ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Понятия «сопровождения» в современной науке 10
1.2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в
дошкольной образовательной организации 17
1.3. Условия совершенствования психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации 28
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. Т ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.1. Изучение психолого - педагогического сопровождения родителей в
дошкольной образовательной организации 38
2.2. Опыт реализации условий совершенствования психолого¬
педагогического совершенствования в дошкольной образовательной организации 43
2.3. Анализ, интерпретация результатов исследования 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования продиктована изменениями в современном обществе, связанными с повышением требований к достижениям ребёнка со стороны родителей, которые, в свою очередь, связаны с введением стандартов образования, задаваемыми обществом.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства[1]. В этом контексте А.А. Соловьев отмечает «В этом случае, необходимо учитывать наличие парадигмальных установок, которые не только отражают специфику научного мировоззрения и миропонимания, но и формируют своеобразную модель взаимодействия в рамках образовательного пространства» [50].
Изменения, происходящие в связи с изменением ФОП ДО непростой процесс, требующий максимальной поддержки и внимания педагогов со стороны психологических и методических служб ДО. Очевидно, что педагогические работники своевременно узнают о законодательных имениях в системе образования, проходят курсы, повышают квалификацию и готовы к данным изменениям, но важно каждому педагогу найти своё достойное место в развивающейся инновационной среде, стать более гибким в образовательном процессе.
Готовность педагогов к работе в соответствие со спецификой социального заказа становится ключевым элементом в успехе проводимых преобразований. Авторы А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева определяют профессионала - педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и
воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
В рамках фундаментального документа ФОП ДО, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей. Сопровождение родителей, а также лиц их замещающих, в дошкольных образовательных учреждениях, является важным звеном в системе образования и воспитания детей и призвано помочь родителям осознать свою роль и ответственность в развитии ребенка; обеспечить единство подходов воспитания и обучения; повысить компетентность родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья; улучшить воспитательный потенциал семьи для успешного взаимодействия с ребенком.
Воспитание и образование ребенка - это сложный и ответственный процесс, который требует от родителей не только знаний и умений, но и определенных навыков общения и взаимодействия с ребенком в современных реалиях. Семье, в условиях глобальных изменений во всех сферах жизни общества, необходимо изменить свою традиционную фронтальную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии современных образовательных перемен и тем самым в условиях изменений в современном обществе сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм [60].
Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям [13].
Существующая система психолого-педагогического сопровождения призвана поддержать родителей воспитанников ДО, помочь им осознать свою ответственность за воспитание и обучение ребенка, предоставляет им возможность получить квалифицированную помощь в решении возникающих проблем, но существует потребность в поиске новых путей взаимодействия между дошкольной организацией и семьёй в контексте гуманистической парадигмы и новыми образовательными задачами ФОП ДО [9].
В дошкольной психологии усилено внимание взаимодействию двух важных институтов социализации. Вопросы оказания психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников раскрыли многие авторы. А.С. Макаренко в своих работах уделял большое внимание роли родителей в воспитании ребенка и предлагал различные методы психолого-педагогической поддержки. Л.Н. Толстой в своей педагогической деятельности уделял особое внимание роли семьи в воспитании и образовании ребенка. В.А. Сухомлинский разработал концепцию гуманистической педагогики, основанной на уважении к личности ребенка и создании условий для его развития.
Вместе с тем исследованием места и роли педагога-психолога в дошкольном образовании, а также особенностей его взаимодействия с другими участниками образовательной системы представлены в работах Л. А. Головей, И. В. Дубровиной, В. В. Зацепиной, В. А. Зенченко, Е. И. Казаковой и др. Работы вышеперечисленных авторов подтверждают необходимость организации службы психолого-педагогического сопровождения, которая в свою очередь способствует повышению качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях, позволит педагогам более эффективно взаимодействовать с родителями и учитывать их потребности и интересы при планировании и проведении воспитательно - образовательной работы.
В результате анализа существующей практики реализации психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста, а также соответствующей научной и методической литературы нами выявлены следующие противоречия между:
- значимостью психолого-педагогического сопровождения для родителей в дошкольных образовательных учреждениях как фактора формирования у родителей осознанного и ответственного подхода к воспитанию и образованию своих детей в контексте современных требований к выпускнику ДО с одной стороны и недостаточностью научных исследований по совершенствованию подходов к взаимодействию с родителями в дошкольном воспитании с другой стороны.
Из актуальности и приведенных несоответствий вытекает проблема исследования, состоящая в поиске эффективных способов психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - условия совершенствования психолого-педагогического сопровождения родителей.
Задачи исследования:
1. уточнить и конкретизировать научное представление о содержании понятия «психолого-педагогическое сопровождение»;
2. определить подходы к психолого-педагогическому
сопровождению в дошкольных учреждениях;
3. теоретически обосновать необходимость совершенствования психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации;
4. выделить и подготовить специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого-педагогического сопровождения родителей;
5. разработать способы и приемы стимулирования родителей к осознанию психолого-педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста;
6. организовать систематическую работу службы психолого-педагогического сопровождения с родителями на всех этапах решения проблем воспитания ребёнка;
7. провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: совершенствованию процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будет способствовать совокупность следующих условиях:
- наличие специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого-педагогического сопровождения родителей;
- стимулирование родителей к осознанию психолого¬педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста;
- организация психолого-педагогического сопровождения
родителей на всех этапах решения проблем воспитания ребёнка.
Методы исследования: Теоретические методы анализ, синтез, обобщение, систематизация. Эмпирические методы наблюдение, анализ документов, анкетирование, экспертный опрос, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Новизна исследования:
- Конкретизировано содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение родителей».
- Обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации, доказано, что организационно-педагогические условия в совокупности обеспечивают совершенствование психолого-педагогического сопровождения родителей: наличие специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого-педагогического сопровождения родителей; стимулирование родителей к осознанию психолого-педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста; организация психолого-педагогического сопровождения родителей на всех этапах решения проблем воспитания ребёнка.
- Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и расширении представлений о сущности, механизмах, причинах и технологиях психолого-педагогического сопровождения в дошкольных организациях, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия, которые составляют основу совершенствования психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
- Практическая значимость данного исследования заключается в научно обоснованных практических рекомендациях по организации психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольных образовательных организациях. Разработано содержание подготовки специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого¬педагогического сопровождения родителей в детском саду. Разработаны способы и приемы стимулирования родителей к осознанию психолого¬педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы, проводимой с педагогами образовательных организаций г. Красноярска. Результаты и основные идеи исследования выносились для обсуждения: на заседания кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательского семинара магистрантов программы «Управление образованием и проектный менеджмент». Опубликована статья на тему: «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации» (автор: Дарочкина А.А.) опубликована в международном журнале «Вестник науки» №12 (69) т.2, ISSN 27122-8849 (г. Тольятти, Россия) от 10 декабря 2023г.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведенное исследование по разработке и теоретическому обоснованию условий совершенствования психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации на основе изучения актуального уровня качества психолого-педагогического сопровождения позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность специалистов, взаимодействующих с сопровождаемым с целью оказания ему помощи в решении проблем. Сопровождение направлено на создание благоприятной социально-психологической среды для успешного разрешение проблем, социального и психологического развития сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей можно определить как комплексную систему организационной и психологической помощи, направленной на создание благоприятных условий развития родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, а также оптимизации детско-родительских отношений.
Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению родителей основаны на диалоге и конгруэнтности. В основе сопровождения заложены идеи субъектности, равенства и взаимного уважения, когда каждый участник сопровождения готов открыто выражать свои чувства и мысли. Доверительные отношения между педагогами и родителями, готовность к сотрудничеству и открытость дошкольного учреждения для родителей являются ключевыми факторами определяющими успешность психолого-педагогического сопровождения.
Совершенствование психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации реализуется при создании условий, ориентированных на расширение знаний специалистов службы сопровождения ДОО о методах и технологии сопровождения родителей, на разработку способов стимулирование родителей к осознанию психолого-педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста и приобретение опыта психолого-педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации.
В качестве условий, способствующих совершенствованию психолого-педагогического сопровождения родителей, выделены: наличие специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого¬педагогического сопровождения родителей; стимулирование родителей к осознанию психолого-педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста; организация психолого-педагогического сопровождения родителей на всех этапах решения проблем воспитания ребёнка.
Определены показатели эффективности психолого-педагогического сопровождения родителей, разработанные А.А. Майер, которые позволили выявить основные проблемы и недостатки в психолого-педагогическом сопровождении родителей и оптимизировать процесс сопровождения родителей.
Совершенствование психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников ориентировано на использование технологии психолого-педагогического сопровождения и предполагает:
• выделение сотрудников ДОО, в должностные обязанности которых входит осуществление психолого-педагогического сопровождения родителей; разработка и проведение для этих специалистов образовательного курса по актуализации и расширению знаний о методах и технологии сопровождения родителей;
• организация консультативно-просветительских мероприятий для родителей с целью выявления, осознания и принятия трудностей и проблем в воспитании детей на основе принципов: открытости образовательной организации для семьи; сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей; отсутствия формализма в организации работы с семьёй; создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка;
• организация целенаправленной и систематической
помощи родителям в преодолении заявленных ими проблем и трудностей воспитания ребенка на всех этапах их разрешения и вне зависимости от тяжести проблем.
Таким образом, результаты теоретического анализа и эмпирического исследования подтвердили результативность выделенных положений гипотезы, о том, что совершенствованию психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, будут способствовать следующие условия:
- наличие специалистов, способных организовать и реализовать процесс психолого-педагогического сопровождения родителей;
- стимулирование родителей к осознанию психолого¬педагогических трудностей и проблем в воспитании детей дошкольного возраста;
- организация психолого-педагогического сопровождения
родителей на всех этапах решения проблем воспитания ребёнка.
Все это свидетельствует о достижение поставленных целей и решении задач.
1. Адушкина К.В., Лозгачева, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачева // Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 2017, 166с.
2. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю. Технология субъектноразвивающего обучения студентов / Г.И.Аксенова, П.Ю.Аксенова // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах ФСИН России Сборник материалов межрегионального научно¬практического семинара с международным участием. Под общей редакцией Л.Н. Федосеевой, Н.П. Тюменевой, Т.Е. Алексеевой, 2017. С. 243- 249.
3. Алехина С.В, Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С.В.Алехин, И.В.Вачков // Сибирский педагогический журнал. № 5, 2014. С.97-104
4. Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. В. Архиреева; Акад. пед. наук СССР. НИИ общ, и пед. психологии. М., 1990. -169 с.
5. Байбородова Л.В. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.:ЮРАЙТ, 2018
6. Белоусов К.Ю, Яшина, М.Н. Развитие семейного образования в России / К.Ю.Белоусов, М.Н.Яшина // Общество: социология, психология, педагогика, 2016.
7. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С. 6-12
8. Битянова М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова, М.: СПб, 2010. - 368 c
9. Борт О.Н. Об особенностях выбора семейного образования родителями (законными представителями) в области получения альтернативного образования / О.Н.Борт // Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 29-37.
10. Вайнер М.Э. Анализ международного и российского опыта по проблеме семейного образования и воспитания / М.Э.Вайнер // Вестник РМАТ. 2014. С. 98-105
11. Вайнер М.Э. Семейное образование как инновационная образовательная практика / М.Э.Вайнер // Вестник МИТХТ. 2014. №3. С.8-13
12. Васягина Н. Н. Психология субъекта деятельности : учеб. Пособие / Н.Н.Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2007. 79 с.
13. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей / Н.Н.Васягина // Педагогическое образование в России. 2011.№3.С. 126-132
14. Васягина, Н.Н Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.],2013. 364 с.
15. Вершинина Н. А. Лагутина, Ю. В. Нормативно-правовые основы домашнего дошкольного обучения и воспитания в современной России. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. C.46-56
16. Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт. сост. Удова О.В., Коломиец Е.В. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. 156 стр.
17. Геда Н. Создаем рабочую карту домашнего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/S2P5Ep(дата обращения: 12.03.2018).
18. Глевицкая В. С. Программа психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, методическое пособие. / ВС. Глевицкая; под ред. Н.А Подымова.
Курск изд-воООО «Учитель»,2007. 124с (7,8пл).
19. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М„ «Педагогика», 1977.136 с. с ил.
20. Ермихина М. Ю. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М. Ю. Ермихина; Казан. гос. техн. ун-тим. А.Н. Туполева. Казань, 2004. 168 с.
21. Зайцева О.В. Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования / О.В.Зайцева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3.С.137-140
22. Зайцев О.В. Психолого-педагогическая характеристика родителя
как субъекта семейного образования / О.В.Зайцева // Психологические проблемы современной семьи. сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под редакцией: Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. 2015. С.310-316
23. Зайцева О.В. Социализация личности ребенка в условиях семейного образования / О.В.Зайцева // Журнал Педагогическое образование в Росии. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург. 2015.С.159-162.
24. Зайцева О.В.К вопросу о выделении критериев качества семейного образования / О.В.Зайцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.С.604-605
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. М., 2007
26. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» / Е. Казакова // Лидеры образования. - 2004. - № 9-10. С. 95-97
27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пд.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
28. Кошелева Ю.П Помощь родителям в психолого-педагогическом сопровождении детей с СДВГ / Ю.П.Кошелева // Вестник МГЛУ. Выпуск 16. 2012. С.115-123
29. Кощиенко И. В, Покровская, Л. И. Основные направления домашнего обучения за рубежом: генезис и типология / И.В.Кощиенко, Л.И.Покровская // Проблемы педагогики и психологии. 2015.№4.С.213-216
30. Кощиенко И. В, Покровская, Л. И. Семейное образование как вариативная форма обучения / И.В.Кощиенко, Л.И.Покровская // Проблемы педагогики и психологии. 2015.№4.С.187-193
31. Кухи Е.П. Семейное образование как форма получения общего образования / Е.П.Кухи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4 (10). С. 279-280
32. Майер А.А. «Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании»: Издание: Детство-Пресс; 2013г. 37с.
33. Марченко С.Е. Социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России: дис. канд. социолог. наук: Ростов-на-Дону, 2003. 138 с.
34. Материалы Круглого стола по теме «Семейное образование, всем ли оно доступно?». [Электронный ресурс]. URL: http://edconf.familypolicy.ru/read/124(дата обращения: 21.03.2018)
35. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. М., 2009.
36. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Моск. психол.соц. ин-т. М., 2006.
37. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства - М.:
Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
38. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е. Павличенко // Воспитание школьников. 2011. № 1.С. 33-41
39. Письмо от 15 ноября 2013 г. N нт-1139 / 08 об организации получения образования в семейной форме http: // school4you.ru/ pismo- semeinoeobrazovanie
40. Попова О. С. Психологическое сопровождение учащихся в процессе профессионального образования: монография / О. С. Попова; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т., М: НОУ ВПО "МПСУ", 2013. - 277 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9770-0746-7.
41. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
42. Профессиональный стандарт педагога Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
43. Пособие для учителя Казакова Е. И., Жданова М. А., Шипицына Людмила Михайловна, 2015. 56 с.
44. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под редакцией Л.М. Шипицыной. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
45. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П. С. Гуревича. М. : Владос, 2007. 800 с.
46. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы междунар. науч. конф. : в 2 т. / [редкол.: М. И. Рожков (отв. ред.), Л. Ф. Тихомирова, А. М. Ходырев]. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005 (Тип. Яросл. гос. пед. ун-та им. К.Д. Ушинского). - 29 см.; ISBN 5-87555-467-3 (в обл.)
47. Рожков М. И. Экзистенциальный подход к социальнопедагогическому сопровождению детей / Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. 2. С. 23-27.
48. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина., М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
49. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования, осознанного родительства в молодой семье: автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург 2009.
50. Соловьев А.А. «Формальное» и «реальное» образование в российской философии. 2015. №3 29с.
51. Стародубцева И.А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования: автореферат дис. канд.пед.наук: Сургут, 2008. 207с.
52. Тараканова В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В. В. Тараканова, К. А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 75-77.
53. Ткаченко И. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебн. пособие авт. сост. Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Саратов Ай Пи Эр Медия, 2017. 182 с.
54. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2006. 336 с.
55. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
56. Федина Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение
начального образования: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 131 с.
57. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галямова Ю. С. [и др.]; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб: Речь, 2005. 141 с.
58. Шульга Н.В. Особенности развития субъектности в образовательных системах / Н.В.Шульга // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 139-144.
59. Яковлев Е.В, Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогический феномен / Е.В.Яковлев, Н.О.Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 4.-2010.С.74-83
60. Якунина, А.Н. Мониторинг семейного образования: постановка проблемы. Домашнее образование / А.Н. Якунина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 3. С. 28-35.
61. Eison J. Teaching effectiveness workshop resource book / J Eison. - Cape Girardeau, MO: Center for Teaching and Learning, Southeast Missouri State University 1990.
62. lewis D. Haw to be a gifted parent: Realize your child' s full potential / D. Lewis. New York: Norton, 1979.