Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое психологическое консультирование как средство формирования у студентов представления о психологическом здоровье

Работа №167569

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы171
Год сдачи2020
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы представления студентов о психологическом здоровье 16
1.1. Основные подходы к рассмотрению понятия психологическое здоровье.
Его критерии, характеристики и параметры 16
1.2. Социальные представления о психологическом здоровье человека 29
1.3. Возможности группового психологического консультирования для
формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье 34
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению возможностей группового психологического консультирования как средства развития адекватных представлений студентов о психологическом здоровье 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 76
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 82
Выводы по Главе II 107
Заключение 109
Список литературы 111
Приложения 119

Актуальность исследования. Изучению психологического здоровья посвящено достаточно большое количество исследований. В работах, направленных на изучение психологического здоровья, независимо от взглядов исследователей на данный вопрос, подчеркивается то, что психологическое здоровье оказывает влияние на развитие личности, а также на всю ее жизнь в целом.
Сравнительно недавно психологи стали выделять понятие психологического здоровья. Длительное время учеными рассматривалось понятие психологического нездоровья, а понятие психологическое здоровье специально не изучалось. Трудность еще состоит в том, что здоровье достаточно долго рассматривалось с медицинской точки зрения. Сейчас цель исследователей рассмотреть данное понятие, учитывая, как медицинские, так и психологические точки аспекты.
Многие исследователи занимались проблемой изучения психологического здоровья человека, как отечественные (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, О.В. Хухлаева), так и зарубежные (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), а также в своих работах рассматривают различные способы сохранения и поддержания психологического здоровья человека. Психологическое здоровье рассмотрено с точки зрения психоналитической (А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг); гуманистической (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Я. Корчак) и отечественной (О.С. Васильева, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, А.Ф. Лосев, О.И. Мотков, Ф.Р. Филатова, О.В. Хухлаева) психологии.
В современном мире достаточно часто встречаются проблемы с психологическим здоровьем. В связи с этим современные исследователи все чаще обращают внимание на эту проблему: дают трактовку этому понятию, выделяют его компоненты (О.С. Васильева, И.В. Дубровина, М.Ю. Михайлина, Ф.Р. Филатова). Психологическое здоровье рассматривается как: 1) равновесие между такими составляющими как эмоции, интеллект, тело и психическое, а также между личностью и ее окружающими, природой и даже космосом, то есть как гармонию (О.В. Хухлаева); 2) психологическую гармонию, которую трактует как психическое, личностное, социальное и духовно-психологическое здоровье (О.И. Мотков); 3) совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи (И.В. Дубровина). Необходимо отметить, что вышеперечисленные трактовки рассматриваемого понятия определяют его как гармонию, что свидетельствует о том, что имеющиеся в науке исследования различных авторов находят точки соприкосновения друг с другом.
Психологи утверждают, что на здоровье, в том числе на психологическое, оказывают влияние большое количество факторов, в том числе социальных, а также обращают внимание на тот факт, что проблемы с психологическим здоровьем встречаются все чаще и начиная уже с самого детства (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева). Также, выделены критерии и уровни развития психологического здоровья на основе таких критериев как: 1) совокупность проявлений (О.О. Андронникова, Е.В. Ветерок); 2) развитие (О.В. Хухлаева); 3) субъектность личности (Е.Р. Калитиевская). Необходимо отметить, что исследователи выделяют уровни психологического здоровья, в качестве критерия рассматривая, способность к адаптации к окружающему миру (О. В. Хухлаева).
В то же время, практически отсутствуют исследования социальных представлений о психологическом здоровье, в то время как именно на основе социальных представлений отдельный человек или группы людей строят свое отношение к своему психологическому здоровью, а также выстраивают свое поведение, направленное на профилактику проблем с психологическим здоровьем. Имеющиеся в науке знания, описывающие представления студентов о психологическом здоровье, свидетельствуют о том, что этих знаний недостаточно, в связи с тем, что студенты выделяют в качестве критериев психологического здоровья либо физическое составляющие здоровья, либо выделяют те характеристики, которые актуальны для них в момент исследования (Т.Н. Бандурка, О.В. Лебедевой, Ф.В. Повшедной, Е.А. Соловьева).
Следовательно, это подтверждает важность изучения рассматриваемого явления, а также необходимость работы, направленной на просвещение членов общества по сохранению и поддержанию психологического здоровья.
В своем исследовании мы будем изучать представления студентов о психологическом здоровье в связи с тем, что именно студенты являются аудиторией, которая уже имеет определенные знания и представления о психологическом здоровье. Помимо этого, именно с этой категорией, целесообразно проводить консультативную работу, направленную на расширение у студентов представлений о психологическом здоровье способах его поддержания, что позволит избежать возможных проблем в будущем. Мы выбрали данную категорию в связи с тем, что студенты имеют уже определенный запас знаний, но при этом данная аудитория готова свои знания расширять, либо пересматривать, а также в связи с тем, что многие студенты ориентированы на поддержание своего здоровья.
Формировать социальные представления студентов о психологическом здоровье мы будем с помощью группового психологического консультирования, данная форма работы позволяет не только проводить очные встречи, но и онлайн встречи, что особенно актуально в современном мире.
Цель работы - изучить возможности группового психологического консультирования как средства развития адекватных представлений о психологическом здоровье у студентов.
Объект исследования - процесс формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье.
Предмет исследования - психологическое консультирование как средство формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье.
Гипотеза исследования: процесс формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье будет результативным, если:
1) организовать групповое психологическое консультирование как способствующее расширению представлений студентов о психологическом здоровье.
2) в основу работы положить психологическое просвещение как одну из форм консультирования.
3) в ходе консультационного процесса использовать обсуждение и упражнения, направленные на формирование представлений студентов о психологическом здоровье.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения представлений студентов о психологическом здоровье.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение представлений студентов о психологическом здоровье человека.
4. Описать структуру представлений студентов о психологическом здоровье.
5. Разработать и апробировать программу, направленную на формирование представлений студентов о психологическом здоровье человека.
6. Проследить динамику сформированности представлений студентов о психологическом здоровье до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
7. Анализ психолого-педагогической литературы.
8. Психосемантические методы.
9. Проективные методы.
10. Контент-анализ.
11. Методы качественного и количественного анализа.
12. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: в качестве экспериментальной группы были выбраны 20 студентов, 1 -4 курсов.
Теоретико-методологические основания исследования:
1) Основные подходы к рассмотрению понятия психологическое здоровье. Его критерии, характеристики и параметры (Л. С. Выготский, Д.А. Леонтьев, О. В. Хухлаева), так и зарубежные (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс);
2) Социальные представления о психологическом здоровье человека(Г. С. Корытова, С. Московичи);
3) Возможности группового психологического консультирования для формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье (Т. И. Ачинович, Г. В. Валеева, О. В. Хухлаева).
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обоснование возможностей применения в групповом консультировании респондентов любой возрастной категории (за исключением детей) техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью знаний о психологическом здоровье, а также в зависимости от цели - повышение уровня знаний, либо приобретение знаний не имея первичных знаний.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе формирования у студентов представления о психологическом здоровье.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области группового психологического консультирования, касающегося темы психологического здоровья (работа, направленная на просвещение).
Структура и объем диссертации:
Полный объем - 170 страниц, включая 14 рисунков, 7 таблиц, 6 приложений. Количество использованных источников - 79.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования.
В Главе 1 описаны основные подходы к рассмотрению понятия психологическое здоровье, его критерии, характеристики и параметры; рассмотрено понятие «Социальные представления», социальные представления студентов о психологическом здоровья; возможности группового психологического консультирования для формирования адекватных представлений студентов о психологическом здоровье и особенности его организации. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по изучению представлений студентов о психологическом здоровье. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента.
Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях представлены методики, используемые для диагностики; таблицы, содержащие данные по результатам исследования; программа консультаций.
Работа апробирована на конференциях: Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология в условиях непрерывности образования», г. Самара, 2020; Международная научно-практическая конференция «ОБЩЕСТВО - НАУКА - ИННОВАЦИИ», г. Самара, 2020;
По теме диссертации имеются публикации:
1. Стрельцова Т. В. Психологическое здоровье человека // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Педагогика, психология в условиях непрерывности образования». 2020. С. 133-135;
2. Стрельцова Т.В., Сафонова М.В. Особенности социальных представлений студентов о психологическом здоровье // Научный журнал «Globus». 2020. С. 26-28.
3. Стрельцова Т.В., Сафонова М.В. Развитие социальных представлений студентов о психологическом здоровье с помощью группового психологического консультирования // Сборник статей Международной научно-практической конференции «общество - наука - инновации». 2020. С. 155-157.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучению психологического здоровья посвящено достаточно большое количество исследований. В работах, направленных на изучение психологического здоровья, независимо от взглядов исследователей на данный вопрос, подчеркивается то, что психологическое здоровье оказывает влияние на развитие личности, а также на всю ее жизнь в целом, в связи с этим данным вопросом занимаются многие исследователи, на сегодняшний день существует различные подходы к этой проблеме.
В ходе научного анализа рассмотрены подходы к понятию «психологическое здоровье» таких авторов: О. С. Васильева, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, М. Ю. Михайлина, Г. Олпорт, Ф. Р. Филатова. Были изучены такие научные подходы как: психоаналитический, гуманистический, а также проблема рассмотрена с точки зрения отечественной психологии.
В результате изучения научной литературы были выявлены факторы, влияющие на психологическое здоровье. К ним можно отнести: семейную обстановку; социально-экономическую ситуацию в стране; профессиональную деятельность; учреждения, в которых находится ребенок в детстве, а также факторы, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Расширять социальные представления студентов о психологическом здоровье возможно с помощью психологического просвещения, группового психологического консультирования.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали проективные методы, а также контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления студентов о психологическом здоровье заключаются в таких понятиях как счастье, поведение в соответствии с нормой и адекватность.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на развитие социальных представлений студентов о психологическом здоровье. Нами была выбрана такая форма работы как групповое консультирование с помощью психологического просвещения, как одного из видов работы практического психолога-консультанта, с целью расширения знаний студентов о психологическом здоровье.
Результаты исследования показали, что составленная нами программа позволила расширить представления студентов о психологическом здоровье, которое необходимо формировать для профилактики возникновения проблем с психологическим здоровьем.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении возможностей группового консультирования в процессе формирования у студентов представления о психологическом здоровье.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы развития представлений студентов о психологическом здоровье, а также в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области группового психологического консультирования, касающегося темы психологического здоровья (работа, направленная на просвещение).



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 147 с.
2. Ажнина О.В. Психологическое здоровье нации: понимание проблемы студентами вуза // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. №. 4. С. 113-118.
3. Айварова Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной
социализации личности // Вестник ЮГУ. 2016. №1 (40). [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 04.08.2020).
4. Амосов Н.М. Моя система здоровья. Киев, 1997. 56 с.
5. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Медицина, 2000. 504 с.
6. Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник КемГУ. 2016. №1 (65). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 03.09.2019).
7. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999. 349 с.
8. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. №. 22. С. 49-59.
9. Ачинович Т.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Индивидуальное и групповое консультирование: теория и практикум». Минск: БГУ, 2019. 157 с.
10. Бандурка Т.Н. Полимодальность как содержательная характеристика восприятия студентами понятий «психологическое здоровье» и «счастье» //Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). В
2-х частях. Ч. 1. 2015. С. 45-49.
11. Басалаева Н. В. Проблема психического и психологического
здоровья в отечественной психологии // Успехи современного естествознания. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://natural-sciences.ru(дата
обращения: 25.11.2018).
12. Бачинина М. С. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: дис. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru(дата обращения: 28.11.2019).
13. Башкирева Т. В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья //Мир психологии. 2007. №. 2. С. 140-151.
14. Баякина О. А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. №. 4-5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 27.06.2020).
15. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru(дата обращения: 07.07.2020).
16. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3-19.
17. Братусь Б. С. Аномалии личности. Мысль, 1988. Т. 301. №. 2. 304 с.
18. Бухаркина О. Г., Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. №. 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 28.11.2020).
19. Валеева Г. В. Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. №11. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 16.07.2020).
20. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 352 с.
21. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Педагогика, 1995. 527 с.
22. Г ерасимова В. С. Методика преподавания психологии. М.: Ось-89, 2009. 144 с.
23. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова; АлтГУ, Факультет психологии и философии. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.
24. Дубровина И. В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. 592 с.
25. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
26. Дубровина И. В. Психологическая служба образования
//Психологическая наука и образование. 2001. Т. 2001. №. 2. С. 83-93.
27. Дубровина И. В. Психологическая служба образования:
организация и управление // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1 (10). С. 56-63.
28. Дубровина И. В. Современное образование и психологическое здоровье школьников // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: мат-лы Международной науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 19-20 ноября 2009 г.) / сост. И.А. Еремицкая. Астрахань, 2009. С. 4-6.
29. Дубровина И. В. Психологическое просвещение: от
психологической грамотности к психологической культуре // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. №. 4. С. 64-72.
30. Егорова И. А. Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. №. 1. С. 4-6.
31. Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование // Учебное пособие. М.: МГОПУ им. МА Шолохова, Институт сферы социальных отношений. 2002. 58 с.
32. Журавлев А. и др. (ред.). Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. Litres, 2019. 430 с.
33. Ишмухаметов Р. Р. Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. Т. 1. С. 74-79.
34. Калашникова С. А. г. Чита, Россия. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. №. 2. С. 185-189.
35. Калитеевская Е. С. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: «Смысл», 1997. С. 231-238.
36. Корчак Я. Как любить детей. М.: Педагогика, 1990. 368 с.
37. Корытова Г. С. Внутренняя картина здоровья и социальные представления о нем студентов педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. 2012. №. 46. С. 131-143.
38. Костригин А. А., Хусяинов Т. М., Чупров Л. Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. №. 5. С. 1-7.
39. Лебедева О. В. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. №. 2 (35). С. 89-96.
40. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.
41. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. // М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
42. Литницкая Е.В. Проблема здоровья личности в психологии XIX-XX века // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том 11. С. 268-274.
43. Лифинцева А. А. О соотношении понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественных и зарубежных исследованиях //Психическое здоровье и личность в меняющемся обществе: Материалы международной научно-практической конференции. 2007. С. 44-48.
44. Лукьянченко Н. В. Психологическое просвещение в контексте кризиса идентичности: противоречия и перспективы // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4. №. 3. С. 28-41.
45. Лукьянченко Н. В., Аликин И. А., Аликин М. И. Исследование обыденных представлений о психологическом просвещении // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №. 9 (65). С. 33-46.
46. Лукьянченко Н. В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») // Журнал практической психологии и психоанализа. 2012. №2. [Электронный ресурс]. URL:http: //psyj ournal .ru(дата обращения: 20.02.2020).
47. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Прогресс, 2001. 351 с.
48. Михайлина М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования. Материалы III Всероссийского съезда психологов. 2003. С. 437-439.
49. Мотков О. И. Методика «Личностная биография» // Газета «Школьный психолог». 1998. № 38. С. 8-9.
50. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
51. Пахальян В. Развитие и психическое здоровье. Спб.: Питер, 2006. 204 с.
52. Повшедная Ф. В., Лебедева О. В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза //Вестник Мининского университета. 2015. №. 1 (9). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 20.07.2020).
53. Попов П. В. Проблема сохранения психологического здоровья обучающихся ВУЗа // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. 2016. С. 271-274.
54. Почебут Л. Г., Газогареева Е. Н. Социальные представления о лидерстве // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 20.07.2020).
55. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994. 480 с.
56. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. №. 4. С. 91-105.
57. Сокольская М. В. Психологическое здоровье: анализ понятия // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: мат-лы Международной науч.-практ. конф. 2009. С. 27-29.
58. Соловьева Е. А. Исследование восприятия психологического здоровья как состояния полимодального счастья у студентов // Россия и Европа: связь культуры и экономики. 2015. С. 430-434.
59. Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы // Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. Спецвыпуски. 2013. Т. 113. №. 5. С. 16-22.
60. Трунов Д. Индивидуальное психологическое консультирование. М.: Этерна, 2013. 384 с.
61. Трушкова С. В. Структура, динамика и функции социальных представлений. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 1996. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 14.07.2020).
62. Тутушкина М. К. Практическая психология. Учебник для вузов // СПб. Питер. 2001. 219 с.
63. Уоттлс У., Пауэлл Дж. Искусство быть здоровым. СПб., 1997. 122 с.
64. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,
1990. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
65. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.:
Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
66. Хухлаева О. В. Коррекция нарушения психологического здоровья дошкольников младших школьников. М., 2003. С. 12-15.
67. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции // М.: Академия. 2001. Т. 2006. №. 2008. С. 202-210.
68. Чеснокова М. Г. Общепсихологические основания исследования
здоровья личности // Национальный психологический журнал. 2013. №1 (9). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 29.11.2020).
69. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. №. 1-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 29.09.2020).
70. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение, или, когда психолог
«говорит прозой» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. №. 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата
обращения: 29.11.2020).
71. Чупров Л. Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - Направление I, II. 000 ФПОР. С. 196-197.
72. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. №15. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 02.08.2020).
73. Юнг К. Г. Структура души. М.: Изд. группа «Прогресс»,
«Универс». 1993. С. 111-133.
74. Среда обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychology.sredaobuchenia.ru(дата обращения: 05.08.2019).
75. Педагогическое сообщество «Инфоурок.рф» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://урок.рф(дата обращения: 02.05.2020).
76. Boudrias J. S. et al. Modeling the experience of psychological health at work: The role of personal resources, social-organizational resources, and job demands // International Journal of Stress Management. 2011. Т. 18. №. 4. С. 372-378.
77. Fordjour G. A., Chan A. P. C. Historical review of occupational psychological health research and philosophy // Journal of neurology research review & reports. 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net(дата обращения: 10.08.2020).
78. Kashdan T. B., Rottenberg J. Psychological flexibility as a fundamental aspect of health // Clinical psychology review. 2010. Т. 30. №. 7. С. 865-878.
79. S. Moscovici: La Psychanalyse, son image et son public, P.U.F., Paris, 2е dd., 1976, chapitre premier. 512 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ