Реферат 3
Введение 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 18
1.1. Исторические аспекты в развитии теорий смысложизненной сферы
личности 18
1.2. Особенности смысложизненной сферы людей юношеского возраста в
психолого-педагогической литературе 31
1.3. Специфика группового психологического консультирования студентов-
первокурсников с применением элементов сказкотерапии 38
Выводы по Главе 1 51
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ 53
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 53
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 67
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 74
Выводы по Главе 2 82
Заключение 85
Список используемых источников 89
Приложения 99
Впервые размышления о цели своей жизни возникают в подростковом возрасте, как принято считать, к старшему подростковому возрасту школьник способен сделать выбор и наметить план своего дальнейшего развития. От того, на что будут направлены смысложизненные ориентации конкретного индивида, зависит его дальнейшая жизнь: личная и профессиональная. Но очень часто бывает так, что юноша, начиная свое профессиональное обучение на уровне среднего учебного заведения, либо высшего учебного заведения, путается в собственных смысложизненных ориентациях, либо же вовсе их не знает, теряет. Поэтому проблема смысла жизни и его составляющих является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии.
В течение ХХ-XXI вв. вопросом смысла жизни занимались такие авторы, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.И. Донцов, Г.Е. Залесский, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, Н.Л. Карпова и другие. Описывается, что к юношескому возрасту создаются предпосылки для формирования смысложизненной сферы личности. В этот период своей жизни человек начинает делать осознанный выбор, анализировать перспективы и приобретает самодостаточность.
Одним из важнейших компонентов данной диссертационной работы является изучение возрастной периодизации, определение границ юношеского возраста. Согласно исследованиям немецкого психолога Э.Х. Эриксона, в рамках теории психосоциального развития личности, периодизация которого положена в основу данной работы, юношей считается личность в период с 12 до 20 лет, где нас интересуют люди в возрасте от 17 до 19 лет. Другие зарубежные ученые и психологи обозначают подростково-юношеский возраст в период от 12 до 19 лет (Г. Крайг), с 11 до 20 лет (Д. Бромли).
В нашем исследовании мы опирались на работы Е.З. Басиной, А.Н. Леонтьева и А. Маслоу. Исходя из них, мы вывели определение «смысложизненной сферы личности» как совокупность смысложизненных
12 ориентаций человека, которые представляют собой способ конструирования собственной жизни в зависимости от присущей человеку системы ценностей, смыслов и целей.
Для развития смысложизненной сферы юношей можно использовать метод сказкотерапии в групповых психологических консультациях, как эффективное средство работы. В процессе сказкотерапии можно выявить неосознанные тенденции оценки без социальных установок, с высоким уровнем искренности и с ориентацией на личностные потребности (Е.А. Веселкова) [18].
Актуальность исследования содержится в том, что в современных условиях существенно продлен период детства: молодые люди, оканчивая школу в 17-18 лет, должны принимать важные решения, касающиеся их дальнейшей жизни, но до этого момента находятся под опекой родителей в роли ребенка. Большинство юношей не умеют самостоятельно делать выбор, не имеют устойчивой смысложизненной сферы.
На наш взгляд, метод сказкотерапии актуален в решении проблем, связанных со смысложизненными ориентациями, так как индивидуальный текст выступает в качестве модели жизненных и смысложизненных отношений. Психотерапевтические сказки направленны на оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний. Именно с помощью элементов сказкотерапии возможно мягко воздействовать на человека, организовывать его диалог с самим собой через написанные им сказки.
Многие авторы отмечают важность проведения психологической работы со студентами, которая включает регулярную и оперативную диагностику, а также психотерапевтическую работу. Актуальность такой работы обусловлена увеличением социальных требований к молодежи и сложностью социально-психологической адаптации студентов. Часто процесс адаптации студентов в вузе и последующей учебной деятельности сопровождается негативными эмоциональными состояниями, такими как
13 чувство одиночества и растерянности. Исследования показывают, что эти состояния в значительной степени связаны с беспокойством о возможных проблемах и страхом перед предстоящими трудностями. Главной причиной тревоги, которую переживают студенты, является их неуверенность в собственных способностях.
Проблема исследования заключается в необходимости развития смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу групповых психологических консультаций, направленную на развитие смысложизненной сферы личности у студентов- первокурсников с помощью элементов сказкотерапии.
Объект исследования - процесс развития смысложизненной сферы у студентов-первокурсников.
Предмет исследования - групповое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов- первокурсников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития смысложизненной сферы у студентов-первокурсников будет результативен, если:
1) будет организовано групповое консультирование как форма психологического консультирования, раскрывающего возможности для реализации групповых форм взаимодействия для решения имеющихся проблем и затруднений;
2) психологическое воздействие будет направлено на развитие деятельностного, эмоционального, когнитивного и рефлексивного компонентов;
3) в процессе группового консультирования будут использованы техники когнитивно-поведенческой психологии, техники арт-терапии (сказкотерапия).
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к пониманию смысложизненной сферы личности в юношеском возрасте, определить структуру изучаемого феномена.
2. Подобрать диагностический комплекс для определения смысложизненной сферы личности в юношеском возрасте.
3. Изучить и описать уровни смысложизненной сферы личности в юношеском возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование и описать актуальный уровень смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников.
5. Разработать и реализовать программу группового психологического консультирования, направленного на развитие смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников.
6. Проследить динамику в уровне сформированности смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников до и после группового консультирования, обобщить результаты исследования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение и интерпретация научных данных.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, тестирование, формирующий эксперимент.
3. Количественные и качественные методы математико-статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе Хакасского государственного университета (ХГУ им Н.Ф. Катанова) г. Абакана. В исследовании приняли участие студенты 1 курса указанного образовательного учреждения в количестве 25 человек в возрасте от 17 до 19 лет, из них 18 девушек и 7 юношей.
Апробация результатов исследования Результаты исследования публиковались в научном журнале «Молодой ученый». Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе организации и проведения групповых консультационных встреч на базе ХГУ им Н.Ф. Катанова г. Абакана в кабинете психолога. Всего было проведено 8 групповых консультаций.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили:
- исследования исторических аспектов в развитии теорий смысложизненных ориентаций (Е.З. Басина, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, И. Кант, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд);
- исследования в области возрастной психологии, возрастной периодизации психического и физического развития в подростково- юношеском возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, Дж. Биррен, Д. Бромли, А.Л. Гезелл, Г. Крайг, Ж. Пиаже, Г.С. Холл, Э. Эриксон);
- исследования психологической практики - психологического консультирования и его видов (Г.С. Абрамова, М.А. Гулина, Б.Д. Карвасарский, В.Д. Менделевич, Р.С. Немов, Х. Беркс);
- исследования сказкотерапевтического метода (Е.В. Белинская, Е.А. Веселкова, Н.В. Вологодина, Е.Л. Доценко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, К.А. Михальченко);
- исследования в области практического применения сказкотерапии в процессе психологического консультирования (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д. Короткова, Н.М. Погосова).
Научная новизна исследования заключается в создании и описании таблицы уровней и критериев смысложизненной сферы личности, на материале которой реализован констатирующий и формирующий эксперимент. Также новизна диссертационной работы состоит в создании и апробации программы группового консультирования с элементами сказкотерапии, направленной на развитие смысложизненной сферы у студентов-первокурсников. На примере представленной программы мы доказываем, что сказкотерапия как метод - эффективный инструмент развития смысложизненной сферы личности.
Теоретическая значимость состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных о смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников. Обоснован и апробирован диагностический инструментарий, направленный на изучение смысложизненной сферы личности у студентов-первокурсников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы группового психологического консультирования, способствующей развитию смысложизненной сферы личности у студентов- первокурсников. Результаты исследования могут быть использованы в групповом и индивидуальном консультировании, на социально-психологических тренингах, семинарах и учебных программах, направленных на становление смысложизненной сферы личности у студентов- первокурсников.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 приведены теоретические основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме смысложизненной сферы в юношеском возрасте. Выявлены и конкретизированы особенности формирования смысложизненной сферы в юношеском возрасте. Раскрыты возможности для использования группового психологического консультирования с целью развития смысложизненной сферы у студентов-первокурсников.
В Главе 2 приведены особенности организации и реализации опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.
Заключение представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения диссертации, а также перспективы дальнейших исследований.
В Приложениях приведены результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, программа группового консультирования, направленная на развитие смысложизненной сферы в юношеском возрасте.
На основании результатов исследования были получены следующие выводы:
Проблема смысложизненной сферы, которая изучается в истории психологии, включает в себя различные аспекты личности и ее развития. Разные ученые, как зарубежные (А. Адлер, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие), так и отечественные (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.), разрабатывали отдельные подходы и концепции для изучения проблемы смысложизненных ориентаций, исследовали такие аспекты, как жизненный план, жизненный путь, жизненные стратегии. В рамках общей деятельностной парадигмы на основе общей теоретической основы были созданы и предложены различные концепции относительно смысловых ориентаций и смысловой сферы личности. Исторические аспекты в развитии теорий смысложизненных ориентаций отражают эволюцию понимания смысла жизни и его роли в человеческом существовании, а также разнообразие подходов и концепций, предложенных различными учеными.
Смысложизненная сфера отражает сущность человеческого существования, направленную на поиск цели в жизни и личностное развитие. Важная роль в этом процессе принадлежит сфере смысла, которая помогает нам определить наше поведение, выбрать путь в жизни, определить наши интересы, самоопределение и реализацию будущих возможностей. Смысложизненная сфера является субъективным элементом смысла жизни. В юношеском возрасте особенности смысложизненной сферы заключается в следующем:
- появляется смысл жизни, который развивается через установление жизненных целей и задач на будущее;
- способность принимать осознанные решения и отказываться от мгновенных, импульсивных порывов;
- формирование самоопределения и представлений о себе, а также способность к рефлексии, играют важную роль в становлении осмысленной жизненной направленности в юношеском возрасте;
- смысложизненная сфера в юношеском возрасте лучше всего проявляются в профессиональном самоопределении, отношениях со сверстниками и представлении о себе в обществе.
Изучение особенностей смысложизненной сферы людей юношеского возраста в психолого-педагогической литературе помогает разработать эффективные стратегии поддержки и развития молодежи, а также создать условия для их самореализации и успешного перехода к взрослой жизни. Основная идея группового психологического консультирования с применением элементов сказкотерапии заключается в том, что сказки и истории имеют глубокий символический смысл и могут отражать различные аспекты человеческой психики и эмоционального состояния. Соответственно, при использовании сказкотерапии в групповом психологическом консультировании, участники могут анализировать и интерпретировать сказки, а затем применять полученные знания и понимание к своим собственным жизненным ситуациям. Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии может быть эффективным способом работы с различными психологическими проблемами, такими как стресс, тревога, депрессия, проблемы взаимоотношений и самооценка, данный формат психологического консультироания способствует осознанию собственных эмоций и мыслей, а также развитию креативности и самопознания участников группы. Специфика группового психологического консультирования студентов-первокурсников с применением элементов сказкотерапии заключается в том, что данный подход учитывает особенности этой группы и помогает им адаптироваться к новой среде обучения и повысить свою психологическую устойчивость.
В результате проведения исследования, основанного на определенных нами критериях и уровнях развития смысложизненной сферы у студентов-первокурсников, можно выделить три группы студентов с разными уровнями развития СЖС.
1. Низкий уровень развития смысложизненной сферы у студентов-первокурсников характеризуется поверхностным мышлением, отсутствием целеустремленности, эмпатии и самоконтроля, повышенной эгоцентричностью, пассивностью, использованием негативных механизмов, низким уровнем самоорганизации, отсутствием смысла и цели, а также эмоциональной нестабильностью.
2. Средний уровень развития смысложизненной сферы у студентов- первокурсников характеризуется гибкостью мышления, самоанализом, сотрудничеством, эмоциональной интеллектуальностью, социальной ответственностью, гибкостью и адаптивностью, положительным отношением к себе, социальной поддержкой, умеренной самоорганизацией, умеренным уровнем смысла и цели, а также умеренной эмоциональной стабильностью.
3. Высокий уровень развития характеризуется глубоким мышлением, развитыми этическими принципами, самосовершенствованием, автономией мышления, резилентностью, саморегуляцией, позитивным мировоззрением, высокой самоорганизацией, ясностью смысла и целей, а также эмоциональной стабильностью.
По результатам проведенного формирующего эксперимента были обнаружены следующие изменения у участников группы:
- Студенты-первокурсники проявили положительную динамику по шкалам красоты природы и искусства, счастья других, творчества, развлечений, познания и общественного признания. Эти ценности заняли последние места в иерархии их ценностных ориентаций. Вероятно, это связано с тем, что после участия в групповой психологической программе, студенты начинают придавать большее значение личным и внутренним аспектам жизни, таким как здоровье, любовь, семейная жизнь и уверенность в себе. Они осознают, что эти ценности являются основой для достижения счастья и удовлетворенности в жизни.
- После проведения групповой программы наиболее часто используемыми стратегиями справления с трудностями стали позитивное переосмысление и личностный рост, использование инструментальной и эмоциональной социальной поддержки, активное справление, юмор, принятие, подавление конкурирующей деятельности и планирование.
- Удалось повысить показатели по методике СЖО, однако у 28 % студентов-первокурсников все еще наблюдается недостаточная сформированность смысложизненных ориентаций в целом, что свидетельствует о их прожектерстве и отсутствии реальной основы для планов на будущее.
Различия, обнаруженные в экспериментальной группе, подтверждаются высоким уровнем достоверности (95%) при использовании методов математической обработки данных по критериям Фишера и Пирсона.
На основе полученных результатов мы приходим к выводу, что предложенная нами программа группового психологического консультирования с элементами сказкотерапии является эффективным средством психологической помощи и способствует развитию смысложизненной сферы у студентов-первокурсников, что подтверждает нашу исходную гипотезу.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.: Изд-во «Академия», 2001. 240 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 158 с.
4. Александрова Ю.В. Возрастная психология. М.: Изд-во «Современный гуманитарный университет», 1999. 66 с.
5. Андрейченко А.А., Васюнина Л.М., Зуева В.С. Смысложизненные ориентации студентов разных направлений бакалавриата [Электронный ресурс] / Андрейченко А.А., Васюнина Л.М., Зуева В.С. - Режим доступа: (дата обращения 01.09.2023)
6. Андриевская С.В. Взаимосвязь самоотношения и смысложизненных ориентаций у студентов / С.В. Андриевская // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 10-2. - С. 74-76.
7. Бакушкин И.А. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов / И.А. Бакушкин, И.М. Ильичева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2021. - № 2 (62). - С. 86-92.
8. Банцхаф, Х. Таро и путешествие героя/ Х. Банцхаф. - М., 2002. - С. 37.
9. Берберян А.С. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций, жизнестойкости и субъективного благополучия / А.С. Берберян // Методология современной психологии. - 2020. - № 12. - С. 5-13.
10. Берберян А.С. Идентичность и смысложизненные ориентации личности студентов в условиях пандемии / А.С. Берберян, Н.Д. Мовсесян // Новые психологические исследования. - 2022. - Т. 2. - № 3. - С. 134-158.
11. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. 224 с.
12. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. 2001. № 2. С. 30-37.
13. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
14. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. - М.: Междунар. пед. академия. 1995. 285 с.
15. Большой толковый психологический словарь / под ред. Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече». 2003. - 592с
16. Вагнер Е.Н. Стихотерапия как метод психологической работы / Е.Н. Вагнер // Методология современной психологии. - 2022. - № 16. - С. 36¬45.
17. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И. В. Вачков. - 2-е изд. -М. : Генезис, 2015. - 288 с.
18. Веселкова Е.А. Анализ жизненного сценария методом сказкотерапии у студентов-психологов / Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Новосибирск: Изд- во АНОДПО «СИПППИСР»,2018.- С.24.
19. Ветошкина Н.Н. Особенности содержания смысложизненных ориентаций молодежной культуры / Н.Н. Ветошкина, А.С. Кащенко // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве.
- 2019. - Т. 2. - № 8. - С. 332-334.
20. Волкова, Н. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: Учеб. Пособие / Н. Волкова. - М.: Владос, 2010. - 343 с.
21. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина - Ростов н/Д: Феникс,2 - С.45.
22. Воронцова Е.Г. Особенности смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов творческих направлений обучения / Е.Г. Воронцова, Е.В. Юрков // BaikalResearchJournal. - 2022. - Т. 13. - № 3.
23. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
24. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2000.-480с.
25. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Изд-во: «Педагогическое общество России», 2003. 512 с.
26. Гончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь,июнь2012г.). Пермь:Меркурий,
2012. С.17-19.
27. Грибанова Д.Я. Смыслы жизни и смысложизненные ориентации как результат освоения личностью социокультурного опыта / Д.Я. Грибанова // Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика. - 2016.
- С. 319 - 327.
28. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология/ Е.В. Гурова.
- Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
29. Доржиева М.О. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности / М.О. Доржиева, Н.Б. Гармаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 2 (82). - С. 73-78.
30. Достовалова В.Е. Психологическое консультирование по вопросам адаптации к учебной деятельности студентов первого курса с разным уровнем смысложизненных ориентаций / В.Е. Достовалова, Д.Б. Петрова, М.Л. Тарасенко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2022.
- № 3 (59). - С. 20-29.
31. Драндров, Г. Л. Формирование позитивной Я- концепции подростков средствами художественной литературы/ Г. Л. Драндров, Е. Г. Богослова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1761-1767.
32. Ермакова Е.С. Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек / Е.С. Ермакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 305-320.
33. Ефимкина, Р.П. Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках/ Р.П. Ефимкина. - СПб. : Речь, 2006. - 263 с.
34. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности / А.Н. Ждан // Учебник для вузов. - 4-е изд.; перераб. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 366 - 372.
35. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ООО «Речь», 2002. - 319 с.
36. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тайный шифр женских сказок/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2015. - 160 с.
37. Ипатова А. Смысложизненные ориентации: дефиниция, сущность, структура / А. Ипатова // InternationallndependentScientificJournal. - 2021. - № 34-2. - С. 38-40.
38. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 944 с.
39. Кардополова М.М. Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас [Электронный ресурс] / М.М. Кардополова - Режим доступа: (дата обращения 01.12.2021)
40. Каяшева О.И. Техники сказкотерапии в психологическом консультировании: экзистенциальный подход / О.И. Каяшева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». В 3-х томах. Министерство образования Московской области, Государственное
93 образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. - 2020. - С. 226-230.
41. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя, - М.:
Просвещение, 1989. - 255 с.
42. Конжин С.И. Роль саморегуляции и смысложизненных ориентаций на разных этапах взрослости / С.И. Конжин // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2021. - № 1. - С. 114-127.
43. Короткова М.В. Методики сказкотерапии: авторские сказки про лисенка Рыжика / М.В. Короткова // Учебный год. - 2022. - № 2 (68). - С. 31-34.
44. Косырева Ю.Ю. Ценностные и смысложизненные ориентации современной молодежи / Ю.Ю. Косырева // Вестник научных конференций. - 2019. - № 8-2 (48). - С. 30-32.
45. Котелевская И. А. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций человека / И.А. Котелевская // ScienceTime. -
2017. - № 1 (37). - С. 223-226.
46. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» / В.Ю. Котляков// Вестник Кемеровского государственного университета. -
2013. - № 2 (542). - Т. 1. - С. 148-154.
47. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю. Котляков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
48. Крайг Г., Бокум. Д. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2017. 382 с.
49. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: изд. УРАО, 1998. - 176 с.
50. Леоненко Н.О. Кросскультурное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций студентов с высокой жизнестойкостью / Н.О. Ленько // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 5-4 (5). - С. 105-108.
51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 130 с.
52. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Изд-во «Смысл», 1992. 186 с.
53. Логинова О.И Статьи по психологии. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми [Электронный ресурс] / О.И. Логинова - Режим доступа: (дата обращения 03.12.2021)
54. Мазилов В.А. Современная российская психология: поиски новой методологии / В.А. Мазилов // В сб.: Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В.В. Козлова Ярославль: МАПН, 1998.
55. Макушина О.П. Смысложизненные ориентации и их влияние на формирование нравственной позиции студентов вуза / О.П. Макушина, О.Б. Мазкина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 4. - С. 74-78.
56. Мартынова Е.В., Ермолова А.Ю. Роль и место сказкотерапии в социальной работе [Электронный ресурс] / Мартынова Е.В., Ермолова А.Ю. - Режим доступа: (дата обращения 25.11.2021)
57. Марьина Т.А. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности / Т.А. Марьина, К.И. Воробьева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2013. - Т. 2. - С. 250-254.
58. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Изд-во «Питер», 2014. 399 с.
59. Машинистов А.В. Проблема смысложизненных ориентаций личности в истории психологии / А.В. Машинистов // Гуманитарный вестник (Горловка). - 2019. - № 8. - С. 70-74.
60. Минуллина А.Ф., Солобутина М.М. Основы психологического
консультирования. Казань: Изд-во «ТГГПУ», 2007. 329 с.
61. Михальченко К.А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии// Психологические науки: теория и
95 практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.:
Буки-Веди, 2012. - С. 42-45. ISBN978-5-99034410-5.
62. Муравьева В.И. Особенности смысложизненных ориентаций в раннем юношеском возрасте / В.И. Муравьева // Аллея науки. - 2023. - Т. 1. - № 4 (79).
- С. 885-889.
63. Мухина, В.С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия / В.С. Мухина: Учебное пособие для вузов. - 7 изд. - М.: Academia, 2008. - 624с.
64. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития /
B. С. Мухина: Учебник для вузов. - 11 изд. - М.: Academia, 2007. - 640с.
65. Огненко, Н.М. Мужчина и женщина. Сила притяжения/ Н.М. Огненко, Е.А. Щанникова. - СПб. : Речь, 2018. - 80 с.
66. Павловец Г.Г. Особенности метода сказкотерапии в психологическом консультировании / Г.Г. Павловец, М.Б. Джидзалова // Современные технологии в образовании. - 2014. - № 14-2. - С. 59-63.
67. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/
C. Р. Пантилеев. -М. : СМЫСЛ, 1993. - 32 с.
68. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я. Пропп. -Л.: ЛГУ, 1986. - 365 с.
69. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2001. 414 с.
70. Ростова Е.Н. Смысложизненные ориентации как средство формирования толерантности личности / Е.Н. Ростова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 26.
- С. 123-126.
71. Сараева, Е.В. Развитие самосознания личности средствами сказкотерпии в юношеском возрасте/ Е.В. Сараева, Е.А. Щанникова // Вестник гуманитарного образования. - 2017. - № 2. - С. 44-49.
72. Сережкина М.А. Влияние самооценки на смысложизненные ориентации студентов / М.А. Сережкина // Бюллетень медицинских интернет- конференций. - 2021. - Т. 11. - № 12. - С. 270.
73. Спирина Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций студентов- первокурсников / Т.А. Спирина // Тенденции развития науки и образования. -
2018. - № 41-1. - С. 56-59.
74. Степанова Л.Н. Факторы, детерминирующие становление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. - 2022. - № 5-2. - С. 348-351.
75. Степнова Л.А. О некоторых подходах к психотерапии смысложизненных ориентации личности / Л.А. Степанова // Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 89-93.
76. Ульянова И.В. Исторические этапы становления педагогики смысложизненных ориентаций / И.А. Ульянова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 3 (57). - С. 203-224.
77. Устюжанинова Е.Н. Исследование особенностей смысложизненных ориентаций студентов / Е.Н. Устюжанинова, В.В. Карелин // Вестник Белгородского института развития образования. - 2021. - Т. 8. - № 1 (19). - С. 155-163.
78. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 т. Т. 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Изд-во «Дрофа», 2005. 560 с.
79. Фоминова А.Н. Жизнетворчество личности в процессе группового психологического консультирования / А.Н. Фоминова, Н.В. Фомина // Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. - 2018. - С. 488-494.
80. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
81. Франц, М.-Л. Архетипическое измерение психики / М.-Л. Франц. - М., 2017. - 198 с.
82. Франц, М.-Л. Толкование волшебных сказок / М.-Л. Франц //
Психология сказки. Толкование волшебных сказок. -М. : Б. С. К., 2004. - 364 с.
83. Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер / Роберт Фрейджер, Джон Фрейдимн. - СПб. :Прайм- Еврознак, 2017. - 125 с.
84. Хиллман, Дж. Архетипическая психология / Дж. Хилманн ; пер. с англ. Ю. Донца и В. Зеленского. - СПб. : Б. С. К., 1996. - 157 с.
85. Черепанова М.И. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе / М.И. Черепанова, А.Н. Домашев // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 164-166.
86. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Изд-во «МОДЭК», 2006. 766 с.
87. Чулкова М.А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр УрГУ. 12. 260с.
88. Шаповаленко И.В. «Возрастная психология». М.: Изд-во: «Гардарики», 2005. 349 с.
89. Щанникова Е.А. Использование сказкотерапии для развития самосознания в юношеском возрасте / Е.А. Щанникова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 133-141.
90. Щанникова, Е.А. Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии/ Е.А. Щанникова // Юридическая прикладная психология. - 2018. - № 6. - С. 67-74.
91. Щанникова, Е.А. Технология сказкотерапии/ Е.А. Щанникова // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 6. - С. 22-24.
92. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин: ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
93. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Изд-во
«Прогресс»,2006. 340 с.
94. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации/ К.Г. Юнг. - М.: Наука. 1996. - 269 с.
95. Юнг, К.Г. Человек и его символы/ К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Дж.Л. Хендерсон, И. Якоби, Л. Яффе; под общей ред. С.Н. Сиренко. -М. : Серебряные нити, 1998. - 368 с.
96. Herbert S. Die Bruder Grimm: EinLebens-bild / Scurla Herbert. - Berlin: Verl. Der Nation. 1985. - 381 s. - S. 23.
97. Robinson J. G. Fairy-tales and teaching family therapy / J. G. Robinson // Journal of Family Therapy. - 1986. - № 8. -Р. 383-393.
98. Ruini С. Positive Narrative Group Psychotherapy: the use of traditional fairy tales to enhance psychological well-being and growth / Ch. Ruini, L. Masoni, F. Ottolini, S. Ferreri // Psychology of Well-Being. Theory, Research and Practice. - 2014. -Р. 4-13.
99. Tomeckov, М. Marchen und KinderliteraturimDeutschunterricht fur KinderimVOrschulalter / M. Tomeckov. - Brno, 2007. - S. 40.