Формирование умений словоизменения и словообразования у пятиклассников с лёгкой умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Развитие словообразования и словоизменения у детей в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития словообразования и словоизменения и у
детей имеющих легкую умственную отсталость 13
1.3 Обзор (анализ) методик, направленных на формирование
словообразования и словоизменения у обучающихся имеющих легкую умственную отсталость 19
Вывод по главе 1 26
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования особенности сформированности словообразования и словоизменения и у пятиклассников с лёгкой умственной отсталостью 30
2.2 Логопедическая работа по формированию умений словообразования и
словоизменения у пятиклассников с легкой умственной отсталостью 45
2.3 Анализ эффективности логопедической работы 53
Вывод по главе II 63
Заключение 65
Библиография 69
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Развитие словообразования и словоизменения у детей в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития словообразования и словоизменения и у
детей имеющих легкую умственную отсталость 13
1.3 Обзор (анализ) методик, направленных на формирование
словообразования и словоизменения у обучающихся имеющих легкую умственную отсталость 19
Вывод по главе 1 26
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования особенности сформированности словообразования и словоизменения и у пятиклассников с лёгкой умственной отсталостью 30
2.2 Логопедическая работа по формированию умений словообразования и
словоизменения у пятиклассников с легкой умственной отсталостью 45
2.3 Анализ эффективности логопедической работы 53
Вывод по главе II 63
Заключение 65
Библиография 69
Сегодня в современной логопедии одной из актуальных проблем является наличие появления все большего количества числа детей как дошкольного, так и подросткового возраста с системными нарушениями речи. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития (умственной отсталостью) одним из основных образовательным направлением является развитие всех аспектов речи у детей школьного возраста, обучающихся в средне образовательных учреждениях. Среди числа детей с общим недоразвитием речи наблюдается увеличение числа школьников с легкой умственной отсталостью, для которых характерны нарушения как в словообразовании и словоизменении, так и в лексической системе языка.
Словообразование и словоизменение - это одна из основных частей грамматической структуры речи. Словоизменение и словообразование является сложным процессом, служащим в образовании новых слов с использованием словообразовательных и словоизменительных моделей, неотъемлемым родному языку. Развитие словообразования и словоизменения в процессе взросления ребенка описано следующими авторами, как Т.В. Туманова, А.Н. Гвоздева, М.А. Виноградов и др.
Наиболее интенсивное формирование навыка словоизменения и словообразования, когда норма речевого развития у ребенка протекает без отклонений, наблюдается в дошкольном, среднем возрасте. В конце дошкольного возраста у детей вышеуказанный навык приобретает относительную сформированность (Т.Н. Ушакова, А.Н. Гвоздев). В свою очередь, овладение навыком словообразования и словоизменения является одной из главных проблем у детей имеющих легкую умственную отсталость.
Эта проблема обусловлена характерной причиной искажения произношения звуков, исходя из психологической особенности детей с конкретным дефектом речи. Одной из основных препятствующих особенностей в усвоении навыков словообразования и словоизменения детьми имеющих легкую умственную отсталость, можно назвать проблему переноса уже изученных знаний на новый предоставленный материал.
Ключевой задачей коррекционно-логопедической работы с детьми имеющих легкую умственную отсталость является развитие у них навыка словообразования и словоизменения. Для детей школьного возраста имеет особое значение своевременная диагностика и умение развивать у них навык словообразования и словоизменения.
Благодаря повышению уровня развития словоизменения и словообразования у детей имеющих легкую умственную отсталость, пропорционально повышается уровень развития лексической системы языка и непосредственно грамматического строя речи, что играет не маловажную роль в дальнейшем обучении детей с легкой умственной отсталостью в школах и их дальнейшей социализации в обществе.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что освоение, навыков словообразования и словоизменения, способствует полноценному речевому и психическому развитию ребенка. О вышеуказанных проблемах в своих научных работах говорят следующие ученые А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и другие.
Учитывая, что в последнее время количество детей школьного возраста имеющих легкую умственную отсталостью увеличивается, задача изучения особенностей словообразования и словоизменения в настоящее время приобретает статус одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Именно по этой причине вопрос качественной диагностики этих нарушений и разработки методов коррекционной логопедии, направленных на своевременное развитие навыков словообразования и словоизменения у учащихся имеющих легкую умственную отсталость, приобретает более характерный смысл.
Проблема исследования: существует множество работ, которые направлены на процесс формирования навыков словоизменения и словообразования у детей с легкой умственной отсталостью, но при этом авторы не пришли в своих работах к единому мнению о формировании этих процессов.
...
Словообразование и словоизменение - это одна из основных частей грамматической структуры речи. Словоизменение и словообразование является сложным процессом, служащим в образовании новых слов с использованием словообразовательных и словоизменительных моделей, неотъемлемым родному языку. Развитие словообразования и словоизменения в процессе взросления ребенка описано следующими авторами, как Т.В. Туманова, А.Н. Гвоздева, М.А. Виноградов и др.
Наиболее интенсивное формирование навыка словоизменения и словообразования, когда норма речевого развития у ребенка протекает без отклонений, наблюдается в дошкольном, среднем возрасте. В конце дошкольного возраста у детей вышеуказанный навык приобретает относительную сформированность (Т.Н. Ушакова, А.Н. Гвоздев). В свою очередь, овладение навыком словообразования и словоизменения является одной из главных проблем у детей имеющих легкую умственную отсталость.
Эта проблема обусловлена характерной причиной искажения произношения звуков, исходя из психологической особенности детей с конкретным дефектом речи. Одной из основных препятствующих особенностей в усвоении навыков словообразования и словоизменения детьми имеющих легкую умственную отсталость, можно назвать проблему переноса уже изученных знаний на новый предоставленный материал.
Ключевой задачей коррекционно-логопедической работы с детьми имеющих легкую умственную отсталость является развитие у них навыка словообразования и словоизменения. Для детей школьного возраста имеет особое значение своевременная диагностика и умение развивать у них навык словообразования и словоизменения.
Благодаря повышению уровня развития словоизменения и словообразования у детей имеющих легкую умственную отсталость, пропорционально повышается уровень развития лексической системы языка и непосредственно грамматического строя речи, что играет не маловажную роль в дальнейшем обучении детей с легкой умственной отсталостью в школах и их дальнейшей социализации в обществе.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что освоение, навыков словообразования и словоизменения, способствует полноценному речевому и психическому развитию ребенка. О вышеуказанных проблемах в своих научных работах говорят следующие ученые А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и другие.
Учитывая, что в последнее время количество детей школьного возраста имеющих легкую умственную отсталостью увеличивается, задача изучения особенностей словообразования и словоизменения в настоящее время приобретает статус одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Именно по этой причине вопрос качественной диагностики этих нарушений и разработки методов коррекционной логопедии, направленных на своевременное развитие навыков словообразования и словоизменения у учащихся имеющих легкую умственную отсталость, приобретает более характерный смысл.
Проблема исследования: существует множество работ, которые направлены на процесс формирования навыков словоизменения и словообразования у детей с легкой умственной отсталостью, но при этом авторы не пришли в своих работах к единому мнению о формировании этих процессов.
...
Дети, с самого раннего возраста начинают осваивать речь. Благодаря окружающим ребенка взрослым, у него происходит усвоение грамматического строя речи, включающего в себя процессы словообразования и словоизменения. При этом у ребенка с нормой речевого развития, к школьному возрасту, на достаточно на высоком уровне происходит процесс овладения грамматикой, что уже в школьном возрасте позволяет ему при изучении русского языка перейти к осознанию грамматических закономерностей. Ребенок к школьному возрасту уже может составлять предложения по картинкам и опорным словам, умеет распространять предложения однородными и второстепенными членами, правильно строить как простые, так и сложные предложения, владеет полной развернутой фразовой речью. Дети уже умеют правильно использовать предлоги в речи, согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными в падеже, роде, числе, а так же изменять слова по родам, числам и лицам.
Ребенок самостоятельно умеет образовывать глаголы с помощью приставок, при помощи суффиксов притяжательные и относительные прилагательные слова (обозначающие профессию), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (названия детенышей животных), и др. При изучении психолого-педагогической, психолингвистической и логопедической литературы по исследовательской проблеме, было установлено, что грамматические формы словообразования и словоизменения, как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с легкой умственной отсталостью, в основном появляются в одинаковой последовательности.
У детей, с легкой умственной отсталостью усматривается своеобразность овладения словообразованием и словоизменением проявляется в более медленном темпе усвоения, в трудностях переноса словообразовательных и словоизменительных моделей на новый речевой материал, в наличии стойких, специфических ошибках словообразования и словоизменения (замена операции словообразования ситуативным высказыванием, замена операции словоизменения словообразованием, ошибки в выборе производящей основы, и др.).
При помощи данных логопедических обследований детей с легкой умственной отсталостью логопеду гораздо проще определить наиболее подходящие приемы и методы коррекции, для каждого ребенка
индивидуально. В наши дни существует большое многообразие методик диагностики нарушении грамматического строя речи у детей с легкой умственной отсталостью (Р.И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, А.В. Мамаевой,
А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, и др.). Данная категория детей требует сложный и длительный процесс коррекционной работы, включающий в себя работу таких специалистов, как психолог, учитель, логопед, и др.
С целью изучения особенностей словообразования и словоизменения у пятиклассников с легкой умственной отсталостью, нами был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 10 школьников МБОУ СОШ №4 5 классов. Проводя, констатирующий
эксперимент нами были применены общепринятые в логопедии приемы и методы обследования словообразования и словоизменения (А.В. Мамаевой, О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной и др.). При этом было выбрано три уровня успешности.
По итогам констатирующего эксперимента был произведен анализ полученных в ходе эксперимента данных, в результате которого мы получили следующие выводы: только лишь у небольшого количества обучающихся, было сформировано словообразование и словоизменение, а большая часть детей 5 класса принимавших участие в эксперименте неправильно образовывают множественные числа существительных, то есть то, что называемые предметы представлены совокупно, в количестве более одного в родительном падеже.
...
Ребенок самостоятельно умеет образовывать глаголы с помощью приставок, при помощи суффиксов притяжательные и относительные прилагательные слова (обозначающие профессию), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (названия детенышей животных), и др. При изучении психолого-педагогической, психолингвистической и логопедической литературы по исследовательской проблеме, было установлено, что грамматические формы словообразования и словоизменения, как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с легкой умственной отсталостью, в основном появляются в одинаковой последовательности.
У детей, с легкой умственной отсталостью усматривается своеобразность овладения словообразованием и словоизменением проявляется в более медленном темпе усвоения, в трудностях переноса словообразовательных и словоизменительных моделей на новый речевой материал, в наличии стойких, специфических ошибках словообразования и словоизменения (замена операции словообразования ситуативным высказыванием, замена операции словоизменения словообразованием, ошибки в выборе производящей основы, и др.).
При помощи данных логопедических обследований детей с легкой умственной отсталостью логопеду гораздо проще определить наиболее подходящие приемы и методы коррекции, для каждого ребенка
индивидуально. В наши дни существует большое многообразие методик диагностики нарушении грамматического строя речи у детей с легкой умственной отсталостью (Р.И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, А.В. Мамаевой,
А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, и др.). Данная категория детей требует сложный и длительный процесс коррекционной работы, включающий в себя работу таких специалистов, как психолог, учитель, логопед, и др.
С целью изучения особенностей словообразования и словоизменения у пятиклассников с легкой умственной отсталостью, нами был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 10 школьников МБОУ СОШ №4 5 классов. Проводя, констатирующий
эксперимент нами были применены общепринятые в логопедии приемы и методы обследования словообразования и словоизменения (А.В. Мамаевой, О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной и др.). При этом было выбрано три уровня успешности.
По итогам констатирующего эксперимента был произведен анализ полученных в ходе эксперимента данных, в результате которого мы получили следующие выводы: только лишь у небольшого количества обучающихся, было сформировано словообразование и словоизменение, а большая часть детей 5 класса принимавших участие в эксперименте неправильно образовывают множественные числа существительных, то есть то, что называемые предметы представлены совокупно, в количестве более одного в родительном падеже.
...





