Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №167557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие поведения и культуры поведения в педагогике и
психологии 6
1.2. Особенности процесса формирования культуры поведения старших
дошкольников 8
1.3. Основные педагогические условия формирования культуры
поведения старших дошкольников 13
1.4. Чтение художественной литературы как одно из важнейших
педагогических условий формирования культуры поведения старших дошкольников 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 22
2.1. Описание методов диагностики сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики сформированности культуры поведения старших дошкольников 22
2.2. Описание комплекса мероприятий, направленных на формирование
культуры поведения детей 6 - 7 лет 49
2.3. Анализ эффективности формирующих мероприятий 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 80


Актуальность проблемы - формирования культуры поведения детей необычайно возросла в последнее время. Изменение социально¬экономических и политический условий последних десятилетий повлекло за собой и изменение морали, нравственных ориентиров и норм поведения в социуме.
На смену советскому воспитанию с его четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, пришел сначала хаос перестройки, а затем постепенно начало формироваться общество смешанных ценностей, где, с одной стороны, пропагандируется патриотизм, гражданственность, демократия, а с другой - культ коммерции, частной собственности, развлечений и легких путей достижения желаемого. Совершенно логично, что в подобной среде у детей наблюдается искажение представлений о доброте и справедливости, повышение агрессивности, снижение мотивации к учебе и другие тревожные признаки деградации личности.
Резкое снижение культуры поведения - еще одно печальное следствие отсутствия грамотной системы воспитания подрастающего поколения. Одной из причин такого снижения можно назвать тенденцию к замене чтения компьютерными играми, интернетом и мультфильмами. При этом персонажи многих современных игр и мультфильмов, как правило, не отличаются высокими нравственными и духовными стремлениями. Их поступки зачастую сомнительны, поведение эксцентрично и вызывающе, цели примитивны, а методы их достижения безнравственны.
Ребенок же дошкольного возраста особенно восприимчив к усвоению нравственных норм, ценностей и правил поведения. Именно поэтому так важно не упустить этот сензитивный период для формирования такой культуры поведения, которая позволит ребенку вырасти достойным и уважаемым членом общества, научит его культурно общаться не только с близкими и знакомыми, но и с незнакомыми людьми.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность, послужили основанием для определения темы исследования «Педагогические условия формирования культуры поведения детей 6-7 лет».
Цель исследования - на основе теоретического анализа научной литературы выделить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры поведения детей 6-7 лет.
Объект исследования - формирование культуры поведения детей 6-7 лет.
Предмет исследования - влияние специально организованных педагогических условий на формирование культуры поведения детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - формированию культуры поведения у детей 6-7 лет будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- опора на специально подобранные детские художественные
произведения, отражающие нормы культурного поведения,
- использование метода этической беседы, формирующей ценностное отношение к нормам культурного поведения,
- включение детей в различные виды деятельности, побуждающие их взаимодействовать на основе норм культурного поведения.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую литературу по проблеме формированию культуры поведения детей 6-7 лет.
2. Выявить сущность и основное содержание понятий «культура поведения», «культура общения», «культура деятельности».
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности основных компонентов культуры поведения детей 6-7 лет.
4. Выделить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры поведения детей 6-7 лет.
5. С помощью контрольного эксперимента проверить эффективность педагогических условий формирования культуры поведения детей 6-7 лет.
Исследование проводилось на базе детского сада с. Новоселово.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- критический анализ источников (конкретных произведений детской художественной литературы);
- наблюдение за поведением детей;
- анализ фактического материала (протоколов наблюдения).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность вопросов, связанных с формированием и развитием навыков культурного поведения детей и подростков всегда была высока. Особенно она возрастает в периоды экономических, социальных и политических перемен в обществе, когда ценности нормы и морали отходят на второй план в связи с более насущными проблемами. Тем не менее, именно в такие периоды очень важно обращать внимание на то, как происходит усвоение младшим поколением культурным норм общества, поскольку эти нормы и правила являются основой стабильности функционирования социума.
В данной работе мы постарались отобразить существующие в настоящее время тенденции к пониманию самого термина «культура поведения», а также выявить условия и предпосылки его формирования у старших дошкольников, так как именно старший дошкольный возраст, по мнению многих исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения правил, норм и ценностей общества.
Нами было изучено понятие культуры поведения, в работе под ним мы понимали совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В практической части исследования была проведена диагностика уровня сформированности культуры поведения у детей старшего школьного возраста. В результате диагностики мы пришли к выводу, что большинство детей не имеют уровня культуры поведения, соответствующего их возрасту, а, следовательно, необходимо проведение мероприятий, целью которых является повышение уровня культуры поведения. В связи с этим в третьей главе настоящей работы мы рассматривали основные педагогические условия для проведения таких воспитательных мероприятий, к ним относятся:
- активное участие родителей (семьи);
- культура поведения и общения воспитателя;
- соблюдение принципов единства и целостности воспитательного процесса, сочетания требовательности с уважением и доверием к детям, а также принципа систематичности и последовательности;
- использование таких методов работы, как чтение художественной литературы, этические беседы, развивающие и ролевые игры, наблюдение за поведением взрослых.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута. Предложенные в работе принципы и структура проведения этической беседы на основе чтения художественной литературы может быть использована на занятиях по формированию культуры поведения в старших группах детских садов. Мы считаем, что предложенная в работе схема подготовки и проведения этической беседы способна упростить работу воспитателю, сократить время, затрачиваемое на подготовку и сделать этические беседы с детьми более интересными и эффективными.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Академия, 1997. 400 с.
2. Аманбеккызы Ж., Ибрагимова У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1. С. 8-12
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,2002. 130 с.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПА, 1995. 212 с.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений 2-е изд. М: Издательский центр «Академия», 1997. 240 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. М.: Просвещение, 2002. 256 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- пресс, 1999. 533 с.
8. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой. М.,1992. 127с.
9. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. М.: Детство-Пресс, 2006. 243с.
10. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М.: 2000.
11. И.В. Иванова Воспитание культуры речи. // Дошкольное воспитание. 1988. №12. С. 6-12.
12. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.
13. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание, 2003. №11. С. 61-65.
14. Максимова И. В., Полянская Н. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 64-67.
15. Мельникова Н.В. Психологическая сущность нравственного
компонента личности дошкольника // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V
Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. С. 196-203.
16. Миронова Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? // Дошкольное воспитание. 2005, № 5.
17. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1985. 272 с.
18. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М., 1987. 143с.
19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. 96с.
20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. М.: Просвещение, 1979. 431 с.
21. Севостьянова Е. О. Страна Добра: социализация детей 5-7
лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 112 с.
22. Севостьянова Е.О Концепция формирования
мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №3(11), 2012. [Электронный ресурс]
www.sisp.nkras.ru(дата обращения 2.03.2017)
23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
24. Словарь по этике, 2010. [Электронный ресурс]
http://moralphilosophy.ru/pg/kul'tura povedeniya.htm (дата обращения 7.05.2017)
25. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. 2000. № 6. С. 96.
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) М.: Просвещение, 1981. 111с.
27. Трыкова О.Ю. Детская литература: основные функции,
особенности восприятия, феномен бестселлера // Материалы Информационного бюллетеня РБА, 2003. [Электронный ресурс] https://lib.1september.ru/2006/08/11.htm(дата обращения 2.04.2017)
28. Тятюшкина Я. А., Исаева И. Ю. Формирование у старших дошкольников культуры поведения как педагогическая задача // Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова Магнитогорск, Россия. 5 с.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии / М.: Просвещение, 1995. 212 с.
30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПА, 1995. 368 с.
31. Ходеева С. Ф., Логоша Г. Е., Кудрина Л. В., Кислинская Н. П. Воспитание культуры поведения по средствам произведений художественной литературы // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 80-82. [Электронный ресурс]http://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5381/(дата обращения 5.02.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ