Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №167559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2021
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема мышления в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Развитие мышления в дошкольном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 50
ГЛАВА 3. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 53
3.1. Теоретико-методологические основы развития мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 53
3.2. Организация и содержание программы развития мышления детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 73
Выводы по третьей главе 81
Заключение 83
Библиография 86
Приложения 97

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется стремительностью изменений и нестабильностью в различных сферах жизнедеятельности личности. Поэтому перед психолого-педагогической наукой стоит задача развития личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в обществе. В онтогенезе личности старший дошкольный возраст занимает важное место, поскольку именно в этот период осуществляется интенсивное развитие когнитивной сферы в целом и мышления в частности. В связи с этим возникла потребность в новых методах и средствах развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития как в условиях образовательных учреждений, так и в семье.
Создание специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из аспектов реализации ФЗ «Об образовании в РФ [74]. В современном прогрессирующем обществе все более явно возникает вопрос о воспитании творческой, незаурядной личности, которая имела бы возможность нестандартно мыслить и размышлять. Для того чтобы преуспеть в постоянно меняющемся обществе необходимо развивать свой творческий потенциал, фундаментом которого является мышление. В этих документах также отмечается, что главной целью системы образования в России является создание условий для умственного развития каждой личности.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития мышления занимались такие выдающие ученые, как С.Л. Рубинштейн (2003) [75], Л.С. Выготский (1996) [14], В.Т. Кудрявцев (2000) [29], Ю.Б. Гиппенрейтер (2008) [15], С.В. Чебарыкова (2017) [94], Б.Д. Эльконин (1989) [95], А.З. Зак (1992) [23], Г. С. Костюк (1988) [36], А. Н. Леонтьев (2009) [45], Н.Н. Поддьяков (1985) [71], А.Л. Шамис (2016) [91], Ж.И. Шиф (1968) [92], Н. Я. Семаго, М. М. Семаго (2005) [78], А.И. Савенков (2016) [76], Ж. Пиаже (1969) [69], Л.Ф. Обухова (2012) [66], Р.С. Немов (2016) [62], В.С. Мухина (1999) [60] и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием мышления у детей, особенно данному процессу необходимо уделить внимание на дошкольной ступени образования.
Для старших дошкольников с задержкой психического развития (далее - ЗПР) вопрос развития мышления является более значимым, поскольку мышление тесно связано с ощущением и восприятием, и формируется на их основе. Для данных детей характерна низкая мотивация к мыслительной деятельности, слабый познавательный интерес, отсутствуют инициатива и самостоятельность. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР переход от ощущения к мысли является сложным процессом, который состоит в выделении и отделении предмета или какого-либо его признака, и затем отделении этого признака от конкретного предмета или контекста, далее - в установлении общего для предметов, признаков. Для выполнения мыслительных операций ребенку с ЗПР необходима помощь, педагог- психолог должен целенаправленно и систематически развивать мышление данной категории детей.
Многие психологи и педагоги исследовали особенности развития таких детей, сред них: Л. И. Аксенова (2020) [1], В.В. Лебединская (2003) [43], С. Гринспен (2014) [16], Ю.А. Ульянова (2007) [67], Е.А. Екжанова (2018) [19], Т.Б. Епифанцева (2007) [20], В.И. Лубовский (2003) [48], В.Т. Кудрявцев (2000) [39], М.С. Певзнер (1982) [67] и другие), возможности их обучения и воспитания в условиях детского сада (В.В. Болонина (2010) [11], Е.Л.
Инденбаум (2018) [27], Л.В. Егорова (2015) [18], О.В. Казакова (2020) [28], Н.Л. Белопольская (2011) [17], Е.Л. Инденбаум (2018) [27] и другие. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определёнными программами развития таких детей. Однако в связи с тем, что ЗПР неоднородна, имеет разные формы и этимологию, необходимо индивидуально подходить к вопросам изучения мышления детей старшего дошкольного возраста и на основе эмпирических данных разрабатывать программу развития данного психического процесса у детей с ЗПР.
Актуальность темы исследования и обозначенные несоответствия позволили выделить проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях мышления детей с ЗПР, многие вопросы, касающиеся разработки программы по коррекции и развитию данного психического процесса у детей данной категории, недостаточно изучены.
Объект исследования: особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: программа развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
Гипотезой исследования послужило предположение, что особенностями мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень развития логического, наглядно - действенного и словесно - логического мышления. Также мы предполагаем, что использование разработанной нами психокоррекционной программы окажет положительное влияние на развитие мышления изучаемого контингента дошкольников.
Цель работы: исследовать особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать программу, способствующую развитию данной психической функции у детей с ЗПР.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Исследовать особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность психологической программы развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
— концепция физиологии активности Н. А. Бернштейна (2004) [9];
— теория системной динамической локализации высших психических функций человека А. Р. Лурия (2020) [49];
— теория и практика применения современной арт-терапии, в различных областях лечебной и реабилитационной практики А.И. Копытин (2006) [6];
— положения о развитии мышления детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский (1996) [14], А. А. Люблинская (2006) [50], С. Л. Новоселова (1978) [65], Ж. Пиаже (1969) [69], Н. Н. Поддьяков (1985) [71] и др.);
— труды об особенностях мышления детей с задержкой психического развития в отечественной и зарубежной психологии (В.В. Болонина (2016) [10], Т.Б. Епифанцева (2007) [20] и др.);
— исследования по вопросам коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Л. И. Аксенова (2020) [1], Н.Е. Иванова (2018) [26], В.В. Лебединский (2003) [43], М.С. Староверова (2018) [81], А.Л. Шамис (2016) [91] и др.).
Для реализации целей и поставленных задач, проверки гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (изучение психолого-медико-педагогической документации, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент).
3. Методы качественной и количественной обработки данных, и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики: методика Л.Ю. Субботиной «Три слова» (2011) [82], методика С.Д. Забрамной «Нелепицы» (1998) [22], методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» (2016) [62].
Организация исследования. Базой исследования явилось отделение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Центра социальной помощи семье и детям "Надежда". В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 83 «Задержка психического развития».
Этапы исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с марта по февраль 2020 года.
Первый этап — анализ общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования (март - май 2020 г.);
Второй этап — формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов (июнь 2020 - июль 2020 года).
Третий этап — подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов исследования (июль 2020 - август 2020 года)
Четвертый этап — обоснование, разработка и апробация программы развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Формулирование выводов и заключения, корректировка текста работы и ее оформление (сентября по февраль 2020 года).
Теоретическая значимость нашей работы определяется тем, что её результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 100 источников, включает 5 таблиц, 8 гистограмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования нами были сформулированы следующие выводы.
Развитие мышления является основной задачей современного образования, это отражено в нормативно-правовых актах РФ. Особенно важно это в свете инклюзивного образования, потому что развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР обусловлено особой необходимостью интеграции этих детей в общество.
Исследователи характеризуют мышление как познавательные процессы, позволяющие человеку решать задачи, которые не могут быть решены с помощью тех методов, которые уже ему известны. Мышление направлено на создание новых идей.
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается недостаточный уровень развития личностной и эмоциональной сферы, снижение общего уровня знаний, умений и навыков, но при этом дети изначально имели полноценную нервную систему. Мышление у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР формируется с запаздыванием, так как зависит от качества сформированных основных психических процессов, которые создают основу для образных действий. Развитие мышления у дошкольников с ЗПР требует длительной и системной работы, которая охватывает все виды их деятельности, и лепка, по мнению некоторых исследователей, является наиболее эффективной в данном процессе.
Психолого-педагогическими предпосылками эффективного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является развитие их эмоциональной сферы и различных других психических процессов, а именно: творческого воображения, образности мышления, произвольности внимания, свойства наглядно-образной и оперативной памяти. Также важны психологические факторы речи, а именно способность понимать речь собеседника и способность выражать свои мысли. Важное значение в процессе развития мышления приобретает активизация познавательной деятельности, применение интерактивных технологий, игровых приёмов, нестандартных занятий, обеспечение мотивации речевой деятельности.
Важно, чтобы материал занятий вызывал у детей эмоциональный отклик, желание искать информацию, активно работать. При выборе методов и средств педагог-психолог должен учитывать не только программные цели и задачи, но и интересы и индивидуальные возможности детей с ЗПР. Анализ психолого-педагогического опыта позволил нам выявить педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые и апробированы в практической части нашего исследования.
В ходе экспериментальной работы нами была предпринята попытка эмпирическим путём проверить эффективность программы развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5,5-7 лет.
Диагностика на первом этапе опытно-экспериментальной работы показала, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в ЭГ преимущественно низкий уровень развития мышления, тогда как в КГ результаты немного лучше, там у детей зафиксирован средний уровень развития мышления. Дошкольники с ЗПР выполняют рисунки без фантазии, копируя увиденный сюжет, добавляя лишь отдельные детали, прорисовывают детали недостаточно чётко. Жизненного опыта недостаточно, не всегда могут найти и объяснить несоответствия. Таким образом, результаты начальной диагностики подтвердили, что особенностями мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является недостаточный для детей данного возраста уровень развития логического, наглядно-действенного и словесно¬логического мышления.
Далее мы апробировали программу развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учётом индивидуальных особенностей детей, с соблюдением принципа индивидуализации, использованием различных форм работы и средств наглядности. Средствами развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являлись: лепка, работа с солёным тестом, тестопластика.
После апробации программы развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было проведено повторное исследование уровня мышления у старших дошкольников с ЗПР. Для повторного исследования мы использовали те же методики, что и на первом этапе. Диагностическое исследование на третьем этапе опытно-экспериментальной работы показало, что в ЭГ у старших дошкольников с ЗПР в ЭГ наблюдается динамика развития мышления. Высокий уровень развития мышления старших дошкольников с ЗПР вырос на 10%, средний уровень вырос на 20%, низкий уровень уменьшился на 30%. Несколько детей смогли перейти с низкого на средний уровень. Однако, как показывают результаты контрольной диагностики, динамика незначительна. Мы предполагаем, что это связано с тем, что занятия проводились недостаточно часто (раз в неделю), и иногда дети пропускали занятия по болезни и семейным обстоятельствам.
Выявленная динамика в развитии всех типов мышления может говорить о том, что предложенная нами программа может эффективно использоваться в процессе развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / Л. И. Аксенова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
2. Алмазова, О.В. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.В. Алмазова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), 2016. — 252 с.
3. Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости [Текст] / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
4. Аралова, М.П. Составление заключения по результатам обследования ребёнка с дизонтогенезом [Текст] / М.П. Аралова. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. — 39 с.
5. Артемьева, Т.В. Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Артемьева. — Казань: Отечество, 2013. — 142 с.
6. Арт-терапия — новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
7. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина.
— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
8. Баенская, Е. Р., Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми [Текст] / Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — №1.
— С. 46-55
9. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений [Текст] / под ред. Зинченко В. П. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 688 с.
10. Болонина, В.В., Дугинова, Е.А., Еремина, И.А. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ / Электронный методический сборник для педагогов [Текст] // В.В. Болонина, Е.А. Дугина, И.А. Еремена. —Новокуйбышевск, Велес, 2016. — 122 с.
11. Болонина, В.В., Дугинова, Е.А., Еремина, И.А. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ [Текст] // В.В. Болонина, Е.А. Дугина, И.А. Еремина. — Новокуйбышевск, 2010. — 203 с.
12. Болотникова, О.П., Козлова, А.Ю. Психология детей с проблемами в развитии [Текст] / О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова // Электронное учебно-методическое пособие. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2018. — 82 с.
13. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] // Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б., Спиридонов, В.А., Фаликман, М.В. Психология мышления [Текст] // Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонов, М.В. Фаликман. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 672 с.
16. Гринспен, С., Уидер, С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления [Текст] / С. Гринспен, С. Уидер. — М.: Теревинф, 2014. — 610 с.
17. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст] / Сост. Н.Л. Белопольская. — М.: «Когито-Центр», 2011. — 351с.
18. Егорова, Л.В., Зверева, Е.А., Орлова, М.А., Шаргородская Л.В., Чурилина Е.В. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] / Л.В. Егорова. — М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015. — 203 с.
19. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 1. — С. 8-16.
20. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 486с.
21. Жуков, Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом.
Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной
педагогики, спец. Психологии [Текст]: Матер. III съезда РПА и науч. - практ. конф. — Курск, Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. — 271 с.
22. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ [Текст] / С.Д. Забрамная. — М.: Издательство Новая школа, 1998. — 144 с.
23. Зак А.З. Различия в мышлении детей [Текст] / А.З. Зак. — М.: Владос, 1992. — 128 с.
24. Захарова, И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр [Текст] / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. — М.: Теревинф, 2018. — 152 с.
25. Защиринская, Оксана. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О. Защиринская. — СПб.: Изд-во СПГУ, 2019. — 163 с.
26. Иванова, Н.Е. Технология развития критического мышления как средство развития творческого мышления младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения [Текст] / Н.Е. Иванова //Начальная школа. — 2018. — № 2. — С. 8-14
27. Инденбаум, Е.Л. К чему приводит инклюзивное образование детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.Л.
Инденбаум / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 4. — С. 33 - 38.
28. Казакова, О.В. Специальная психология [Текст] / О.В. Казакова. — Костанай: Костанайский государственный педагогический университет им. У. Султангазина (КГПУ), 2020. — 104 с.
29. Казанцева, Д.Б., Христова, Н.Ц. Развитие творческого потенциала личности и общества: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Д.Б. Казанцева, Н.Ц. Христова. — Пенза - Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2016. — 256 с.
30. Калистратова, Т.Д. Специальная психология: основы
[Текст] / Т.Д. Калистратова. — Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. — 124 с.
31. Кашапов, М. Психология творческого мышления: учебное пособие [Текст] / М. Кашапова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 436 с.
32. Керре Наталья. Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Керре. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 198 с.
33. Кирсанов, К.А., Алимова, Н.К. Решение творческих задач: от общих проблем к концептуальным построениям. Том III. Вопросы траектории индивидуального развития [Текст] // К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова. — М.: Мир науки, 2016. — 123 с.
34. Климкова, Н.П. Психоаналитическая концепция детского развития [Текст] / Н.П. Климкова. — Beau Bassin: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 81 с.
35. Колкова, С.М. Психология детей с нарушениями в психофизическом развитии [Текст] / С.М. Колкова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. — 210 c.
36. Костюк Г.С. Избранные психологические труды [Текст] / Г.С. Костюк. — М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
37. Криницына, А.В. Проблемы творческого развития личности в системе образования [Текст] / А.В. Криницына. — М.: ИХОиК РАО, 2016. — 201 с.
38. Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития [Текст] // Н.А. Крушная. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — 211 с.
39. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика
оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое
пособие [Текст] / Программно-методическое пособие. — М.: Линка- Пресс, 2000. — 296 с.
40. Кузьминов, О.М. Формирование творческого мышления и современные информационные технологии в образовании [Текст] / О.М. Кузьминов. — Белгород: БелГУ, 2012. — 110 с.
41. Кукалев, С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ: учебное пособие для ВУЗов. [Текст] / С.В. Кукалев. — М.: ФОРУМ/Инфра-М, 2014. — 416 с.
42. Лайнен, М. Когнитивно-поведенческая терапия
пограничного расстройства личности [Текст] //Монография. — М.: Вильямс; Диалектика, 2015. — 1040 с.
43. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / В.В. Лебединский. — М.: Издательство Академия, 2003. — 144 с.
44. Лебедева, С.А. Развитие детей с повышенными
творческими способностями [Текст] / С.А. Лебедева. — Lambert Academic Publishing, 2013. — 72 с.
45. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, A.A. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
46. Лещенко, С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Тула, 1 апреля 2021 г.) [Текст] // С.Г. Лещенко. — Чебоксары: Среда, 2021. — 404 с.
47. Лифанова, Т.Ю. Критическое мышление : Учебное пособие [Текст] / Т.Ю. Лифанова. — Алматы: Казак; университет!, 2017. — 178 с.
48. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. — М.: Издательство Речь, 2003. — 432 с.
49. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. — СПб: Питер 2020. — 320 с.
50. Люблинская, А.А. Детская психология : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.А. Люблинская.
— М.: Издательство Психология, 2006. — 206 с.
51. Люблинская А. А. Вопросы мышления детей [Текст] / А.А. Люблинская. [Текст] / А.А. Люблинская. — Спб.: Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1962. — 247с.
52. Маклаков А. Г. Обшая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592с.
53. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные
образовательные учреждения: необходимость перемен [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 2018. — № 2. — С. 86-93.
54. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 28-34.
55. Мастерилка. Детское художественное творчество [Текст] / И.А. Лыкова, Л.В. Грушина //Пир на весь мир из солёного теста. — М.: Карапуз, 2008. — 20 с.
56. Меерович, М., Шрагина, Л. Технология творческого мышления [Текст] / М. Меерович, Л. Шрагина. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 506 с.
57. Милосердова, Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки [Текст] / Н.Е. Милосердова // Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 64 с.
58. Морозова, А.И. Развитие творческого мышления у младших школьников с ЗПР [Текст] / А.И. Морозова //Начальная школа. — 2019. — № 1. — С. 9-15.
59. Мун, М.В. Образно-логические взаимопереходы как один из механизмов творческого мышления личности [Текст] / М.В. Мун. — Алматы: Казак университет!, 2017. — 170 с.
60. Мухина В. С. Факторы определяющие психическое развитие // Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1999. — 3221 с.
61. Нарциссова, С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса [Текст] / С.Ю Нарциссова, В.П. Сиротин. — М.: Академия МНЭПУ, 2019. — 217 с.
62. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Кнорус, 2016. — 718 с.
63. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] / В.Б. Никишина. — М.: Владос, 2003. — 128 с.
64. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Лабиринт. 2012. — 112 с.
65. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: Педагогика, 1978 — 160с.
66. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. — М.: Издательство Просвещение, 2012. — 90 с.
67. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности [Текст] / М.С. Певзнер в соавт. с Л.И. Ростягайловой и Е.М. Мастюковой. — М.: Владос, 1982. — 164 с.
68. Пережигина, Н.В., Солондаев, В.К. Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития [Текст] / Н.В. Пережигина. — Ярославль: ЯрГУ, 2006. — 111 с.
69. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.
70. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии [Текст] / Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. — 168 с.
71. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова // Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
72. Разнадежина, Н.А., Семенова, Н.А. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития [Текст] / Н.А. Разнадежина, Н.А. Семенова // Учебно-метод. пособие. — Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. — 44 с.
73. Ращупкина, С.Ю. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки [Текст] / С.Ю. Ращупкина. — М.: РИПОЛ Классик, 2011. — 264 с.
74. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — Новосибирск : Норматика, 2015. — 143 с.
75. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
76. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления [Текст] / А.И. Савенков. — Самара: Федоров, 2016. — 32 с.
77. Саткин М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Саткин.— М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
78. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психологического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
79. Семенова, Л. Основные потребности дошкольника [Текст] / Л. Семенова // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 9. — С. 52-56.
80. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры [Текст] / М.Г. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.
81. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] / М.С. Староверова. — М.: Издательство Владос, 2018. — 171 с.
82. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
83. Теплякова, И.В. Основы психолого-педагогической коррекции: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Теплякова. — Иркутск: ВСГАО, 2012. — 124 с.
84. Тимофеева, Ю.Ф. Основы творческой деятельности. Ч.1. Эвристика, ТРИЗ: учеб. Пособие [Текст] // Ю.Ф. Тимофеева. — М.: Прометей; МИГУ, 2018. — 369 с.
85. Токарская, Л.В. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.В. Токарская // Учеб.-метод. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. — 158 с.
86. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в современной психологии [Текст] / К.А. Торшина // Вопросы психологии. — 2016. — № 4. — С. 123-132.
87. Ульянова, Ю.А. Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития [Текст] / Ю.А. Ульянова // Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений. — Новокуйбышевск, 2007. — 100 с.
88. Халезова-Зацепина, М.Б., Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Для детей 5-7 лет [Текст] / А.А. Грибовская. — М.: Сфера, 2015. — 16 с.
89. Хлыстова Е.В., Токарская Л.В. Специальная психология. Работа психолога в дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская. — Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. — 140 с.
90. Шаляпина, И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий [Текст] / И.А. Шаляпина. — М.: Сфера, 2017. — 64 с.
91. Шамис, А.Л. Модели поведения, восприятия и мышления: курс лекций. (16 лекций) [Текст] / А.Л. Шамис. — М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. — 278 с.
92. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1968. — 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ