Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ФОНЕТИЧЕСКИМ
АНАЛИЗОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
§ 1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников при работе над фонетическим анализом слова 11
§ 1.2. Лингвистические основы работы над фонетическим анализом 16
§ 1.3. Основные направления работы над фонетическим анализом в начальной школе 21
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УМЕНИЙ
ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ... 28
§ 2.1 Анализ диагностических методик по выявлению умений фонетических у младших школьников 28
§ 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33
§ 2.3. Комплекс упражнений, направленный на работу над фонетическим анализом слова 39
§ 2.4 Определение эффективности работы над формированием фонетических умений у младших школьников 47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
Развитие современной системы образования, нашедшее отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, ее направленность на индивидуализацию обучения и личностно-ориентированный подход требует поиска решений актуальных проблем, с которыми сталкивается современный школьник на начальном этапе обучения. Наиболее важной проблемой школьного обучения является развитие речи младших школьников.
Развитие речи младшего школьника - процесс многоплановый. Авторы монографии «Развитие речи на уроках русского языка» рассматривают его в соответствии с уровнями языка, поэтому выделяют такие разделы, как работа над звуковой стороной языка, над значащими частями слова, над словом, над морфологическими и синтаксическими средствами языка, культурой речи [34, с.11]. Таким образом, изучение звуковой стороны речи является одним из направлений ее развития в начальной школе.
Изучение фонетики русского языка является предпосылкой к осознанному усвоению всего курса русского языка в начальной школе. Именно фонетические знания являются важным условием процесса обучения письменной речи: чтению и письму.
Хороший фонематический слух и развитый артикуляционный аппарат являются фундаментом грамотности детей. Овладевая фонетическими знаниями и умениями, дети учатся осознавать звучащее слово в процессе его порождения и восприятия, вслушиваться в него, устанавливать последовательность звуков, определять ударные и безударные слоги, давать характеристику звукам т.п. Изучение отличительных характеристик звуковой системы русского языка позволяет в дальнейшем ввести понятия об орфоэпических нормах русского литературного языка, эстетической роли звуков речи и способах ее звуковой организации, сформировать орфографические навыки письменной речи.
Все это позволяет сформировать орфографические навыки письменной речи. При формировании фонетических знаний надо учитывать их связь с графикой, орфографией, орфоэпией, общим развитием речи детей.
Цель научного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и реализовать комплекс упражнений, направленный на формирование умений фонетического анализа младших школьников
Объект исследования: формирование умений фонетического анализа у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование умений фонетического анализа у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование умений фонетического анализа слова у младших школьников будет успешным при использовании упражнений, направленных на анализ фонетических процессов в области гласных и согласных звуков, а также на выяснение звуковых значений букв е, ё, ю, я.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Анализ литературы и теоретическое описание объекта исследования;
2. Определение критериев изучения объекта исследования;
3. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта;
4. Проведение констатирующего эксперимента;
5. Подведение итогов исследования;
6. Разработка и апробация комплекса упражнений, направленных на
работу со звуковым составом слова на основе выполнения фонетического анализа.
7. Выводы об эффективности использования фонетического анализа
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат № 1 имени В.П. Синякова» города Красноярска во 2А и 2Б классах.
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что проблема выполнения фонетического анализа слова младшими школьниками актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при выполнении фонетического анализа слова. А ведь именно изучение фонетики русского языка является предпосылкой к осознанному усвоению всего курса русского языка в начальной школе. Именно фонетические знания являются важным условием успешного обучения письменной речи: чтению и письму. Хороший фонематический слух и развитый артикуляционный аппарат являются фундаментом грамотности детей. Овладевая фонетическими знаниями и умениями, дети учатся осознавать звучащее слово, вслушиваться в него, устанавливать последовательность звуков, определять ударные и безударные слоги, давать характеристику звукам.
Для определения актуального уровня развития умений выполнения фонетического анализа слова младшими школьниками мы выделили параметры и предложили детям выполнить задания, позволяющие проверить уровень каждого ученика и класса в целом. В частности, были исследованы такие параметры как:
1. Умение определять фонетические процессы оглушения согласных на конце слова и ассимиляцию по глухости/звонкости.
2. Умение определять редукцию гласных (совпадение фонем о и а в звуке а в безударных слогах после твердых согласных, фонем э и и в звуке и после мягких согласных).
3. Умение определять звуковое значение букв е, ё, ю, я.
По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 50% учащихся умение выполнять фонетический анализ слова сформировано на среднем уровне, при этом по каждому из критериев преобладал средний уровень, что подтверждает нашу гипотезу. Это объясняется тем, что большинство учеников соблюдают все фонетические законы русского языка, т.е. оглушение на конце слова и ассимиляцию согласных по звонкости/глухости, произносят гласные в соответствии с нормативным акающим произношением, однако большей частью не могут правильно осознать звуковой состав слова. При сравнении произношения и графического оформления слова затрудняются в определении звукового значения букв Е, Ё, Ю, Я, что также является показателем слабого осознания звукового состава слова. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Для того чтобы повысить уровень умений осознанного выполнения фонетического анализа слова, мы разработали комплекс упражнений. В него вошли:
1. упражнения на определение фонетических процессов оглушения согласных на конце слова и ассимиляцию по глухости/звонкости (соотношением глухих и звонких шумных согласных, произношение предложенных слов вслух и поиск общего звука, фиксирование внимания на отличиях буквенного и звукового состава слова);
2. упражнения на умение определять редукцию гласных (наблюдение за произношением слова, запись транскрипции буквами и подбор проверочных слов, проведение языкового эксперимента);
3. упражнения на умение определять звуковое значение букв е, ё, ю, я (анализ буквенной и фонетической записи слова, наблюдение над соотношением звука и буквы, произношение предложенных слов вслух и поиск общего звука, соотношение правила и записанного слова, произношение слова и отработка навыка определения значения букв е, ё, ю, я).
...
1. Аванесов Р И. Беседы о русском литературном произношении // Русская речь. - 1975. - №2. - с.91-92
2. Аванесов Р И. Русская литературная и диалектная фонетика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1974. - с. 287
3. Богомазов, Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2001
4. Бондаренко, А.А. Живая фонетика в начальной школе //Начальная школа. - 2015. - №7. - с.17 - 22.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6. Воителева Т.М. Теория обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов/ Т.М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
7. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.Ю. Гац. - М.: Дрофа, 2007. - 287 с.
8. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М., 2002. - 63 с.
9. Гончарова И.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 - с. 191
10. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука, учебник для 1 класса. - Просвещение, 2000. -239 с.
11. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, - 2004. - 112 с.
12. Еремина, Н.А. Виды разбора на уроках русского языка/ Н.А. Еремина - СПб.: Паритет, 2010. - 96 с.
13. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии/ П.С. Жедек. - Томск: Пеленг, 2002. - 96 с.
14. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О. Н. Жовницкая - Начальная школа. - 2001. - №11. - с. 55 - 60.
15. Зиновьева, Т.И., Курлыгина О.Е. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах/ Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина - Москва.: Академия - 2007. - 304 с.
... всего 58 источников