Введение 3
Глава I. Применение игр в образовательном процессе
1.1. Подходы к применению игр в обучении 5
1.2. Анализ опыта применения игр при обучении географии 9
Глава 2. Характеристика лесной промышленности Красноярского края
2.1. Значение лесной промышленности 15
2.2. Место лесной промышленности в хозяйстве Красноярского края 19
2.3. Географические особенности лесной промышленности .
Красноярского края 29
Глава 3. Деловая игра как метод изучения лесной промышленности
3.1. Особенности организации образовательной деловой игры 39
3.2. Деловая игра "Проблемы лесной промышленности Красноярского края» 44
Заключение 62
Список использованных источников 64
Активизация творческой, познавательной деятельности учащихся требует широкого использования проблемного обучения, которое в условиях все увеличивающегося объема информации выступает эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний и навыков. Проблемное обучение формирует самостоятельность позиции, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. Проблемное обучение способствует превращению усвоенных знаний в убеждения и выработке активной жизненной позиции.
Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра рассматривается как одна из основных активных форм учебной деятельности учащихся.
Применение деловой игры при изучении лесной промышленности России позволит внести разнообразие в методику изучения отраслей хозяйства. Игра носит проблемный характер, что позволяет развивать критическое мышление и находит связи географии с экономикой, экологией и другими науками.
Объект исследования - процесс обучения географии отраслей хозяйства.
Предмет исследования - применение игр на уроках географии при изучении лесного комплекса.
Цель исследования - разработка деловой игры по географии для 9 класса по теме «Лесной комплекс России» на примере Красноярского края.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности применения игровых технологий в образовании;
2. Дать оценку значения лесной промышленности в экономике Красноярского края;
3. Выделить проблемы лесного комплекса Красноярского края, которые могут стать основой для разработки проблемной деловой игры для обучающихся 9 класса
Методы исследования - педагогическое моделирование, наблюдение, аналитический, сравнительно - географический, статистический, картографический, исторический.
Источниками при написании выпускной квалификационной работы послужили законы Российской Федерации в сфере образования, монографии и статьи по педагогике и использованию деловых игр в образовании, школьные учебники по социально-экономической географии, методические статьи, материалы конференций, ресурсы Интернета.
Применение деловых игр нацелено на активизацию познавательной деятельности учащихся, пробуждение у них интереса к реальным проблемам страны и своей малой родины - Красноярского края, формированию такого чувства, как патриотизм, ощущение себя гражданином страны.
Для достижения данной цели была разработана деловая игра по географии для 9 класса по теме «Проблемы лесной промышленности Красноярского края».
В первой главе проведен анализ понятия «игра», целей их применения, функции игр, их виды и особенности по сравнению с другими формами обучения, структура игры, возрастные особенности обучающихся, принимающих участие в игре. Проанализирована практика применения игр на уроках географии.
Основное содержание второй главы составил анализ состояния лесной промышленности России и Красноярского края. Было выявлено, что многие проблемы лесной промышленности Красноярского края характерны и для всей страны. Главной среди этих проблем является низкая степень эффективности использования лесного сырья.
В заключительной главе дан анализ понятия «деловая игра», её структуры, этапов, содержания каждого этапа. Были определены особенности деловых игр как формы педагогических технологий, возможности применения данного метода обучения в школе. В этой же главе разработаны три игровые ситуации по лесной промышленности Красноярского края, типичные и для лесной промышленности всей страны. Наиболее важные характеристики этих ситуаций показывают, что они складываются под влиянием проблем отрасли.
Проблемы, которые затронуты в этих ситуациях, охарактеризованы с помощью значительного объёма фактического материала, найденного в специализированных источниках информации. По ходу этих сценариев обучающиеся решают задачи на определение факторов размещения предприятия, на пути решения проблем лесной промышленности Красноярского края.
Продуктом выпускной работы являются паспорт деловой игры, общая таблица с указанием основных характеристик игровых ситуаций и варианты их решения, которую учащиеся заполняют по ходу урока.
Урок-делова игра способствует активному развитию универсальных учебных действий, особенно познавательных и коммуникативных.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты . Основное общее образование [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства просвещения РФ - Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (28.06.2022).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства просвещения РФ
- Режим доступаhttps://fgos.ru/(01.07.2022).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты. Среднее общее образование. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства просвещения РФ - Режим доступаhttps://fgos.ru/fgos/fgos-soo/(25.06.2022).
4. Федеральная рабочая программа основного общего образования география (для 5-9 классов образовательных организаций) . - Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2022.
5. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
6. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
7. Алексеева М. Лесное хозяйство - дело общее. Курс на глубокую переработку древесины требует государственной поддержки//ЛесПромИнформ, 2021, №7, с. 38-40.
https://lesprominform.ru/media/ protected/joumals pdf/29233/lpi 161.pdf
8. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии. - М.: Просвещение, 1995.
9. Баришполец В. А. Анализ глобальных экологических проблем// Экология: концепции и решения. 2011, т.3. №1. С. 79-96.
10. Бордовская Н. В., Жебровская О.О., Бродская И. М. Современные образовательные технологии. - М.: КноРус, 2013.
11. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии. - Волгоград, 2006.
12. Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. ,Мокрова А. А. Применение игровых технологий в обучении студентов// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №1 (35), 2019.
13. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в современной школе.//Образование и воспитание. 2015 г. №3.С. 4-7.
14. Гордеев Р. В.,Пыжев А. В., Зандер Е. В. Лесопромышленный комплекс Красноярского края: Тенденции и перспективы развития.//Региональ-ная экономика: теория и практика.-2017, т.15,вып 1, с. 4-18.
15. Дзядко Т. Компания Глеба Франка построит два ЦБК в Сибири//Газета, №094, 18.11.2020.
16. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности.
- Л. : Ленингр. орг. о-ва "Знание", 1983.
17. Емельянова Т. В., Медяник Г. А. Игровые технологии в образовании. - Тольяттинский государственный университет, 2015.
https://innostud.am/application/library/23dbe287.pdf.
18. Зайцев В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании.- Челябинск, 2019.
19. «Красфан». Гранды сибирской фанеры. - //Леспроминфо, 2021 г., №7.
20. Красноярский край. Инвестиционный портал. -http://krskinvest.ru/
21. Красноярский краевой статистический ежегодник 2022.- Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю,Республике Хакасия и Республике Тыва. -
https://24.rosstat.gov.ru/folder/30015.
22. Костылева С. В. Тенденции развития лесопромышленного комплкса Иркутской области//Известия Байкалького государственного университета, 2018 г., т. 28, №2,
23. Лес и лесное хозяйство : учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ/ под общ. ред. А. П. Петрова. - М.: Всемирный банк, 2016.
24. Лесная промышленность Красноярского края//ЛесПромИнформ [Электронный журнал]. 2021, №7.
https://lesprominform.ru/media/ protected/journals pdf/29233/lpi 161.pdf
25. Мартемьянов В. В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. №1.
26. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение . - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
27. Мельман И. В.Лесопромышленный комплекс Красноярского края и проблема повышения его конкурентоспособности//Стратегия развития региона, 2008, №26.
28. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий.- Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1, с. 140-146 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Челябинск, , 2011
29. Национальный атлас России [Электронный ресурс] Т. 3 https: //nationalatlas .ru/tom3/284-286. html
30. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: Сайт Правительства Российской Федерации. - Работа Правительства . - Режим доступа :http: //government.ru/rugovclassifier/83 3/events/ (30.06.2022).
31. Основные компоненты социально-экономического потенциала Северного макрорайона Красноярского края.-Красноярск: Красстат, 2021 https://24.rosstat.gov.ru/news/document/136955
32. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - Москва : Рос. пед. агентство, 1996.
33. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.- М.: 1991.
34. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
35. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования:- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
36. Полат Е.С., Бухаркина М. В., Моисеева М. В. и др. Особенности организации исследовательской деятельности школьников // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1. 135-138 с.
37. Проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» [Электронный ресурс]
https://unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ppt presentations/2008/ppp/Moscow/svetlitsky2.pdf
38. Регионы-лидеры по объёмам незаконной рубки// Росийская газета, 20.08.2020.
39. Ролевые игры в географии. Учебно-методическое пособие. -Саратов: СГУ, 2015.
40. Рослесинфорг определил лидеров среди лесопромышленных компаний [Электронный журнал]//25.08.2021https://roslesinforg.ru/news/all/3892/
41. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]: - Сайт Государственного комитета Российской Федерации по статистике. - Режим доступа:https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994(30.06.2022).
42. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 39¬41
43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - . М.: Народное образование, - 1998.
44. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2х томах. Т.1. - Москва: Народное образование, 2005.
45. Статистический ежегодник. Иркутская область, 2021 г.- Иркутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, 2022.https://38.rosstat.gov.ru/folder/35281
46. Стратегия развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 г. - Красноярск, 2020.https://docs.cntd.ru/document/570796302/titles/1BNKFJ0
47. Улезкина А. В. Использование игровых приёмов при работе с картой на уроках географии.// Международный научный журнал «символ науки», № 12-1 / 2021. С. 112-116.
48. Холина В.Н. География. Углубленный уровень.10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 кн. Кн. 1 . - М. : Дрофа, 2018.
49. Шмаков С. А. Учимся, играя... — М.: ЦГЛ, 2003.
50. Электронная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]:
Сайт «Национальная энциклопедическая служба» - Режим доступа (https://didacts.ru/termin/igra.html)(10.05.2022).
51. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.