Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Возрастные особенности развития старших школьников 5
1.2. Понятие об универсальных учебных действиях и их видах 10
1.3. Особенности формирования универсальных учебных действий на
уроках по физической культуре 15
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
1.1. Организация исследований 22
1.2. Методы исследований 23
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧЕНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВОЛЕЙБОЛ» 26
3.1. Содержание работы по формированию регулятивных УУД на
уроках по физической культуре обучающихся старшей школы при
изучении раздела «Волейбол» 26
3.2. Анализ результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
Актуальность исследования. Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом от 17.05.2012 № 413 является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), сегодня именно им придается огромное значение. Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия".
УУД это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Цель исследования: разработка и экспериментальное апробирование системы методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры учеников старшей школы при изучении раздела «Волейбол».
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий учеников старшей школы на уроках по физической культуре».
2. Проанализировать уровень сформированности у учеников старшей школы регулятивных универсальных учебных действий на уроках по физической культуре.
3. Определить методику формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников старшей школы на уроках по физической культуре средствами волейбола и экспериментально обосновать ее эффективность.
Объект исследования: процесс формирования универсальных
учебных действий учащихся старшей школы на уроках по физической культуре.
Предмет исследования: методы и приемы формирования
регулятивных учебных действий на уроках физической культуры старших классов при изучении раздела «Волейбол».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективному формированию регулятивных универсальных учебных действий будет способствовать:
акцентированное применение подвижных и спортивных игр при изучении раздела «Волейбол»;
- определена методика формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников старшей школы на уроках по физической культуре с применением средств волейбола.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Методы математической статистики.
Проведение анализа литературных источников по теме «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий учеников старшей школы на уроках по физической культуре» показало, что для формирования универсальных учебных действий на уроках по физической культуре будет способствовать применение различных подвижных и спортивных игр, а также использование соревнований или эстафет с усложненными заданиями. После проведения состязаний, отмечается лучшая группа с позиции организации, взаимопонимания или сплоченности. Возможности реализации современных образовательных технологий формирования УУД на уроках физической культуры технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует у учащихся потребность в индивидуальном физическом развитии, физической и двигательной подготовленности, а также отражает запросы школьников в физическом самосовершенствовании.
Перед проведением педагогического эксперимента нами проведен анализ сформированности у участников педагогического эксперимента регулятивных универсальных учебных действий. Для оценки эффективности нашей экспериментальной работы нами применялись тестовые упражнения «Корректурная проба» (объем внимания) и «Корректурная проба» (концентрация внимания). Данные тестовые упражнения позволяют оценить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Между контрольной и экспериментальной группой на начало эксперимента мы не наблюдаем достоверных различий в полученных результатах, что говорит о том, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень развития исследуемых нами показателей: «Объем внимания» и
«Концентрация внимания».
В содержание уроков по физической культуре в экспериментальной группе нами были внесены следующие изменения: преимущественно использовались игровые задания, а именно спортивные, психотехнические и подвижные игры. Нами разработан комплекс средств волейбола, которые были внедрены в учебный процесс экспериментальной группы. Основным отличием от контрольной группы было, то что приоритетной целью было то, что вместо простой подачи отдельных знаний и двигательных умений и навыков от учителя к ученику, становится формирование способностей учеников самостоятельно ставить себе учебные цели и задачи. Также ученики должны сами проектировать пути достижения цели, контролировать и оценивать свои достижения.
Применение, разработанной нами экспериментальной методики способствовало более эффективному формированию регулятивных универсальных учебных действий. После проведения педагогического эксперимента мы наблюдаем достоверный прирост результатов. В ходе проведения экспериментальной исследования нами было установлено, что спортивные игры являются эффективным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий. Нами была разработана и внедрена методика проведения уроков по физической культуре по теме «Волейбол» и внедрена в содержание в содержание уроков. Основной акцент в нашей работе мы делали на то, что урок был организован по новому, он был насыщен приемами с задачей обращения к мышлению учеников, не требовали копирования выполнения упражнений, а направляли учеников на самостоятельное решение выполнения задач.
1. Адамский, Н. В. Цели и задачи физкультурного образования школьников России и стран Европы / Н.В. Адамский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №2. - С. 17-19.
2. Айрапетьянц, Л.Р. Обучение приемам волейбола с созданием ситуации произвольного выбора способа их выполнения / Л.Р. Айрапетьянц // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 122125.
3. Алтунин, А.Ю. Использование элементов спортивного ориентирования для формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в 6-х классах / А.Ю. Алтунин // Наука-2020. - 2017. - №1. - С. 83-88.
4. Афзалова, А.Н. Формирование и оценивание образовательных результатов на уроке физической культуры / А.Н. Афзалова // Известия Тульского государственного университета. - 2020. - №3. - С. 78-81.
5. Аникеев, А.А. Формирование УУД у младших школьников / А.А. Аникеев // Теория и практика физической культуры. - Теория и практика физической культуры. - 2021. - №12. - С. 71-75.
6. Ашибоков, М.Д. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом / М.Д. Ашибоков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - №3. - С.91-94.
7. Андрийчук, Ю.Н. Влияние экспериментальной методики на функциональное состояние школьников, занимающихся в секции по волейболу / Ю.Н. Андрийчук // Педагогика, психология и медико- биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №9. - С. 37-40.
8. Газизова, Т.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе / Т.В. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №4. - С. 56-59.
9. Газизова, Т.В. Способы формирования саморегуляции обучающихся на уроках физической культуры / Т.В. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №9. - С. 78-83.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. :СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.
11. Железняк, Ю.Д. Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №10. - С. 56-58.
12. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 135 с.
13. Клещев, А.Ф. Юный волейболист / А.Ф. Клещев. - М.:
Физкультура и спорт, 2012. - 121 с.
14. Кузнецова, А.Г. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования интерактивных методов обучения на уроках физической культуры / А.Г. Кузнецова // Наука-2020. - 2019. - №8. - С. 81-85.
15. Каинов, К.А. Технология направленного формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с учащимися средних классов / К.А. Каинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №4. - С. 45-49.
... всего 47 источников