной модели формирования у
дошкольников бережного отношения к своему здоровью 33
Выводы по первой главе 45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью 46
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у
дошкольников бережного отношения к своему здоровью 46
2.2. Реализация педагогических условий формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью 55
2.3. Анализ результатов и динамики формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью 60
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Актуальность исследования. Физическое состояние подрастающего поколения на современном этапе характеризуется устойчивыми негативными тенденциями: снижение уровня здоровья детей (каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз), увеличение хронических заболеваний (более 5 млн. детей) и инвалидности (более 600 тыс. человек), ухудшение физической подготовленности (только 10% детей приходят в школу физически подготовленными) с одновременным нарастанием информационной загруженности (М.Н. Белова, В.Г. Каменская, Б.Н. Капустян,
З.С. Макарова, Т.Я. Черток, С.Е. Шукшина и др.). при том социальная позиция и социальная ситуация развития таких детей уже нарушена. Болезнь может изменить все перспективы личности, характер ее ориентации на будущее. Анализ современной ситуации развития личности показывает, что остро назрела необходимость изменить сложившееся неразумное отношение детей к своему здоровью и жизни.
Проблема объективной потребности общества и государства в здоровых и гармонично развитых гражданах актуализирует необходимость выпускника дошкольного образовательного учреждения, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешнесредовым факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы, заключающейся в непреходящей ценности здоровья, сохранение и укрепление которого зависит от позиции самого ребенка (его знаний, умений, действий) по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, от сформированности элементарных способов его ведения.
В научной литературе довольно подробно представлено теоретическое осмысление и методологическое обоснование сущности здорового образа жизни, а также проблемы формирования бережного отношения к своему здоровью подрастающего поколения. Таким образом в науке накоплен определенный объем знаний содержащий предпосылки решения данной проблемы и отмечается, что формирование бережного отношения к своему здоровью у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирования бережного отношения к своему здоровью. Вопрос о характере и содержании взаимодействия взрослого и ребенка, взаимодействия, направленного на формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, о позиции педагога в данном процессе в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию бережного отношения дошкольников к своему здоровью, актуализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды направленной на формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, и соответствующего методического обеспечения. Анализ практики также подтвердил, что существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы, направленных на формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса и на основании анализа результатов научных исследований можно выделить ряд противоречий между:
- востребованностью общества в активной личности, осознающей ценность здоровья, и отсутствием у членов общества бережного отношения к здоровью;
- потребностью педагогической теории в научно-обоснованной системе педагогических условий, обеспечивающих формирование бережного отношения к здоровью у подрастающего поколения, и недостаточным педагогическим обеспечением данного процесса;
...
1. Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования позволили определить содержание понятия «бережное отношение старших дошкольников к своему здоровью», которое представляет наличие знаний и представлений о здоровом образе жизни, эмоционально-ценностное отношение к здоровью и осознанные, устойчивые привычки., и включает три структурных компонента: когнитивный (представления, знания, суждения), эмоциональнооценочный (эмоции, оценка) и поведенческо-деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность). Модель процесса формирования у старших дошкольников бережного отношения к своему здоровью, разработанная в логике реализации структурных компонентов, включает направления: образование детей в области здоровья по программе "Будь здоров, малыш!", повышение образовательного уровня педагогов, просвещение родителей воспитанников детского сада, здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении и формы организации, обеспечивающие реализация данных направлений работы.
2. Мы охарактеризовали особенности формирования бережного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы бережно относиться к своему здоровью -старшие дошкольники должны владеть способами их формирования и иметь достаточный опыт представлений о здоровом образе жизни. Особенности формирования бережного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующем:
-в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни;
-именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование представлений и усвоение основных объемов информации;
-именно в старшем дошкольном возрасте большое влияние на формирование бережного отношения к своему здоровью оказывают проведение бесед и консультаций для родителей.
3. Мы определили педагогические условия формирования у старших дошкольников бережного отношения к своему здоровью. Процесс формирования бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия: -создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста; -формирование бережного отношения к своему здоровью в процессе непосредственной образовательной деятельности (образовательные области: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
4. Мы организовали опытно-экспериментальную работу по проверке педагогических условий формирования бережного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста.С целью формирования бережного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста нами реализованы следующие педагогические условия: создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста, формирование бережного отношения к своему здоровью в процессе непосредственной образовательной деятельности (образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
...
1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск, 2014. - 256 с.
2. Адольф В.А., Чайка Е.А. Национальные праздники как средство развития творческой активности младших школьников//Воспитание школьников. 2014; №7.-С.60-63 [ВАК].
3. Журавлева О.П., Смирнова А.В. Актуализация воспитательного потенциала семьи в современном образовательном пространстве / Воспитание школьников. 2017 № 3. С. 21-27.
4. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Воспитательный потенциал учебно-познавательной деятельности обучающихся: монография/КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.- 224 с.
5. Г огоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - М.: Просвещение, 2014. - с.232.
6. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. - М.: Просвещение, 2010. - с.235.
7. Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников / Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. - 2010.- № 10. - с.17-21.
8. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с
9. Андрееева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.- 2018. - №4. - С. 83-87.
10. Виленский М.Я. В44 Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 214 с.
11. Гордеева, И.В. Анализ мнений учащихся об основных компонентах здорового образа жизни / И.В. Гордеева // Вестник Адыгейского университета. - 2017. - №6. - С. 95-101.
12. Кантор, В.З. Здоровый образ жизни: руководство к действию / В.З. Кантор // Вестник Герценовского университета. - 2009. - №5. - С. 92-95.
13. Рубанович, В. Б. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 256 с.
14. Федорищева, Н.М. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Н.М. Федорищева // Наука, образование и культура. - 2019. - №7. - С. 91-95.
15.Черепов, Е.А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути решения / Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. - 2014. - №10. - С. 121-125.
... всего 60 источников