Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении программированию подростков 6
1.1. Психолого-педагогические характеристики и возрастные
особенности подростков 6
1.2. Особенности обучения программированию с использованием
современных дистанционных образовательных технологий 10
1.3. Общие сведения о массовых открытых онлайн-курсах 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Методические материалы и рекомендации по использованию массовых открытых онлайн-курсов при обучении программированию в 9 классах 22
2.1. Рекомендуемые онлайн-курсы для поддержки обучения
программированию 22
2.2. Варианты решения задач по программированию с использованием МООК 31
2.3. Методические рекомендации по использованию онлайн-курсов .. 47
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованных источников 52
Современная действительность определяется тенденцией к постоянным изменениям и трансформациям в общественных системах, в частности - в системе образования. Одно из актуальных явлений в системе образования стало появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК). МООК - это интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом для получения информации.
Стремительный рост популярности MOOK в последнее время может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, осознанием людьми ценности информации. Во-вторых, широкими возможностями доступа в Интернет. В- третьих, участие в MOOK позволяет получать знания, проверять их, а также консультироваться с преподавателем, не теряя времени. Нет необходимости уезжать в другой город или даже другую страну, для доступа к знаниям необходимо лишь желание учиться и устройство с доступом в Интернет.
Внедрение передовых образовательных технологий при создании курса, обширное применение ИКТ, внедрение способов технологии становления критического мышления, обращение к проектной технологии, готовит процесс изучения личностно и деятельно нацеленным, студент действительно становится функциональным субъектом образовательного процесса. Обучающиеся получают доступ к передовому образованию, возможность обучаться у педагогов в различных институтах мира. При формировании портфолио обучающегося сохраняются выполненные задания, отзывы и характеристика, возникает вероятность развития предстоящей научной и образовательной линии движения к трудоустройству.
Проведение курса в Интернете требует организационной и технической подготовки. Организационная подготовка, заключается в том, чтобы четко проработать материал курса, виды и формы его подачи, разработать контрольные задания, установить сроки для их выполнения, определить критерии оценки достижений слушателей и т.д. Вместе с тем, существует и техническая составляющая, которая заключается в выборе технологий и ресурсов, с помощью которых образовательный контент будет доводиться до слушателей, а также в реализации механизмов проверки выполненных заданий.
Массовые открытые онлайн-курсы, безусловно, имеют много важных положительных свойств. Они направлены на формирование у людей самостоятельности в обучении, на образование без временных рамок, возможность учиться в течение всей жизни, имеется гибкая организация обучения. Все это позволяет говорить о возможности использования МООК как дополнительного дидактического средства в процессе обучения, которое возможно использовать для получения высоких образовательных результатов.
Программирование традиционно считается одной из самых сложных линий в освоении дисциплины "информатика и ИКТ". МООК, с большим ресурсом материала технической направленности могли бы стать качественным инструментом решения данной проблемы.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании возможностей использования массовых открытых онлайн-курсов как средств дидактической поддержки обучения программированию в 9 классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - разработать комплект методических материалов, содержащий элементы массовых открытых онлайн-курсов, которые можно использовать при обучении программированию в 9 классах общеобразовательной школы в качестве средств дидактической поддержки предпрофильного элективного курса.
Объект исследования: процесс обучения программированию в 9 классах общеобразовательной школы в рамках предпрофильного элективного курса.
Предмет исследования: элементы массовых открытых онлайн-курсов как средства дидактической поддержки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические характеристики и возрастные особенности подростков и выявить особенности обучения программированию с использованием современных дистанционных образовательных технологий.
2. Конкретизировать понятие и особенности массовых открытых онлайн-курсов как потенциальных средств для дидактической поддержки занятий в школе.
3. Провести отбор и анализ доступных массовых открытых онлайн- курсов для обучения программированию в 9 классах.
4. Разработать методические материалы и рекомендации по использованию массовых открытых онлайн-курсов при обучении программированию в 9 классах.
Область применения полученных результатов: в работе предложены и обоснованы методические материалы и рекомендации по использованию массовых открытых онлайн-курсов при обучении программированию в 9 классах. Разработанные средства могут быть использованы в практике педагогической деятельности учителей информатики общеобразовательных организаций при обучении программированию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем - 54 страниц. Работа содержит 5 таблиц и 6 рисунков.
В ходе исследования нами были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. Проанализированы психолого-педагогические характеристики и возрастные особенности подростков и выявлены особенности обучения программированию с использованием современных дистанционных образовательных технологий.
2. Конкретизированы понятие и особенности массовых открытых онлайн-курсов как потенциальных средств для дидактической поддержки занятий в школе.
3. Проведен отбор и анализ доступных массовых открытых онлайн- курсов для обучения программированию в 9 классах.
4. Разработаны методические материалы и рекомендации по использованию массовых открытых онлайн-курсов при обучении программированию в 9 классах.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
1. Андреев, A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология Учебник для вузов/Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2018. 524 с.
4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое
пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., доп. -М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011. 479 с.
5. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образования в России. - 2013. - №3. - с. 148¬155.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. С. 244-268
7. Гаевская, Е.Г Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: учебное пособие / Е.Г. Гаевская-СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 с.
8. Дистанционное обучение: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. 192 с.
9. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия, 2015. - №4(56). - С.97-102.
10. Интуит. Национальный открытый университет. "Продвинутые"
алгоритмы для школьников. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.intuit.ru/studies/courses/975/311/info (Дата обращения:
18.05.2018г.)
11. Интуит. Национальный открытый университет. Алгоритмизация.
Введение в язык программирования С++. URL:
https://www.intuit.ru/studies/courses/16740/1301/info (Дата обращения:
19.05.2018г.)
12. Лапёнок М.В. Информационная среда дистанционного обучения как средство развития классно-урочной формы в общеобразовательной школе. Педагогическое образование в России, 2011. - № 3. - С. 147 - 155.
13. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / Человек и образование, 2015. - №1 (42). - С.105-108.
14. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития - 11¬е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2013. 608 с.
15. Общая педагогика [Электронный ресурс]. URL:
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_4.html#p6(дата обращения: 18.05.2018)
16. Основы открытого образования Т.1 /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. 168с.
17. Петренко М.А. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационный способ развития дистанционного образования / М.А. Петренко, Ю.И. Шишкина. редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» № 2 (6), 2016. С. 189-192
18. Пинчукова М.В. Подготовка учителей-предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе. Информатика и образование, 2013. С. 67 - 74.
19. Полат, Е.С., Буханкина, М.Ю., Моисеева, М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.
20. Рыженков А.В., Дашковский В.А., Винник М.А. Массовые открытые онлайн курсы и российская система образования/ВестникМосковского университета. Серия 20: Педагогическое образование. Изд-воМоск. ун-та, 2016. 27с.
21. Семенов В.И., Казанцева Я.Н. Массовые открытые онлайн курсы как новый формат образования / Современные проблемы науки и образования, 2017. №6.
22. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Методологические аспекты использования ИКТ в учебном процессе /Современные проблемы физико-математического образования: теория и практика: всерос. коллект. моногр. / под ред. И.Г. Липатниковой Екатеринбург: УрГПУ; Изд-во АМБ, 2012.
23. Смирнов, С.А. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России, 2012. - № 6. - С. 113-124.
24. Сокольская М.А. О методах обучения основам параллельного программирования будущих учителей информатики. / Инновации в непрерывном образовании, 2012. №4.
25. Сокольская М.А. О содержании специального курса «Введение в параллельное программирование».// Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества: сборник докладов региональной научно-практической конференции. Красноярск: СФУ, 2009. С. 123 - 125.
26. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, 2015. - №2. - С.1-7.
27. Хуторский, A.B. Научно-педагогические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование, 2001. - №2. - С. 30-35.
28. Штерн В. "Серьезная игра" в юношеском возрасте /Вильям Штерн. - Москва / Сост. М.К. Павлова. Москва : АНО ПЭБ, 20012. С. 62-69.
29. Штерн В. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / ред. В.С. Мухина, Москва : Академия, 2013. 624 с.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 384 с.