ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА НА
ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР 7
1.1. Понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей» в
научных исследованиях 7
1.2. Семейный досуг как способ организации семейного общения 17
1.3. Возможности настольных игр в организации семейного досуга 29
1.4. Практика работы с родителями младших подростков по вопросам
организации семейного досуга 40
Выводы по главе 1 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО
ДОСУГА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР 53
2.1 Организация и методы исследования 53
2.3 Система психолого-педагогической работы, обеспечивающей повышение психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр .... 67
2.4 Анализ полученных результатов 74
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Психолого-педагогическая компетентность родителей является одной из значимых составляющих в процессе воспитания собственных детей. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическими знаниями у родителей. Именно родители с раннего возраста детей формируют у них особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Это происходит через непосредственное взаимодействие и, в большинстве случаев, происходит через игровую деятельность [18].
Важнейшую роль в создании психологически благополучной семьи несет семейный досуг. Семейный досуг - это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности.
Семейный досуг является важным компонентом жизни семьи [31]. Однако, в настоящее время все больше наблюдается тенденция, что в организации семейного досуга родители отдают предпочтения современным гаджетам. Ребенок с раннего детства научается пользоваться планшетом, смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, а не исследовать и взаимодействовать с внешним миром.
С взрослением ребенка подобное положение дел ухудшается, что ведет к нарушению контакта со сверстниками, слабой социализации, а также приводит к сложностям во взаимоотношениях между родителем и ребенком, которые становятся эмоционально холодными, характеризуются закрытостью, недоверием.
Родитель нуждается в психологической поддержке с целью формирования психологической компетентности, осознания ценности собственного родительского опыта, приобретения новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором идет речь о необходимости создания условий для развития психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей, а также на концепцию развития психологической службы образования в Российской Федерации на период до 2025 года, где одной из целей является повышение уровня психологической культуры и компетентности родителей как участников образовательного процесса, мы считаем, что повышение и развитие психологической компетентности родителей - одна из задач психологической службы образовательного учреждения [29].
Вопросами психологической компетентности родителей занимались такие ученые как Н.Г. Кормушина, М.М. Мизина, Е.В. Руденский, Н.Ф. Талызина, С.С. Пиюкова. Существенный вклад в проработке проблем и исследований в области семейного досуга внесли Т.В. Кудренко, Т.В. Мамченко, М.А. Арианский, А.Ф. Воловик. Однако в ходе изучения научной литературы по теме повышения психологической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр, был сделан вывод, что данный вопрос недостаточно изучен.
Анализ научной литературы позволил выявить следующие противоречия:
Определяется противоречиями:
- между потребностями общества и государства в формировании психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов сопровождения современного родительства;
- между имеющими досуговыми ресурсами и отсутствием психолого - педагогических технологий формирования психолого-педагогической компетентности родителей в организации семейного досуга.
Указанные противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия повышения родительской компетентности в организации семейного досуга?
Цель исследования: выявить возможности повышения психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по исследуемой проблеме: раскрыть понятие психолого-педагогической компетентности родителей;
охарактеризовать понятие, содержание семейного досуга; рассмотреть настольные игры как средство организации семейного досуга в семьях с младшими подростками.
2. Провести эмпирическое исследование: определить особенности психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга, выявить имеющиеся дефициты.
3. Разработать и реализовать программу повышения психолого - педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей в организации семейного досуга.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр.
Гипотеза исследования: повышение психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- просвещения родителей о роли семейного досуга в формировании благоприятных семейных отношений, возможностях настольных игр в организации семейного досуга.
- формирования понимания значимости семейного досуга в обеспечении эмоциональной атмосферы в семье, активной позиции в организации семейного досуга.
- освоения способов организации семейного досуга с использованием настольных игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- компетентностный подход (Т.В. Афанасьева, Н.Ю. Васютина, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов);
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- исследования, рассматривающие возможности формирования психолого-педагогической компетентности родителей (В.В. Селина, А.В. Минина, Р.В. Овчарова, К.А. Лебедева, В.А. Сластенин);
- исследования в области семейной психологии, в том числе вопросов организации семейного досуга как способа общения членов семьи (М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, Т.В. Кудренко).
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, контент-анализ Статистические: расчет T-критерия Вилкоксона.
Методики исследования.
1. Анкета для родителей «Досуг вашей семьи» (на материалах исследований Т.В. Тарасенко, О.В. Волокитиной) - для выявления представлений о семейном досуге, возможностях настольных игр в организации семейного досуга, вовлеченности родителей в процесс организации семейного досуга.
2. Методика «Незавершенные предложения» (на материалах исследования А.М. Щетининой) - для выявления особенностей эмоционального отношения родителей к совместному с семьей времяпрепровождению.
3. Методика «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин - для выявления преобладающего типа родительского отношения к ребенку, выраженности готовности взаимодействовать и сотрудничать с ребенком.
4. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми (Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашловой) - для оценки содержания и характера общения родителей с ребенком.
База исследования: МАОУ СШ № XX г. Красноярск.
Эмпирическая выборка: родители, воспитывающие детей младшего подросткового возраста - 45 человек (33 матери и 12 отцов).
Теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей»; охарактеризованы особенности психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения положений и выводов диссертации психологами образовательных организаций с целью формирования психолого-педагогической компетентности родителей в сфере организации семейного досуга.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, что родители понимают значимость семейного досуга в обеспечении благоприятной семейной атмосферы, в то же время личная вовлеченность родителей в организацию семейного досуга низкая. Родители демонстрируют низкую осведомленность о возможностях настольных игр в проведении совместного досуга.
2. Доказано, что просвещение родителей о роли семейного досуга в формировании благоприятных семейных отношений; повышение значимости семейного досуга для родителей в обеспечении эмоциональной атмосферы в семье, освоение родителями способов организации семейного досуга с использованием настольных игр - способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав с обзором литературы, описанием методов и результатов исследования, выводов по каждой из глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе теоретического анализа было установлено, что психолого-педагогической компетентность определяют как заинтересованность родителей в воспитании детей, которая включает в себя навыки, которые управляют, контролируют и обостряют чувствительность в воспитании [43]. Психолого-педагогическая компетентность может проявляться во взаимодействии детей и родителей в семейной деятельности, тогда, когда родители вместе с детьми организуют совместную деятельность в том числе. В данном явление как психолого-педагогическая компетентность ученые выделяют следующее структурные компоненты:
- когнитивный компонент;
- эмоциональный компонент;
- коннотативный или же поведенческий.
В самом общем виде понятие психолого -педагогической компетентности родителей (или родительской компетентности) в области воспитания младших подростков можно определить, как способность (наличие знаний, навыков, опыта — «мастерство пути») и готовность (намерение, эмоциональное состояние, открытость к новому опыту) решать проблемы воспитания и обучения детей в различных сферах жизнедеятельности [42].
Нами была предложена и реализована программа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр, которая была направлена на расширения знаний о том, как организовать свой досуг при помощи настольных игр, изменении эмоционального отношения к совместному времяпровождению со своим ребенком, а также выработке конструктивных стратегий поведения при организации досуга на основе использования настольных игр исходя из результатов констатирующего исследования и выявленных дефицитов в компонентах психолого - педагогической компетентности.
Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи.
1. Изучить научную литературу по исследуемой проблеме раскрыть понятие психолого-педагогической компетентности родителей;
охарактеризовать понятие, содержание семейного досуга; рассмотреть настольные игры как средство организации семейного досуга в семьях с младшими подростками.
2. Организовать эмпирическое исследование психолого -
педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга
3. Разработать и реализовать систему мероприятий с родителями младших подростков, направленную на повышение их психолого-педагогической компетентности в организации семейного досуга на основе использования настольных игр.
4. Оценить эффективность проделанной работы.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование, которое позволили получить следующие результаты.
На когнитивном уровне: родители понимают значимость семейного досуга в обеспечении благоприятной семейной атмосферы, в то же время личная вовлеченность родителей в организацию семейного досуга низкая. Родители демонстрируют низкую осведомленность о возможностях настольных игр в проведении совместного досуга. В основе выбора игр часть лежит собственный детский опыт.
На эмоциональном уровне: отношение родителей к совместному с ребенком досугу и совместной с ним деятельности - у значительной доли родителей эмоционально-нейтральное, в то же время большинство родителей демонстрируют в целом, эмоционально положительное отношение к ребенку и позитивно оценивают себя как родителя. На поведенческом уровне: готовность к взаимодействовать и сотрудничать с ребенком проявляется у незначительного числа респондентов, стремление к контролю жизни ребенка. При этом, содержание общения родителей с ребенком характеризуется, в основном, обсуждением: его школьной действительности процесса познания (самостоятельного изучения ребенком окружающей действительности); витальных потребностей (здоровья, питания, безопасности). Общение, включенное в совместную досуговую деятельность, а также интерес к внутреннему миру ребенка (его чувствам, мыслям) - свойственно незначительной доле родителей. Результаты входного исследования обозначили актуальность проведения программы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков.
Была разработана программа, направленные на то, чтобы просветить родителей о досуге в целом и о семейной досуге в частности; сформировать представления позитивного и конструктивного взаимодействия между всеми членами семьи с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей; сформировать достаточную базу знаний у родителей по правилам организации семейного досуга с применением настольных игр; сформировать положительное эмоциональное отношение к семейному досугу на основе использования настольных игр.
Для подтверждения эффективности апробированной программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей младших подростков в организации семейного досуга на основе использования настольных игр с целью определения достоверных изменений уровня изучаемых шкал был применен критерий сравнения Т-Вилкоксона.
С помощью критерия Т-Вилкоксона удалось установить, что по методике «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин по таким шкалам как: «Кооперация»; «Принятие», а по диагностике содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашловой: «Процесс познания»; «Содержание познания»; «Ситуативно-бытовые действия»; «Совместные занятия»; в шкалах выделены высоко значимые различия на уровне значимости p<0,01. Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Альмишева А.Ж. Взаимодействие семьи и школы в контексте инклюзивного образования / А.Ж. Альмишева, У.О. Кенжесарина // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сб. науч. ст. Междунар. науч. -практ. конф., Минск, 19-20 нояб. 2020 г. / Белорус. гос. пед. ун-т; редкол.: В.В. Хитрюк [и др.]. Минск, 2020. С. 20-25.
2. Анашкина М.В., Оноприенко Д.В. Проблемы формирования родительской компетентности на современном этапе развития информационного общества // Гуманитарные науки. 2021. №3 (55). URL: https://clck.ru/3BF5Do(дата обращения: 28.01.2023).
3. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого- педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник КемГУ. 2018. №2 (74). URL: https://clck.ru/3BF5Ga(дата обращения: 28.01.2023).
4. Антоненко И.В. Психология личности: генезис доверия // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1. URL: https://clck.ru/3BF7ar(дата обращения: 18.03.2023).
5. Антонова Л.Ю. Игра как вектор формирования досуговой культуры учащейся молодежи / Л.Ю. Антонова, А.Ю. Лосинская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №47. URL: https://clck.ru/3BF5JL(дата обращения: 20.02.2023).
6. Ахмедова Э.И., Клещицкая К.А. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» в российском образовании // Вестник молодежной науки.
2021. №5 (32). URL: https://clck.ru/3BF5K3(дата обращения: 28.01.2023).
7. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства / Ж.А. Бисингалиева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, №3. С. 29.
8. Боронина Е.В., Лепещенко А.Е., Сычева Е.В. Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка // Проблемы Науки. 2018. №11 (131). URL: https://clck.ru/3BF5LB(дата обращения: 18.03.2023).
9. Бочарова, Н.И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для вузов / Н.И. Бочарова, О. Г. Тихонова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 218 с.
10. Булгакова Д.В. К вопросу о дифференциации понятий «компетентность» и «компетенция» в образовании // Гаудеамус. 2021. №2 (48). URL: https://clck.ru/3BF5MB(дата обращения: 28.01.2023).
11. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // ПНиО. 2020. №4 (46). URL: https://clck.ru/3BF5XN(дата обращения: 28.01.2023).
12. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. М.: Юрайт, 2020. 308 с.
13. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. №9. URL: https://clck.ru/3BF5YZ(дата обращения: 28.01.2023).
14. Ветчинова М.Н. Ретроспективные аспекты и перспективные направления развития ключевых идей компетентностного подхода // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №4 (56). URL: https://clck.ru/3BF5aR(дата обращения: 28.01.2023).
15. Виды и классификация настольных игр // Игровед. URL: https://clck.ru/3BF5bcдата обращения: 19.03.2023).
16. Галустян О.В., Радченко Л.А., Плешаков М.А., П.Г. Сергеевна.
Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике // Гуманитарные науки. 2019. №2 (46). URL: https://clck.ru/3BF5cT(дата обращения: 28.01.2023).
17. Герлах И.В. Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №1. URL: https://clck.ru/3BF5dB(дата обращения: 19.03.2023).
18. Гусева Ю.Е. Отношение родителей к игровой деятельности детей 2018. № 1-2. С. 215-221.
19. Гриневич И.М. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. 94 с.
20. Джанзакова Ш.И., Муталиева Д.Р., Мурзашева А.А. Этнокультурные традиции казахской семьи в духовно-нравственном воспитании детей и подрастающего поколения // МНКО. 2021. №6 (91). URL: https://clck.ru/3BF5du(дата обращения: 28.01.2023).
21. Евдокимова М.А. Программа организации психологической поддержки родителей в формировании родительской компетентности // Сибирский педагогический журнал. 2018. №4. URL: https://clck.ru/3BF5eu(дата обращения: 28.01.2023).
22. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 177 с.
23. Зотова И.В., Гинятова Н.И. Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // European science. 2018. №4 (36). URL: https://clck.ru/3BF5g2(дата обращения: 17.03.2023).
24. Иванова А.В. формирование системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности в условиях досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3. С. 112-117.
25. Иванова Е.А., Кузьмина Д.А. Анализ уровней психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании детей младшего 92
подросткового возраста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. №96. URL:
https://clck.ru/3BF5hD(дата обращения: 28.01.2023).
26. Илакавичус, М.Р. Психолого-педагогическое просвещение как средство развития родительских сообществ: опыт государств-участников СНГ / М.Р. Илакавичус, М.С. Якушкина // Человек и образование. 2022. № 3(72). С. 45-56.
27. Когаловский С.Р. Компетенции против компетентности? // Вестник
ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentsii-protiv-kompetentnosti (дата
обращения: 28.01.2023).
28. Короленко А.В. «Время на детей»: ресурсные возможности современных родителей / А.В. Короленко, О.Н. Калачикова // Социальное пространство. 2019. № 5(22). С. 1.
29. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года // утв. Минобрнауки России от 19.12.2017.
30. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. №3 (28). URL: https://clck.ru/3BF5jW(дата обращения: 28.01.2023).
31. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипо -ва Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 4. С. 120-134.
32. Кудрявцева Т.А. Организация семейного досуга в молодых семьях // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 571 -573.
33. Лахова Б.М. Компетентностный подход в современном
образовательном процессе // Colloquium-journal. 2020. №1 (53). URL:
https://clck.ru/3BF5nQ(дата обращения: 28.01.2023).
34. Лозгачева О.В., Адушкина К.В., Сысолятина Э.А. Психолого- педагогическая компетентность родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием // Педагогическое образование в России. 2019. №5. URL: https://clck.ru/3BF5oX(дата обращения: 28.01.2023).
35. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей: дис. ... канд. пед. наук: М., 2020. 159 с.
36. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: учеб. метод. Пособие. М., Берлин: Директ-Медиа, 2020. 142 с.
37. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. URL: https://clck.ru/3BF6RB(дата обращения: 18.03.2023).
38. Мирончук Е.В., Мирончук Д.Э. Понятия «компетентность» и «компетенция» в системе педагогического и общенаучного знания // Наука и школа. 2022. №5. URL: https://clck.ru/3BF6Q6(дата обращения: 28.01.2023).
39. Моисеенко Ю.О., Хоровинников А.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы определения // Вестн. Сам. гос. техн. ун -та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2012. №1 (17). URL: https://clck.ru/3BF6PY(дата обращения: 28.01.2023).
40. Мусина В.Е., Ефремов И.И. Педагогические аспекты организации досуга обучающихся // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXIV Международной научно - практической конференции. 2020. С. 12-16.
41. Новикова О.Н. Игровая деятельность человека в пространстве
виртуальной реальности // Социум и власть. 2018. №6 (74). URL:
https://clck.ru/3BF6NL(дата обращения: 17.03.2023).
42. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К.Н. Поливанова, А.А. Бочавер, К.В. Павленко, Е.В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 381 с.
43. Панкратова И.А., Ибахаджиева Л.А. Развитие родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч- технологий // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №4 (170). URL: https://clck.ru/3BF6Mg(дата обращения: 28.01.2023).
44. Педагогический словарь: словарь / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. Москва: ИНФРА-М, 2022. 224 с.
45. Погодина Е.К. Формирование психолого-педагогической
компетентности родителей, учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4 (44). URL:
https://clck.ru/3BF6Lu(дата обращения: 28.01.2023).
46. Прохоренко Е.О. Психолого-педагогическая характеристика
феномена «родительская компетентность» // Проблемы современного образования. 2021. №5. URL: https://clck.ru/3BF6VH(дата обращения:
28.01.2023).
47. Руденко К.А. Игровая культура народов Среднего Поволжья в эпоху
Волжской Булгарии // Вестник КазГУКИ. 2017. №3. URL:
https://clck.ru/3BF6UT(дата обращения: 19.03.2023).
48. Сапоровская М.В., Екимчик О.А., Опекина Т.П. Близкие отношения:
теоретический обзор исследований и концептуализация модели // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2021. №4. URL: https://clck.ru/3BF6SN(дата обращения: 17.03.2023).
49. Сидорова Т.В. Родительское просвещение в современной школе: опыт социального партнерства // Воспитание школьников. 2020. №1. С. 40-45.
50. Сычев А.А. От игры к доверию: роль игровых практик в формировании социального капитала // Этическая мысль. 2018. №2. URL: https://clck.ru/3BF6TJ(дата обращения: 17.03.2023).
51. Тельнова Ж.Н., Ожогова Е.Г. Родительская компетентность в области современной детской игрушки и игры // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3. URL: https://clck.ru/3BF6Hy(дата обращения: 28.01.2023).
52. Торпой И.Л., Молчанов С.Г. Активизация участия педагогов во внедрении новых форм работы с родителями // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. №5 (158). URL: https://clck.ru/3BF6HH(дата обращения: 28.01.2023).
53. Тращенкова С.А. Педагогические стратегии развития межпоколенных взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах: дис. ... д-ра пед. наук: Великий Новгород, 2019. 391 с.
54. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. М.: «Прометей», 2020.
55. Черняк Е.М. Семьеведение. М.: Дашков и К, 2020. 288 с.
56. Шипилина Л.А. Проблемы реализации компетентностно -
ориентированного образования в методологическом контексте // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №3 (93). URL:
https://clck.ru/3BF6Fu(дата обращения: 28.01.2023).
57. Шнейдер Л.Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер, М.С. Рогач. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 576 с.
58. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
59. Arnaudo M. Storytelling in the Modern Board Game. McFarland, 2018.
60. Gibson, D.R. 2003. Participation shifts: Order and differentiation in group conversation // Social forces Vol. 81(4). P. 1335-1380.
61. Parlett D. History of board games. Random House (USA), 2018. 400 p.
62. Rogerson, M. J., & Gibbs, M.: Finding time for tabletop: Board game play and parent-ing // Games and Culture, 2018. Vol. 13(3). P. 280-300.