Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История возникновения и особенности функционирования «Детских университетов» в России и за рубежом, организации проектной деятельности школьников, на примере «Детского университета» при МБОУ СШ №22 г. Красноярска

Работа №167554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организация проектной деятельности школьников по истории в рамках ФГОС 9
Глава 2 31
2.1 «Детский Университет»: принципы организации и особенности
функционирования 31
2.2 Реализация идеи «Детского Университета» в городе Красноярске 39
2.3. Историческая сессия «Детского Университета» «На Руси святой каждый кустик свой» 44
Заключение 55
Список источников и литературы 58
Приложения 62

Актуальность темы. С наступлением новой эпохи в жизни человечества требуются и изменения самого человека, его вступления на новый уровень развития, раскрытие новых качеств и возможностей личности.
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации.
Современное образование должно дать человеку новые возможности, потому что развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умением поиска информации и работы с ней.
Актуальность данной темы обусловлена особым вниманием в педагогической науке и практике к реализации компетентностного и системного-деятельностного подходов, внедрению практико-ориентированных форм и методов обучения.
Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов, в нашей стране по-прежнему превалирует традиционное обучение, которое строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых знаний. В итоге у детей теряется любознательность, способность самостоятельно мыслить, что приводит к тому, что ребенок теряет исследовательскую активность, и в итоге практически невозможны процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития. Однако, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью жизни современного человека.
Следовательно, требованием времени является подготовка школьников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.
Цель нашей работы - выявить потенциал такой формы обучения как «Детский университет» для организации проектной деятельности школьников и создание условий для достижения результатов освоения образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю зарождения и принципы деятельности «Детских университетов» в России и за рубежом, выделить общие черты и особенности.
2. Проанализировать опыт организации проектной деятельности в «Детских университетах», в том числе «Детского университета» при МБОУ СШ №22 г. Красноярска.
3. Разработать и провести апробацию проекта исторической сессии «Детского университета» в МБОУ СШ №22 г. Красноярска с учетом возрастных психологических особенностей школьников и принципов организации проектной деятельности.
Объектом нашего исследования является деятельность «Детского университета» как формы организации проектной обучения школьников.
Предмет исследования - история возникновения и особенности функционирования «Детских университетов» в России и за рубежом, а также процесс организации проектной деятельности школьников, на примере «Детского университета» при МБОУ СШ №22 г. Красноярска.
Явление «Детский университет» в мировом образовательном пространстве возникло недавно. Поэтому специальных исследований, посвященных именно этому явлению на данный момент нет, а основная информация представлена различными интернет-ресурсами. Публикуются, главным образом, на специализированных педагогических сайтах, небольшие статьи, рассказывающие о самом явлении «детских университетов» и особенностях их работы в разных странах. Небольшие исторические очерки, общую информацию об организации и принципах деятельности детских университетов можно обнаружить на их собственных сайтах: «Детский университет» Приволжского федерального округа , «Детский университет» Волжского гуманитарного института и др.
Сбором и обобщением информации об истории детских университетов в разных странах, принципах и целях их работы занимается Европейская ассоциация «Детских университетов».
Особую группу литературы по теме составляют исследования, посвященные методу проектов и проектной деятельности, которые можно разделить на две категории:
1. Обобщающие труды о методе проектов и проектных технологиях, в которых содержится информация о том, что такое проект и проектная деятельность, типы проектов, цели, задачи, функции, требования к проекту, его структура и т.д.
Данными исследованиями занимались А.С. Сиденко, А.В. Клименко, О.А. Подколзина, Т.Д. Новикова, Т.Д. Симоненкова, Е.В. Саплина, Н.И. Шевченко и другие.
2. Труды по использованию метода проектов в преподавании истории. В них говорится о том, как лучше всего организовать проектную деятельность, как выбрать проблему исследования, каковы этапы исследовательской работы, каким может быть результат, продукт исследования, а также раскрывается опыт преподавателей истории по применению современных технологий обучения.
В этом ключе тему изучали такие исследователи как Е.Е. Вяземский, М.Л. Гольденберг, М.Т. Студенкин, Г.В. Балаян, Н.И. Шевченко и другие.
Однако в этих работах о такой форме организации проектной деятельности школьников, как детский университет, не упоминается.
Проведенный анализ литературы свидетельствует крайне слабой изученности предлагаемой темы выпускного квалификационного исследования и его теоретической новизне.
Источниковая база исследования. При написании работы были использованы различные виды источников, в частности, нормативные документы и документация образовательных учреждений: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и программа развития МБОУ СШ №22 г. Красноярска на 2016 год , в которых сформулированы планируемые результаты освоения основной образовательной программы. Это необходимо для того, чтобы выявить, формированию каких результатов будет способствовать «Детский университет» как форма организации проектной деятельности.
Более подробная характеристика результатов освоения образовательной программы по классам содержится в рабочей программе и тематическом планировании курса «История России» , а также в поурочных разработках .
В качестве источников, хоть и недостаточно информативных, для нас выступили сайты образовательных организаций, при которых существуют «Детские университеты» и самих Детских университетов, о которых упоминалось выше. Они содержат информацию главным образом организационного характера (расписание, права и обязанности студентов и родителей, контакты и другое). Программ работы и методических разработок «Детских университетов» в данных источниках не представлено.
Также при разработке исторической сессии «Детского университета» для Средней школы № 22 г. Красноярска нами использовался комплекс других разнообразных источников, включая изобразительные материалы (иллюстрации, фотографии и другие), видео материалы, объекты предметной наглядности и т.д.
В совокупности с литературой представленных источников было достаточно для решения поставленных целей и задач.
Методы исследования. В ходе написания работы нами были использованы такие методы исследования как наблюдение, эксперимент (т.е. реализация исторической сессии) и анкетирование.
Практическая значимость работы. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы как при написании обобщающих работ по истории развития «Детских университетов», так и непосредственно в школьной практике при организации подобной формы проектной и других видов деятельности школьников.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении, сравнительном анализе деятельности «Детских университетов» в России и за рубежом.
Апробация результатов исследования. Результаты нашего исследования прошли апробацию на «XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева». Также разработанный нами проект исторической сессии «Детского университета» под названием «На Руси святой каждый кустик свой» был реализован с 1 по 3 ноября 2016 года в МБОУ СШ №22 г. Красноярска.
Структура работы. Исследование состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день происходит изменение парадигмы образования. На смену традиционному обучению, которое строится на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение готовых знаний, приходит самостоятельное, творческое, исследовательское обучение, которое дает человеку новые возможности: самовоспитание, самообучение и саморазвитие.
Проектная деятельность отвечает как требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, так и тенденциям развития современного общества. А «Детский университет», как форма организации проектной деятельности, открывает перед школьниками новые возможности.
Изучив историю зарождения и принципы деятельности «Детских университетов» в России и за рубежом, мы пришли к выводу, что на данный момент такая форма работы с детьми только набирает обороты, и поэтому нет единой концепции их проведения. Хотя у «Детских университетов», существующих сейчас, есть несколько различий, например, в структуре и способах проведения, однако, у них есть и сходства. Одна из главных общих черт - это цель «Детского университета» - убедить детей в том, что наука - это не только сложно, но и ужасно интересно. Также сходством будет и то, что дети становятся более любознательными, самостоятельными, коммуникативными, творческими и не теряют интерес к обучению.
За время нашего исследования мы выделили несколько критериев, по которым можно сравнить все «Детские университеты»:
1. Преподаватели, которые проводят занятия: в Европе и в России это ведущие профессора вузов; в Красноярске - студенты вузов и преподаватели старших классов данной школы.
2. Возраст «студентов», посещающих «Детский университет»: в Европе это в основном дети от восьми до двенадцати лет; в России этот возраст варьируется от семи и до четырнадцати лет, но также в некоторых вузах проводят занятия и для детей более старшего возраста; в Красноярске в «Детский университет» преимущественно принимают детей одиннадцати-двенадцати лет.
3. Время прохождения «Детского университета»: в Европе и по России проект «Детского университета» реализуется как круглогодично, так и серией событий; в Красноярске реализация проекта проходит во время школьных каникул.
4. Формы и методы преподавания: Европа - лекции, которые отвечают на вопросы детей «Почему...?»; в России проводятся как лекции, темы которых выбирают сами профессора, так и занятия в лабораториях; в Красноярске применяется деятельностный подход к проведению лабораторий (от деятельности к знаниям).
5. Темы занятий и сессий: в Европе - детские вопросы «Почему.?»; в России - наиболее актуальные темы; в Красноярске - одна сессия посвящена конкретной теме, в течении которой дети ищут ответ на поставленную проблему.
6. Доступность: в Европе и России обучение в «Детском университете» преимущественно платное, следовательно, доступно не всем; в Красноярске в него принимают всех желающих и обучение бесплатное.
7. Итоговая работа: в Европе - получение ответа на вопрос «Почему.?»; в России - получение ответов на актуальные вопросы, исследование или разработка проекта; в Красноярске - создание макета, отвечающего цели заданной темы.
Проанализировав опыт организации проектной деятельности в «Детских университетах», в том числе и в МБОУ СШ №22 г. Красноярска, мы пришли к выводу, что такая форма отвечает всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Она помогает учащимся в достижении как предметных результатов, так и личностных и метапредметных. Основываясь на собственных наблюдениях, анализе результатов работы обучающихся, а также анкетирования педагогов- организаторов и самих учеников, можно утверждать, что участие в работе «Детского университета» способствует формированию таких компетенций как регулятивные (целеполагание, планирование, распределение функций и их выполнение, контроль своих действий и т.д.), коммуникативные (участие в презентации, сотрудничество, активность, инициативность, ориентация на партнера, лидерство и т.д.), познавательные (умение отбирать информацию, полученную из предложенных и иных источников, представлять ее в виде модели и т.д.) и личностные (самооценка и др.).
В ходе реализации проекта дети не только проявляют интерес, но также могут выявить свои способности, проявить себя в разных видах деятельности, приобрести новые знания, и что немало важно, применить эти знания на практике. Также происходит развитие их коммуникативных навыков: общение со сверстниками и преподавателями, умение договариваться и уступать.
Разработанная и реализованная нами историческая сессия «Детского университета» показала, что дети смогли достичь не только требуемых результатов по ФГОС, но также повысить свой уровень знаний и применить их на практике.



1. Программа развития МБОУ СШ №22 на 2016 г.//https: //www.sch22. org/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/
Интернет-ресурсы.
1. Волжский гуманитарный институт филиал Волгоградского государственного университета: Детский университет Волжского гуманитарного института [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //vgi2 .vol su.ru/addedu/childrens-university/
2. Детский университет Волжского гуманитарного института [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://deti.vgi.volsu.ru/
3. Детский Университет МИГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://child-uni.ru/
4. Детский университет Приволжского федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp: //childrensuniversity. ru/
5. Донской государственный технический университет: Детский
университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://donstu.ru/applicants/pre-university-training/detskiy-universitet/
6. Европейская ассоциация детских университетов [Электронный ресурс].
- Режим доступаhttps://eucu.net/
7. Изобретающая школа МБОУ СШ №22 [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps: //www.sch22 .org/
8. Казанский федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим
доступа http://kpfu.ru/imoiv/uznat-bolshe-ob-institute/tekuschie-sobytiya-
proekty/detskij -universitet
9. Политехнический музей: Университет детей в Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps: //polymus .ru/ru/education/YDetei/
10.Челябинский государственный университет: Детский университет ЧелГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http: //www.csu.ru/studying/pre-university-education/children university.aspx
11. Что такое детские университеты и как они работают [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://mel.fm
Рабочие программы и методические рекомендации.
1. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебн. Пособие для общеобразоват. организации/ А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016. - 77с.
2. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ О.Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 2015. - 192с.
Литература.
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - Москва : Просвещение, 2012.
3. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2001. - №4. С.71-72.
4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №9. - с.69-75.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002
6. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//народное образование. - 2000. - №7. - с.151-157.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008.
9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. - 2000, №4
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые информационные и педагогические технологии в системе образования. - М.:Академия, 2005
11. Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. - М.: Русское слово, 2008.
12. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. - 2003. - № 6. - с.36-44.
13. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой. - 2007. - №8. - с.3 - 6.
14. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. - М.: Владос, 2007.
15. Шевченко, Н.И. Технология обучения истории в старшей школе:
Методические рекомендации: [рассматриваются модульные технологии, проектная технология, развивающие технологии и др.]/ Н.И. Шевченко: - М.: АПКиПРО,2001.-30с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ